История пророка Мухаммада до пророчества |
|||
Рождение и детство
его светлости Мухаммада
…Мекка была погружена в темноту и тяжёлое молчание. Ни следов жизни, ни проявления деятельности. Лишь высоко в небе, луна медленно всходила из-за гор, разливая свой тусклый и нежный свет на простенькие домишки и на отдалённые от города пески.
После полуночи упоительный ветерок охватил горячие земли Хиджаза, подготавливая их на недолгое время для отдыха. В это же время, звёзды присоединились к этому бесхитростному пиршеству, придавая ему блеск, великолепие и оживление. Они смотрели вниз и улыбались жителям Мекки.
Едва забрезжил рассвет, как в том райском воздухе послышалось оживляющее пение бодрствующих и пробуждающихся рано утром птиц. Будто бы они изливали душу возлюбленному!
Наступило утро, но до сих пор в городе царило неясное молчание. Все были погружены в сон, и лишь Амина не спала. Она ощутила боль, которую ждала… Понемногу боль усиливалась… Неожиданно, она заметила в своей комнате несколько незнакомых и лучезарных женщин, от которых исходило благоухание. Роженица была поражена. Кто они? Как вошли в закрытые двери?!…[1]
Не прошло много времени, как появился на свет дорогой сердцу Амины младенец. После долгих месяцев ожидания, ранним утром, семнадцатого рабби’ аль аввала её глаза осветились рождением ребёнка.
Все были рады появлению маленького Мухаммада. Но в то же время, как младенец озарил одинокую опочивальню Амины, рядом с ней не было её молодого супруга Абдаллы. Ибо, так сложилась судьба, что по возвращению из поездки в Сирию, он умер в Медине и был там захоронен, покинув Амину навсегда[2].
Рождение Пророка Мухаммада (ДБАР) сопровождалось с рядом явлений, которые наблюдались в небе и на земле. В частности, эти явления были обнаружены на Востоке, считавшимся в то время колыбелью цивилизации.
Подобные явления представляли бы собой наибыстрейшее информационное агентство современного мира, которое предзнаменует какое-либо важное происшествие. Ввиду того, что этот младенец родился, чтобы спасти народы от разврата, духовного упадка и разложения и заложить новый фундамент во благо прогресса и процветания человечества, то уже тогда, с появлением на свет Мухаммада, в мире произошли события, побуждающие человека проснуться ото сна невежества и забвения.
Исполненный величия дворец Ануширвана, являлся фантомом вечного могущества и власти, таким был он воплощён в глазах людей. Многочисленные взоры взирали на дворец и его обладателя… Но в ту ночь, замок содрогнулся и четырнадцать зубцов его стены рухнули[3]. Неожиданно погас огонь в зораострийском храме Фарса, пламя которого горело тысячу лет[4].
В старину среди арабов имел распространение такой обычай, как вверять новорождённых детей на воспитание кормилице, проживающей в окрестностях города. Поскольку, таким образом, ребёнок не только вырастает на чистом и свежем воздухе пустыни, но также изучает самый лучший и самый подлинный арабский диалект, который можно было обнаружить только на пустынных просторах Аравии[5].
Итак, следуя этому старинному обычаю и, ввиду того, что у Амины не было молока, Абд аль Муталлиб, дед и поручитель Мухаммада намеревается нанять для своего любимого внука (единственное напоминание о сыне Абдалле), почтенную и надёжную женщину, которая заботилась бы о нём. После предварительных поисков, в качестве кормилицы, он выбирает Халиму из племени Бани Са’д, которое славилось среди арабов своей доблестью и красноречием. Халима являлась одной из самых целомудренных и благородных женщин своего времени. Она вернулась с Мухаммадом в родное племя и заботилась о нём, как о своём собственном ребёнке.
Вот уже длительное время люди племени Бани Са’д переживали засуху. Засушливые пустынные просторы, более того, лишённое влаги небо, повлекло за собой обострение их печального и бедственного положения. Но, с того дня, как Мухаммад пришёл в дом Халимы, благодать снизошла на неё: жизнь, протекавшая в нищете, теперь стала налаживаться и, бледное лицо женщины и её детей приобрели свежесть, грудь Халимы, имевшая мало молока – наполнилась. Пастбища тех краёв, где обычно паслись стада овец и верблюдов, покрылись зеленью. Тогда, как до Мухаммада этот народ переживал тяжёлые и бедственные времена.
По отношению к другим детям, Мухаммад рос быстрее, был проворнее всех в беге, а также хорошо говорил. Счастье и благополучие сопутствовали ему, что с лёгкостью понимали окружающие его люди. Харис, муж Халимы, даже сказал однажды ей: «Знаешь ли ты, что за благословенный ребенок дан нам судьбой?…»[6]
Когда Мухаммаду (ДБАР) исполнилось шесть лет, его мать Амина покидает Мекку и направляется в Медину, забрав его с собой, дабы повидать родственников. Существует также версия, что она поехала посетить могилу своего супруга Абдаллы. Но ей не суждено было вернуться. Амина умерла на обратном пути и была погребена в местечке под названием «Абва»[7].
Таким образом, Мухаммад теряет своих родителей в возрасте, когда каждый ребёнок, как никогда нуждается в отцовской любви и материнской ласке.
Подобно тому, как рождение Пророка Ислама (ДБАР) и события, следующие за ним, были удивительными и говорили о его неординарной личности, речь и поведение его светлости в детстве отличали его от сверстников, так, что даже его дед Абд аль Муталлиб оценил это и проявлял к нему глубочайшее уважение[8].
Дядя Пророка, Абу Талиб говорил: «Я никогда не видел от Мухаммада лжи и непристойного и необдуманного поступка: ни неуместного смеха, ни бесполезных разговоров. Большинство времени он проводил в одиночестве»[9].
Мухаммаду было семь лет, когда произошёл этот удивительный случай. Как-то иудеи приготовили украденную курицу и послали её Абу Талибу. Все отведали этого мяса, и только Мухаммад не прикоснулся к нему. Когда остальные хотели узнать причину, он ответил: «Мясо было запретным, а Бог уберегает меня от всего запретного…»
В другой раз иудейские раввины взяли у соседей курицу, пообещав заплатить после. Но, Пророк по-прежнему не прикасался к мясу, говоря, что сомневается в дозволенности этой пищи.
Тогда иудеи подтвердили: «Этот ребёнок обладает большим превосходством»[10].
Детство Пророка Мухаммада (ДБАР), сопровождавшееся горечью сиротства, прошло под опёкой его великодушного деда Адб аль Муталлиба и ласкового дяди Абу Талиба. Словно, эти годы, когда любая печаль, терзала его тонкую душу, были необходимым условием в дальнейшем формировании великой личности Пророка. Сирота, которому суждено было стать посланником и благодетелем, должен был с самого детства познать все горести и страдания; ему нужно было обладать чувством твёрдости и стойкости, чтобы вынести нелёгкую ношу Божественного послания. Несмотря на то, что он был лишён доброты матери и нежной любви отца, Абу Талиб, согласно завещанию своего брата, а также по настоятельной просьбе отца Абд аль Муталлиба, взял под свою заботу и защиту Мухаммада. Фактически, племянник заменял Абу Талибу сына и был памятью о брате Абдалле и об отце Абд аль Муталлибе. Абу Талиб был для Мухаммада ласковым отцом, преданным дядей и сострадательным и отзывчивым опекуном. Дядя и племянник были настолько привязаны друг к другу, что казалось, их жизни сплелись между собой неразрывной нитью. Из-за большой привязанности Абу Талиб никогда не расставался с Мухаммадом, и даже водил его с собой на такие большие базары, как: «Акказ», «Маджанна», «Зил Маджаз». Когда же Абу Талиб покинул Мекку для торговли в Сирии, то, неспособный выдержать разлуку, взял его с собой в дорогу. Сидя верхом на верблюде, Мухаммад преодолевал долгий путь в Сирию…[11]
В день, когда курайшитский караван приближался к городу Бусра[12], некий монах по имени Бахира, ведущий отшельнический образ жизни, был у себя в келье, как вдруг заметил вдали караван и облако, которое следовало за караваном и защищало его от палящих лучей солнца.
Бахира вышел из своей кельи и велел своему слуге: «Иди и скажи тем людям, что сегодня они наши гости».
Пришли все, кроме Мухаммада, оставшегося стеречь вещи. Увидев, что облако не сдвинулось с места, Бахира спросил: «Все ли путники присутствуют здесь?» - Да, кроме одного мальчика, - последовал ответ.
Монах попросил, чтобы привели мальчика, и когда тот пришёл, облако тоже последовало за ним. Бахира очень внимательно разглядывал Мухаммада и после, сказал ему: «Я спрошу тебя ради Лата и Уззы».[13]
Я ничего так ненавижу, как эти два имени, коими ты заклял меня.
Ответь тогда мне ради Аллаха.
Спрашивай.
После недолгой беседы с Мухаммадом, монах припал к его ногам и рукам и, целуя их, произнёс: «Если, дано будет мне жить в твоё время (время твоего пророчества), то я, одним из первых, буду сражаться с твоими врагами. Поистине, ты - великий человек…»
Затем, Бахира поинтересовался, кому принадлежит этот ребёнок. Ему указали на Абу Талиба, сказав, что он его отец.
У этого отрока не должно быть живого отца, - возразил Бахира.
Он сын моего брата, - признался Абу Талиб.
Тогда Бахира обратился к нему:
Этого мальчика ожидает большое будущее. Но, если иудеи увидят его и узнают то, что знаю я, они попытаются его убить. Береги его от них!
Но, что предстоит ему сделать, и какое отношение иудеи имеют к этому? – спросил Абу Талиб.
Он будет Пророком. Ангел Откровения снизойдёт к нему.
Бог не оставит его одного![14]
Несмотря на то, что Абу Талиб был одним из знатных курайшитов, но всё же денег на тяжёлые расходы его семьи было недостаточно. Мухаммад (ДБАР), достигший зрелости, был склонен заняться делом и тем самым, помочь Абу Талибу.
Но какую же профессию он должен выбрать, чтобы она соответствовала его духовному миру?
Ввиду того, что Мухаммаду предстояло стать великим Пророком и благородным предводителем, а также столкнуться с упрямыми и необузданными арабами, вести борьбу с фанатичными иудеями и неправильными традициями эпохи Невежества, заложить основы возвышенного дворца справедливости и принести в мир счастье и благополучие, то он предпочитает пастушество.
Мухаммад пас скот своих родственников и мекканцев в степях, находившихся в окрестностях города Мекки. Полученные за работу деньги, он отдавал дяде. Кроме этого, пустынные просторы, отдалённые от мирской суеты, были хорошей возможностью отдалиться от погрязшего в разврате и невежестве общества.
Нравственная чистота Мухаммада
В пору, когда в человеке вырабатываются и формируются его скрытые ранее природные инстинкты и способности, дети вступают на новую ступень – непредсказуемую и трепетную. Они видят себя в другом мире. В этот очень важный момент в жизни молодого поколения, необходимо удержать и привести в равновесие его сиюминутные желания и душевные стремления. Ибо разного вида отклонения, разврат и порочность могут поглотить молодёжь и низвергнуть её в ужасную бездну злосчастия.
Мухаммад жил в обществе, атмосфера которого была загрязнена безнравственностью. Не только молодёжь, но и преклонных годов люди Хиджаза непристойным и позорным для себя образом склонялись к распутству и половым отклонениям. Так, что в каждом переулке над некоторыми из домов развивался чёрный флаг – знак порочности, зазывая туда себе подобных развращённых людей.
Итак, Мухаммад провёл свои детские и юношеские годы в подобном низком обществе. Однако, не создав семьи до двадцати пяти лет, он всё же не попал под отрицательное влияние окружения. В этот период жизни великого Пророка Мухаммада нельзя проследить за ним даже малейшего непристойного поступка. Во всяком случае, Пророк (ДБАР) в отличие от остальных, достиг совершенства во всех моральных качествах и нравах: в великодушии, добронравии, благородстве, терпении и выдержке, честности, надёжности, добрососедстве и отклонении от пороков. В связи с этим, ещё до пророческой миссии, его величали «Мухаммадом Амином», что переводится как «верный и благонадёжный человек»[15].
И друзья, и враги соглашаются и выделяют его высокие духовные качества.
Панегирические произведения, написанные поэтами во время женитьбы Пророка на святой Хадидже, напоминают о самых прекрасных его качествах, таких как целомудренность. Обращаясь к Хадидже, поэт говорит: « …О, Хадиджа! Среди людей всего мира, ты достигла наивысшей степени, ты одна удостоилась этой чести…» (т.е. ты, единственная женщина, которая была удостоена чести супружества с Мухаммадом)[16].
Другой поэт в своих стихах, выражается следующим образом: «Если сравнить Ахмада со всеми творениями, то он превзойдёт их. Поистине, его достоинства явны для курайшитов»[17].
Хадиджа обладала чистой душой и получила религиозное воспитание. Она и до возникновения Ислама была известна под именем «Тахира» - что означает чистая, непорочная и считалась лучшей женщиной племени курайшитов.
Существует версия, что до того, как стать женой Пророка (ДБАР), её светлость Хадиджа была в браке и имела детей, однако биографы почти не упоминают о них. Причиной этого упущения является то, что в своих книгах они начинают описание жизненного пути Хадиджи лишь с того времени, как она удостоилась чести стать женой Пророка (ДБАР).
После смерти мужа Хадиджа не вступала в брак, хотя к ней сватались представители самых знатных курайшитских племён. И по милости Аллаха она удостоилась чести стать женой Посланника Бога и великого Пророка (ДБАР). Хадиджа была его первой женой и спутницей его жизни в течение 25 лет. Будучи богатой женщиной, она ежегодно снаряжала торговый караван, который по численности был равен всем курайшитским караванам вместе взятым. Для ведения торговых дел каравана она нанимала людей. Весть о благородстве Мухаммада распространилась по всему Аравийскому полуострову. Хадиджа решила предложить ему вести её торговые дела.
Однажды Хадиджа поделилась своей тайной с подругой Нафисе, сестрой Яли ибн Умайи. Она хотела, чтобы подруга поговорила с Мухаммадом на эту деликатную тему.
Ибн Са’д повествует со слов Нафисы: «Хадиджа – дочь Хувайлида ибн Абдульаза ибн Касы была женщиной весьма умной, практичной, богатой и превосходящей по благородному происхождению всех курайшитов. И все её родичи засылали к ней сватов, так как в случае её согласия к ним могло перейти большое состояние. Когда из Сирии вернулся торговый караван, которым руководил честный и благонадёжный Мухаммад, Хадиджа позвала меня к себе и сказала: «Я выбрала тебя для серьёзного дела». На что я ответила: «Я принадлежу тебе до кончиков пальцев и готова к твоим услугам». Хадиджа сказала: «Поговори обо мне с Мухаммадом». Я отправилась к Мухаммаду ибн Абдаллаху и спросила его: «Почему ты не выберешь себе жену?». Он извинился и сказал, что для создания семьи у него нет достаточных средств, на что я ответила: - Как ты поступишь, если я укажу тебе на женщину, обладающую красотой, богатством и равную тебе по происхождению?
– О ком ты говоришь?
– О Хадидже.
После этого случая прошло немного времени, и Мухаммад вместе со своим дядей Хамзой отправился свататься. Обратившись к дяде Хадиджи Амру ибн Асаду ибн Абдаллази Аль-Фахри, Хамза сказал: «Мухаммад превосходит всех молодых людей племени Курайш, по своему благородству, чести, достоинствам и уму, и он желает жениться на Хадидже…».
Итак, состоялась свадьба, свидетелями и участниками которой была вся курайшитская знать.
Пророк (ДБАР) так говорил о Хадидже: «Клянусь Богом, у меня не было жены лучше Хадиджи. В те времена, когда все были неверными, она первой приняла Ислам, когда все меня отвергали, она поверила мне. Она не пожалела для меня своего имущества...»
Великий Пророк Ислама (ДБАР), даже после смерти Хадиджи всегда с теплом вспоминал о ней.
Из рассказа ибн Аббаса: «Однажды Пророк начертил на земле четыре линии и промолвил: «Знаете ли вы, что обозначают эти линии?». Ему ответили: «Бог и Его Посланник знают больше нас». На что Пророк сказал: «Это лучшие из женщин рая: Хадиджа, дочь Хувайлида; Фатима, дочь Мухаммада; Марьям, мать Иисуса и Асия, дочь Мозахема».
В первые годы пророческой миссии курайшиты оказывали большое давление на Пророка Ислама (ДБАР) и он был вынужден переселиться и жить вместе со своими родственниками и соратниками в горном ущелье «Шаб Аби Талиб». Хадиджа последовала за ним и находилась всегда рядом с Пророком в те тяжёлые годы.
Историки пишут: «Пророк (ДБАР) и Хадиджа лишились всего своего состояния. Но, вера во Всевышнего придавала им силы переносить голод, гонения и все те трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. Все это отразилось на её здоровье. Хадиджа очень ослабела и вскоре после возвращения в Мекку, так и не поправившись, покинула этот бренный мир».
В том же году умер и дядя Пророка (ДБАР) – Абу Талиб, а так как Пророк (ДБАР) потерял самых близких и родных людей, которые были ему надёжной опорой в жизни, в истории этот год был назван годом «скорби и печали».
Клевета некоторых врагов
В начале восемнадцатого столетия христианские писатели приступили к новой фазе борьбы против Ислама. Они выпустили в свет книги, наполненные ложью об Исламе. Тем самым, эти люди стремились отдалить свой народ от Ислама и представить дорогого Посланника Аллаха (ДБАР) в нехорошем свете.
Одна из подобных фанатичных книг, написанных об Исламе, относится ещё к пятнадцатому веку. Жан Андре Маре написал грозный пасквиль под названием «Книга об отрицании религии Мухаммада». Именно эта книга стала настольной книгой врагов Ислама для написания антиисламской литературы. В связи с тем, что многие другие писатели не владели арабским языком, они использовали главным образом книгу Маре, как основной источник своих представлений об Исламе[18].
Да, действительно, многие христианские писатели, священные книги которых плохо говорят о божьих Пророках, о том, как некоторые из них, якобы, совершали прелюбодеяния[19], открыто приступили к критике Пророка Ислама, говоря следующее: «Он следовал страстям, в то время, как своим последователям давал указ не брать больше четырёх жен, тогда как сам имел больше четырёх»[20]. Одна из основных целей этих писателей заключалась в том, чтобы дав ложное представление о Пророке Ислама, посеять в сердцах несведущих людей недоверие к его личности. Использовав это, они стремились отдалить людей от исламского учения, и препятствовать распространению истины.
Но эти усердия, подобно другим их стремлениям опорочить Ислам, не имели и не имеют такого успеха, о котором они мечтают, ибо в основе их высказываний лежит ложь и ненависть к Истине. Кроме того, многие христианские ученые, имеющие меньше фанатичных устремлений, отказывались от подобного воззрения об Исламе, а некоторые другие выразили свои извинения мусульманам относительно того, что фанатики-христиане плохо отзываются об Исламе. Естественно, такие воззрения, являются профаническим воображением самих авторов и противоречат сути Ислама.
Мы убеждены, Пророки были защищены от различных ошибок и прегрешений, но для тех, кто не имеет подобных убеждений необходимо раскрыть и объяснить эту тему.
Независимые историки и исследователи, включая мусульман и христиан, приводят в своих исторических источниках следующее: «Брак Пророка Ислама не преследовал корыстных или личностных пристрастий. В противном случае, ещё в двадцатипятилетнем возрасте, когда молодость наиболее ярко отражается в желаниях человека, а плотские пристрастия более довлеют на него, Мухаммад мог жениться на многих красивых девушках того времени.
В таком возрасте большинство молодых людей имеют наибольшее желание иметь спутницу. И практически, является редкостью, когда человек, имея возможность жениться на молодой, красивой девушке, мог бы согласиться на брак с женщиной, которой более сорока лет, и молодость которой прошла в домах прежних её двух мужей».
Его светлость Мухаммад (ДБАР) в двадцатипятилетнем возрасте, имея хорошее положение в обществе, авторитет и уважение арабской знати, несмотря на то, что за него мечтали выйти замуж многие арабские красавицы, предпочёл жениться на Хадидже. Без всяких сомнений, если бы Мухаммад имел такие качества, которые ему стараются приписать враги Ислама, то непременно он не удержался бы от брака, хотя бы на одной из арабских молодых девушек.
Если кто-либо, спросит у этих господ: «В чём заключается причина того, что Посланник Аллаха расцвет своей молодости провёл с женщиной-вдовой немолодого возраста. И, наоборот, в период преклонного возраста, когда много времени занимала необходимость порядка в стране и налаживания политических отношений с другими государствами, последние десять лет своей жизни, вступает в брак. Почему именно в тот период, когда время было совсем неподходящим для брака, он женится?»
Или они не знают, что брать под покровительство женщин оставшихся без мужей, не имеющих средств существования, а также воспитание детей, оставшихся без отцов является делом великих людей?
Или они не знают, что жить с женщинами, у которых разные вкусы и поведения, не соответствует усладам и наслаждениям любого человека?
Или они не знают, что человеку, которому уже более пятидесяти лет, нелегко жить с молодой женщиной, которая ещё не имеет опыта жизни?
Его светлость Мухаммад (ДБАР) был далёк от всего того, что приписывают ему враги. Джон Диуан Прат говорит: «Возможно ли, чтобы человек, который следует своим пристрастиям и желаниям, в стране, где многоженство являлось обычным явлением, в течение двадцати пяти лет жил бы с одной и уже довольно немолодой женщиной?»[21]
Посланник Ислама после Хадиджы женился на нескольких женщинах: Сауда, Айша, Газийа, Хафса, Умм Хабиба, Умм Салама, Зейнаб бинт Джахш, Зейнаб бинт Хузайма, Меймуна, Джурия, Сафия[22].
Здесь необходимо рассмотреть причины и условия, которые стояли за такими браками. В общем, многочисленные браки Пророка Ислама были по следующим причинам:
Забота и опекунство сирот и больных. Сохранение достоинства и чести женщин, которые до этого имели уважение и почёт в обществе.
Потеряв мужа, женщина по языческим традициям была как бы неприкасаемой, и никто более не брал её в жены. В арабском обществе, жизнь и имущество такой женщины было под большой угрозой. Посланник Аллаха, нарушил эту традицию, которая с приходом Ислама оставалась незыблемой, показав тем самым, высокие права и достоинства женщины.
Одной из таких женщин была Сауда. После переселения в Эфиопию её муж погибает, его светлость Посланник Аллаха, видя тяжелое положение этой несчастной женщины, женился на ней и взял её под своё покровительство.
Зейнаб бинт Хузайма, потеряв своего мужа, оставалась перед лицом нищеты и голода. И это, несмотря на то, что она до этого была известна как помогающая другим и отзывающаяся на чужую боль. Посланник Аллаха (ДБАР), для сохранения её чести и достоинства женился на ней, возвысив ещё больше её положение среди арабского общества. Эта женщина умерла ещё при жизни Пророка.
Умм Салама, также, будучи в тяжёлом экономическом положении, после потери своего мужа, вышла замуж за Пророка Ислама и приобрела ещё большее уважение среди мусульман.
Уничтожение языческих традиций и устоев, которые были настолько сильными, что сохранялись и с приходом Ислама.
Зейнаб бинт Джахш была дочерью дяди посланника Аллаха. Она вышла замуж за Зейда ибн Хариса, приёмного сына Пророка. Этот брак наглядно показывал ложность языческой традиции о том, что классовое сословие играет какую-либо роль в супружеской жизни.
Зейнаб была внучкой Абд аль Муталлиба, который являлся одним из почетных людей среди арабской знати, в то время как Зейд был всего лишь рабом и освобожденным его светлостью Посланником Аллаха.
Зейнаб, будучи знатного происхождения, держала себя высокомерно перед Зейдом, делая жизнь своего супруга горькой и печальной. Пророк постоянно предупреждал их о том, что подобное может плохо кончиться, но результатов это не дало. В конечном итоге Зейд вынужден был дать Зейнаб развод[23].
После того, как они разошлись, Пророк по приказу Аллаха женился на Зейнаб и уничтожил другую языческую традицию, которая утверждала приёмного сына как родного и запрещала брак на жене приёмного сына[24].
Некоторые западные писатели настолько были ослеплены фанатичной враждой против Ислама, что в своих книгах писали, якобы «Мухаммад был влюблён в Зейнаб!» В действительности, эти высказывания противоречат историческим фактам и человеческому здравому смыслу. Во-первых, возникает простой вопрос, почему Посланник Аллаха не женился на Зейнаб, когда она была ещё не замужем, ведь у Пророка для этого были все условия. И потом, она была одной из его дальних родственниц, и он её хорошо знал.
Пророк женился, чтобы освободить их от рабства.
Подобно Джурийи, которая была из племени Бани Мусталак и после одержания победы мусульманами попала в плен. Посланник Аллаха женился на Джурийи дочери Хариса, предводителя этого племени. Мусульмане, узнав, что она стала женой Пророка, освободили пленных Бани Мусталак. Благодаря этому браку, более ста пленных получили свободу[25].
По политическим мотивам, для налаживания союзных договоров с предводителями племён и предотвращения нарушения договоров с их стороны. А также для укрепления обстановки внутри исламского государства. Подобно браку с Айшой, Хафсой, Умм Хабибой, Сафией, Меймуной.
А) Умм Хабиба была дочерью Абу Суфьяна, того самого Абу Суфьяна семейство, которого под его руководством вело непримиримую вражду против Пророка (ДБАР). Муж Умм Хабибы после хиджрата (переселения) в Эфиопию, отрекается от Ислама и, приняв христианство, вскоре умирает. Она переживала тяжёлые времена, её отец был самым большим врагом Ислама, и поэтому, она не могла вернуться в родительский дом. Посланник Аллаха, женившись на Умм Хабибе, взял её под своё покровительство, и с другой стороны расположил к себе род Омейядов.
Б) Сафийя, дочь Хайя ибн Ахтаба, главы племени бани Назир. После того, как мусульмане захватили в плен иудеев, Пророк (ДБАР) для сохранения чести Сафийи, заключил с ней брак, наладив хорошие отношения с самым большим иудейским племенем.
В) Маймуна была из большого племени бани Махзум. Посланник Аллаха женился на ней в седьмом году хиджры.
Большинство жен Пророка (ДБАР) были пожилого возраста, за исключением Айши. И это, пожалуй, является большим доказательством того, что женитьбы Посланника Аллаха преследовали благородные и священные цели. И всякого рода обвинения, никак не могут быть обращены к нему.
Личность Мухаммада до пророчества
Психологи убеждены, атмосфера, создающая предпосылки формирования личности, в большей степени исходит из общественной среды того или иного общества. Некоторые из них даже считают, что общественная среда наиболее важное и основное звено в формировании здорового сознания, психики и личности человека.
Именно поэтому, общество, в котором царит атмосфера религиозной и нравственной чистоты, воспитывает и непосредственно положительно влияет на каждого индивида общества. И наоборот, общество, в котором ценностью является аморальное поведение и разврат, непосредственно откладывает свой отпечаток.
На этом основании, люди, отстраняющиеся от неправедного общества, предпочитая отшельничество или одиночество, не могут быть подобны другим членам этого общества.
Необходимо сказать, что в средние века до начала пророческой миссии Мухаммада (ДБАР) арабское общество, да и весь мир в целом находились в глубоком тотальном кризисе духовной реорганизации. В частности, арабы погрязли во всеобщем разврате, который охватывал все слои общества. Наиболее отвратительным в традиции арабов было то, что они, создавая каменных идолов, поклонялись им. Социальное неравенство, достигнув невиданных масштабов, продолжало главенствовать в арабском обществе. Единственное, чего не было в среде арабов, это - справедливости.
Относительно торговли надо сказать, что настолько арабы отошли от всех рамок приличия, что даже казалось ясные моменты, как, например: мужчина, неспособный вести торговые дела по состоянию здоровья, часто считал во всём виноватой свою жену, наказывая невиновную женщину.
Вместо того чтобы приступить к исследованиям в области наук, арабы гордились своею численностью. Иногда даже для того, чтобы доказать своё превосходство в численности по отношению к другим племенам, арабы ходили на кладбища и подсчитывали своих умерших соплеменников[26].
Следование своим страстям, любовь к разврату, кровопролитие были обыденными явлениями в арабской среде.
Амр аль Кайс, известный арабский поэт, описывал в стихах свою связь с Анизой, дочерью своего дяди, абсолютно не испытывая при этом стыда. К тому же, считаясь большим поэтом среди арабов-язычников, он имел право вывешивать свои стихи на Каабу.
Именно в такое время, когда среди арабов царило распутство и невежество, это общество озарилось светом Ислама и единобожия. Ясно, Ислам никак не мог и не может сосуществовать в союзе с таким положением, в котором прибывали арабы до Ислама. Именно поэтому, одной из целей Ислама было и есть установление божественной справедливости и освобождение человека от оков заблуждения.
Пророки - создатели
общественного порядка
В то время как жители Мекки направлялись в места поклонения идолам, Мухаммад (ДБАР) направлялся в пещеру под названием Хира, что неподалёку от Мекки, для поклонения Всевышнему Аллаху - Господу миров. Его светлости Мухаммаду не пришлось учиться, но, тем не менее, он отстранялся от идолопоклонства, что делали только люди избранные, знающие и ученые.
Он по божественной милости ещё в самом начале своего жизненного пути распознал заблуждение арабов, и вопреки традициям своего народа не последовал их образу жизни[27].
Ни на одно мгновение не следовал язычеству, и даже при упоминании имени идола в его присутствии, он открыто и бесстрашно выказывал своё отвращение к ним.
Когда Мухаммаду (ДБАР) было всего двенадцать лет, монах-отшельник заклял его именами двух идолов Лата и Уззы. Он, придя в негодование, сказал: «Нет для меня ничего отвратительней, чем эти два идола»[28].
Чистота и величие нрава Мухаммада (ДБАР) были известны среди арабов. Из-за его правдивости и верности слову ему дали имя Амин, что означает верный, надёжный, именно поэтому Хадиджа доверила ему торговые дела. Его нравственные качества были настолько величественны и прекрасны, что арабы не переставали удивляться Мухаммаду.
Аммар рассказывает: «До пророческой миссии Мухаммада, мы вместе пасли овец. Как-то я предложил ему поменять пастбище. Он согласился. Рано утром, достигнув того места, я увидел Мухаммада, который уже ждал меня там, причём не давал своим овцам пастись на той полянке. Когда я спросил, почему он не пасёт своих овец, Мухаммад ответил: «Я ведь дал тебе слово, и мне не хотелось пускать на пастбище своё стадо раньше твоего»[29].
Таким образом, он воспитывался, противореча укладу и образу жизни арабов. В свою очередь, люди испытывали большую любовь и уважение к Мухаммаду (ДБАР) за его нрав. Когда у арабов бывали какие-либо трудности, они приходили к Мухаммаду, чтобы он разрешал их споры и разногласия.
Его светлости Мухаммаду (ДБАР) было тридцать пять лет, когда арабы приняли решение обновить Каабу[30]. В связи с тем, что каждое из арабских племён желало непосредственно участвовать в обновлении Каабы, каждое из племён взяло на себя ответственность по восстановлению её отдельной части. В начале Валид приступил к разборке Каабы, затем другие помогали ему в этом. Дойдя до основания, заложенного Пророком Ибрахимом, каждое племя приступило к восстановлению определённого участка.
Когда Кааба была восстановлена и осталось установить чёрный камень - «Хаджар аль Асвад», между племенами произошло разногласие, кому из племён надлежит установить камень, ибо его установление и тем самым, завершение работы посредством одного племени, было бы причиной гордости. Постепенно, эти разногласия переросли в настоящее противоборство, сыновья Абд ад-дара наполнили большую чашу кровью и, опустив в неё руки, заключили договор между собой, что будут вести борьбу до победы или же умрут на этом пути.
Разногласия продолжались около четырёх или пяти дней, после чего Абу Умайя, который был самым молодым среди курайшитов, сказал: «Мой совет вам, назначьте судьёй всякого, кто войдёт в эту дверь первым». Курайшиты согласились с мнением Абу Умайи. Тут вошёл Мухаммад. Арабы, увидев его, очень обрадовались, ибо знали, Мухаммад всегда решал справедливо. Согласившись помочь спорящим, он попросил принести материю и положить на неё черный камень. Мухаммад (ДБАР) приказал каждой из враждующих сторон взять за конец материи и поднести её к Каабе, затем он сам укрепил камень. Благодаря мудрому решению Мухаммада, была предотвращена большая рознь между племенами.
[1] «Бихар аль Анвар», том 15, стр. 325.
[2] «Камиль ат-таварих», стр. 10; «Табакат», том 1, стр. 61; «Бихар аль Анвар», том 15, стр. 125.
[3] «Бихар аль Анвар», том 15, стр. 257.
[4] Там же, стр. 258-263.
[5] «Сирее Халбие», том 1, стр. 99.
[6] «Сира», Ибн Хишам, том 1, стр. 159.
[7] Там же, стр. 168.
[8] «Бихар аль Анвар», том 15, стр. 382, 402, 366.
[9] См. там же.
[10] «Бихар аль Анвар», том 15, стр. 336.
[11] «Сира», Ибн Хишам, том 1, стр. 180.
[12] Небольшой город в Сирии.
[13] Самые почитаемые идолы мекканских язычников.
[14] «Бихар аль Анвар», том 15, стр. 193-204.
[15] «Сира», Ибн Хишам, том 1, стр. 183.
[16] «Бихар аль Анвар», том 16, стр. 74.
[17] Там же, стр. 75.
[18] «Ислам с точки зрения Вальтера», издательство второе, стр. 6.
[19] Книга Самуила 2, часть 11.
[20] Хейкель «Жизнь Мухаммада», стр. 315.
[21] «Извинения Мухаммаду и Корану», стр. 35.
[22] «Бихар аль Анвар», том 22, стр. 204.
[23] «Бихар аль Анвар», том 22, стр. 214 –218.
[24] См. Суру «Ахзаб», аят 37.
[25] «Сира», Ибн Хишам, том 3, стр. 295.
[26] «Маджма’ аль Баян», том 10, стр. 534.
[27] «Бихар аль Анвар», том 18, стр. 277 – 281.
[28] Там же, том 15, стр. 410.
[29] «Бихар аль Анвар», том 16, стр. 224.
[30] Кааба – кубическое сооружение в Мекке, основано праотцом арабов его светлостью Ибрахимом (Авраамом), в авраамической традиции Кааба - символ подлинного единобожия. В доисламский период арабы-язычники, потерявшие символическую связь с традицией Ибрахима, утеряли смысл подлинного значения Каабы.