Путь к вере

«Воистину, верующие – это те, чьи сердца наполняются страхом при упоминании Аллаха, а когда читаются для них Его аяты, то увеличиваются в вере и полагаются на своего Господа. Они те, кто совершают молитву и расходуют из того, что Мы дали им в удел. Они – истинные верующие. Им – степени возле их Господа, прощение и добрый удел» - сура Аль-Анфаль (Добыча) – 8:2-4.

«Слава Аллаху, должного восхваления Которому не в силах воздать восхваляющие, и не в силах счесть блага Его считающие, и не в силах воздать Ему должной мерой усердно воздающие. Не могут постигнуть Его постигающие и вообразить воображающие, ибо нет для описания Его ни границы очерченной, ни места отмеченного, ни времени отмеренного, ни срока проверенного» - Имам Али (а).

Данная статья посвящается вопросам веры, ее признакам, а также необходимым качествам верующего. Вопрос веры затрагивается во всех религиях, каждая из которых по-своему описывает ее. В этой статье автор пытается кратко изложить основные моменты этого вопроса с точки зрения ислама.

Человек должен заслужить то, чтобы Всевышний обратил на него внимание. Ведя неправедную жизнь, он никак не может заслужить это и стать достойным звания «верующий» /му‘мин/. Он не может внушить себе о существовании Господа и не может заставить себя поверить в Него, а должен искать Его во глубине своей души. Также он может познать Всевышнего, обратившись к Его знамениям вне человека, в окружающем его мире. Кто ищет Его, тот найдет непременно, ибо Всевышний создал его с инстинктом единобожия, вложил в него веру /иман/, поэтому, он сможет Его найти, но как и когда зависит от самого человека, зависит от того, насколько он чист пред Ним и насколько правильно он Его ищет. В Коране говорится:

«A тех, которые усердствовали за Нас, - Mы пoвeдeм иx пo Haшим пyтям. Пoиcтинe, Aллax, кoнeчнo, c дoбpoдeющими!» - 29:69

.

В предании говорится, что любой человек рождается с инстинктом единобожия, но родители делают его иудеем, христианином и т.п. Здесь необходимо сказать о методах, насколько важна их правильность. Множество разных религиозных и не религиозных течений и школ утверждают, что именно их путь ведет к Богу, но многие из них забывают о том, какие методы они применяют на пути Богопознания и Богослужения, дозволенные или нет, или же не придают этому значения. Путь к Богу лежит именно через методы, которые Он сам дал людям для руководства, применением которых Он доволен. Поэтому, здесь неуместно придумывание всяких новых методов и творческая самодеятельность. Раз человек уверовал, значит, он должен быть покорным. Покорность он должен проявлять во всем и в методах самоочищения и усовершенствования веры тоже. В Священном Коране сказано:

«Oтклoняй злo тeм, чтo лyчшe; Mы лучше знaeм, чтo oни oпиcывaют» - 23:96.

В другом аяте говорится:

«Зoви к пyти Гocпoдa c мyдpocтью и xopoшим yвeщaниeм и пpeпиpaйcя c ним тeм, чтo лyчшe! Пoиcтинe, Гocпoдь твoй - Oн лyчшe знaeт тex, ктo cбилcя c Eгo дopoги, и Oн лyчшe знaeт идyщиx пpямo!» - 16:125.

Всевышний требует от человека покорности, поэтому, верующий, прежде всего, покорный своему Владыке во всех своих индивидуальных, семейных, социальных и т.п. отношениях. Всевышний в Коране говорит:

«… Бoг вaш - Бoг Единый: Eмy пpeдaйтecь; a ты oбpaдyй cмиpeнныx. Тex, y кoтopыx cтpaшaтcя cepдцa, кoгдa пoминaeтcя Aллax, и тepпeливыx к тoмy, чтo иx пocтигaeт, и выcтaивaющиx мoлитвy, и кoтopыe pacxoдyют из тoгo, чтo Mы им дapoвaли» – 22:34-35.

Человек, впуская в свое сердце сатану, не может надеяться на то, чтобы быть верующим. В предании говорится, что сердце человека – храм Божий, в который он не должен допускать сатану, поэтому, всякое старание человека на пути Всевышнего станет очередным шагом в его обретении и усовершенствовании веры. Именно поэтому в религиозных текстах так часто упоминается то, что человек должен совершать все ради Всевышнего, так он сможет очистить свою душу от всего греховного. Если человек запечатал свое сердце греховным и в нем не осталось ничего святого, то как он может вернуться к Нему?! Это невозможно, ибо он сам в этом виновен, а не Бог. Но как часто мы видим, что человек обвиняет Бога во всем, что с ним случилось, не задумываясь о том, что он сам виновен во всем случившемся, а не Бог. Он вспоминает своего Творца тогда, когда ему трудно, а когда у него нет проблем, он даже не думает о Нем. В Священном Коране по этому поводу говорится:

«И кoгдa они садятся на cyдно, то пpизывaют Aллaxa, oчищaя пpeд Hим вepy. А кoгдa Oн cпac иx нa cyшy, - вoт oни пpидaют Eмy coтoвapищeй» - 29:65.

Как часто можно встретить людей, которые не хотят слышать зов истины, им не нравится, когда их наставляют и это все больше углубляет их в порочности и неповиновении. Есть такие, кто насмехается над теми, кто уверовал и соблюдает предписания, но как говорится в Коране:

«Аллах сам надсмехается над ними и ycиливает иx зaблyждeниe, в кoтopoм oни cкитaютcя cлeпo!» - 2:15.

Некоторых из них можно излечить, а именно тех, кто сохранил в себе что-то святое. Те, чьи сердца абсолютно запятнаны грехами, в которых не осталось ничего святого, не могут вернуться к Богу и даже не хотят, потому что потеряли всякий стимул для праведной и набожной жизни. Именно о таких людях говорится в Коране:

«аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – пелена, и [уготовано] им великое наказание» - 2:7.

Эти неверующие упрямствуют в своих заблуждениях до такой степени, что не желают проявлять ни малейшей склонности уверовать в истину, даже если она для них совершенно очевидна. Дело доходит до того, что даже Коран, который является путеводителем для набожных людей, не оказывает на неверующих никакого воздействия. Для них безразличны описания, предостережения, благие вести так же, как и их отсутствие. В принципе, они духовно не готовы к тому, чтобы встать на 'прямой путь' и следовать ему.

Верующий – это тот, кто сам нашел для себя Бога, искренне уверовал в него и соблюдает Его заповеди, а не тот, кто корыстолюбиво поддерживает отношения с Ним, добиваясь лишь своих эгоистических целей. Верующий живет ради Аллаха, работает и отдыхает ради Него, поэтому, когда у него проблемы, он не жалеет, так как все делал ради Аллаха, а не ради своих интересов. В предании от Посланника Аллаха (с) говорится, что лишь тогда раб Божий постигает суть веры, когда злится ради Аллаха, доволен ради Него и когда он станет таковым, лишь тогда он станет достойным истинной веры. Верить, значит любить и уважать все то, что исходит от Бога, Его постулаты, Его испытания, Его рабов и т.п. Праведную жизнь можно обрести только под сенью веры, поэтому, человек не может утверждать о благочестии и справедливости, если он сам не живет законами веры. Верующий не совершает что-либо для того, чтобы добиться результатов, их он возлагает на Бога, для него важен сам процесс, а не результаты. Главное, вовремя выполнить свою обязанность пред Богом, а даст это ожидаемые результаты или нет, не его дело. В предании говорится, что все люди ответственны, поэтому, человек должен задуматься, пред Кем он несет ответственность и что от него требуется в той или иной момент. Находясь в сомнении относительно совершения какого-либо дела и отказа от него, верующий, основываясь на самом главном принципе его жизни, заключающийся в том, доволен ли будет Господь или нет, выбирает между совершением и отказом то, что соответствует довольству Всевышнего. Главное верить в истину и быть верным Богу, тогда Он откроет врата Своей благодати. Как сказано в Коране: «Если бы уверовали жители поселений этих и были богобоязненными, открыли бы Мы для них [врата] благодати неба и земли...» - 7:96. Человек не может утверждать о наличии у него веры, если не соблюдает предписания веры, которые установил Всевышний, поэтому, если он верующий, значит и соблюдающий. В предании от Посланника Аллаха (с) говорится, что вера – это то, что искренне будет находиться в сердце, подтверждением которой будут поступки человека. Как часто можно встретить людей, утверждающих о наличии у них веры, которые не уважают и не соблюдает заповеди Всевышнего. На самом деле, они обманывают себя и этим хотят успокоиться. Коран о таких людях говорит:

«Oни пытaютcя oбмaнyть Aллaxa и тex, кoтopыe yвepoвaли, нo oбмaнывaют тoлькo caмиx ceбя и нe знaют» - 2:9.

Сердце человека подобно бассейну, в который впадает множество каналов, каждый из которых может содержать в себе или черные пятна, что загрязняют его, или же белые, что обеляют его. Вся чернота или белизна сердца зависит от поступков человека, благой обеляет, дурной же – очерняет. Нельзя допускать, чтобы грех как несмываемое пятно остался на его совести, 'запечатав' ему сердце. Сразу же после совершения греха, человек должен искренне покаяться, иначе потом трудно будет очищать сердце. Именно поэтому, грехи в начале беспокоят человека, он чувствует вину и угрызение совести, но когда они совершаются часто, уже входят в порядок вещей, а тогда очень трудно осознать ошибки, следовательно и задумываться над их исправлением. В предании от имама Али (а) говорится, что вера подобна белой точке в сердце, всякий раз, когда увеличивается его вера, эта точка становится все больше и когда усовершенствуется вера, все сердце становится белым. Согласно преданию, имаму Бакиру (а) принадлежат такие слова: «У каждого правоверного раба есть на сердце ослепительно белая поверхность. Когда он совершает грех, на ней появляется черная точка. Когда он кается, черная точка исчезает. Но если он продолжает грешить, то черная точка растет, пока не закроет всю эту белую поверхность. Если вся белая поверхность  покрыта чернотой, хозяин такого сердца никогда не сможет вернуться в лоно добродетели. Таков смысл слов Всевышнего и Всемогущего Аллаха, который сказал: 'Так нет же, деяния окутали [пеленой] их сердца'»  (Аль-Мутаффифин (Обвешивающие) - 83:14). Очень важно то, с чего человек начинает на пути приближения к Господу. Очень часто неправильное начинание ведет к пагубным последствиям. Поэтому, рекомендуется в начале очищение, при котором в начале необходимо закрыть все загрязняющие каналы, впадающие в его сердце, а именно прекратить совершать привычные ранее грехи, что и называется покаянием /тауба/. После закрытия этих каналов и отказа от совершения греховного, необходимо приступить к очистке самого «бассейна», так как даже если открытые в него новые каналы будут вливаться своей чистой водой, то они будут смешиваться с той грязью, что собралась на протяжении греховной жизни на дне. На дне собралось все то, что постоянно мешает человеку, а это его вредные привычки к греховному. Если они останутся, то не будут давать покоя, поэтому, очень важно очищение дна от скопившихся загрязнений. Здесь могут помочь частое упоминание Господа, молитвы, чтение Священного Корана, слушание проповедей, а также все то, что будет вести человека к Господу и напоминать о Нем. Здесь одновременно поможет открытие новых каналов в «бассейн», которые будут вливать белизну и помогать в очистке. Новые каналы – это благие поступки, которые будут приближать человека к Всевышнему. В Священном Коране говорится:

«…Пoиcтинe, дoбpыe дeяния yдaляют дypныe...» - 11:114.

Когда очистится дно и в «бассейне» будет только белизна, именно тогда начинается путь усовершенствования веры. К сожалению, очень многие начинают с методов усовершенствования веры, не очистив предварительно себя от нечистот. Поэтому, такие люди, преодолев даже некоторые стадии веры, не будут в безопасности от того, что как-то сами впадут в нечестивую жизнь. Преодоление ступеней веры, предварительно не очистив полностью сердце, очень опасно. Это подобно набравшему большое количество ненужных камней в рюкзак скалолазу, который пытается забраться на скалу, но в каждом шагу ему мешает тот груз, который находится у него на спине. Если он споткнется, то этот груз скинет его вниз, разбив о скалы, где маловероятно, что он сможет вновь подняться. Здесь, возможно, что он действительно преодолевал ступени веры и поднимался ввысь, но ужасен пример того, кто поднимается иллюзорно. Это люди, возомнившие, что обладают верой, но на самом деле они не верят. К их числу относятся те, кто применяет неверные методы на пути веры. Они знают, что нужно подняться высоко, но как, чем и когда им неизвестно. Даже поднявшись на хребет, они ничего не достигнут, так как они не знают, что нужно взлететь, а не подниматься по скале. Возможно, они видят нечто, что неизвестно другим, так как стоят выше, но суть веры и вся истина им неизвестна. Поэтому, необходимо полностью освободиться, чтобы «взлететь» и оказаться в объятиях Любимого.

Необходимо отметить, что временная вера также критикуется. Вера человека должна быть постоянной. В Священном Коране резко критикуются те, кто временно верует, а потом оставляет веру, кто кается в своих грехах, но вновь приступает к их совершению.

Также критикуется частичная вера, т.е. принимать нужно все постулаты веры, а не выбирать, что нравится и что не по душе. В Священном Коране говорится, что подлинно неверные это те, кто верит в одно и отрицает другое: «…они (неверующие) говорят: «Веруем мы в одних и отвергаем других», - хотят они избрать некий средний путь, они-то и есть подлинно неверные. И уготовили Мы им наказание унизительное» - 4:150,151. В первых же аятах суры «Аль-Бакара», когда речь идет о верующих, говорится, что на верном пути и спасены те, кто верует в сокровенное, выстаивают молитву, расходуют из того, что их наделил Всевышний, веруют в то, что ниспослано Мухаммаду (с) и во все то, что было ниспослано Богом до него, а также в Судный день!

Также необходимо отметить, что вера человека должна быть обоснованной, иначе она не принесет ему никакой пользы. В Священном Коране говорится:

«Cpeди людeй ecть тaкoй, ктo пoклoняeтcя Aллaxy, находясь на грани [между верой и неверием]. Еcли eгo пocтигaeт дoбpo, oн ycпoкaивaeтcя в этoм; a ecли eгo пocтигaeт иcкyшeниe, oн пoвopaчивaeтcя cвoим лицoм, yтpaтив и ближaйшyю жизнь и пocлeднюю. Этo - явнaя пoтepя!» - 22:11.

Заслуживает внимания и тот момент, что степени веры бывают разные. Очень часто можно увидеть упреки некоторых верующих в адрес других о несоблюдении и невыполнении некоторых предписаний, тогда как, если они узнают, что этим они лишь могут помешать слабоверующему возвыситься в вере. Имаму Садику (а) принадлежат такие слова: «Поистине вера имеет десять ступеней подобно лестнице, каждая ступень которой идет один за другим. Не подобает тому, кто на второй ступени, говорить тому, кто на первой, что он ни на чем, до тех пор, пока не дойдет до десятой ступени. Также не сбрасывай того, кто стоит ниже, так как сбросит тебя тот, кто стоит выше тебя. Всякий раз, когда ты увидишь кого-то, кто ниже тебя на одну ступень, подними его к себе дружно и не обременяй его тем, чем он не способен, так как сломаешь. Поистине, кто сломает верующего, то он сам в ответе за его исправление».


О признаках веры и верующего

Верующий человек не относится равнодушно к социальным проблемам, его беспокоит все то, что беспокоит общество. Он должен заботиться о других и как сказано в предании от Посланника Аллаха (с): «Не уверует раб, пока не станет желать людям того, что желает для себя из добра». В другом предании от Посланника Аллаха (с) говорится, что пример верующих касательно любви, привязанности и благосклонности между ними подобен примеру тела, когда какой-то орган начинает болеть, другие части покрывает бессонница и температура. «Вера – это терпение в беде и благодарность в благополучии» - хадис от имама Али (а). Имам Садик (а) изволил сказать, что одним из признаков истинной веры является то, чтобы верующий предпочел истину над ложью, даже если она нанесет ему самому вред или пойдет ему в пользу. Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Сказать вам, кто такой верующий? Верующий - это тот, кому другие верующие доверяют свою душу и все свое добро. Сказать вам, кто такой мусульманин? Мусульманин - это тот, кто не навредит другим мусульманам ни словом, ни делом... Мусульманину грех обижать своих единоверцев, лишать их своей помощи, злословить о них или грубо гнать от себя”. Имам Рида (ДБМ), восьмой имам,  сказал: “Только тогда мусульманин может считать себя истинно верующим, когда он следует трем законам: закону своего Господа, закону своего Пророка (ДБАР) и закону своего имама. Закон Аллаха гласит: храни тайну. «Он – Ведающий о сокровенном. И Он никому не откроет Своего сокровенного, за исключением тех посланников, которыми Он доволен…» (Сура Джинны, 72:26-27). Закон Пророка (ДБАР) гласит: угождай людям, ибо Аллах предписывал своему Посланнику (ДБАР) быть снисходительным к другим, говоря: “Будь снисходителен, вели творить добро, и не водись с невеждами” (Сура «Аль-А‘раф» (Ограды) - 7:199). Закон же имама гласит: будь терпеливым и стойко переноси все горести и невзгоды, ибо сказал Аллах Великий и Всемогущий: “…терпеливые в беде и в нужде и во время опасности...” (Сура «Аль-Бакара» (Корова) - 2:177). Имам Зейн аль-‘абидин (а) сказал: «Верующий обладает пятью признаками; богобоязненностью в уединении, выдачей милостыни в нужде, терпением в бедствии, воздержанием в гневе, правдивостью во время страха». Верующий никого не боится, так как защищает его сам Аллах: «Пoиcтинe, Aллax oберегаeт тex, кoтopыe yвepoвaли! Пoиcтинe, Aллax нe любит вcякoгo измeнникa, нeблагодарнoгo!» - 22:38.

О вкушении сладости веры

В Священном Коране в суре «Аль-Му‘минун» говорится об отличительных качествах верующих:
1. Cчacтливы вepyющиe,
2. кoтopыe в cвoиx мoлитвax cмиpeнны,
3. кoтopыe yклoняeтcя oт пycтocлoвия,
4. кoтopыe дают oчищeниe,
5. кoтopыe xpaнят cвoи члeны,
6. (кpoмe кaк oт cвoиx жeн и тoгo, чeм oвлaдeлa дecницa иx, - вeдь oни нe вcтpeтят yпpeкa,
7. a ктo ycтpeмитcя зa этo, тe yжe нapyшитeли),
8. кoтopыe coблюдaют cвoи дoвepeннocти и дoгoвopы,
9. кoтopыe coблюдaют cвoи мoлитвы, -
10. этo oни нacлeдники,
11. кoтopыe нacлeдyют paй, oни в нeм пpeбyдyт вeчнo.

Для того, чтобы человек смог вкусить сладость веры, он должен постоянно заботиться о ее совершенствовании, поэтому, в предании от Посланника Аллаха (с) говорится, что тот, чья вся мысль и старание будут заключаться в удовлетворении плотских потребностей, потеряет сладость веры. Также в предании от Посланника Аллаха (с) говорится: «Тот, у кого будет три признака, вкусит сладость веры: тот, для кого не будет ничего любимее, чем Аллах и Его посланник, тот, для кого любимее сгореть на костре, чем отступить и отвратиться от веры, и тот, кто будет любить и ненавидеть ради Аллаха». В предании от Имама Али (а) сказано: «Лишь тогда человек познает суть веры, когда будет обладать тремя качествами: пониманием религии, терпением в бедствиях и порядком в житейских делах».

Да увеличит Всевышний нашу веру и упокоит верующими – Аминь!

Зейналов Назим