Аят: 219

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَآ أَكْبَرُ مِن نَّفْعِهِمَا وَيَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنفِقُونَ قُلِ الْعَفْوَ كَذَلِكَ يُبيِّنُ اللّهُ لَكُمُ الآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَتَفَكَّرُونَ ﴿219﴾

1.             Они спрашивают тебя о вине и майсире. Отвечай: «И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, что же им расходовать. Отвечай: «Излишек». Так разъясняет им Аллах знамения, - может быть, вы поразмыслите.

Комментарий

В рассматриваемом аяте приводится два вопроса и ответы Господа на них. Первый вопрос касается вина и азартных игр (майсир).

Они спрашивают тебя о вине и майсире

Термин /хамр/ в арабском словаре толкуется как 'укрывание', отсюда платок, который женщина носит на голове как часть паранджи - /хиджаб/,    называется /химар/. Поскольку алкогольные напитки лишают пьющего способности различить окружающие предметы, заслоняя, по сути дела, его разум, то все они по-арабски обозначаются словом /хамр/.

Термин /майсир/ происходит от арабского корня /йуср/, передающего смысл чего-то легкого, несложного, подразумевая, что в азартной игре каждая из сторон питает стремление к легкой наживе.

В ответ на этот вопрос, задаваемый некоторыми из уверовавших, настоящий аят повелевает Пророку (ДБАР):

Отвечай: «И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей…»

Под пользой здесь, вероятно, подразумевается доход, получаемый виноделом, виноградарем и виноторговцем, а также средства, поступающие в виде налогов, таможенных пошлин и сборов, или прибыль, получаемая держателями игорных домов. Однако грех и внутренний убыток от них для человека больше, чем внешние доходы.

Ниже приводятся некоторые из пагубных последствий винопития и азартных игр, которые упоминаются в книгах толкования Корана.

1.       Сокращение срока жизни.

2.       Негативные последствия для будущего поколения, в особенности, если зачатие происходит в нетрезвом состоянии.

3.       Моральное разложение и рост числа таких преступлений, как воровство, драки, убийства, изнасилования и нарушения правил вождения на дорогах.

Один из ученых, специалистов в естественных науках, сказал: «Если бы правительства в странах с высоким потреблением алкоголя закрыли половину питейных заведений, то мы могли бы закрыть половину психиатрических больниц».

Азартные игры тоже, как известно, приводят к различным расстройствам: возникновению нервных заболеваний, апоплексии, повышенному сердцебиению, утрате аппетита и здорового цвета лица и др. Те, кому приходится иметь дело с преступностью (в некоторых странах), официально отмечают, что около тридцати процентов правонарушений связано с игорным бизнесом.

Азартные игры, кстати, оказывают очевидный негативный эффект на развитие экономики, поскольку ведут к потере игроками интереса к любой другой полезной работе.

В последние годы азартные игры были запрещены и объявлены незаконными в целом ряде немусульманских государств, не говоря уже о том, что, например, в Англии такого рода закон был принят еще в 1853 году, в Америке - в 1855 году (в некоторых штатах он до сих пор сохраняет силу), в России - 1854 году, а в Германии - в 1873 году.

Второй вопрос касается того, из чего должно состоять подаяние на благотворительные цели. Вот как повелевает Коран Пророку (ДБАР) отвечать на этот вопрос:

Они спрашивают тебя, что же им расходовать. Отвечай: «Излишек». Так разъясняет Аллах знамения, -  может быть, вы поразмыслите

В арабском толковом словаре слово /‘афв/, помимо 'прощения, амнистии', толкуется также как 'умеренность, излишек, лучшее из достояния'. Каждое из этих значений можно применить к слову /‘афв/ в рассматриваемом аяте. То есть, если вы намерены потратиться на подаяние, то соблюдайте умеренность в расходах, не раздавайте все, что у вас есть, дабы самому в последствии не стать нищим, а если вы уж решили с кем-то поделиться, то делитесь самым дорогим из вашего достояния, ибо Коран гласит: «Вы ни за что не станете благочестивыми, пока не будете тратить на подаяние то, что вам дорого» (3:92).

Пояснение

1.       Рассматривая тот или иной вопрос, нам следует быть справедливыми. В аяте нет поощрения доходов от вина и азартных игр, но вопрос этот в нем трактуется таким образом, что побуждает нас к размышленью и раздумью.

2.       Как алкоголь, так и азартные игры губительны для тела и души. И то, и другое ведет человека к падению. Вот почему они в Коране стоят рядом.

3.       Нужно стремиться сохранить разум и мир. Запрещение алкогольных напитков привело к сохранению здравомыслия и мудрости, а запрещение азартных игр способствует сохранению внутреннего мира, духовной и экономической безопасности нации.

4.       Как свидетельствуют современные исследования, с возникновением Ислама началось постепенное запрещение потребления алкоголя, пока эта мера не была окончательно внедрена во всех мусульманских обществах.

К моменту возникновения Ислама, несмотря на то, что и предшествующие Исламу религии запрещали пить вино, люди привыкли к регулярному потреблению алкоголя. Новые Божественные откровения постепенно убедили их согласиться с этим запретом. В суре Ан-Нахл (Пчелы) -  16:67 говорится: «От плодов пальм и виноградных лоз вы получаете хмельной напиток и доброе пропитание». Смысл этого высказывания в том, что из винограда можно получать как хмельной напиток, так и добрую пищу, то есть хмельной напиток не относится к доброй пище.

Затем был ниспослан этот аят, где идет речь о вине и азартных играх и говорится, что вреда от них больше, чем пользы.

И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы

При несколько иных обстоятельствах был ниспослан другой аят Священного Корана (Ан-Ниса (Женщины) - 4:43), где уверовавшим предписывалось:

Не творите молитвы, будучи пьяными…

Наконец, запрет употреблять спиртное был окончательно сформулирован  и увековечен в суре Аль-Маида (Трапеза) - 5:90, когда прозвучали Слова Всевышнего:

Опьяняющий напиток, майсир… - скверные деяния, внушаемые Шайтаном

Среди хадисов Пророка (ДБАР) и высказываний святых Имамов (ДБМ) очень много таких, где осуждается употребление хмельных напитков, а также подчеркивается незавидная судьба, ожидающая любителей спиртного в Судный день.

Так, согласно хадису, святому Пророку (ДБАР) принадлежат такие слова: «Все опьяняющие вещества запретны; проклятье Аллаха лежит на спиртных напитках, на тех, кто их производит, на их помощниках, на продавцах вина, его покупателях и раздавальщиках, а также на тех, то пользуется доходом от него, кто его грузит, разносит и потребляет».[1]


 

[1] Аль-Кафи, том 6, стр. 398.