Молитва

Виды молитв.

Время совершения ежедневных молитв.

Время утренней молитвы.

Время полуденной и послеполуденной молитвы.

Время вечерней и послевечерней молитвы.

Кибла – направление молящегося.

Одеяние молящегося.

Место молящегося.

Азан и икамат

Перевод Азана и Икамата.

Порядок совершения молитвы.

Обязательные действия молитвы.

Заповеди для обязательных частей молитвы.

Нийат (намерение)

Такбират-аль-ихрам.

Киям (положение стоя)

Кираат (чтение)

Заповеди для «кираат».

Руку’ (поясной поклон)

Суджуд (земной поклон)

Обязанности того, кто не может совершать земной поклон как обычно.

Обязательные саджда Корана.

«Ташаххуд» (свидетельство)

«Таслим» (приветствие)

«Тартиб» (порядок)

«Мувалат» (непрерывность)

«Кунут» (молитва - просьба)

«Та’киб»-ат (мольбы, после обязательных ежедневных молитв)

Действия, аннулирующие молитву.

Заповеди для действий, аннулирующих молитву.

Сомнения, возникающие при совершении молитвы.

Сомнения по поводу исполнения частей молитвы.

Сомнения, аннулирующие молитву.

Сомнения, которые не аннулируют молитву.

Сомнения, на которые не нужно обращать внимания:

Молитва-ихтият (молитва из предосторожности)

Саджда «сахв» (земной поклон из-за рассеянности)

Виды молитв

Для ознакомления с положениями и предписаниями молитвы, во-первых, напомним, что существуют обязательные и желательные молитвы. Обязательные молитвы бывают двух видов; некоторые из них являются ежедневной обязанностью, которые должны совершаться в определенное время, а некоторые совершаются иногда по особым причинам и не входят в постоянную ежедневную программу.

Время совершения ежедневных молитв

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

إِنَّ الصَّلاَةَ كَانَتْ عَلىَ الْمُؤْمِنِينَ كِتَاباً مَوْقُوتاً

«Воистину, молитва для верующих предписание в [определенное] время»[1].

Ежедневные обязательные молитвы - это пять молитв, которые в совокупности равны семнадцати рак‘атам:

 - Утренняя молитва (Салят ас-Субх) - два рак‘ата

 - Полуденная молитва (Салят аз-Зухр) – четыре р.

 - Послеполуденная молитва (Салят аль-'Аср) – четыре р.

 - Вечерняя молитва (Салят аль-Магриб) - три р.

 - Послевечерняя молитва (Салят аль-'Иша’) - четыре р.

Время утренней молитвы

Время утренней молитвы начинается от призыва (азан) к утренней молитве до восхода солнца и в течении этого промежутка времени необходимо совершить молитву, и чем ближе к азану, тем лучше.

На исходе ночи в небе появляется едва различимая вначале вертикальная светлая полоса, напоминающая лисий хвост, который своим узким концом опирается на линию горизонта. Это так называемый 'ложный рассвет'. Вскоре возникает уже вполне различимая горизонтальная полоска света, напоминающая светлую нить, соседствующую с черной нитью ночи. Она постепенно расширяется и заливает ярким светом весь небосклон, знаменуя собой окончание ночи и начало дня. Это 'истинный рассвет', и с его наступлением можно приступать к утренней молитве.

В Священном Коране сказано: «…пока не будете отличать нить белую от нити черной…»[2]

В одном из преданий говорится о том, как некий верующий по имени Удай ибн Хатам пришел однажды к Пророку (да благословит Аллах его и род его!) и рассказал, как он положил перед собой белую и черную нитки и изо всех сил вглядывался в них, но так и не увидел рассвета. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) от всей души рассмеялся и сказал: «О сын Хатама! Речь идет о белизне света дня (рассвета) и темноте ночи…».[3]

Время полуденной и послеполуденной молитвы

Время полуденной и послеполуденной молитвы начинается в полдень (по шариату) и продолжается до заката солнца.

Полдень по шариату можно определить, если палку или тому подобную вещь вертикально воткнуть в ровное место, то, при восходе солнца, ее тень будет падать в сторону заката солнца. По мере возвышения солнца, ее тень уменьшается. После полудня, тень палки переходит в сторону восхода солнца. По мере сближения солнца к закату (в стороне его восхода), увеличивается тень палки. Следовательно, становится ясно, что время, когда тень палки, уменьшаясь, дойдет до минимальной точки, и начнет увеличиваться, является полуднем по шариату.

Важность обязательных ежедневных молитв, в особенности полуденной молитвы, неоднократно подчеркивается в Коране, поскольку молитва является наиболее эффективным средством связи человека с Аллахом. В Священном Коране сказано: «Будьте внимательны к молитвам и [особенно] к средней молитве. Стойте перед Аллахом смиренно»[4].

И ни жара, ни холод, ни мирские заботы о здоровье жены или детей не должны помешать вашему исполнению этого великого долга.

Выражение /салат аль-вуста/ 'средняя молитва' подразумевают именно полуденную молитву.

Сразу же после полудня, тот отрезок времени, за который можно совершить четырехрак‘атную молитву, относится только к полуденной молитве и тот отрезок времени, который остается до захода солнца, и в котором можно совершить четырехрак‘атную молитву, относится только для совершения послеполуденной молитвы.

Время вечерней и послевечерней молитвы

Время вечерней (Магриб) и послевечерней ('Иша) молитвы начинается после захода солнца, при исчезновении на горизонте красноты, появляющаяся на востоке после заката солнца, и кончается в полночь. Сразу же после захода солнца, тот отрезок времени, за который можно совершить трехрак‘атную молитву, относится только к вечерней молитве и тот промежуток времени, который остается до полночи, и в котором можно совершить четырехрак‘атную молитву, относится только для совершения послевечерней молитвы.

Для определения времени полночи, которая является последним временем для совершения послевечерней молитвы, необходимо разделить пополам промежуток времени между заходом солнца (вечерним азаном) и рассветом (утренним азаном). Середина этого промежутка времени является полночью.

Кибла – направление молящегося

Кааба, которая находится в священном городе Мекке в «масджид-аль-харам» является киблой для мусульман. Молящиеся обязаны во время совершения молитвы обращаться лицом в сторону киблы.

Тот, кто находится вне города Мекки или вдали от него, то для него достаточно для совершения молитвы встать так, чтобы со стороны было видно, что он совершает молитву в направлении киблы.

Кибла – это символ единобожия и является эмблемой Ислама. В «Нахдж аль-балага» (проповедь 173) кибла характеризуется как 'отличительный знак' и 'знамя веры'. Идолопоклонники и те, кто поклонялся небесным светилам, в своих молитвах обращались лицом к идолам, звездам, Луне. Ислам, переступив через эти заблуждения, объявил Каабу киблой для мусульман. Таким образом, обращение в сторону Священной мечети считается признаком того, что верующий помнит о Боге. Некоторые предания упоминают, что Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) сидел, как правило, повернувшись лицом к кибле. Ахл аль-бейт, члены Святого семейства Пророка (мир им всем!), даже рекомендовали сидеть, лежать и спать, располагаясь в этом направлении. Это считается одной из форм поклонения Господу. Существуют специальные, обязательные предписания, касающиеся обращения к кибле при исполнении различных ритуалов. Например, скот, мясо которого пойдет в пищу, режут, повернув головой в сторону Каабы. Тело погребаемого мусульманина кладут головой в направлении киблы. Этого же направления придерживаются верующие и при совершении обязательных молитв. Порицается отправление естественных потребностей лицом или спиной к Каабе.

В довершение ко всему вышесказанному следует отметить, что кибла служит фактором объединения всех мусульман. Если бы мы могли подняться высоко над землей и посмотреть вниз, то увидели бы, как мусульмане всего мира пять раз в день в специально установленное время обращаются в сторону киблы. На протяжении многих веков Кааба является центром религиозных движений и революционных преобразований, включая те, что были связаны с именами Авраама и Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!). Последним в ряду этих выдающихся личностей стоит Имам Хусейн (мир ему!). И в будущем Имам Махди (да приблизит Аллах его пришествие!) начнет свой призыв именно от Каабы. Кааба – это кибла всех мусульман, которые вне зависимости от своего местонахождения должны обращаться к ней во время молитвы.

В Священном Коране сказано: «И где бы ни оказался ты, обращай лицо в сторону мечети Запретной. Вот она, Истина от Господа твоего, и ведает Аллах о том, что вершите вы[5].

Одеяние молящегося

В Священном Коране об одеянии сказано: «О сыны Адама! Ниспослали Мы вам одежды, чтобы прикрывали вы части ваши срамные…»[6].

Лица мужского пола при совершении молитвы должны прикрыть срамные части тела (аурат) и лучше, если одежда будет, по крайней мере, от пупа до колен.

Одежда лиц женского пола при совершении молитвы должна покрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног. Даже если все тело, кроме лба, будет покрыто, то это не будет создавать препятствий для совершения молитвы.

Одежда молящегося должна отвечать следующим условиям:

 - должна быть чистой (не наджисом);

 - должна быть дозволенной (с точки зрения шариата) т.е. не должна быть узурпированной;

 - не должна быть изготовлена из мертвечины; например не должна быть из кожи животного, забитого не по законам шариата, будь это даже ремень или шапка (в порядке обязательной предосторожности), не должна быть изготовлена из шкуры хищников, и даже в порядке обязательной предосторожности, не должна быть изготовлена из шкуры тех животных, чье мясо с точки зрения шариата нельзя употреблять в пищу; например не должна быть изготовлена из шкуры леопарда или лисы, если молящийся мужчина, то его одежда не должна быть вышита золотом или быть из натурального шелка.

Место молящегося

Место, где человек совершает молитву, должно отвечать следующим условиям:

 - должно быть дозволенным (не узурпированным),

 - не должно быть в движении[7], которое будет препятствием, для того, чтобы стоять, совершать поясной или земной поклон, даже в порядке обязательной предосторожности, должно быть недвижимым, так, чтобы не нарушалось спокойствие тела,

 - не должно быть тесным и с низким потолком, чтобы можно было должным образом совершать поясной или земной поклон,

 - место прикосновения лба при земном поклоне должно быть чистым,

 - если место молящегося стало наджисом, то он не должен быть на столько влажным, чтобы не намочил одежду или тело молящегося,

 - место прикосновения лба во время земного поклона, не должно быть выше или ниже на четыре пальца, от места прикосновения ног. Однако, если земля не сильно покатая, то нет препятствий для совершения молитвы,

 - в порядке обязательной предосторожности место женщины, во время молитвы, должно находиться сзади мужчины.

Азан и икамат

Желательно, перед совершением пяти обязательных ежедневных молитв, вначале провозгласить азан (призыв на молитву), а затем после него икамат (провозглашение о том, что молитва начинается).

Азан – призыв, возвещающий общине мусульман о наступлении времени той или иной обязательной молитвы

اَلله ُأَكْبَرُ

1. Аллаху акбар .....................................................4 раза.

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ

2. Ашхаду ан ля иляха илляллах ....................…2 раза.

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللهِ

3. Ашхаду анна Мухаммадан расулуллах .........2 раза.

أَشْهَدُ أَنَّ عَلِياًّ وَلِىُّ اللهِ

4. Ашхаду анна 'Алийан валийуллах[8] ........…....2 раза.

حَىَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

5. Хайа 'аля-с-салях .............................................2 раза.

حَىَّ عَلىَ الْفَلاَحِ

6. Хайа 'аля-л-фалях ....................................……2 раза.

حَىَّ عَلىَ خَيْرِ الْعَمَلِ

7. Хайа 'аля хайриль-'амаль ...........................….2 раза.

اَللهُ أَكْبَرُ

8. Аллаху акбар ...............................................…2 раза.

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ

9. Ля иляха илляллах .................................…….2 раза.

Икамат – провозглашение о том, что молитва начинается

1. Аллаху акбар ................................................2 раза.

2. Ашхаду ан ля иляха илляллах ..............…..2 раза.

3. Ашхаду анна Мухаммадан расулуллах .....2 раза.

4. Ашхаду анна 'Алийан валийуллах ........….2 раза.

5. Хайа 'ала-с-салях .........................................2 раза.

6. Хайа 'ала-л-фалях ....................................…2 раза.

7. Хайа 'ала хайриль-'амаль ............................2 раза.

قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

8. Кад камати-с-салях.................................….2 раза.

9. Аллаху акбар ...........................................…2 раза.

10. Ля иляха илляллах ..............................…..1 раз.

Перевод Азана и Икамата

Аллаху акбар - (Аллах Велик)

Ашхаду ан ля иляха илляллах - (Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха)

Ашхаду анна Мухаммадан расулуллах - (Свидетельствую, что Мухаммад-Посланник Аллаха)

Ашхаду анна 'Алийан валийуллах - (Свидетельствую, что Али-Вали[9] Аллаха)

Хайа 'ала-с-салях - (Спешите на молитву)

Хайа 'ала-л-фалях - (Спешите к спасению)

Хайа 'ала хайриль-амаль - (Спешите к благому делу)

Кад камати-с-салях - (Свершается молитва)

Аллаху Акбар - (Аллах Велик)

Ля иляха илляллах - (Нет божества, кроме Аллаха)

Порядок совершения молитвы

Молитва начинается с произнесением слов «Аллаху Акбар» и кончается словами приветствия.

Все действия, которые совершаются во время молитвы, являются или обязательными или желательными.

Обязательные действия молитвы состоят из одиннадцати частей, некоторые из них являются «Рукн»-ом, а другие не «Рукн»-ом.

Обязательные действия молитвы

1- Нийат (намерение).

2- Такбират аль-ихрам (восхваление Всевышнего словами Аллаху Акбар).

3- Киям (положение стоя).

4- Руку’ (поясной поклон).

5- Суджуд (земной поклон).

6- Кираат (чтение).

7- Зикр (упоминание).

8- Ташаххуд (свидетельство).

9- Таслим (приветствие).

10- Тартиб (порядок).

11- Мувалат (непрерывность)

Рукны - это обязательные, основные части молитвы, невыполнение которых, как намеренно, так и случайно, делают молитву недействительной. Если специально увеличить число рукнов, то молитва будет считаться недействительной, а если по забывчивости увеличить число поясных поклонов или земных поклонов[10] в одном рак‘ате, то в порядке обязательной предосторожности молитва считается неверной.

Не рукны молитвы, также являются обязательными, но если по забывчивости , уменьшить или увеличить их число, то молитва остается в силе. Если же специально не совершить или увеличить число не рукнов молитвы, то молитва аннулируется.

Заповеди для обязательных частей молитвы

Нийат (намерение)

Молящийся, должен знать, какую молитву он собирается совершить, а также он должен совершать его ради Господа миров.

Нет необходимости произносить намерение вслух. Если же намерение будет произнесено вслух, то в этом нет ничего предосудительного.

Молитва должен совершаться без всякого рода лицемерия и притворства, т.е. молитву необходимо совершать ради Аллаха. Если же вся молитва или часть ее совершится с притворством, то она аннулируется.

Такбират-аль-ихрам

Как было сказано ранее, молитва начинается со слов «Аллаху Акбар» и это называется «такбират-аль-ихрам» так, как с произнесением такбира многие из тех дел, которые ранее, до совершения молитвы были разрешены, с этого момента становятся для молящегося запрещенными. Например, во время молитвы нельзя есть, пить, смеяться и плакать (с условиями, которые будут сказаны далее).

Желательно, чтобы во время молитвы, молящийся в момент произнесения такбират-аль-ихрам, а также других такбиров, поднимал руки до уровня ушей.

Киям (положение стоя)

Молящийся, во время произнесения такбират-аль-ихрам и кираат, должен находиться в положении стоя и без движения.

Если молящийся забудет совершить поясной поклон и после кираата захочет совершить земной поклон, но перед суджудом вспомнит о пропущенном поясном поклоне, то он обязан полностью выпрямиться, затем совершить поясной поклон, а уже потом совершить земные поклоны.

Молящийся, в порядке обязательной предосторожности, в положении стоя, должен твердо опираться на две ноги, но вовсе не обязательно тяжесть своего тела возлагать на две ноги. Если тяжесть тела будет перенесена только на одну ногу, то в этом нет ничего предосудительного.

Тот, кто не может ни при каких условиях совершать молитву стоя, даже если будет опираться на трость или прислоняться к стене, то должен молиться сидя, лицом в сторону Киблы. Если же не сможет совершать молитву сидя, то должен делать это лежа.

После совершения руку, необходимо полностью выпрямиться, затем совершить земной поклон. Если молящийся специально после совершения руку’ не выпрямится, то его молитвы считается недействительными.

Кираат (чтение)

При совершении первых и вторых рак‘атов ежедневных молитв, необходимо в начале прочесть суру «Аль-Фатиха» (первая сура Священного Корана), а после нее полностью прочесть одну суру из Корана, например: суру «Ихляс» (112 -ая сура Священного Корана).

Сура Аль-Фатиха

 بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿١﴾ الْحَمْدُ ِللهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴿٢﴾ الرَّحْمَـنِ الرَّحِيمِ ﴿٣﴾ مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ ﴿٤﴾ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ إِيَّاكَ نَسْتَعِينَ ﴿٥﴾ إِهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ ﴿٦﴾ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَ لاَ الضَّالِّينَ ﴿٧﴾

Транскрипция суры «Аль-Фатиха»

Бисмилляхир-рахманир-рахим[11]. Альхамду лилляхи раббиль-а’лямин. Ар-рахмани-р-рахим. Малики йауми-д-дин. Иййака на’буду ва иййака наста’ин. Ихдина-с-сираталь мустаким. Сираталь-лязина ан’амта аляйхим гайрил-магдуби алайхим ва ля-д-даллин.

Перевод суры «Аль-Фатиха»

1) Во имя Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного. 2) Хвала [принадлежит] лишь Аллаху, Господу миров. 3) Всемилостивейшему, Милосердному! 4) Властителю Дня Суда! 5) [Лишь] Тебе мы поклоняемся и [только] Тебя просим о помощи. 6) Веди нас путем прямым. 7) Путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что вызвали Твой гнев, и не заблудших.

Сура Аль-Ихляс

 

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ. قُلْ هُوَ اللهُ أَحَدٌ ﴿١﴾ اللهُ الصَّمَدُ ﴿٢﴾ لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يُولَدْ ﴿٣﴾ وَ لَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ ﴿٤﴾

Транскрипция суры «Аль-Ихляс»

Бисмилляхир-Рахманир-Рахим. Куль хувал-Лаху Ахад. Аллаху-с-Самад. Лям йалид ва лям йуляд ва лям йакун ляху куфуван ахад[12].

Перевод суры «Аль-Ихляс»

Во имя Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного. 1) Скажи: «Он – Аллах, Единый. 2) Аллах, Вечный. 3) Не родил и не был рожден. 4) И нет никого, равного Ему.

При совершении третьего и четвертого рак‘ата молитвы необходимо читать только суру «Аль-Фатиха» или один раз прочесть «тасбихат-арба'а» (четырехкратное прославление Аллаха), но будет лучше «тасбихат-арба'а» произнести три раза.

سُبْحَانَ اللهِ وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَاللهُ أَكْبَر

Транскрипция «Тасбихат-арба'а»

«Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар».

Перевод:

«Свят Аллах, Хлава Аллаху, и нет бога, кроме Аллаха, Аллах Велик».

Заповеди для «кираат»

При совершении третьего и четвертого рак‘ата молитвы, в порядке обязательной предосторожности, суру «Фатиха» или «тасбихат-арба'а» необходимо прочесть тихо.

При совершении молитвы «Салят аз-Зухр» и «Салят аль-'Аср» кираат первого и второго рак‘ата, в порядке обязательной предосторожности, необходимо прочесть тихо.

Лица мужского пола при совершении утренней, вечерней и ночной молитвы, в порядке обязательной предосторожности, суру «Аль-Фатиха» и другую суру, в первом и во втором рак‘ате должны читать громко, а лица женского пола, при условии, если их голос не будет слышен постороннему мужчине, могут прочесть громко. Если их голос может услышать посторонний мужчина, то в порядке обязательной предосторожности, необходимо прочесть тихо.

Если кто-либо при совершении утренней, вечерней или ночной молитвы, которые необходимо совершить вслух, специально прочтет тихо, а при совершении молитвы «Салят аз-Зухр» и «Салят аль-'Аср», которые необходимо прочесть тихо, специально прочтет громко, то согласно обязательной предосторожности, его молитвы аннулируются, но если эти ошибки будут совершены по забывчивости или по незнанию, то такая молитва считается действительной.

Если во время чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры молящийся поймет, что он совершил ошибку, например, если вместо громкого чтения прочтет тихо, то нет необходимости читать прочитанное заново.

Человек должен выучить молитву так, чтобы при его совершении он не допускал ошибок. Если кто-то не в состоянии выучить наизусть всю суру «Аль-Фатиха», то должен выучить и читать то количество аятов, которое он в состоянии выучить. Однако, если число этих аятов мало, то в порядке обязательной предосторожности, необходимо при совершении молитвы присоединить к ним те аяты из Корана, которые он может выучить. Если же не в состоянии делать это, то необходимо к аятам из суры «Аль-Фатиха» присоединить тасбихат. Если кто-то не в состоянии выучить наизусть вторую суру, то нет необходимости читать что-то другое вместо этой суры и из желательной предосторожности лучше, если будет совершать общественную молитву.

Руку’ (поясной поклон)

Молящийся, обязан в каждом рак‘ате, после кираат, с намерением совершения, руку’, наклониться так, чтобы пальцы рук касались колен - это действие называется руку’. В положении руку’ обязательно произнесение зикра.

При совершении руку’ необходимо не менее трех раз произнести:

 /سُبْحَانَ اللهِ/«субханаллах» (Пречист Аллах) или всего один раз произнести:

/سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ وَ بِحَمْدِهِ/«субхана раббияль ‘азими ва бихамдих» (Пречист мой Господь, Великий и Славный) и лучше, если будут произнесены оба зикра.

Зикры следует произносить тогда, когда положение тела, при совершении поясного поклона, будет без движения.

Если кто-то специально произнесет зикр раньше того, как совершит руку’ и тело его примет устойчивое положение поясного поклона, то его молитва аннулируется.

Если же кто-то специально до завершения зикра изменит положение своего тела и выпрямится, то его молитва аннулируется.

Суджуд (земной поклон)

Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать: "Установилась для меня земля местом для земного поклона и очистителем"[13].

قَالَ رَسُولُ اللهِ (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ) جُعِلَتْ لِيَ الْأَرْضُ مَسْجِداً وَطَهُوراً

Молящийся, обязан в каждом рак‘ате молитвы, после совершения руку’, совершать два земных поклона (саджда).

Саджда - это такое положение тела молящегося, когда с намерением покорности, его лоб, ладони рук, колени, кончики больших пальцев ног, будут касаться земли. Молящийся, должен во время совершения земного поклона, произносить зикр.

При совершении саджда необходимо минимум три раза произнести «субханаллах» (свят Аллах). Также можно всего лишь один раз произнести /سُبْحَانَ رَبِّيَ الْأَعْلَى وَ بِحَمْدِهِ/«субхана раббияль а’ля ва бихамдих» (свят мой Господь, Всевышний и Славный) и лучше если будут произнесены оба зикра.

Зикры следует произносить тогда, когда положение тела, при совершении земного поклона, будет без движений.

Если молящийся намеренно произнесет зикр до того времени, как его лоб коснется земли и тело примет устойчивое положение земного поклона, то его молитва аннулируется. Однако если совершит это действие по забывчивости, то должен вторично, в состоянии спокойствия тела, произнести зикр.

Молящийся обязан, после завершения зикра первого земного поклона, сесть так, чтобы его тело было без движений и только после этого совершить второй саджда.

Если молящийся, прежде чем завершит чтение зикра, специально поднимет голову от земного поклона и выпрямится, то эта молитва будет аннулирована.

Если кто-то, при совершении зикра земного поклона, поднимет одну из семи частей тела, которые должны касаться земли при совершении саджда, то его молитва аннулируется. Если в то время, когда он не будет занят чтением зикра, поднимет одну из частей тела, кроме лба и заново опустит, то в этом не будет ничего предосудительного, кроме случая, когда спокойствие тела нарушится.

Если при совершении земного поклона, вместе с большими пальцами ног, другие пальцы ног тоже будут касаться земли, то в этом нет ничего предосудительного.

Во время совершения саджда лоб молящегося должен соприкасаться с землей или с тем, что произрастает из земли, но не на съедобное или одежду, например, можно совершить земной поклон на лист дерева.

Совершать саджда на минералы, такие как золото, серебро, агат, бирюзу не будет верным.

Если земной поклон совершается на то, что произрастает из земли и является пищей животных, как, например трава или солома, то это будет считаться верным.

Если земной поклон будет совершен на бумагу и при этом она будет изготовлена из тех вещей, на которых разрешается совершать земной поклон, например, из хлопка или льна, то в этом нет ничего предосудительного.

Лучше всего совершать саджда на землю, взятую из священной земли Кербелы, где мученически пал за веру внук Пророка Мухаммада Имам Хусейн (мир им!), который встал на защиту Ислама против деспотического режима Язида. Если не будет земли, взятой из Кербелы, то лучше совершать земной поклон на простую землю, если не будет земли, то на камень, если не будет земли и камня, то на сухое растение[14].

Если при первом саджда «турбат» (небольшая плитка, пресованной глины) прилипнет ко лбу, то его необходимо убрать со лба и положить на место, для совершения на него второго земного поклона.

Обязанности того, кто не может совершать земной поклон как обычно

Тот, кто не в состоянии при совершении саджда прикоснуться лбом земли, должен нагнуться так, как может и поставить «турбат» повыше, и так совершать земной поклон, но при этом его ладони, колени, пальцы ног обязательно должны соприкасаться земли.

Если молящийся вообще не в состоянии нагнуться для совершения саджда, то он должен сесть и делать головой знак, что совершает земной поклон, но из желательной предосторожности будет лучше, если он приподнимет «турбат» и приложит лоб к нему.

Обязательные саджда Корана

В Священном Коране есть четыре аята, после чтения вслух или непосредственного слушания которых, необходимо совершить земной поклон.

Эти аяты приведены ниже:

 - 15-ый аят суры «Ас-Саджда».

 - 37-ой аят суры «Аль-Фуссилат».

 - 62-ой аят суры «Ан-Наджм».

 - 19-ый аят суры «Аль-'Аляк».

Если молящийся забыл совершить саджда, то всякий раз, когда вспомнит об этом, должен совершить земной поклон.

Если человек услышит аят, с обязательным земным поклоном, в записи, то нет необходимости совершать саджда.

Если человек услышит с громкоговорителя аят с обязательным саджда, то необходимо совершить земной поклон.

Если человек услышит по прямой трансляции радио аят с обязательным саджда, то должен совершить земной поклон. Если же трансляция будет не прямая, а в записи, то нет необходимости совершать саджда.

Произносить зикр во время таких земных поклонов не обязательно, но желательно.

 

«Ташаххуд» (свидетельство)

Во втором и последнем рак‘ате обязательных молитв, после совершения второго саджда, молящийся должен сесть и в положении без движения прочесть «ташаххуд», т.е. должен произнести следующее:

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَ آلِ مَحَمَّدٍ

«Ашхаду анля иляха илляллаху вахдаху ля шарика ляху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулуху. Аллахумма салли 'аля Мухаммадин ва али Мухаммад». (Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Един Он, нет Ему сотоварища, и, что Мухаммад Его раб и посланник. Боже! Благослови Мухаммада и род Мухаммада!)

«Таслим» (приветствие)

В последнем рак‘ате молитвы, после произнесения «ташаххуд»-а, необходимо прочесть «Таслим» и на этом завершить молитву. То есть необходимо произнести следующее:

السَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِىُّ وَ رَحْمَةُ اللهِ وَ بَرَكَاتُهُ

«Ас-саляму 'аляйка аййухан-набиййу ва рахматул-лахи ва баракатуху» (Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение)

السَّلاَمُ عَلَيْنَا وَ عَلَى عِبَادِ اللهِ الصَّالِحِينَ

«ас-саляму 'аляйна ва 'ала 'ибадилляхис-салихин»

(Мир нам и праведным рабам Аллаха)

السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللهِ وَ بَرَكَاتُهُ

«ас-саляму 'аляйкум ва рахматуллахи ва баракатух»

(Мир вам, милость Аллаха и Его благодать).

«Тартиб» (порядок)

Молитву нужно совершать в следующем порядке «Такбират аль-ихрам, кираат, руку’, суджуд», во втором рак‘ате после суджуда чтение «ташаххуд»-а и в последнем рак‘ате после «ташаххуд»-а произнести «Таслим».

«Мувалат» (непрерывность)

 «Мувалат» - это непрерывность молитвы без ощутимых пауз или срывов сначала и до ее окончания.

Если кто-либо во время совершения молитвы сделает длительную паузу, что, по мнению других это не будет считаться совершением молитвы и при этом не будет соблюдена непрерывность, то его молитва аннулируется.

Затягивание руку’, суджуда, чтение больших сур Корана не нарушает непрерывность молитвы.

«Кунут» (молитва - просьба)

Желательно, во втором рак‘ате после чтения суры «Аль-Фатиха» и еще какой-нибудь суры Корана, до совершения руку’ совершить «кунут». Для этого необходимо поднять руки до уровня лица и произнести молитву или зикр.

При совершении кунута любой зикр достаточен, даже если произнести только зикр «субханаллах», то этих слов вполне хватит, но чаще всего читается этот аят-молитва:

رَبَّنَا آتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِى الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ

«Раббана, атина фид-дунйа хасанатан ва филь-ахирати хасанатан ва кина ‘азабан-нар».

Перевод:

«Господь наш, даруй нам добро в ближайшей и в загробной жизни и защити нас от наказания геены»[15].

«Та’киб»-ат - (мольбы, которые читаются после обязательных ежедневных молитв)

«Та’киб» - это значит быть занятым чтением зикра, молитвы или Корана, после того, как произнесли «Таслим»

Лучше, если человек будет совершать «та’киб»-ат в сторону киблы.

Из того, что более всего рекомендовано для совершения «та’киб»-ат молитвы - это тасбих , ее светлости, Фатимы Захры (да будет мир с ней), дочери Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и род его!), для этого необходимо 34 раза произнести «Аллаху Акбар», 33 раза «Аль-хамду лиллях» и 33 раза «Субханаллах». Также, желательно после каждой молитвы читать аят аль-Курси (255 аят суры Аль-Бакара) Священного Корана:

اللهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَىُّ الْقَيُّومُ لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَ لاَ نَوْمٌ لَّهُ مَا فِى السَّمَوَاتِ وَ مَا فِى الْأَرْضِ مَنْ ذَا الَّذِى يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَ مَا خَلْفَهُمْ وَ لاَ يُحِيطُونَ بِشَىْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِمَا شَاءَ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَوَتِ وَ الْأَرْضَ وَ لاَ يَؤُدُهُ حِفْظُهُمَا وَ هُوَ الْعَلِىُّ الْعَظِيمِ.

Транскрипция:

Аллаху ля иляха илля хуваль хаййуль кайум ля та’хузуху синатун ва ля наумун ляху ма фис самавати ва ма филь ард манн заллязи йашфа’у ‘индаху илля биизнихи йа’ляму ма байна айдихим ва ма хальфахум ва ля йухитуна бишай-им мин ‘илмихи илля бима шаа васи’а курсийухус самавати валь-арда ва ля йаудуху хифзухума ва хуваль ‘алийуль ‘азим.

Перевод:

Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто заступится перед Ним, иначе как с его позволения? Он знает то, что есть [и было] и что [будет] после них, и они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Престол Его объемлет небеса и землю, Ему не в тягость их охрана и Он – Всевышний, Великий!

Так же желательно после каждой молитвы читать три последние суры Священного Корана (Аль-Ихляс, Аль-Фаляк и Ан-Нас).

Вовсе необязательно чтение та’кибат на арабском языке, но лучше, если читать те молитвы, которые приводятся в книгах о молитвах.


Действия, аннулирующие молитву

С того времени, как молящийся произнесет «такбират аль-ихрам» и начнет совершать молитву, и до тех пор, пока он не завершит ее, совершение некоторых деяний, для него становится запретным. Если во время молитвы совершит одно из этих деяний, то его молитва аннулируется. Эти деяния приведены ниже:

1.                  Разговор.

2.                  Смех.

3.                  Плач.

4.                  Уклонение от киблы.

5.                  Прием пищи и питья.

6.                  Искажение вида молитвы.

7.                  Уменьшение или увеличение рукнов

Заповеди для действий, аннулирующих молитву

Разговор:

Если молящийся, специально, произнесет какое-то слово (даже если оно будет состоять из одной буквы), которое будет означать что-либо, то его молитва аннулируется.

Если молящийся по забывчивости, во время совершения молитвы произнесет слово, например, из-за невнимания, что совершает молитву, то его молитва не аннулируется. Кашель или чихание не аннулируют молитву.

Во время совершения молитвы молящийся не должен с кем-то здороваться, но если кто-то поздоровается с ним, то он обязан ответить на это приветствие в том же виде, в котором оно было произнесено, например, если скажут «Ас-Салям аляйкум», то в ответ нужно сказать «Ас-Салям аляйкум»

Смех и плач, вызванный мирскими причинами:

Если молящийся специально громко засмеется, то это аннулирует его молитву.

Улыбка не аннулирует молитву.

Уклонение от киблы:

Если молящийся, специально отвернется от киблы, так, что по мнению людей, его тело не будет направлено в сторону киблы, то его молитва аннулируется.

Если молящийся, по забывчивости или по какой-либо другой причине, во время молитвы отвернется в сторону от киблы так, что не с правой и не с левой стороны не будет иметь направление в сторону киблы, то его молитва будет неверной. Если молящийся, после совершения молитвы, но не до завершения времени, поймет, что он совершал молитву не в сторону киблы, то эта молитву нужно совершить заново, но если узнает об этом после завершения времени молитвы, то в этом нет необходимости.

Если молящийся во время совершения молитвы отвернет лицо от киблы, но его тело будет в сторону киблы, если его шея будет повернута так, что сможет видеть сзади себя, то это будет считаться уклонением от киблы, о котором было сказано в предыдущем положении.

Прием пищи и питье:

Если молящийся во время молитвы поест или выпьет что-либо, что про него нельзя будет сказать, что он совершает молитву, то его молитва аннулируется.

Если молящийся специально, во время молитвы, съест или выпьет что-либо и, хотя сам вид совершения молитвы этим действием не будет искажен, то в порядке обязательной предосторожности, его молитва аннулируется.

Совершение действий,

которые искажают вид молитвы:

Если молящийся при совершении молитвы совершит действие, которое изменит вид молитвы, например, начнет махать руками, прыгать вверх или что-то другое в этом роде и если даже эти действия будут совершены по забывчивости, то его молитва аннулируется.

Если молящийся при совершении молитвы будет настолько тихим и молчаливым, так что нельзя будет сказать, что он совершает молитву, то его молитва аннулируется.

Прерывание обязательного молитвы без уважительной на то причины, в порядке обязательной предосторожности, запрещается, кроме безвыходных положений например таких как:

1.      Спасение жизни.

2.      Сохранение имущества.

3.      Предотвращение нанесения ущерба телу или имуществу.

Прерывание молитвы для уплаты долга людям, при нижеприведенных условиях не будет предосудительным:

1.                  При совершении молитвы невозможно уплатить долг.

2.                  Кредитор просит уплатить долг.

3.                  Время для совершения молитвы еще имеется, т.е. может вначале уплатить долг, а затем совершить молитву.

Нежелательно прерывать молитву ради сохранения имущества, которое не имеет большого значения.

Нежелательно при совершении молитвы совершать нижеприведенные действия:

1.      Закрывать глаза.

2.      Играться пальцами или руками.

3.      Молчать во время чтения суры «Аль-Фатиха» или другой суры, а также зикра, для того, чтобы послушать чей-то разговор.

4.      Всякое действие, которое является нескромным и непочтительным.

5.      Немного поворачивать лицо в правую или левую сторону (так как значительное поворачивание лица сводит молитву на нет).


 

Сомнения, возникающие при совершении молитвы.

Иногда может быть такое, что молящийся будет иметь сомнения относительно выполнения какой-то части молитвы; например, не будет знать, прочел ли он ташаххуд или нет, или же не будет знать, совершил ли он один саджда или два, а иногда у него могут возникнуть сомнения, относительно количества совершенных рак‘атов - как, например, если молящийся не будет знать, третий или четвертый рак‘ат он совершает в данный момент. По поводу сомнений, возникающих, при совершении молитвы, имеются специальные предписания, и все они подробно объясняются, но по причине небольшого объема этой книги, они приводятся в сокращенном виде.

Сомнения по поводу исполнения частей молитвы

Если молящийся будет иметь сомнения относительно исполнения какой-либо части молитвы, т.е. он точно не будет знать, совершил ли он эту часть молитвы или нет, если при этом он еще не начал совершать другую часть, а находится в положении той части молитвы, относительно которой имеет сомнение, то обязан совершить ее. Однако, если у него возникли сомнения, относительно исполнения какой-то части молитвы, после того, как он уже начнет выполнять следующую часть, то в таком случае, он не должен придавать сомнению особого внимания и обязан продолжать молитву, и эта молитва будет считаться правильной.

Если у молящегося возникнут какие-то сомнения, относительно правильного исполнения совершенной им части молитвы, то в этой ситуации он не должен придавать этому значения, а обязан продолжать молитву до конца, и такая молитва считается действительной.

Сомнения, аннулирующие молитву

Если при исполнении обязательных двух или трехрак‘атных молитв, как, например, утренней молитвы или вечерней, у молящегося возникнут сомнения, относительно количества рак‘атов, то его молитва аннулируется.

Если у молящегося возникнут сомнения между первым и другими рак‘атами; например, между первым и вторым рак‘атам или между первым и третьим рак‘атам, то его молитва аннулируется.

Если при совершении молитвы молящийся не знает, сколько рак‘атов он совершил, то его молитва аннулируется.

Сомнения, которые не аннулируют молитву

В девяти случаях, при совершении четырехрак‘атных молитв, если у молящегося возникнут сомнения, относительно числа совершенных рак‘атов, то его молитва не аннулируется, а должен хорошо подумать, а затем если будет уверен или будет предполагать, что принял верное решение, то должен, согласно этому решению, завершить молитву. Если же молящийся не уверен или сомневается в правильности принятого им решения, то согласно вышесказанным предписаниям, он должен продолжать молитву и его молитва будет считаться правильной. Из девяти случаев сомнения, о которых было сказано выше, более всего, встречаются четыре. Мы здесь дадим объяснение только тех, с которыми больше всего приходится иметь дело:

1.       Если у молящегося, после совершения второго саджда, появятся сомнения, два рак‘ата он совершил или три, то он должен считать, что совершил три рак‘ата, затем совершить еще один рак‘ат и закончить молитву. После молитвы, в порядке обязательной предосторожности, необходимо совершить однорак‘атную молитву-ихтият.

2.       Если возникнут сомнения между вторым и четвертым рак‘атом, после совершения второго саджда, то молящийся должен принять решение, что он совершил четырехрак‘атную молитву и на этом завершить молитву, а затем должен стоя совершить двухрак‘атную молитву-ихтият.

3.       Если возникнут сомнения между третьим и четвертым рак‘атом, то в какой бы части молитвы они не возникли, молящийся должен считать, что он совершил четырехрак‘атную молитву, а после этого должен стоя совершить один рак‘ат молитву-ихтият или же сидя, два рак‘ата молитву-ихтият.

4.       Если в положении стоя, у молящегося возникнут сомнения между четвертым и пятым рак‘атом, то он должен сесть и прочесть ташаххуд и таслим, а после этого должен стоя совершить один рак‘ат молитвы-ихтият или сидя два рак‘ата молитвы-ихтият.

Сомнения, на которые не нужно обращать внимания:

1.                               При совершении желательных молитв.

2.                               При совершении общественной молитвы.

3.                               После завершения молитвы.

4.                               После окончания времени молитвы.

Если у молящегося возникнут сомнения относительно количества рак‘атов, при совершении желательной молитвы, т.е. если он точно не будет знать, один рак‘ат он совершил или два, то в этом случае молящийся может выбрать любую сторону сомнения, т.е. он может считать, что прочел всего лишь один рак‘ат и тогда должен прочесть еще один, или может считать, что совершил уже два рак‘ата. Если молящийся точно не будет знать, совершил ли он в этой желательной молитве два рак‘ата или три, то в этом случае, молящийся должен считать, что совершил три рак‘ата.

Если при совершении общественной молитвы, имам молитвы-джама'ат будет иметь сомнения, относительно рак‘атов молитвы, но стоящий за имамом никаких сомнений не будет иметь и будет давать понять имаму, который рак‘ат совершается, то имам джама'ата не должен придавать значения своим сомнениям. Если же молящиеся имеют сомнения, относительно рак‘атов молитвы, но имам джама'ата - этих сомнений не имеет, то молящиеся должны выполнять молитву так, как его выполняет имам, и такая молитва будет считаться правильной.

Если молящийся, после завершения молитвы, усомнится в правильности совершения молитвы, например, усомнится в том, что совершил ли он руку или нет, или усомнится в том, что прочел четыре рак‘ата или пять, то в таком случае не должен обращать никакого внимания на свои сомнения, но если обе стороны его сомнения будут неверны, т.е. после совершения четырехрак‘атной молитвы, молящийся будет иметь сомнения в том, что совершил ли он три рак‘ата или пять, то в таком случае его молитва аннулируется.

Если сомнения возникнут после того, как пройдет время молитвы, и молящийся не будет знать, совершил он молитву или нет, или будет предполагать, что не прочел молитву, то нет необходимости совершать эту молитву заново. Если сомнения возникли до того, как время молитвы прошло, и будет предполагать, что не совершил ее, то обязан совершить эту молитву, даже если будет предполагать, что молитву совершил, должен все равно совершить ее.

Если у молящегося возникнет одно из тех сомнений, которые аннулируют молитву, то он должен вначале подумать и если ничего не сможет вспомнить, и сомнение по-прежнему останется, то может прекратить совершение.

Молитва-ихтият (молитва из предосторожности)

В тех ситуациях, когда молитва-ихтият становится обязательным, как например, при возникновении сомнений между третьим и четвертым рак‘атом, если эти сомнения не портят вид молитвы и не совершит деяние, аннулирующее молитву, то молящийся после того, как произнесет таслим, должен без чтения азана и икамата быстро сделать намерение о совершении молитвы-ихтият произнести такбират аль-ихрам затем совершить молитву-ихтият.

Разница между молитвой-ихтият и другими молитвами:

1.                  Намерение о совершении молитвы-ихтият нельзя произносить вслух

2.                  При совершении молитвы-ихтият читается только сура «Аль-Фатиха». Никакая другая сура и кунут в молитве-ихтият не читается (даже если эта молитва будет двухрак‘атной).

3.                  На основе обязательной предосторожности, суру «Аль-Фатиха» в молитве-ихтият нужно читать тихо.

Если совершение однорак‘атной молитвы-ихтият станет обязательным, то после второго саджда, молящийся должен прочесть ташаххуд и таслим. Если совершение двухрак‘атной молитвы-ихтият станет обязательным, то в первом рак‘ате, молящийся, после исполнения двух саджда, не должен читать ташаххуд и таслим, а должен сделать еще один рак‘ат (без такбират аль-ихрам ) и только затем уже должен прочесть ташаххуд и таслим.

Саджда «сахв» (земной поклон из-за рассеянности)

В тех случаях, когда становится обязательным, как например при сомнении, относительно четвертого и пятого рак‘ата, молящийся в сидячем положении, после того, как произнесет таслим, должен совершить саджда «сахв» и прочесть следующее:

بِسْمِ اللهِ وَ بِاللهِ السَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِىُّ وَ رَحْمَةُ اللهِ وَ بَرَكَاتُهُ

 «Бисмилляхи ва билляхи ас-саляму аляйка аййухан-набиййу ва рахматул-лахи ва баракатух» или «Бисмилляхи ва билляхи Аллахумма салли ‘аля Мухаммад ва али Мухаммад»

Перевод:

«Во имя Аллаха, с помощью Аллаха, мир тебе Пророк, милость Аллаха и Его благодать», затем следует сесть, а потом совершить второй саджда, при совершении которого необходимо прочесть один из зикров, указанных выше, после этого сесть и прочесть ташаххуд и таслим.


 

[1] Сура Ан-Ниса (Женщины) – 4:103.

[2] Сура Аль-Бакара (Корова) – 2:187.

[3] Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 281.

[4] Сура Аль-Бакара (Корова) - 2:238.

[5] Сура Аль-Бакара (Корова) - 2:149.

[6] Сура Аль-А'раф (Возвышенности) – 7:26.

[7] Конечно, в исключительных ситуациях: в поезде, самолете, на корабле и т.д. нужно совершать молитву.

[8] Фраза " Ашхаду анна 'Алийан валийуллах" является желательной частью /азан/-а и /икамат/-а.

[9] Слово «Вали» имеет много значений, но в данном случае, произнесением этого свидетельства, признается преемничество Имамом Али духовной и светской власти после Пророка Мухаммада (с).

[10] Добавление по забывчивости одного земного поклона не аннулирует молитву, но двух и более – нарушает молитву.

[11] Один из сподвижников имама Садыка, Му‘авия ибн ‘Аммар, рассказывал, что однажды он спросил имама, следует ли ему произносить фразу /бисмилляхир-рахманир-рахим/ в начале суры Аль-Фатиха каждый раз, когда он приступает к молитве, на что Имам ему ответил: «Да». Тогда он спросил его, нужно ли произносить /бисмилляхир-рахманир-рахим/ после суры Аль-Фатиха перед тем, как начать чтение очередной суры, и вновь Имам ответил ему: «Да» - Аль-Кафи, том 3, стр.

[12] Следует заметить, что все буквы арабского языка произносятся по-разному, а носителями русского языка в транскрипции они передаются при помощи одного и того же близкого произношения. К примеру, буквы ص – س - ث в транскрипции написаны как "с", но на самом деле они произносятся по разному. Поэтому, всем необходимо научиться правильному произношению звуков арабского языка, так как при одинаковом произношении может измениться смысл слова, а это нарушает молитву.

[13] Сахих аль-Бухари т. 1, стр. 86, в главе "Ас-Салят", Сахих Муслим т. 2, стр. 64, Сахих ан-Нисаи т. 2, стр. 32, Сахих Аби Давуд, т. 1, стр. 79, Сахих ат-Тирмизи, т. 2, стр. 114, Ас-Сунан аль-Кубра, т. 2, стр. 433 и 435.

[14] Нельзя совершать земной поклон на то, что пригодно в пищу и для изготовления одежды.

[15] Следует заметить, что кунут можно произносить на любом языке.