Воспитательные, социальные и гигиенические аспекты постаСоставитель: Зейналов Назим Пост оказывает многостороннее воздействие на физическую и духовную сущность человека, и каждый из аспектов этого воздействия заслуживает отдельного обсуждения. Наиболее важным представляется морально-этический аспект. Пост возвышает душу человека, закаляет его волю, способствует обузданию животных инстинктов его натуры. В период поста человек испытывает голод и жажду, но обязан воздерживаться от приема пищи и питья. Помимо этого, пост требует от него отказываться от удовлетворения полового инстинкта. Человек должен доказать свою способность управлять страстями, обуздывать желания и похоть. именно духовная составляющая поста является наиболее важной. Человек, имеющий в изобилии еду и питье, которыми можно воспользоваться в любой момент для утоления голода и жажды, не сможет проявить необходимое терпение и выдержку, когда лишится и того и другого. Но человек, соблюдающий пост, подобен растению, произрастающему в засушливой пустыне и способному переносить нехватку воды, сопротивляется бурям и холодам. Такой человек, столкнувшись с лишениями и трудностями, способен проявить стойкость и терпение в их преодолении. Пост воспитывает душу человека. Временные лишения, связанные с соблюдением поста, воспитывают в человеке упорство, укрепляют волю, способность противостоять жестоким лишениям и подавлять инстинктивные желания, что наполняет сердце человека чистотой и внутренним светом. Пост способствует отдалению человека от его животной сущности и приближает его к миру ангелов. Об этом же говорит и знаменитое высказывание Имама Садыка (ДБМ): «Пост – это защита от пламени ада».[1] В предании от Повелителя правоверных Али (ДБМ) повествуется о том, как однажды Пророка (ДБАР) спросили, что надо сделать, чтобы избавиться от Сатаны. Он ответил: «Пост мусульманина опозорит Сатану, благотворительность согнет его в бараний рог, любовь во имя Аллаха и упорство в свершении добрых деяний сломают ему хребет, а обращенная к Аллаху мольба о покаянии перережет ему глотку».[2] Али ибн Аби талиб (ДБМ), разъясняя суть различных форм поклонения Аллаху, описал пост такими словами: «Аллах установил пост, чтобы проверить степень искренности человека».[3] Еще одно предание приводит такие слова святого Пророка (ДБАР): «Действительно, существуют ворота в рай под названием 'Ар-райан' (напоенный), войти в которые могут только постящиеся».[4] Комментируя это предание, покойный шейх Садук в своей книге «Ма‘ни аль-ахбар» высказывает мнение о том, что такое название для этих райских врат было избрано по той причине, что самая большая трудность во время поста – это преодоление жажды. Когда постящиеся войдут в эти врата, они полностью утолят свою жажду и уже больше никогда не испытают ее. Социальный аспект постаКаждый разумный человек понимает, что пост - это хороший урок равенства всем членам общества. Исполняя эту религиозную обязанность, богатые смогут реально представить себе положение, в котором находятся голодающие бедняки, и помочь им, ограничив свое ежедневное потребление пищи. Конечно же, можно и словами доходчиво объяснить состоятельным людям тяжелое положение обездоленных, но если они на себе испытают все то, что выпало на долю этих несчастных, то их реакция будет более действенной. Пост помогает увидеть эту серьезную социальную проблему в ее реальном масштабе. В известном предании от Имама Садыка (ДБМ) рассказывается о том, как Хишам ибн Хакам спросил Имама о причинах установления поста. Имам Садик (ДБМ) ответил: «Аллах повелел соблюдать пост, дабы установить равенство между богатыми и бедными. Богатые должны на себе испытать, что такое голод, и проявить милосердие к беднякам (отдав им то, что им причитается). Поскольку в остальное время богатые могут иметь все, что пожелают, Всевышний доволен, когда между Его рабами устанавливается равенство. Поэтому Он сделал так, чтобы богатые, испытав голод и боль, почувствовали сострадание к слабым и были милосердны к ним».[5] Действительно, если бы население богатых стран постилось ежегодно в течение нескольких дней, чтобы испытать чувство голода, возможно, в мире стало бы меньше голодающих. Гигиенические аспекты голодания и его лечебное воздействиеСовременная медицина, так же как и традиционная, неопровержимо доказала эффективность 'воздержания' при лечении целого ряда заболеваний. Этот факт подтвержден в работах почти всех исследователей, занимающихся проблемами медицины. Общеизвестно, что причиной многих заболеваний является переедание, поскольку питательные вещества, не усвоенные организмом, накапливаются в нем в виде жировых отложений в различных частях тела либо приводят к повышению содержания сахара в крови, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для размножения и роста болезнетворных микроорганизмов. Наилучшим способом избавления от этих рассадников болезней являются воздержание и пост. Пост, помимо того, что он способствует сжиганию ненужного для тела балласта, предоставляет органам пищеварения крайне необходимый для них отдых. Эти органы относятся к наиболее важным частям человеческого тела и работают безостановочно в течение всего года. Согласно установлениям Ислама, в месяц рамадан постящийся не должен есть слишком много во время Разговенья и перед рассветом, поскольку лишь при соблюдении этого условия пост приносит наибольшую пользу здоровью человека. В противном случае можно получить результат, обратный желаемому. Российский ученый Алексей Суфурин в своей книге пишет, что лечебное голодание дает положительные результаты при лечении таких заболеваний как малокровие, диспепсия, обширный хронический энтерит, фурункулез и внутренние абсцессы, чахотка, ревматизм, различные виды подагры, водянка, ишиас, некоторые глазные болезни, диабет, кожные заболевания, заболевания почек и т.п. Круг болезней, поддающихся лечению голоданием, не ограничивается вышеупомянутым списком. Голодом можно побороть и такие серьезные болезни, затрагивающие клеточную структуру организма, как рак, сифилис, чума.[6] В одном из известных преданий приводятся такие слова святого Пророка (ДБАР): «Хочешь быть здоровым – постись».[7] В другом предании он говорит: «Желудок – источник всех болезней, а воздержание от пищи – наилучшее из лекарств».[8] [1] Бихар аль-анвар, том 96, стр. 256. [2] Там же, стр. 255. (Аорта – главная артерия, подающая кровь из левого желудочка сердца ко всем тканям и органам тела). [3] Нахдж аль-балага, проповедь (высказывание, речение?) 252. [4] Бихар аль-анвар, том 96, стр. 252. [5] Васа‘ил аш-ши‘а, том 7, глава 'Пост', стр. 3. [6] 'Голодание как новый способ лечения', стр. 65 (первое издание). [7] Бихар аль-анвар, том 96, стр. 255. [8] Бихар аль-анвар, том 62, стр. 290. |