ИСЛАМ ПРОТИВ ПЕССИМИЗМА Священный Коран ясно называет пессимизм и зломыслие среди грехов и недобрых дел и предостерегает мусульман от плохих мыслей друг о друге: "Исламская религия запрещает подозрение, если отсутствует полная очевидность. Посланник Аллаха (да будет над ним и его потомками мир и благословение Аллаха) говорил: "Мусульманин неприкосновенен для другого мусульманина его кровь и его имущество, и (запрещается) одному думать плохо о другом". Тирмизи, гл. 18; Ибн Маджа, гл. 2; Муслим, гл. 32; Ахмад, т. 2, с. 227 и т. 3, с. 491. Поэтому как запрещено отдавать собственность одного лица другому без достаточных на то оснований, так нельзя и подозревать людей и обвинять их в недобрых делах, пока не доказана с полной очевидностью их вина. Эмир правоверных (да будет над ним мир) говорил: "Неправильно судить заслуживающего доверия человека только по измышлению". Нахдж ал-балага, с. 174. Затем он разъяснял тяжелые последствия и ущерб, наносимый недоверием, говоря: "Будьте осторожны с недоверием, ибо оно губит поклонение (Аллаху) и увеличивает грехи". Гурар ал-хикам, с. 154. Подозрение ребенка он даже характеризовал как угнетение: "Подозревание ребенка (делающего хорошее) - худший грех и злейший вид угнетения". Гурар ал-хикам, с. 434. Он также говорил, что недоверие тем, кого вы любите, вызывает ухудшение отношений и в конце концов их разрыв. Имам Али (да будет над ним мир) говорил: "Тот, кто исполнен подозрительностью, не оставляет мира между собой и любимым человеком". Гурар ал-хикам, с. 698.
Подозрительность оказывает вредное влияние на дух и поведение как подозревающих, так и других людей. Иногда недоверие уводит подозреваемых людей с прямого пути и ведет к их падению. Имам Али (да будет над ним мир) говорил: "Подозрение портит дела и вызывает злонамеренность ". Гурар ал-хикам, с. 443. Д-р Мардин пишет: "Некоторые хозяева подозревают своих работников в воровстве, что, в свою очередь, подталкивает подозреваемых к тому, в чем они подозреваются. Хотя недоверие может не проявляться в словах и поступках, оно влияет на дух подозреваемого и ведет его к совершению того, в чем его подозревают". Пирози фикр. Имам Али (да будет над ним мир) также говорил относительно подозрения: "Избегай подозрения, когда оно не к месту, ибо это вызывает у здорового болезнь, а у простодушного сомнение ". Гурар ал-хикам, с. 152. Он также утверждал, что те, кто страдают подозрительностью, лишены здорового духа и тела: "Подозрительный человек никогда не может считаться здоровым". Гурар ал-хикам, с. 835. Д-р Карл писал по этому поводу: "Некоторые привычки, такие как кляузность и подозрительность к людям, понижают жизнестойкость индивида. Эти отрицательные черты поведения вредно влияют на эмоциональный строй личности и железы организма. Они также могут нанести настоящий вред телу". Рах ва разм зиндаджи. Д-р Мардин добавляет: "Подозрительность подрывает здоровье и снижает поведенческие способности. Уравновешенные души никогда не ожидают зла, скорее они все время ожидают добро, так как знают, что добро вечно, а зло - всего лишь следствие ослабления сил добра, подобно тому, как темнота есть результат недостатка света. Следовательно, ищите дорогу к свету, ибо он изгоняет тьму из сердец ". Пирози фикр. Подозрительные индивидуумы боятся людей, как о том говорил имам Али (да будет над ним мир): "Тот, кто подозрителен, боится каждого". Гурар ал-хикам, с. 712. Д-р Фармер говорит: "Те, кто опасается высказать свои мысли, взгляды в общественном месте, где каждый открыто выражает свое мнение, и кто ищет убежища на боковых улицах и в отдаленных аллеях, чтобы избежать встречи с близкими на проспектах и в парках, те ведомы страхом, подозрительностью и пессимизмом". Раз хушбахти. Один из факторов, провоцирующих подозрительность,- плохие воспоминания, таящиеся в глубинах души человека. Имам Али (да будет над ним мир) говорил: "В душах есть недобрые намерения, и души не терпят их". Гурар ал-хикам, с. 29. Д-р Халем Шахтер говорит: "Те, кому не достает уверенности в себе, чрезмерно чувствительны, поэтому они страдают от малейших ударов. Воспоминания об этих ударах бессознательно остаются в их головах и оказывают влияние на их поступки, слова и мысли. Вскоре они становятся жертвой депрессии и подозрительности и не сознают причины своих страданий. Болезненные воспоминания таятся за нашими чувствами и не так легко проявляют себя. Другими словами, для человека естественно избегать болезненных воспоминаний и изгонять их из своей головы. Этот скрытый враг никогда не перестает причинять зло и вред нашим душам, самочувствию и поведению. Иногда мы даже слышим или наблюдаем слова и поступки, свои или чужие, для которых не можем найти разумного объяснения. Однако если мы тщательно осмыслим их, обнаружится, что они вызваны недобрыми воспоминаниями". Рушде шахсиййат. Люди с низменной натурой выбирают себя в судьи чужим поступкам, поэтому на других они переносят свои недобрые помыслы. Имам Али (да будет над ним мир) говорил: "Делающие зло никогда ни о ком не думают хорошо, потому что они видят в других свою собственную натуру", Гурар ал-хикам, с. 80. Д-р Мардин полет: "Некоторые люди обвиняют других, выражая недовольство их поступками, в то время как сами они совершают то же самое; делают это они для того, чтобы оправдать собственные недостатки и в целях своего рода самозащиты. Это поведение характеризуется как метод устранения тревоги; сравнение себя с другими есть акция обиды. Когда это состояние усиливается и самозащита человека нарастает, он достигает категории "душевнобольного". Эта самозащита может быть вызвана совершением чего-либо социально неприемлемого, что, в свою очередь, создает желание связать это с другими". Усуле раваншинаси. Когда Посланник Аллаха прибыл в Медину после переезда из Мекки, к нему подошел какой-то человек и сказал: " О Посланник Аллаха, жители этого города - добродетельные люди, они добры; ты правильно сделал, приехав сюда". Посланник (да будет над ним и его потомками мир и благословение Аллаха) сказал этому человеку: "Ты говоришь правду". Тогда другой человек подошел к Пророку и сказал: "Посланник Аллаха, люди этого города злы, было бы лучше, если бы ты не переезжал к ним!". Посланник Аллаха тогда сказал: "Ты говоришь правду". Когда люди услышали ответ Пророка обоим этим людям, они обратились к нему с вопросом. Пророк ответил им: "Каждый из них говорил то, что у него на уме, поэтому оба они правдивы". Пророк (да будет над ним и его потомками мир и благословение Аллаха), имел в виду, что каждый из этих людей говорил правду о себе. Под недозволительной подозрительностью ясно понимается неправедное мышление, склонность души к зломыслию и упорствование в этом. Еще более запретно, нежели этот вид подозрительности, основанное на нем действие, ибо мысли и намерения, проходящие в голове без реального воздействия на поведение индивида, не могут рассматриваться как предмет правового регулирования. Эти мысли возникают непроизвольно, непроизвольно они и проходят, но право индивида -проявлять их в своем поведении или нет. Несчастья пессимистов проистекают из этого болезненного состояния. Поэтому те, кто способен определить причину, вызывающую их чрезмерную подозрительность, должны тщательно обдумать свои проблемы и уберечь себя от этого несчастья. |