Пророк Мухаммад |
||
Аравия, которую ещё называли «выжженной землёй», представляла из себя жаркие пустыни, бескрайние песчаные долины и холмы. Безводный край. Край, где ничего не произрастало, кроме пустынной колючки, которую там называли «растительностью». Жилища арабов, если это можно было называть жилищами, больше походили на склеп, где существо под названием «человек», копошась, проводило свою скудную жизнь, питаясь финиками и гнилой водой.
Войны и междоусобицы являлись прочной основой общественного строя того времени. Мекка представляла собой храм идолов. Жители – торговцы и ростовщики, скупающие человеческие души за дирхемы и динары.
Племенной образ жизни и скотоводство, сопряжённоё с жёстким гнётом обездоленных, был неотъемлемой частью общественного строя Аравии. Духовный кризис, возникший в Аравии, был только частью того мирового духовного кризиса, одной из свидетельств которого был гнёт, разрушивший спокойствие и социальный порядок в обществе.
Та группа богачей и ростовщиков, занимавшаяся в Мекке торговлей, приобретала незаконными путями огромное состояние, эксплуатируя слабые и низшие слои общества. В действительности, ростовщичество и жёсткая эксплуатация, которую проявляли они, способствовала лишь увеличению противоречий и усиливала духовное обнищание.
Арабские племена по причине своего невежества преклонялись явлениям природы или идолам. Кааба же была превращена в языческий храм[1].
Неблагопристойные обычаи и уклад жизни уничтожал величие целой нации. Противоречащая человеческим принципам, развращённость арабов до Ислама, привела к следующей ситуации, о которой в истории говорится:
«Её плодами были нравственное разложение и преступность, пищей – мертвечина, лозунгом – страх, логикой – меч…»
Согласно своим ошибочным предположениям, арабы признавали более достойными и предпочтительными лишь тех, кто происходил из арабов, в ком текла арабская кровь. Точнее говоря, тогда, в эпоху первоначального невежества (джахилия)[2], хорошо знакомый двадцатому веку национализм, в своеобразной ему окраске, стал культом доисламской Аравии. Каждое племя, гордилось тем, что обладает теми или иными качествами, считая это для себя отличительным критерием.
Набеги, совершение грабежей, варварство, гнёт, агрессия, вероломство – наглядная характеристика, которую можно было бы дать арабам того времени. Убийство расценивалось ими истинной доблестью и мужеством!…
Дочь в семье означала позор, и, нередко, крайняя и унизительная бедность вынуждала араба отказаться от ребёнка, убив или же закопав живьём в могилу невинное дитя. Когда же араба-язычника возвещали о рождении дочери, от негодования лицо его становилось чёрным. Отец уединялся, и всё размышлял, как поступить с младенцем: принять на себя позор, оставив его, или же нет - зарыть живьём в землю (и тем самым не запятнать своё достоинство, ибо порой, наличие даже одной девочки в семье воспринималось предосудительным)[3].
Таким образом, исходя из вышесказанного, следует, что арабский народ проживал в глубокой трясине разврата и духовного упадка. Арабы превратились в свирепых людей и разбойников. Они, как и многие другие народы мира следовали суевериям, выдуманным и необоснованным легендам в качестве «религии».
Совершенно очевидно, что основательное преобразование подобного общества было необходимо. Но, этим движением возрождения должен был руководить божественный человек, направляемый самим Всевышним. Поскольку, только в таком случае, он способен будет избегать совершения ошибок и просчётов. На пути к достижению благоустройства общества он не будет руководствоваться корыстолюбием. Уничтожая своих личных противников, не будет преследовать свою заинтересованность, делая это под видом «фильтрации» непокорных ему элементов. Напротив, такой человек будет пытаться изменить этих людей в лучшую сторону. Он будет работать на пути Аллаха и во благо народа. Ибо, однозначно одно: вождь, лишённый моральных и нравственных качеств, не в состоянии исправить общество и вывести его к спасению. Это дано сделать исключительно божественным предводителям. Именно с помощью вдохновения свыше, они способны глубоко и всесторонне преобразовать индивидуальные и социальные аспекты жизни человека.
А теперь, настало время посмотреть на нового мирового предводителя, на его личность и изменения, которые он принёс с собой…
[1] «Нахдж аль Балага», Алламе Хои, том 2, стр. 173; «Тарих джамеи адъян», пер. Али Аскар Хикмат, стр. 479.
[2] Если вас интересует тема невежества современного мира, то прочтите персидский перевод книги «Джахилийят аль Карн аль Ишрин», написанную Мухаммадом Кутбом.
[3] Взято из священного Корана, 16:58-59; 17:31. Также был использован «Тафсир аль Мизан», том 12, стр. 294.