Идеологические и практические аспекты Ислама

Составитель: Зейналов Назим

 

Во имя Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного!

Религиозные принципы подразделяются на две группы:

1 – Первостепенные религиозные принципы (Усул ад-дин).

2 – Второстепенные религиозные принципы (Фуру¢ ад-дин).

Усул ад-дин – это ряд убеждений, которые составляют основу Ислама; к ним относятся:

а) Таухид (монотеизм) – вера в то, что Аллах Един в Своей сущности и атрибутах; в Священном Коране говорится: «Он – Бог, нет бога, кроме Него. Властелин Он, Пресвятой, мир дарующий...»[1].

     'Адл (справедливость) – вера в то, что Аллах Справедлив; в Священном Коране говорится: «Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям…»[2].

 б) Нубувват (пророчество) – вера в то, что Наимудрейший Аллах для наставления людей на истинный путь посылал пророков и посланников, и что Адам (мир ему!) первых из них, а Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) последний; "…Помните о милости, оказанной вам Аллахом, когда назначил Он пророков среди вас…"[3];

     Имамат (духовное и светское руководство) – вера в то, что после кончины Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) Аллахом были назначены двенадцать Имамов из рода Пророка (мир им!) для предостережения исламской общины от отклонения с истинного пути. Пророк Ислама изволил сказать: «Воистину, не истечет срок этого предписания (предписания Ислама) до тех пор, пока не закончится правление двенадцати халифов…»[4].

в) Ма'ад (воскресение) – вера в то, что Всевышний Аллах воскресит людей из мертвых для расплаты за совершенные ими в этой жизни деяния; в Священном Коране говорится: «А тем, которые не веруют в будущую жизнь, [возвещаем] о том, что Мы приготовили им мучительное наказание»[5].

Мусульманином считается тот, кто уверует в вышеперечисленные принципы (Таухид, Нубувват, Ма'ад) и тот, кто отрицает их - не является мусульманином.

Каждый человек обязан сам осознать основные принципы своей религии и подражание в них недопустимо.

Под второстепенными вопросами (Фуру¢ ад-дин) подразумеваются практические предписания, а именно:

1 – «Ас-салят» - молитва.

В Священном Коране сказано: «Воистину, молитва для правоверных предписана в строго определенное время»[6].

Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать: «Молитва (намаз) – опора вашей религии».

2 – «Саум» - пост, который вменил Всемогущий и Великий Аллах в обязанность общине Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), как и тем, кто был до него, ибо сказано Всевышним в Коране: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он был предписан тем, кто был до вас, быть может, вы будете богобоязненны»[7].

Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать: «Аллах сказал: «Все деяния сынов Адама для него самого, кроме поста. Так пост, он для Меня и Я воздам ему»».

3 – «Хумс» - выплата одной пятой части дохода, согласно определенным законам, нуждающимся потомкам Пророка[8] (да благословит Аллах его и род его!). Всевышний в Коране о хумсе говорит: «И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху – пятая часть, и посланнику, и родственникам посланника, и сиротам, и бедным, и путнику, …»[9].

Когда около Имама Казима (да будет мир с ним!) прочли аят о хумсе, он изволил сказать: «То, что Аллаху, так это для посланника и то, что для посланника, так это для нас».

4 – «Закят» - налог, определенный Кораном и обязанный для всех мусульман. Имущества, подлежащие уплате закята являются следующими: золото, серебро, пщеница, ячмень, финики, изюм, верблюд, корова и баран. Выплата закята и хумса имеет определенные условия. Священный Коран о закяте говорит: «А то, что вы даете из очищения (закят), желая Лика Аллаха, - это те, которые удваивают»[10]. В многочисленных преданиях от непорочных Имамов (мир им!) рода пророческого говорится: «Тот, кто уклоняется от уплаты закята, вне религии».

Имам Садик (да будет мир с ним!) изволил сказать: «Не принимается молитва того, кто не дает закят и не принимается закят того, кто не страшится Аллаха».

5 – «Хадж» - паломничество в Священную Мекку, обязателен для тех, кто имеет возможность совершить это и при определенных условиях. О хадже Коран говорит: «… и возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на поджарых верблюдах из самых отдаленных поселений»[11].

Имам Али (мир ему!) изволил сказать: «Хадж является джихадом каждого слабого».

6 – «Джихад» - священная война за утверждение божественных указов. Всевышний в Коране о джихаде говорит: «Поистине, те которые уверовали, которые выселились и боролись на пути Аллаха, те надеются на милость Аллаха, …»[12].

Имам Али (да будет мир с ним!) изволил сказать: «Джихад является опорой религии и путеводителем счастливых (людей)».

У Имама Садыка есть такое высказывание: «После обязательных предписаний (молитва, пост, хадж и закят) Священная война – это лучшее, что есть в Исламе».[13]

7 – «Аль-амр биль-ма¢руф» - призыв к добру.

8 – «Ан-нахй ан аль-мункар» - предотвращение зла. Священный Коран об этих двух говорит: «Вы были лучшей из общин, которая выведена пред людьми: вы приказывали (совершать) добро и удерживали (от совершения) зла и веровали в Аллаха…»[14].

Посланник Аллах (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать: «Тот, кто призывает к совершению добра и предотвращает зло, является наместником Аллаха и наместником Его посланника».

9 – «Ат-тавалли ли аулияиллях» - любить друзей Аллаха и следовать им (путем непорочных Имамов рода пророческого (мир им!)).

«Те, кто ищет покровительства Аллаха, Посланника Его и уверовавших [входят в партию Аллаха], - воистину суть [приверженцы] партии Аллаха одержат победу!»[15]

10 - «Ат-табарри мин а¢даиллях» - (неприязнь) отречение от врагов Аллаха. В Священном Коране сказано:

«Отречение Аллахом и Его посланником от многобожников…»[16]

 


[1] Сура Аль-Хашр (Собрание) - 59:23.

[2] Сура Йунус - 10:44

[3] Сура Аль-Маида (Трапеза) – 5:20

[4] Сахих Бухари (раздел Аль-Ахкам), Сахих Муслим (раздел Аль-Амарат), Сахих Тирмизи /т. 2, стр. 35/, Мустадрак ас-Сахихайн» /т. 4, стр. 501/, Хейсами в книге «Маджма» /т. 5, стр. 190/, Муттаки Хинди в книге «Канз аль-Уммал» /т. 3, стр. 205/, «Аль-Фитан» /т. 6, стр. 201/, «Муснад» имама Ахмад ибн Ханбала /т. 1, стр. 398/ и /т. 5, стр. 92/, «Хильят аль-Аулия» Абу Наима /т. 4, стр. 333/, "Тарих аль-Хулафа" Джалаладдина Суюти стр. 14-15.

[5] Сура Аль-Исра' (Ночной перенос) - 17:10.

[6] Сура Ан-Ниса (Женщины) - 4:103.

[7] Сура Аль-Бакара (Корова) – 2:183.

[8] Потомков пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) называют сейидами.

[9] Сура Аль-Анфал (Добыча) – 8:41.

[10] Сура Ар-Рум (Румы) - 30:39.

[11] Сура Аль-Хаддж (Хадж) - 22:27.

[12] Сура Аль-Бакара (Корова) - 2:218.

[13] Аль-Кафи, том 5, стр. 3.

[14] Сура Али Имран (Семейство Имрана) - 3:110.

[15] Сура Аль-Маида (Трапеза) - 5:56.

[16] Сура Ат-Тауба (Покаяние) - 9:1.