Во имя Всемилостивейшего, Милосердного Аллаха!

Понятие о посте

 

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране об обязательности поста в месяц Рамадан, причем стоит отметить, что месяц Рамадан – это единственный месяц в году, имя которого упоминается в Священном Коране:

 

O тe, кoтopыe yвepoвaли! Пpeдпиcaн вaм пocт, тaк жe кaк oн был пpeдпиcaн тeм, ктыре был дo вac, - мoжeт быть, вы бyдeтe бoгoбoязнeнны!

нa oтcчитaнныe дни; a ктo из вac, был бoлeн или в пyти, тo - чиcлo дpyгиx днeй. A нa тex, кoтopыe мoгyт этo, - выкyп нaкopмлeниeм бeднякa. Kтo жe дoбpoвoльнo вoзмeтcя зa блaгo, этo - лyчшe для нeгo. A лучше для вас, чтoбы вы пocтилиcь, ecли вы знaeтe.

Mecяц paмaдaн, в кoтopый ниcпocлaн был Kopaн pyкoвoдcтвoм для людeй и кaк paзъяcнeниe пpямoгo пyти и paзличeния, - и вoт, ктo из вac зacтaeт этoт мecяц, пycть пpoвoдит eгo в пocтy, a ктo бoлeн или в пyти, тo - чиcлo дpyгиx днeй. Aллax xoчeт для вac oблeгчeния, a нe xoчeт зaтpyднeния для вac, и чтoбы вы зaвepшили число и вoзвeличили Aллaxa зa тo, чтo Oн наставил вac, - мoжeт быть, вы бyдетe блaгoдapны! - Сура 2, аяты 183 – 185.

 

Итак, как мы видим, пост в месяц рамадан упоминается в Священном Коране, что не может не свидетельствовать о крайней важности этого обряда поклонения. Здесь мы постараемся кратко изложить вам самую необходимую информацию о посте месяца рамадан, которая, если будет на то воля Всевышнего Аллаха, поможет вам в исполнении своего религиозного долга.

Что же такое пост в исламской интерпретации? Ведь пост присутствует в различных религиях и каждая из них трактует его по-своему. В Исламе пост стоит на очень высокой ступени среди всех обрядов поклонения, суть же его заключается в том, чтобы человек на установленное Аллахом время отказался от некоторых мирских благ, дабы снискать довольство своего Творца. Отказ от принятия пищи и питья, а также половой близости днями месяца рамадан не что иное, как лишь символ понимания и осознания мелочности и незначительности мирских утех. Мы каждый день месяца рамадан от рассвета и до захода солнца отказываемся от самых, наверное, приятных и милых сердцу человека вещей, потому что так заповедал нам наш Господь, и мы осознаем себя его рабами. На самом же деле мы тем самым тренируем свои души и учимся понимать реальную цену мирских утех, пытаемся понять, на сколько она мала и ничтожна по сравнению с величием Всевышнего. Имам Али (мир ему!) говорил:

عِظَمُ الخالقِ عندك يُصغّر المخلوقَ في عينيك

 «Величие Творца пред тобой уменьшает в твоих глазах [значимость] сотворенного» - Нахдж аль-балага, афоризм 129.

Пост месяца рамадан как раз хороший пример воплощения этого в жизнь.

Положения исламского закона относительно поста

 

Пусть отказ от принятия пищи и прочих запретных на время поста вещей всего лишь символ повиновения Всевышнему, но в исламском законе в отношении поста, как и в отношении каждой, хоть сколько-нибудь важной вещи, имеются специальные положения о том как и что следует делать и чего делать не стоит. Здесь мы вкратце попробуем изложить вам положения исламского закона, касающиеся поста.

Под постом в Исламе подразумевается воздержание от еды, питья и половой близости, а так же любого другого действия, нарушающего состояние поста с рассвета и до начала времени вечерне молитвы \магриб\. Можно долго и пространно рассуждать о физиологической пользе такого поста, но на с вами в первую очередь интересует польза духовная, так как тело подчинено духу, а не наоборот, а для ее получения необходимо поститься именно так, как заповедал нам всевышний Аллах.

Кому обязательно поститься в месяц рамадан

Пост благословенного месяца рамадан предписан каждому совершеннолетнему и вменяемому правоверному мусульманину. Совершеннолетием, как возрастом, с наступлением которого становится необходимым соблюдение религиозных предписаний, же в Исламе как вы знаете считается наступление девяти лет по лунному календарю для девочек и пятнадцати для детей мужского пола, естественно есть и другие признаки наступления совершеннолетия как, например, появление месячных у девочек, обо всем этом подробно написано в книгах, посвященных исламскому законодательству. Под вменяемостью же мы подразумеваем умственное здоровье и способность отвечать за свои поступки. Так же необходимо, чтобы пост не наносил вреда организму постящегося, если же пост будет вреден для него, то он не должен поститься в месяц рамадан, а обязан восполнить пропущенный пост после или искупить его другим образом. Так же тот, кто хочет соблюдать пост в месяц рамадан не должен находиться в поездке, так как путники[1] тоже не постятся, а возмещают пропущенные дни поста в другое время. Это собственно легко выводится из аята, процитированного ранее: 

...ктo из вac зacтaeт этoт мecяц, пycть пpoвoдит eгo в пocтy, a ктo бoлeн или в пyти, тo - чиcлo дpyгиx днeй. Aллax xoчeт для вac oблeгчeния, a нe xoчeт зaтpyднeния для вac... - Сура 2, аят 185.

Также беременные женщины вправе не соблюдать пост, если они будут опасаться нанесения там самым вреда здоровью плода.

Намерение о соблюдении поста

Как мы с вами понимаем пост является обрядом поклонения Всевышнему и исполнением его воли, а любой обряд поклонения в Исламе не обходится без намерения, так как именно по нашим намерениям Всевышний вознаграждает нас. Каждый, кто хочет поститься в месяц рамадан должен принять соответствующее намерение до того, как наступит время утренней молитвы постного дня. принятие намерения не является каким-то специальным обрядовым актом, под намерением подразумевается то, что человек должен знать, что он собирается поститься и то, что он делает это ради довольства Всевышнего Аллаха. Произносить намерение вслух вовсе не обязательно, но просто не есть и не пить в течение дня, не осознавая, что это делается по воле всевышнего и ради исполнения его законов, не достаточно для того, чтобы пост был засчитан.

Действия, нарушающие состояние поста

 

Пять вещей нарушают состояние поста, от них то собственно и необходимо воздерживаться весть день в месяц рамадан:

1.Принятие пищи и питья;

2.Совокупление (половая близость);

3.Онанизм;

4.Ложь от имени Всевышнего Аллаха,  Его Пророка или его наместников (мир им всем и благословение Аллаха!);

5.Проглатывание сыпучих веществ, а также табачного и иного дыма;

6.Полное погружение головы в воду (в этом вопросе есть небольшое расхождение в мнениях ученых);

7.Применение клизм, содержащих жидкости.

8.До утреннего азана оставаться в состоянии полового осквернения (джанабат);

9.Рвота.

· Воздержание от еды и питья:

Если человек, соблюдающий пост, умышленно примет пищу или выпьет что-либо, то его пост будет считаться нарушенным и недействительным;

Если человек преднамеренно проглотит то, что осталось у него  между зубами после еды, его пост будет считаться нарушенным и недействительным.

Проглатывание слюны  в любом количестве является дозволенным и не является нарушением поста.

Если человек  забудет о том, что он держит пост и нечаянно  что-то съест или выпьет, то его пост не нарушится. Человек не должен нарушать пост, принимая пищу по причине слабости организма, однако если физическая слабость будет настолько сильной, что человек будет не в состоянии перенести ее, то можно принять пищу (при этом он должен возместить этот день после окончания месяца рамадан).

Применение любых инъекций, включая обезболивающие, не считаются нарушением поста; однако  если инъекции делаются для питания организма, это будет нарушением поста.

Можно жевать пищу для детей или для птиц, а также пробовать пищу на вкус, не проглатывая ее. Если  пища будет проглочена случайно,  это не будет нарушением поста.

· Проглатывание сыпучих веществ, а также табачного и иного дыма

Если постящийся человек проглотит любое сыпучее вещество, независимо от того, что это вещество съедобное, типа муки, или несъедобное, типа песка, его пост будет считаться нарушенным.

Постящийся человек не должен глотать пар, конденсирующийся во рту в воду.

Согласно обязательной предосторожности /ихтият ваджиб/[2]  нельзя глотать сигаретный, табачный и иной дым. Вдыхание густого пара не является нарушением поста, но его нельзя проглатывать, так как во рту он превращается в воду.

· Половая близость

Совершение полового акта во время поста является нарушением поста, допускается половой акт с введением полового члена до уровня  крайней плоти без извержения семени. Если человек забудет о том, что он держит пост, и совершит половой акт, или же совершит его по принуждению, будучи не в состоянии воспротивиться принудившему его, то его пост не будет считаться нарушенным. Однако, если во время полового  акта человек вспомнит о своем посте  или же более не будет принуждаем, он обязан незамедлительно прекратить его, иначе его пост будет считаться нарушенным.

· Онанизм

Если постящийся будет заниматься онанизмом и при этом у него произойдет эякуляция, его пост будет нарушен. Если эякуляция произойдет непроизвольно, без его собственного участия, его пост останется верным.

Если постящийся знает о том, что во время дневного сна у него может произойти поллюция, т.е. извержение семени, не смотря на это он может днем лечь спать; если он заснет и у него непроизвольно произойдет поллюция, его пост не будет нарушен. Если постящийся проснется во время извержения семени, нет необходимости сдерживать эякуляцию.

· Ложь от имени Аллаха или Пророка и его наместников (мир им всем и благословение Всевышнего!):

Если постящийся умышленно скажет что-то ложное, ссылаясь на то, что это было сказано, написано, указано и т.п. Всевышним Аллахом, Пророком или его наместниками, даже если он незамедлительно признается и раскается в этом, его пост будет нарушен. Согласно обязательной предосторожности это же относится и к сказанному от имени святой Фатимы-Захры, дочери пророка Мухаммада, других пророков и их наместников.

Если со слов Всевышнего Аллаха или пророка пересказать что-то, веря в то, что эти слова действительно принадлежат им, и только потом узнать, что это неправда, пост не будет нарушен.

Если постящийся хочет рассказать новость и сам не знает правда это или вымысел, согласно обязательно предосторожности, он должен рассказать об этом со слов того, от которого он это услышал или, ссылаясь на книгу, в которой это было написано; вместе с этим, если он расскажет об этом от своего имени, не ссылаясь на Аллаха или Пророка, его пост не будет нарушен.

·Погружение всей головы в воду

Если постящийся умышленно целиком погрузит голову в воду, его пост будет нарушен.

В нижеследующих случаях пост не будет считаться нарушенным, даже если голова целиком окажется под водой:

1. Нечаянно опустит голову под воду.

2. Опустит по воду только часть головы.

3. Сначала опустит под воду одну половину головы, затем другую.

4. Невольно упадет в воду и погрузится в нее по голову.

5. Постороннее лицо насильно погрузит голову постящегося в воду.

6. При сомнении в том, вся голова оказалась под водой или часть головы.

7. Если постящийся забудет о своем посте и с целью совершения омовения опустит голову под воду, его омовение и пост будут считаться действительными.

Если постящийся будет помнить о том, что он в данное время  поститься и преднамеренно  при омовении опустит голову под воду, если это случится во время месяца Рамазана, то согласно обязательной предосторожности, он должен два раза совершить омовение и возместить этот день. Если же это был не пост месяца рамазан, а просто желательный /мустахабб/ или же обязательный /ваджиб/ пост, который не имеет конкретного времени соблюдения, омовение будет считаться действительным, а пост нарушенным. Если постящийся целиком польет голову водой одним разом или под напором воды, его пост не будет нарушен.  

·Совершение ритуального омовения после полового акта,  в послеродовой период или во время менструации, с той целью чтобы не остаться без омовения  до утреннего азана.

Если во время обязательного поста, соблюдаемого во время месяца Рамазана, до утреннего призыва на молитву \азан\ преднамеренно не совершить ритуальное омовение - гусль или очищение землей - тайаммум, находясь при этом в состоянии полового осквернения \джанабат\ пост будет нарушен, если же это случилось неумышленно, пост будет действительным.

Если по прошествии одного или нескольких дней, постящийся  вспомнит о том,  что забыл совершить ритуальное омовение и держал пост в таком состоянии, он должен возместить количество тех дней, когда постился без омовения.

Если постящийся в ночь месяца Рамазана совершит половой акт и будет знать о том, что не сможет проснуться до утра, он не должен спать, не совершив полного омовения, если же он заснет и не проснется до рассвета, его пост будет нарушенным, в связи с чем он должен будет возместить этот день и искупить свою вину /каффара/.

Если у постящегося во время дневного сна произойдет поллюция, нет необходимости в немедленном совершении омовения.

Если женщина до восхода солнца успеет очиститься от ежемесячного и послеродового кровотечения и преднамеренно не совершит "гусль" или тайаммум, ее пост будет недействителен.

·Использование клизм.

Использование клизм, пусть даже в лечебных целях, нарушает пост. Однако в качестве лечебной процедуры дозволено использовать суппозитории (свечи). Согласно обязательной предосторожности  следует воздерживаться от питательных и предназначенных для получения наслаждения (например, опиум) суппозиториев.

·Рвота

Если постящийся преднамеренно, даже по причине болезни, будет вызывать у себя рвоту, его пост будет нарушен.

Если же его стошнит непроизвольно, то пост не будет считаться нарушенным.

Как узнать о наступлении месяца рамадан

 

Наступление месяца Рамазана подтверждается пятью путями:

1) человек сам должен увидеть новую луну;

2) если два праведных человека скажут о том, что вечером видели новую луну;

3) месяц рамадан точно наступает по прошествии 30 дней с первого числа месяца Ша`бан (по календарю лунной хиджры);

4) если религиозный авторитет, мнениями которого можно руководствоваться даст указ о наступлении месяца рамадан, то даже те лица, которые не следуют его мнениям в вопросах исламского закона, должны действовать согласно этому указу.

- если мусульманин не может убедиться в наступлении месяца Рамазана и по этой причине не начинает поститься, хотя два праведных человека сказали ему, что прошлой ночью видели луну, он должен возместить этот день поста как пропущенный.

- если в одном городе подтвердиться наступление первого числа месяца Рамазана, для людей другого города это не является подтверждением, если только эти города не находятся совсем рядом друг от друга или же люди уверены в  том, что их города находятся в одном часовом поясе.

 

О месяце Рамадан

 

В исламских источниках можно найти очень много информации о благословенном месяце Рамадан. Одним из самых ярких примеров описания особенностей этого месяца является проповедь, прочитанная Пророком Мухаммадом (да благословит Аллах его и род его!) в преддверии Рамадана:

«О люди! Поистине, наступил для вас месяц Аллаха, [исполненный] блага, милости и прощения. Пред Аллахом этот месяц лучший из всех, его дни – лучшие из дней, его ночи – лучшие из ночей, его мгновения – лучшие мгновения. В этот месяц вы приглашены в гости к Аллаху, и посчитались в нем достойными милости Аллаха.

В этот месяц ваше дыхание – это прославление [Аллаха], ваш сон – это поклонение [Аллаху]. Ваши деяния (на ниве поклонения Аллаху) принимаются, ваши мольбы – удовлетворяются.

Поэтому искренне и чистосердечно просите Аллаха, Господа вашего, дать вам успеха для соблюдения поста и чтения Его Писания (Корана) [в Рамадан], ибо несчастен тот, кто не заслужит прощения Аллаха в этот великий месяц.

Пусть голод и жажда, [которые вы испытаете] в этот месяц, напомнят вам о голоде и жажде Судного дня. Раздавайте милостыню беднякам и нуждающимся, уважайте стариков, будьте ласковыми с детьми, укрепляйте родственные связи. Удерживайте свой язык [от произнесения греховных речей], не смотрите на то, на что Аллах запретил смотреть, не слушайте то, что вашим ушам не позволено слышать. Проявляйте доброту к чужим сиротам и покайтесь Ему в грехах своих. Поднимайте к Нему руки с мольбой во времена своих ритуальных молитв, ибо эти [времена] лучшие из всех мгновений, в которых Достославный и Всемогущий Аллах смотрит с милостью на Своих рабов, удовлетворяет их [мольбы] и отзывается, когда зовут Его и удовлетворяет, когда обращаются к Нему с мольбой.

О люди! Ваши души связаны вашими деяниями, так развяжите их покаянием своим, ваши спины [из-за прегрешений] стали тяжелыми, так облегчите их удлинением своих земных поклонов. Знайте, что Всевышний Аллах -Да святится поминание Его!- поклялся величием Своим, что не будет наказывать молящихся, совершающих земной поклон и не устрашит их геенной адской в День, когда восстанут люди для Господа миров.

О люди! Тот, кто в этот месяц [пригласит] на разговение постящегося, правоверного, будет ему за это пред Аллахом [зачтено], как освобождение раба и прощением за прошлые грехи. [В это время] некий сказал: «О, Посланник Аллаха! Мы все не в силе совершить это (т.е. пригласить на разговение)». Тогда Посланник Аллаха изволил сказать: «Побойтесь геенны адской, [давайте на разговение] хотя бы кусочек финика, побойтесь адской геенны, [упоите] хотя бы глотком воды».

О люди! Каждый, кто улучшит свое поведение в этом месяце, [с легкостью] пройдет по мосту Сират[3] в тот день, когда будут ускользать по нему ноги. Каждый, кто проявит снисходительность в этот месяц по отношению к тому, кто находится на вашем попечении, то Аллах проявит снисходительность по отношению к его расплате. Тот, кто удержит свое зло в этот месяц, то Аллах удержит от него Свой гнев в день, когда он встретит Его. Тот, кто проявит ласку в этот месяц по отношению к сироте, то Аллах будет ласков с ним в день, когда он встретит Его. Каждый, кто в этот месяц будет поддерживать связь со своими родственниками, то Аллах привяжет его к Своей милости в день, когда он встретит Его. Тот, кто прервет связь в этот месяц со своими родственниками, то Аллах прервет от него Свою милость в день, когда он встретит Его. Каждый, кто в этот месяц совершит желательную молитву, Аллах зачтет ему как спасение от адской геенны. Тот, кто совершит в этот месяц обязательное деяние, то ему будет вознаграждение того, кто совершил семьдесят обязательных деяний в другие месяца. Каждый, кто будет много благословлять меня в этот месяц, то Аллах сделает [чашу] его весов [деяний] тяжелым, в день, когда будут легкими [чаши] весов. Тот, кто в этот месяц прочтет один аят из Корана, будет ему вознаграждение того, кто прочел весь Коран в другие месяца.

О люди! Поистине, врата рая в этот месяц открыты, так просите Господа вашего, чтобы Он не закрыл их вам. Поистине, врата ада закрыты, так просите Господа вашего, чтобы Он не открыл их вам. Поистине, шайтаны скованы, так просите Господа вашего, чтобы Он не предоставил им власть над вами. Повелитель правоверных Имам Али (мир и благословение ему!) говорит: «Тогда я встал и спросил: «О, Посланник Аллаха! Какое деяние в этот месяц является наилучшим деянием?» Тогда он ответил: «О Абуль-Хасан[4]! Наилучшим из деяний в этот месяц является страх преступать предписания Достославного и Всемогущего Аллаха». Затем Пророк заплакал. Я спросил: «О, Посланник Аллаха, почему вы плачете?» Пророк ответил: «О, Али! Я плачу по причине того, что станет дозволенным по отношению к тебе в этот месяц. Будто я вижу тебя, и ты совершаешь ритуальную молитву своему Господу. Вдруг появляется несчастнейший из первых и последних [поколений], подобный тому, кто заколол верблюдицу рода Самуд[5], наносит удар [кинжалом] о твое темя и твоя борода окрашивается от этого [в кровавый цвет]». Тогда я спросил: «А это по причине здравия в моей религии?» Тогда Пророк ответил: «По причине здравия твоей религии». Затем он изволил сказать: «О, Али! Тот, кто убьет тебя, поистине, [подобен тому, кто] убил меня. Тот, кто прогневит тебя, поистине, [подобен тому, кто] прогневал меня. Тот, кто поругает тебя, поистине, [подобен тому, кто] поругал меня, так как ты от меня, подобен душе моей, твоя душа [происходит] из моей души, твое творение [из глины] происходит из моего творения. Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах сотворил меня и тебя и избрал меня и тебя и предпочел меня для пророчества, а тебя для имамата. Каждый, кто будет отрицать твой имамат, поистине, он отрицает мое пророчество. О, Али! Ты мой наместник, отец моих детей[6], муж моей дочери и халиф моей общины при жизни и после моей смерти. Твой указ, это мой указ, твой запрет, это мой запрет. Клянусь Тем, Кто направил меня с пророческой миссией и сделал меня лучшим из творений, что ты доказательство Аллаха Его творениям, хранитель Его тайны и заместитель Его над рабами».

 

Помимо этого есть множество других преданий, повествующих нам о благодати этого священного месяца, некоторые из которых предлагаются вниманию читателей. Посланник Аллаха (с) сказал: «Поистине, Рамадан на то и зовется Рамаданом, так как он сжигает грехи». Рамадан происходит от арабского слова «рамида» /رمض/, что значит сжигать. В другом хадисе Пророк (с) сказал следующее: «Поистине, небесные врата открываются в первую ночь месяца Рамадан и не закрываются до последней его ночи». Исходя из указанного хадиса, верующим не следует пренебрегать этим благословенным месяцем, и следующее предание от Пророка (с) также подтверждает это: «Если бы раб познал суть рамадана, то он пожелал бы, чтобы рамадан длился весь год». Месяц рамадан – это месяц прощения грехов. Об этом свидетельствуют многочисленные предания от Посланника Аллаха и его пречистых наместников (мир им!): «Если кто-то не будет прощен в Рамадан, то в каком же месяце он будет прощен?» Имам Садик (мир ему!) сказал: «Тот, кому не простятся его грехи в месяц рамадан, то не простятся они до следующего рамадана, разве что он будет присутствовать на горе ‘Арафат (в соответствующий день)».

Месяц рамадан – это в первую очередь месяц поста. О посте в исламских источниках сказано очень много о важности и вознаграждении постящихся. Пост является уникальным в своем роде видом поклонения, так как в нем невозможно притворство, и никто не в состоянии поститься напоказ. В хадисе от Фатимы аз-Захры (да будет мир с ней!) говорится: «Аллах предписал пост для утверждения искренности». Согласно преданию от Посланник Аллаха, пост усмиряет страсти и способствует оздоровлению». Также пост благотворно воздействует на общество. Однажды у Имама Хасана Аль-‘Аскари (да будет мир с ним!) спросили о философии обязательности поста, на что Имам ответил: «Для того, чтобы богатый почувствовал голод и помог бедняку».

 

Только в этом месяце нас с вами ждет встреча с «ночью могущества» - лейлят аль-кадр, о которой сказано в Священном Коране:

Hoчь мoгyщecтвa лyчшe тыcячи мecяцeв – Сура Аль-Кадр (Могущество), аят 3. Так не будем же пропускать такую ночь и да постараемся провести ее в поклонении Господу миров. Всевышний, по своей мудрости, не раскрыл нам точного положения этой ночи, но из хадисов следует, что скорее всего это либо девятнадцатая, либо двадцать первая, либо двадцать третья ночь месяца Рамадан, хотя она может быть и любой другой ночью этого благословенного месяца. Таким образом, Всевышний Аллах снова испытывает Своих рабов, и лишь тот, кто приложит достаточно усилий сможет найти эту ночь, ну а кто проведет ее в поклонении - Аллах выполнит все его просьбы.

Желательные деяния, совершаемые в месяц Рамадан

После каждого обязательного намаза во время месяца Рамазана читается нижеследующая молитва:

يا عَلِىُّ يا عَظيمُ يا غَفُورُ يا رَحيمُ اَنْتَ الرَّبُّ الْعَظيمُ الَّذى لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَى ءٌ وَهُوَ السَّميعُ الْبَصيرُ وَهذا شَهْرٌ عَظَّمْتَهُ وَكَرَّمْتَهُ وَشَرَّفْتَهُ وَفَضَّلْتَهُ عَلَى الشُّهُورِ وَهُوَ الشَّهْرُ الَّذى فَرَضْتَ صِيامَهُ عَلَىَّ وَهُوَ شَهْرُ رَمَضانَ الَّذى اَنْزَلْتَ فيهِ الْقُرْآنَ هُدىً لِلنّاسِ وَبَيِّناتٍ مِنَ الْهُدى وَالْفُرْقانِ وَجَعَلْتَ فيهِ لَيْلَةَ الْقَدْرِ وَجَعَلْتَها خَيْراً مِنْ اَلْفِ شَهْرٍ فَيا ذَالْمَنِّ وَلا يُمَنُّ عَلَيْكَ مُنَّ عَلَىَّ بِفَكاكِ رَقَبَتى مِنَ النّارِ فيمَنْ تَمُنُّ عَلَيْهِ وَاَدْخِلْنِى الْجَنَّةَ بِرَحْمَتِكَ يا اَرْحَمَ الرّاحِمينَ

 

О, Всевышний, о, Великий, о, Прощающий, о, Милостивый. Ты – Великий Господь, Которому нет ничего подобного и Который Всеслышащий  и Всевидящий. Ты возвеличил и превознес этот месяц над всеми месяцами, Ты дал ему свое благословение и возвысил его. Ты повелел мне поститься в этот месяц, это месяц – месяц Рамадан, в который Ты ниспослал Коран, как руководство для людей, paзъяcнeниe пpямoгo пyти и paзличeния. Ты установил в этот месяц ночь "Аль-Кадра", и сделал ее дороже тысячи месяцев. О, Великодушный, к которому никто не в состоянии проявить великодушие, прояви же Свое великодушие, освободив меня от огня среди тех, к кому ты проявляешь великодушие. Введи меня в рай, во имя Твоей милости, о, Самый Милостивый из всех Милосердных.

Чтение нижеследующей молитвы после обязательных намазов поспособствует прощению грехов:

ا َللّهُمَّ اَدْخِلْ عَلى اَهْلِ الْقُبُورِ السُّرُورَ اَللّهُمَّ اَغْنِ كُلَّ فَقيرٍ اَللّهُمَّ اَشْبِعْ كُلَّ جايِعٍ اَللّهُمَّ اكْسُ كُلَّ عُرْيانٍ اَللّهُمَّ اقْضِ دَيْنَ كُلِّ مَدينٍ اَللّهُمَّ فَرِّجْ عَنْ كُلِّ مَكْرُوبٍ اَللّهُمَّ رُدَّ كُلَّ غَريبٍ اَللّهُمَّ فُكَّ كُلَّ اَسيرٍ اَللّهُمَّ اَصْلِحْ كُلَّ فاسِدٍ مِنْ اُمُورِ الْمُسْلِمينَ اَللّهُمَّ اشْفِ كُلَّ مَريضٍ اَللّهُمَّ سُدَّ فَقْرَنا بِغِناكَ اَللّهُمَّ غَيِّرْ سُوءَ حالِنا بِحُسْنِ حالِكَ اَللّهُمَّ اقْضِ عَنَّا الدَّيْنَ وَاَغْنِنا مِنَ الْفَقْرِ اِنَّكَ عَلى كُلِّ شَى ءٍ قَديرٌ

"О Аллах, Ниспошли радость обитателям могил. О, Аллах, обогати каждого бедняка. О, Боже, накорми всех голодных. О, Аллах, одень всех раздетых. О, Боже, помоги вернуть долги всем должникам. О, Аллах, обрадуй сердца всех опечаленных. О, Боже, верни на Родину всех тех, кто находится на чужбине. О, Аллах, освободи всех пленников. О, Боже, избавь все порочное из дел мусульман. О, Аллах, исцели всех больных. О, Боже, огради нас от бедности Свои богатством. О, Аллах, измени все плохое в нашей жизни к лучшему. О, Аллах, помоги нам исполнить наш долг и избавь нас от бедности и нужды. Воистину, Ты Властен над каждой вещью.

Молитвы на каждый день месяца Рамадан

1-ый день

 اللَّهُمَّ اجْعَلْ صِيَامِى فِيهِ صِيَامَ الصَّائِمِينَ وَ قِيَامِى فِيهِ قِيَامَ الْقَائِمِينَ وَ نَبِّهْنِى فِيهِ عَنْ نَوْمَةِ الْغَافِلِينَ وَ هَبْ لِى جُرْمِى فِيهِ يَا إِلَهَ الْعَالَمِينَ وَ اعْفُ عَنِّى يَا عَافِيا عَنِ الْمُجْرِمِينَ

«О, Аллах! Сделай мой пост в этот день [настоящим] постом постящихся и мою молитву [настоящей] молитвой [искренне] молящихся. И пробуди меня в этот день от сна беспечных и беззаботных. И прости мне прегрешения, о, Господь миров! Прости меня, о, Прощающий грешников!»

2-ой день

اللَّهُمَّ قَرِّبْنِى فِيهِ إِلَى مَرْضَاتِكَ وَ جَنِّبْنِى فِيهِ مِنْ سَخَطِكَ وَ نَقِمَاتِكَ وَ وَفِّقْنِى فِيهِ لِقِرَاءَةِ آيَاتِكَ بِرَحْمَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ.

«О, Аллах, приблизь меня в этом день к Твоему довольству, и отдали меня от Своего гнева и возмездия. И дай мне возможность в этот день читать Твои аяты, по милости Твоей, о, Милостивейший из милостивых!»

3-ий день

اللَّهُمَّ ارْزُقْنِى فِيهِ الذِّهْنَ وَ التَّنْبِيهَ وَ بَاعِدْنِى فِيهِ مِنَ السَّفَاهَةِ وَ التَّمْوِيهِ وَ اجْعَلْ لِى نَصِيبا مِنْ كُلِّ خَيْرٍ تُنْزِلُ فِيهِ بِجُودِكَ يَا أَجْوَدَ الْأَجْوَدِينَ.

«О, Аллах! Одари меня в этот день сознательностью и бодростью, и отдали от меня глупость и  невнимательность. Определи для меня долю из всякого блага, которые ты ниспосылаешь в этот день, по Своей щедрости, о, Щедрейший из всех щедрых!»

4-ый день

اللَّهُمَّ قَوِّنِى فِيهِ عَلَى إِقَامَةِ أَمْرِكَ وَ أَذِقْنِى فِيهِ حَلاوَةَ ذِكْرِكَ وَ أَوْزِعْنِى فِيهِ لِأَدَاءِ شُكْرِكَ بِكَرَمِكَ وَ احْفَظْنِى فِيهِ بِحِفْظِكَ وَ سِتْرِكَ يَا أَبْصَرَ النَّاظِرِينَ

«О, Аллах! Укрепи меня в этот день для исполнения Твоей воли, и дай мне в этом денье вкусить сладость Твоего упоминания и научи меня благодарить Тебя за милосердие Твое. Сохрани меня в этот день, о, Самый Зоркий из смотрящих!»

5-ый день

اللَّهُمَّ اجْعَلْنِى فِيهِ مِنَ الْمُسْتَغْفِرِينَ وَ اجْعَلْنِى فِيهِ مِنْ عِبَادِكَ الصَّالِحِينَ الْقَانِتِينَ وَ اجْعَلْنِى فِيهِ مِنْ أَوْلِيَائِكَ الْمُقَرَّبِينَ بِرَأْفَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ

«О, Аллах! Сделай меня из кающихся в этот день и из праведных и покорных Своих рабов. И сделай меня в этот день из Своих приближенных рабов во имя Твоего прощения, о, Милостивейший из милостивых!!»

6-ой день

اللَّهُمَّ لا تَخْذُلْنِى فِيهِ لِتَعَرُّضِ مَعْصِيَتِكَ وَ لا تَضْرِبْنِى بِسِيَاطِ نَقِمَتِكَ وَ زَحْزِحْنِى فِيهِ مِنْ مُوجِبَاتِ سَخَطِكَ بِمَنِّكَ وَ أَيَادِيكَ يَا مُنْتَهَى رَغْبَةِ الرَّاغِبِينَ.

«О, Аллах! Не унижай меня в этот день из-за моих грехов, и не дай мне [вкусить­­] плети Твоего гнева! Удали меня в этот день от всего того, что вызывает Твой гнев, во имя Твоей милости и могущества, о предел стремлений стремящихся!»

7-ой день

اللَّهُمَّ أَعِنِّى فِيهِ عَلَى صِيَامِهِ وَ قِيَامِهِ وَ جَنِّبْنِى فِيهِ مِنْ هَفَوَاتِهِ وَ آثَامِهِ وَ ارْزُقْنِى فِيهِ ذِكْرَكَ بِدَوَامِهِ بِتَوْفِيقِكَ يَا هَادِىَ الْمُضِلِّينَ

«О, Аллах! Помоги мне в этот день в совершении поста и молитвы и отдали меня от ошибок и грехов, и дай мне поминать Тебя постоянно удачей и успехом от Тебя. О, Ведущий на истинный путь заблудших!»

8-ой день

اللَّهُمَّ ارْزُقْنِى فِيهِ رَحْمَةَ الْأَيْتَامِ وَ إِطْعَامَ الطَّعَامِ وَ إِفْشَاءَ السَّلامِ وَ صُحْبَةَ الْكِرَامِ بِطَوْلِكَ يَا مَلْجَأَ الْآمِلِينَ.

«О, Аллах! Дай мне в этот день милосердие к сиротам, чтобы я мог угощать едой [верующих], и приветствовать первым, и общения с благородными, во имя Твоего могущества, о, надежное прибежище надеющихся!»

9-ый день

اللَّهُمَّ اجْعَلْ لِى فِيهِ نَصِيبا مِنْ رَحْمَتِكَ الْوَاسِعَةِ وَ اهْدِنِى فِيهِ لِبَرَاهِينِكَ السَّاطِعَةِ وَ خُذْ بِنَاصِيَتِى إِلَى مَرْضَاتِكَ الْجَامِعَةِ بِمَحَبَّتِكَ يَا أَمَلَ الْمُشْتَاقِينَ.

«О, Аллах! Определи для меня в этот день долю из Твоей обширной милости и веди меня посредством ясных доводов и веди меня ко всему тому, чем Ты доволен, во имя Твоей любви, о, надежда стремящихся!»

10-ый день

اللَّهُمَّ اجْعَلْنِى فِيهِ مِنَ الْمُتَوَكِّلِينَ عَلَيْكَ وَ اجْعَلْنِى فِيهِ مِنَ الْفَائِزِينَ لَدَيْكَ وَ اجْعَلْنِى فِيهِ مِنَ الْمُقَرَّبِينَ إِلَيْكَ بِإِحْسَانِكَ يَا غَايَةَ الطَّالِبِينَ.

«О, Аллах! Сделай меня в этот день одним из тех, кто полагается на Тебя, и сделай меня одним из тех, кто достиг успеха пред Тобой. И сделай меня из Своих приближенных, во имя Твоей добродетели, о, конечная цель просящих!»

11-ый день

 اللَّهُمَّ حَبِّبْ إِلَىَّ فِيهِ الْإِحْسَانَ وَ كَرِّهْ إِلَىَّ فِيهِ الْفُسُوقَ وَ الْعِصْيَانَ وَ حَرِّمْ عَلَىَّ فِيهِ السَّخَطَ وَ النِّيرَانَ بِعَوْنِكَ يَا غِيَاثَ الْمُسْتَغِيثِينَ.

«О, Аллах! Дай мне возлюбить в этот день добрые деяния и возненавидеть разврат и грехи. И огради меня в этот день от гнева и огня, во имя Твоей помощи, о, отвечающий на зов нуждающихся!»

12-ый день

اللَّهُمَّ زَيِّنِّى فِيهِ بِالسِّتْرِ وَالْعَفَافِ وَ اسْتُرْنِى فِيهِ بِلِبَاسِ الْقُنُوعِ وَ الْكَفَافِ وَ احْمِلْنِى فِيهِ عَلَى الْعَدْلِ وَ الْإِنْصَافِ وَ آمِنِّى فِيهِ مِنْ كُلِّ مَا أَخَافُ بِعِصْمَتِكَ يَا عِصْمَةَ الْخَائِفِينَ.

«О, Аллах! Укрась меня в этот день скромностью, и облачи меня в одежды довольства и достатка. И дай мне в этот день справедливость и честь, и сохрани меня от всего, чего я боюсь, по сохранению Твоему, о, Хранитель боящихся!»

13-ый день

اللَّهُمَّ طَهِّرْنِى فِيهِ مِنَ الدَّنَسِ وَ الْأَقْذَارِ وَ صَبِّرْنِى فِيهِ عَلَى كَائِنَاتِ الْأَقْدَارِ وَ وَفِّقْنِى فِيهِ لِلتُّقَى وَ صُحْبَةِ الْأَبْرَارِ بِعَوْنِكَ يَا قُرَّةَ عَيْنِ الْمَسَاكِينِ.

«О, Аллах! Очисти меня в этот день от нечистот и грязи, и дай мне терпения в том, что достается мне в этом мире, и ниспошли богобоязненность и товарищество с праведниками, во имя Твоей помощи, о, свет глаз обездоленных!» 

14-ый день

اللَّهُمَّ لا تُؤَاخِذْنِى فِيهِ بِالْعَثَرَاتِ وَ أَقِلْنِى فِيهِ مِنَ الْخَطَايَا وَ الْهَفَوَاتِ وَ لا تَجْعَلْنِى فِيهِ غَرَضا لِلْبَلايَا وَ الْآفَاتِ بِعِزَّتِكَ يَا عِزَّ الْمُسْلِمِينَ.

О, Аллах! Не наказывай меня в этот день за ошибки и сохрани меня от погрешностей и оплошностей. И не направляй на меня в этот день несчастья и проблемы, во имя Твоего величия, о, дающий величие предавшимся Тебе рабам!

15-ый день

 اللَّهُمَّ ارْزُقْنِى فِيهِ طَاعَةَ الْخَاشِعِينَ وَ اشْرَحْ فِيهِ صَدْرِى بِإِنَابَةِ الْمُخْبِتِينَ بِأَمَانِكَ يَا أَمَانَ الْخَائِفِينَ.

«О, Аллах! Дай мне в этот день повиновение богобоязненных и раскрой мне мою грудь в этот день для возвращения к Тебе с успокоением, во имя Твоей пощады, о, спасение для боящихся!»

16-ый день

اللَّهُمَّ وَفِّقْنِى فِيهِ لِمُوَافَقَةِ الْأَبْرَارِ وَ جَنِّبْنِى فِيهِ مُرَافَقَةَ الْأَشْرَارِ وَ آوِنِى فِيهِ بِرَحْمَتِكَ إِلَى [فِى‏] دَارِ الْقَرَارِ بِإِلَهِيَّتِكَ يَا إِلَهَ الْعَالَمِينَ.

«О, Аллах! В этот день помоги мне быть в рядах праведников, убереги меня от дружбы с грешниками, взываю к Твоей милости, дай мне убежище в вечной жизни, во имя Твоей божественности, о Бог миров!»

17-ый день

 اللَّهُمَّ اهْدِنِى فِيهِ لِصَالِحِ الْأَعْمَالِ وَ اقْضِ لِى فِيهِ الْحَوَائِجَ وَ الْآمَالَ يَا مَنْ لا يَحْتَاجُ إِلَى التَّفْسِيرِ وَ السُّؤَالِ يَا عَالِما بِمَا فِى صُدُورِ الْعَالَمِينَ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَ آلِهِ الطَّاهِرِينَ.

«О, Аллах! Укажи мне в этот день путь к благим деяниям, исполни мои мечты и просьбы, о, Тот, кто не нуждается в пояснениях и вопросах, о Знающий о том, что в сердцах, благослови Мухаммада и его пречистый род!»

18-ый день

اللَّهُمَّ نَبِّهْنِى فِيهِ لِبَرَكَاتِ أَسْحَارِهِ وَ نَوِّرْ فِيهِ قَلْبِى بِضِيَاءِ أَنْوَارِهِ وَ خُذْ بِكُلِّ أَعْضَائِى إِلَى اتِّبَاعِ آثَارِهِ بِنُورِكَ يَا مُنَوِّرَ قُلُوبِ الْعَارِفِينَ.

«О, Аллах! В этот день пробуди меня для [вкушения] благодати предрассветного часа и освети мое сердце его светом, сделай покорными душу и тело мое, во имя Твоего света, о, Осветляющий сердца познавших [Тебя]

19-ый день

 اللَّهُمَّ وَفِّرْ فِيهِ حَظِّى مِنْ بَرَكَاتِهِ وَ سَهِّلْ سَبِيلِى إِلَى خَيْرَاتِهِ وَ لا تَحْرِمْنِى قَبُولَ حَسَنَاتِهِ يَا هَادِيا إِلَى الْحَقِّ الْمُبِينِ.

«О, Аллах! Помоги мне познать благословенность и величие этого дня, облегчи мне путь для достижения благ, не лиши меня благодеяний, о, Указывающий путь к истине!»

20-ый день

اللَّهُمَّ افْتَحْ لِى فِيهِ أَبْوَابَ الْجِنَانِ وَ أَغْلِقْ عَنِّى فِيهِ أَبْوَابَ النِّيرَانِ وَ وَفِّقْنِى فِيهِ لِتِلاوَةِ الْقُرْآنِ يَا مُنْزِلَ السَّكِينَةِ فِى قُلُوبِ الْمُؤْمِنِينَ.

«О, Аллах! Раскрой предо мной в этот день врата рая и запри врата ада, помоги мне читать Твою небесную Книгу, о, Вселяющий покой в сердца праведников!»

21-ый день

اللَّهُمَّ اجْعَلْ لِى فِيهِ إِلَى مَرْضَاتِكَ دَلِيلا وَ لا تَجْعَلْ لِلشَّيْطَانِ فِيهِ عَلَىَّ سَبِيلا وَ اجْعَلِ الْجَنَّةَ لِى مَنْزِلا وَ مَقِيلا يَا قَاضِىَ حَوَائِجِ الطَّالِبِينَ.

«О, Аллах! Укажи мне в этот день путь, ведущий к Твоему довольству, не дай сатане овладеть мною и сделай моей обителью рай, о, Исполняющий мольбы просящих!»

22-ый день

 اللَّهُمَّ افْتَحْ لِى فِيهِ أَبْوَابَ فَضْلِكَ وَ أَنْزِلْ عَلَىَّ فِيهِ بَرَكَاتِكَ وَ وَفِّقْنِى فِيهِ لِمُوجِبَاتِ مَرْضَاتِكَ وَ أَسْكِنِّى فِيهِ بُحْبُوحَاتِ جَنَّاتِكَ يَا مُجِيبَ دَعْوَةِ الْمُضْطَرِّينَ.

«О, Аллах! Отвори предо мною в этот день врата Своей милости и щедрости, ниспошли мне Свое благословение, помоги мне совершить то, что вызывает Твое довольство, введи меня в рай, о, Исполняющий просьбы находящихся в безвыходном положении!»

23-ий день

 اللَّهُمَّ اغْسِلْنِى فِيهِ مِنَ الذُّنُوبِ وَ طَهِّرْنِى فِيهِ مِنَ الْعُيُوبِ وَ امْتَحِنْ قَلْبِى فِيهِ بِتَقْوَى الْقُلُوبِ يَا مُقِيلَ عَثَرَاتِ الْمُذْنِبِينَ.

«О, Аллах! Смой с меня в этот день грехи и очисти меня от недостатков и испытай мое сердце благочестием сердец проступков и испытай меня, как испытываешь богобоязненных, о, уменьшающий оплошности грешников!»

24-ый день

 اللَّهُمَّ إِنِّى أَسْأَلُكَ فِيهِ مَا يُرْضِيكَ وَ أَعُوذُ بِكَ مِمَّا يُؤْذِيكَ وَ أَسْأَلُكَ التَّوْفِيقَ فِيهِ لِأَنْ أُطِيعَكَ وَ لا أَعْصِيَكَ يَا جَوَادَ السَّائِلِينَ.

«О, Аллах! В этот день прошу у Тебя того, в чем есть Твое довольство, ищу у Тебя убежища от деяний, вызывающих Твое недовольство. Прошу Тебя помочь мне быть покорным Тебе и не ослушаться, о, Великодушный ко всем просящим!»

25-ый день

 اللَّهُمَّ اجْعَلْنِى فِيهِ مُحِبّا لِأَوْلِيَائِكَ وَ مُعَادِيا لِأَعْدَائِكَ مُسْتَنّا بِسُنَّةِ خَاتَمِ أَنْبِيَائِكَ يَا عَاصِمَ قُلُوبِ النَّبِيِّينَ.

«О, Аллах! В этот день одари меня любовью к Своим приближенным и введи меня в число враждующих с врагами Твоими. Помоги мне идти путем Последнего из Твоих Пророков, о, защитник сердец Пророков!»

26-ой день

 اللَّهُمَّ اجْعَلْ سَعْيِى فِيهِ مَشْكُورا وَ ذَنْبِى فِيهِ مَغْفُورا وَ عَمَلِى فِيهِ مَقْبُولا وَ عَيْبِى فِيهِ مَسْتُورا يَا أَسْمَعَ السَّامِعِينَ.

«О, Аллах! Вознагради меня в этот день за мои старания, прости за мои грехи, прими мои деяния и скрой недостатки мои, о, самый слышащий из слышащих!»

27-ой день

 اللَّهُمَّ ارْزُقْنِى فِيهِ فَضْلَ لَيْلَةِ الْقَدْرِ وَ صَيِّرْ أُمُورِى فِيهِ مِنَ الْعُسْرِ إِلَى الْيُسْرِ وَ اقْبَلْ مَعَاذِيرِى وَ حُطَّ عَنِّىَ الذَّنْبَ وَ الْوِزْرَ يَا رَءُوفا بِعِبَادِهِ الصَّالِحِينَ.

«О, Аллах! Ниспошли мне в этот день благословение и благодать Ночи Предопределения, преврати мои трудности в облегчения, прими мои извинения, удали от меня грехи и их последствия, о, Благосклонный к Своим праведным рабам!»

28-ой день

 اللَّهُمَّ وَفِّرْ حَظِّى فِيهِ مِنَ النَّوَافِلِ وَ أَكْرِمْنِى فِيهِ بِإِحْضَارِ الْمَسَائِلِ وَ قَرِّبْ فِيهِ وَسِيلَتِى إِلَيْكَ مِنْ بَيْنِ الْوَسَائِلِ يَا مَنْ لا يَشْغَلُهُ إِلْحَاحُ الْمُلِحِّينَ.

«О, Аллах! Помоги мне в этот день совершать желательные молитвы, смилуйся надо мной в трудностях, приблизь к Себе мое средство, о, Тот, Кого не занимает настойчивые просьбы настойчивых!»

29-ый день

 اللَّهُمَّ غَشِّنِى فِيهِ بِالرَّحْمَةِ وَ ارْزُقْنِى فِيهِ التَّوْفِيقَ وَ الْعِصْمَةَ وَ طَهِّرْ قَلْبِى مِنْ غَيَاهِبِ التُّهَمَةِ يَا رَحِيما بِعِبَادِهِ الْمُؤْمِنِينَ.

«О, Аллах! В этот день покрой меня Своей Милостью, дай мне успехов и защиты [от грехов], очисти мое сердце от тьмы подозрений, о, Милостивый к верующим рабам!»

30-ый день

اللَّهُمَّ اجْعَلْ صِيَامِى فِيهِ بِالشُّكْرِ وَ الْقَبُولِ عَلَى مَا تَرْضَاهُ وَ يَرْضَاهُ الرَّسُولُ مُحْكَمَةً فُرُوعُهُ بِالْأُصُولِ بِحَقِّ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ آلِهِ الطَّاهِرِينَ وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«О, Аллах! Сделай мой пост в этот день таким, каким доволен Ты и Твой Посланник посредством благодарности и принятия, чтобы его предписания были подкреплены основами, правом нашего господина Мухаммада и его пречистого рода. Хвала Аллаху - Господу миров!»


 

Праздник разговения – "`Ид Аль-Фитр"

 

Первое число месяца Шавваль – праздник разговения и прекращения поста. Праздник "`Ид Аль-Фитр" является одним из самых больших и важных исламских праздников. Он не предназначен для отдельных слоев общества. Все прослойки исламского общества – бедные и богатые, работники и работодатели; т.е. все стоящие в одном ряду рабы Всевышнего Аллаха, собираются как братья и совершают праздничную молитву.

В этот день следует раздать подаяние до совершения праздничной молитвы. Если же нуждающихся рядом не будет, то предназначенное для подаяния нужно отделить от своего имущества и отложить до тех пор, пока не появятся нуждающиеся. Так же желательно совершить ритуальное омовение, надеть новую одежду, надушиться, затем пойти на праздничную молитву.

 

Обязательное подаяние по окончании месяца поста рамадана \закят аль-фитр\:

 

После окончания месяца Рамазана после захода солнца вечером праздничного дня "`Ид Аль-Фитр"[7] каждый совершеннолетний и вменяемый человек, не являющийся бедным и неимущим, должен за себя и за каждого члена семьи, находящегося на его иждивении, дать неимущим один "са" (мера веса сыпучих тел, равная приблизительно 3 кг) пшеницы, ячменя, фиников, изюма, риса, кукурузы и т.п., вместо этого можно дать соответствующую сумму денег.

Мусульманин должен дать подаяние праздника "`Ид Аль-Фитр" за каждого из членов семьи, считающихся его иждивенцами на момент вечернего времени праздника розговенья, независимо от того, являются ли его иждивенцы детьми или взрослыми, мусульманами или немусульманами, обязан ли он содержать их (например, супруга) или не обязан содержать (например, теща), проживают ли он с ними в одном городе или в разных городах.

Мусульманин обязан дать подаяние за гостя, вошедшего в его дом по согласию хозяина до восхода солнца в день праздника розговенья и считающегося его иждивенцем (т.е. гость остается на такое время, что по общепринятому обычаю гость находится под попечением хозяина).

Если человек иной веры принял Ислам после захода солнца в день праздника розговенья, то он не обязан давать подаяние.

Тот человек, за которого должны дать подаяние, не обязан делать этого сам.

Давать подаяние за младенца, кормящегося молоком матери или кормилицы, должен тот, на чьем иждивении находятся мать или кормилица младенца, если же мать или кормилица сами живут за счет средств, принадлежащих младенцу, никто не должен давать за него подаяние.

Если мусульманин скончается после захода солнца в день праздника розговенья \‘ид аль-фитр\, подаяние за него и членов семьи, находившихся на его иждивении, должны дать из его средств, если же он скончается до захода солнца, давать подаяние за него и членов его семьи необязательно.

Лица, имеющие право принимать подаяние праздника окончания месяца рамадан \`Ид аль-фитр\:

1) бедный, неимущий (человек, не имеющий средств для содержания себя и своей семьи);

2) нищий (чье положение хуже, чем положение бедняка);

3) тот, кто на кого со стороны Имама Махди  или наместника Имама (муджтахида) возложена обязанность собирать и хранить подаяние;

4) иноверцы, которых можно привлечь к принятию Ислама путем дачи им подаяния;

5) покупатель и освободитель пленников[8];

6) должники, не способные выплатить свой долг;

7) подаяние на богоугодные дела (т.е. на дела, приносящие религиозную пользу  всем людям,  как например строительство мечети);

8) путник, у которого в закончились деньги и он не может продолжить свой путь.

Исходя из желательной предосторожности /Ихтият мустахабб/, подаяние можно давать только неимущим из числа шиитов.

- Тот, кто не является потомком Пророка \сеййид\[9], не может дать подаяние праздника разговения \`Ид Аль-Фитр\ бедняку, являющемуся потомком Пророка \сеййидом\, даже если тот, кто находится на его иждивении, является таковым.

- Тот, кто является потомком Пророка \сеййид\ может дать подаяние праздника разговения бедняку-сеййиду, даже если тот, кто находится на его иждивении не является потомком Пророка \сеййид\.

- Необязательно, чтобы бедняк, которому дается подаяние, был праведником, однако, исходя из обязательной предосторожности, тот, кому дается подаяние, не должен быть пьяницей и не должен быть человеком, публично совершающим большой грех.

- Нельзя давать подаяние тому, кто использует его для греховных дел.

- Давая подаяние, желательно в первую очередь отдать предпочтение своим бедным родственникам, затем бедным соседям, затем бедным людям, занимающимся наукой, но если по какой-либо причине будет предпочтительнее дать подаяние кому-то другому, это является допустимым.

- Человек должен давать подаяние с намерением приближения к Богу, т.е. для выполнения божественного повеления; давая подаяние человек должен принять соответствующее намерение.

- Тот, кто читает праздничный намаз в праздник разговения `Ид Аль-Фитр, исходя из обязательной предосторожности должен раздать милостыню до праздничного намаза или же выделить  из своих средств то, что он намерен раздать в качестве подаяния, если человек не читает праздничный намаз, он может отложить раздачу подаяния до полудня праздничного дня.

- если то, что было отложено для дачи подаяния будет испорчено или утрачено по причине того, что вовремя не могли найти бедняка, возмещать утерянное необязательно, если же неимущий человек был, а дачу подаяния  откладывали, или же утеря произошла по причине небрежности, нужно возместить утраченное в полном объеме.

Как совершать праздничную молитву?

 

Праздничная молитва состоит из двух рак‘атов и девяти кунутов, и совершается таким образом:

 - В первом рак‘ате после «такбират аль-ихрам», чтение суры «Аль-Фатиха» и какой-либо другой суры, лучше всего будет произнести такбир, а затем прочесть кунут. После этого снова произнести такбир и затем прочесть кунут, и так нужно повторять пять раз. После пятого кунута нужно совершить руку’, а затем два саджда.

 - Во втором рак‘ате после чтения суры «Аль-Фатиха» и еще одной суры, совершается четыре такбира и после каждого такбира читается кунут. После четвертого кунута нужно совершить такбир, а затем руку’, два саджда, ташаххуд и таслим.

 - При совершении праздничных молитв, читая кунут, можно произносить любую молитву или любой зикр, но будет лучше, если прочесть следующее:

 

اَللَّهُمَّ أَهْلَ الْكِبْرِيَاءِ وَ الْعَظَمَةِ وَ أَهْلَ الْجُودِ وَ الْجَبَرُوتِ وَ أَهْلَ الْعَفْوِ وَ الرَّحْمَةِ وَ أَهْلَ التَّقْوَى وَ الْمَغْفِرَةِ أَسْئَلُكَ بِحَقِّ هَذَا الْيَوْمِ الَّذِى جَعَلْتَهُ لِلْمُسْلِمِينَ عِيدًا وَ لِمُحَمَّدٍ صَلَّي اللهُ عَلَيْهِ وَ آلِهِ زُخْرًا وَ شَرَفًا وَ كِرَامَةً وَ مَزِيدًا أَنْ تُصَلِّىَ عَلَى مُحَمَّدٍ وَ آلِ مُحَمَّدٍ وَ أَنْ تُدْخِلَنِى فِى كُلِّ خَيْرٍ أَدْخَلْتَ فِيهِ مُحَمَّدًا وَ آلَ مُحَمَّدٍ وَ أَنْ تُخْرِجَنِى مِنْ كُلِّ سُوءٍ أَخْرَجْتَ مِنْهُ مُحَمَّدًا وَ آلَ مُحَمَّدٍ صَلَوَاتُكَ عَلَيْهِ وَ عَلَيْهِمْ. اَللَّهُمَّ إِنِّى أَسْئَلُكَ خَيْرَ مَا سَئَلَكَ بِهِ عِبَادُكَ الصَّالِحُونَ وَ أَعُوذُ بِكَ مِمَّا اسْتَعَاذَ مِنْهُ عِبَادُكَ الْمُخْلِصِينَ.

Аллахумма ахляль-кибрийаи валь-азамати ва ахляль-джуди валь-джабарути ва ахляль-афви вар-рахмати ва алхлят-такуа валь-магфирати Ас’алюка бихакки хазаль-йаумаль-лязи джа‘альтаху лиль-муслимина ийдан ва ли Мухаммадин саллял-лаху ‘аляйхи ва алихи зухран ва шарафан ва кираматан ва мазидан ан - тусаллийа ‘ала Мухаммадин ва али Мухаммад ва ан тудхиляни фи кулли хайрин адхалта фихи Мухаммадан ва али Мухаммад ва ан тухриджани мин кулли суин ахраджта минху Мухаммадан ва али Мухаммадин салаватука ‘аляйхи ва аляйхим аджмаин. Аллахумма инни ас’алюка хайра ма сааляка бихи ибадукас-салихун ва ‘аузу бика фихи мимма иста‘аза минху ибадукас-салихуналь-мухлисун.

Перевод:

«О Аллах! Обладатель гордости, величия, щедрости, могущества, Обладатель прощения, милости, Обладатель благочестия и прощения! Прошу Тебя в честь этого дня, который Ты установил праздником для мусульман, а для Мухаммада (благословение Аллаха ему и его роду) изобилием, честью, благородством и почетом, благословить Мухаммада и семью Мухаммада и введи меня во всякое благо, в которое ввел Мухаммада и семью Мухаммада и выведи меня из всякого зла, из которого вывел Мухаммада и семью Мухаммада (Благословение Твое ему и им всем). О Аллах, прошу Тебя самого наилучшего блага, о котором спрашивали благочестивые рабы Твои и прибегаю к Тебе от самого наихудшего, от которого прибегали к тебе праведные и искренние рабы Твои».

 

В завершении обращаю Ваше внимание к преданию, переданному от Али, повелителя правоверных, и заканчиваю свое повествование с надеждой на то, что по велению Всемогущего Аллаха каждый Ваш день будет как праздник.

Али (да будет ему благословение и мир  Аллаха!) сказал:

"Сегодня праздник для тех,  чей пост, старание и усердие  приняты Всевышним, чьи грехи прощены. Сегодня у нас праздник, завтра тоже будет праздник, и каждый день, прожитый без грехов, неугодных Богу, будет для нас праздником. 

 


 

[1] Путником с точки зрения исламского считается тот, кто проделает путь не менее 24 километров.у2кнкФггршб

[2] Обязательная предосторожность – это то, выполнение чего обязательно, но по этому поводу можно обратиться к другому религиозному авторитету.

[3] Мост Сират – это мост, по которому в Судный день пройдут все люди. Для праведных людей он будет широким, и они с легкостью пройдут его, а для грешников он будет тонким и острым, как лезвие.

[4] Абуль-Хасан – одно из прозвищ Повелителя правоверных Имама Али (да будет мир с ним!).

[5] В ряде преданий рассказывается, что Святой Пророк Ислама (ДБАР) говорил: «Самый презренный из живших в древности людей был тот, кто убил невинную верблюдицу Пророка Салиха (ДБМ), а самый несчастнейшим из людей последнего времени – тот, кто запятнает себя кровью Али ибн Абу Талиба».

[6] Под детьми здесь подразумеваются внуки Пророка Мухаммада; Хасан и Хусейн, которых Милостивый Пророк любил очень сильно.

[7] Первый вечер месяца Шавваль

[8] Пленники, захваченные в войне с мусульманами (имело значение в начале распространения Исламской религии, в наши дни былого смысла не имеет).

[9] "Сеййид" – потомок Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!).