Причин моего обращения много, но я приведу только несколько из них.
С самого начала моих исследований я поставил перед собой условие: ссылаться только на те тексты, аутентичность которых подтверждают обе партии, и отбрасывать те, что признаются только одной из сторон.
Итак, я исследовал вопрос о предпочтении между Абу Бакром и Али ибн Абу Талибом, а также о том, что согласно письменным источникам, халифат должен был возглавить Али, как настаивают шииты, а не выборное лицо, как считают сунниты.
Любой исследователь, если он исходит только из правдивых источников, обнаружит, что текст достаточно ясно поддерживает Али. Как например, такое высказывание Пророка: "Для кого я господин, для того и Али господин". Это было сказано в конце прощального Хаджа, когда было подтверждено, что Али является преемником Пророка. Многие люди поздравили его с этим, включая Абу Бакра и Умара, бывших в числе его доброжелателей, которые, согласно источникам, сказали ему: "Хорошо сделано, Ибн Абу Талиб, ты уже стал предводителем всех верующих"[1].
Достоверность этого текста подтверждают как сунниты, так и шииты, вообще в своем исследовании я ссылаюсь только на суннитские источники, причем далеко не на все, потому что их слишком много. Тех читателей, которые хотят получить больше информации, я отсылаю к труду "аль-Гадир" Амини (тринадцать томов), в котором писатель классифицирует высказывания Пророка согласно суннитскому учению.
Что же касается так называемого всенародного избрания Абу Бакра в день "Навеса" и последующего единодушного принесения присяги в мечети, то это нельзя воспринимать иначе, как голословное утверждение, лишенное оснований. Как можно говорить о всенародном согласии, если на этих выборах отсутствовало столько людей? Отсутствовали, в частности, Али, Аббас, большинство из представителей Бану Хашим, Усама ибн Зайд, Зубайр, Салман аль-Фарси, Абу Зарр аль-Гифари, Микдад ибн Асвад, Аммар ибн Ясир, Хузайфа ибн Яман, Хузайма ибн Сабит, Абу Бурайд аль-Аслами, Бура ибн Азиб, Убай ибн Ка'б, Сахл ибн Ханиф, Са`д ибн Убада, Гейс ибн Са`д, Абу Аййуб аль-Ансари, Джабир ибн Абдуллах, Халид ибн Саид и многие другие[2].
Так где же всенародное избрание? Отсутствия одного только Али уже достаточно для критики этих выборов, потому что он был единственным кандидатом, одобренным Пророком Аллаха, если принять, что прямого текста о назначении не существовало.
Выборы Абу Бакра произошли без всяких предварительных консультаций, они по существу захватили народ врасплох, особенно если учесть, что мусульмане, выполняя свой религиозный долг, были заняты приготовлениями к похоронам Посланника Аллаха. Жители Медины были в шоке после смерти Пророка, и в этот момент эти люди навязали им выборы[3] и даже угрожали сжечь дом Фатимы, если отказавшиеся присягать новому халифу не выйдут из него. Так как мы можем говорить, что эти выборы проводились после всенародного обсуждения и со всеобщего согласия?
Сам Умар ибн Хаттаб позже признавал, что эти выборы были ошибкой (да защитит нас Аллах от зла, которое последовало за ними). Он говорил, что всякий, кто повторит эту ошибку, должен быть убит. (По другой версии он говорил, что если кто-либо призовет к подобным выборам, то он не будет поддержан, не будут поддержаны и те, кто захочет его избрать)[4].
Имам Али сказал по поводу этих выборов: "Клянусь Аллахом, Ибн Абу Кухафа (Абу Бакр) все-таки дорвался! А ведь он знает, что мой статус в вопросе о преемничестве подобен оси в мельничном жернове: превосходство бъет из моего источника словно селевой поток и птица не может достигнуть меня"[5].
Саад ибн Убада, выдающийся деятель из ансар, в день "Навеса" вступил в конфликт с Абу Бакром и Умаром, он изо всех сил старался удержать их от захвата власти, но у него не хватило энергии, потому что он был болен и не мог стоять на ногах. После того, как ансары поклялись в верности Абу Бакру, он сказал: "Клянусь Аллахом, я не присягну тебе, пока не брошу в тебя последнюю стрелу, и не продырявлю тебя своим копьем, и не разрублю тебя своим мечем со свей силой, какая найдется в моих руках, я буду сражаться с тобой вместе со всей моей семьей и всем кланом. Клянусь Аллахом, если все люди и джинны соберутся, чтобы поддержать тебя, я не признаю тебя, до тех пор, пока не встречу моего Господа". Он никогда не молился с ними, никогда не сидел в их компании, никогда не совершал с ними Хадж, и если бы он встретил группу людей, готовую сражаться с ними, он оказал бы им всяческую поддержку, а если бы кто-нибудь поддержал его в борьбе против них, то он сразился бы с ними. Таким он оставался до конца своей жизни, пока не умер в Сирии во время правления Умара[6].
Если эти выборы были ошибкой (да избавит нас Аллах от зла, которое за ними последовало), как сказал в последствии Умар (а он был одним из организаторов этих выборов и знал, что произойдет с мусульманской уммой в результате этой акции), и если эти выборы были нелегальными (как определил их Имам Али, объявив себя единственным законным претендентом), и если эти выборы были несправедливыми (согласно заявлению лидера ансар Саада ибн Убады, который из-за этого покинул халифат), и если они были незаконными по причине отсутствия влиятельнейших членов уммы, таких, как Аббас, дяди Пророка, то какие свидетельства и доказательства можно представить в защиту законности выборов Абу Бакра как халифа?
Ответ прост: у суннитов нет таких свидетельств и доказательств.
Поэтому все, что говорят шииты по этому поводу - абсолютно правильно, их доводы базируются на суннитских источниках, доказывающих исключительное право Али на халифат. Но сунниты намеренно интерпретируют историю таким образом, чтобы поддержать репутацию сподвижников. Следовательно, справедливому и порядочному человеку ничего не остается, как согласиться с этим фактом, он становится вполне очевидным, после того, как мы познакомились со всеми обстоятельствами данного дела[7].
История принята обеими сторонами, и разумному справедливому человеку ничего не остается, как только осудить Абу Бакра, раз он не признался в том, что несправедливо и некорректно обошелся с госпожой всех женщин.
Любой, кто даст себе труд проследить за событиями этой трагедии и изучить различные факты, связанные с ней, признает, что Абу Бакр намеренно причинил ущерб Аз-Захре и отверг все ее аргументы, так что она не смогла ему противостоять. Хотя она имела в свою поддержку высказывания Пророка при Гадир Хуме и многие высказывания, в которых подтверждается законное право ее супруга и кузена на наследование халифата. Историки приводят немало свидетельств этого события, что заставляет нас поверить в его важность. Вот одно из них.
Аз-Захра, (Мир ей), обходила собрания ансаров с просьбой поддержать ее кузена и мужа, и они отвечали: "О дочь Посланника Аллаха, мы уже присягнули этому человеку, и если бы твой муж и кузен пришел к нам первым, то мы бы поддержали его". Али, да почтит его Аллах, сказал: "Неужели я должен был бросить Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) в его доме непохороненным и отправиться спорить с людьми о праве на халифат?" Фатима сказала: "Абу Хасан сделал то, что он должен было сделать, а за то, что сделали они, им придется держать ответ перед Аллахом"[8].
Если бы Абу Бакр ошибался, с хорошим намерением т. е. хотел как лучше но получилось наобарот то Фатима аз-Захра убедила бы его. Но она была разгневана на него, потому что он отверг аргументы и свидетельства в ее пользу, а также в пользу ее мужа. Она была в таком гневе, что запретила ему присутствовать на своих похоронах, и муж похоронил ее ночью тайно[9].
Что касается ее тайных ночных похорон, здесь стоит отметить, что во время моих многолетних исследований я побывал в Медине, чтобы лично выяснить этот вопрос. И я обнаружил следующее. Во-первых, место захоронения Аз-Захры неизвестно, никто не может с точностью сказать, где оно находится. Одни говорят, что она похоронена в доме Пророка, другие полагают, что она похоронена в своем доме напротив дома Пророка, а некоторые считают, что ее могила находится в Мекке, среди могил Ахль уль-Бейт.
Первый вывод, который я сделал, заключается в том, что аз-Захра (Мир ей) хотела, чтобы мусульмане через многие века знали, почему она попросила своего мужа похоронить ее тайно среди ночи так, что никто не присутствовал на ее похоронах! Этот факт заставит каждого мусульманина изучить связанные с этим исторические события и узнать некоторые интересные факты.
Во-вторых, я обнаружил, что всякому, кто желает посетить могилу Османа ибн Аффана, приходится преодолевать немалый путь, пока он не достигнет самого края Мекки, и там он найдет ее за стеной. Большинство же сподвижников напротив похоронены в начале Мекки, недалеко от входа. Даже Малик ибн Анас, известный законовед, который был последователем последователей, похоронен недалеко от места, где покоятся жены Пророка. Я выяснил, что имели в виду историки, когда говорили, что он похоронен в "Хаш Каукаб". Это была еврейская земля; дело в том, что мусульмане отказались хоронить Османа в Мекке, городе Посланника Аллаха. Когда Муавия захватил власть, он выкупил эти земли у евреев и присоединил их к территории Мекки. Это было сделано специально для того, чтобы могила его кузена Османа оказалась в Мекке. всякий, кто посещает Мекку, может убедиться в этом лично.
Удивительно, что Фатима аз-Захра, единственная из дочерей Пророка, умершая после него (смерть отца и смерть дочери разделяют не больше шести месяцев), не была похоронена рядом с Посланником.
Как я упоминал ранее, Фатима аз-Захра завещала похоронить ее тайно, поэтому она не была похоронена рядом со своим отцом. Но как насчет ее сына, Хасана, почему он не был похоронен рядом с дедом? Айша (Мать правоверных) не позволила сделать это. Когда Хусейн принес его тело к могиле деда, Посланника Аллаха, она села на мула и стала объезжать вокруг дома со словами: "Не дам хоронить никого из тех, кого я не люблю, в моем доме". Тогда кланы Бану Омейя и Бану Хашим уже готовы были вступить в схватку, Хусейн сказал ей, что он только обнесет гроб с телом его брата вокруг могилы их деда, а затем похоронит его в Мекке. Он поступил так согласно требованию своего брата, который не хотел, чтобы из-за него пролилась кровь. Ибн Аббас так прокомментировал эти события:
"Она ездила верхом на верблюде[10], на муле[11], если бы она прожила дольше, то оседлала бы слона, ты имеешь девятую часть и забираешь все".
Это другой интересный факт: как Айша могла унаследовать все, если у Пророка было девять жен? Ибн Аббас передает нам: если Пророк не оставил никакого наследства, а Абу Бакр засвидетельствовал это и не позволил аз-Захре унаследовать что-либо от своего отца, то как тогда Айша могла сделать это? Разве есть такие предания, где зафиксировано, что жена может наследовать, а дочь - нет? Или здесь все определило политическое решение: во всем отказать дочери и все отдать жене?
Здесь уместно привести историю, касающуюся наследства, которая упоминается многими историками.
Ибн Аби Хадид Му`тазили говорит в своих комментариях к "Нахджи аль-Балага": Айша и Хафса пришли к Осману во время его правления халифатом и попросили его дать им их долю наследства, оставшегося от Посланника Аллаха. Осман лежал, растянувшись на софе, после их слов он поднялся и сказал Айше: "Ты и эта женщина, сидящая рядом с тобой, нашли и привели бедуина, который умывался собственной мочой и свидетельствовал, что Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Мы, пророки, не оставляем наследства". Если Пророк действительно не оставил наследства, то почему вы спрашиваете меня о нем сейчас, а если оставил, то почему вы лишили Фатиму ее законной доли?" после этого Айша покинула его очень разгневанная и сказала: "Убейте этого старого дурака, ибо он стал неверным"[12].
Одной из причин, которые послужили моему просветлению и заставили меня покинуть традицию моих предков, было сравнение позиций Али и Абу Бакра на основе логики и исторических материалов.
Как я уже отмечал ранее, в эту книгу я включил только те свидетельства, которые одинаково признаны как суннитами, так и шиитами.
Я исследовал документальные источники с обеих сторон и обнаружил, что только Али получал полную поддержку. Как сунниты, так и шииты признают его лидерство согласно одобренным ими текстам. Напротив, Абу Бакр имел только небольшую группу в свою поддержку, мы упоминали выше, что сказал Умар о его наследовании халифата. Более того, и шииты и сунниты приписывают Али ибн Абу Талибу множество добродетелей и благородных поступков. До нас дошло немало высказываний, восхваляющих Али больше, чем других сподвижников, и даже Ахмед ибн Ханбал сказал: "Никто из сподвижников Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) не имеет столько добродетелей, как Али ибн абу Талиб"[13].
Кади Исмаил Наса'и и Абу Али аль-Найсабури говорили: "Ни одному сподвижнику не приписывают столько добродетелей, как Али"[14].
Мы обнаруживаем, что омейяды приложили немало усилий, чтобы заставить людей бранить и оскорблять его, и не упоминать о его добродетелях, они даже запретили кому-либо называться его именем, но вопреки всей этой ненависти слава о его достоинствах и добрых делах продолжала распространяться.
Имам Шафи'и сказал об этом: "Меня поражает человек, чьи добродетели держались в секрете его врагами из-за зависти и его последователями из-за страха, и при этом огромное количество слухов о них все равно распространилось".
Что же касается Абу Бакра, то изучив источники с обеих сторон, я обнаружил, что даже в суннитских источниках ссылок на его добродетели гораздо меньше, чем на добродетели Али. Главным рассказчиком и передатчиком хадисов о добродетелях Абу Бакра была его дочь Айша, чье негативное отношение к Али зафиксировано во многих документах. Она старалась изо всех сил поддержать отца, даже путем фабрикации хадисов. Вторым был Абдаллах ибн Умар, который никогда не был близок к Али, и отказался присягнуть ему вопреки широкой народной поддержке, которую тот получил. Абдаллах ибн Умар говорил, что лучшими людьми после Пророка были Абу Бакр и Осман, а остальные равны[15]. Таким образом, он поставил Имама Али на один уровень с обычными людьми, лишенными каких-либо достоинств.
Разве Абдаллах ибн Умар не знал, что известнейшие люди считали Али самым добродетельным из всех сподвижников, может Абдаллах ибн Умар не слышал ни об одной его добродетели? Конечно, клянусь Аллахом, он слышал и понимал, но политические интриги заставляли его искажать факты.
О добродетелях Абу Бакра также рассказывали Амр ибн 'Ас, Абу Хурейра, Урва и Акрама, все они ненавидели Али и боролись с ним как с помощью оружия, так и с помощью заговоров и интриг, а также с помощью приписывания добродетелей его врагам.
Ахмед ибн Ханбал сказал: "У Али было много врагов, они изо всех сил старались найти какие-либо компрометирующие его факты, но не могли этого сделать, и тогда они взяли человека, с которым он боролся, и стали его восхвалять только из-за своей ненависти к Али"[16]. Но Аллах сказал:
Но ведь и я замышляю козни [в отместку].
дай же [, Мухаммад,] неверным отсрочку недолгую".[17]
Можно назвать чудом от Аллаха тот факт, что слава о добродетелях Имама Али продолжала распространяться после шести веков несправедливых преследований и клеветы, распространяемой о нем и об Ахль уль-Бейт. Аббасиды оказались не меньшим злом, чем их предшественники омейяды в отношении к Ахль уль-Бейт. Поэт Абу Фираз аль-Хамдан написал следующие строки:
"То, что сделали с ними люди Бану Харб - ничего
По сравнению с тем, что сделали с ними вы,
Сколько раз вы явно подвергали насилию религию?
И сколько крови [Людей Дома] Пророка
Пролито вами?
Вы претендуете на то, чтобы быть его последователями, но на ваших руках
Кровь его пречистых сыновей".
Изучив все эти высказывания, я прояснил для себя данный вопрос и, оставив последнее суждение Аллаху, решил, что для этих людей у меня нет больше никаких извинений.
Вопреки тому факту, что Абу Бакр был первым халифом и обладал всей полнотой власти и авторитета, несмотря на все взятки и подарки, которые омейяды раздавали всем, кто восхвалял Абу Бакра, Умара и Османа, вопреки всем приписанным Абу Бакру добродетелям, которые они сочинили, и которые наполнили множество книг..., они не достигли даже частицы истинных добродетелей Имама Али.
Более того, если мы проанализируем высказывания, восхваляющие Абу Бакра, которые якобы слышали эти люди, мы обнаружим их несовместимость с историческими фактам, так что никто из здравомыслящих людей не может принять их. Мы уже приводили высказывание, приписываемое Пророку: "Если веру Абу Бакра и веру моей общины положить на разные чаши весов, то вера Абу Бакра перевесит".
Если бы Посланник Аллаха знал о таком высоком уровне веры Абу Бакра, то он не назначил бы предводителем войска Усаму и не отказался бы свидетельствовать за Абу Бакра, когда он свидетельствовал за шахидов, павших при Ухуде. Пророк сказал Абу Бакру, что он не знает, что тот собирается сделать после его ухода[18], так что Абу Бакр заплакал. Кроме того, Пророк доверил бы ему передачу суры "Бара'а", а не послал бы с этой миссией Али[19].
Пророк также не сказал бы в Хайбаре перед передачей флага: "Завтра я вручу флаг тому, кто любит Аллаха и Его Посланника, всегда идущему вперед и никогда не отступающему, Аллах испытал его сердце на веру", и после этих слов он вручил флаг Али и никому другому[20].
Если бы Аллах знал о таком высоком уровне веры Абу Бакра, о том, что его вера превышает веру всех мусульман, то Аллаху - хвала Ему - не надо было бы поучать его и предупреждать его о том, что он может испортить все свои добрые дела тем, что его голос превышает голос Пророка[21].
Если бы Али и его последователи знали о таком высоком уровне веры Абу Бакра, они бы не колебались в принесении присяги такому человеку. Если бы Фатима аз-Захра, госпожа всех женщин, знала о такой вере Абу Бакра, она бы не гневалась на него, не отказывалась бы говорить с ним и не отвергала бы его приветствий, не бранила бы его в своих молитвах[22], и, конечно, не запретила бы ему присутствовать на своих похоронах.
Человек с такой верой, которая перевешивает веру всех мусульман, не сожалел бы в последние минуты своей жизни о своем обращении с Фатимой, о том, что он сжег Фуджа'аха Салами и его последователей и о том, что он стал халифом[23]. Он также не должен был в конце своей жизни говорить, что не хотел бы быть человеческим существом, а хотел бы превратиться в экскременты животного. Разве можно сказать о таком человеке, что его вера равна или даже превышает веру всех мусульман?
Давайте разберем высказывание: "Если бы я выбирал ближайшего друга, то я выбрал бы Абу Бакра". Это высказывание аналогично предыдущему. Где был Абу Бакр в день "малого братства" в Мекке перед хиджрой и в день "великого братства" в Медине после хиджры, когда в обеих случаях Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) назвал Али своим братом и сказал ему: "Ты мой брат в этой жизни и в Раю"[24]. И он не повернулся к Абу Бакру, лишив его тем самым братских отношений в дальней жизни, а также близкой дружбы. Я не хочу продолжать углубляться в данную тему, думаю, что приведенных примеров, взятых мной из суннитских источников, вполне достаточно. Шииты же вообще не признают эти два хадиса, они имеют свои доказательства того, что все эти хадисы были выдуманы спустя некоторое время после смерти Абу Бакра.
Если мы оставим в покое добродетели и обратимся к грехам, то мы не найдем ни одного упоминания о каком-либо грехе, совершенном Али, в суннитских и шиитских книгах, при этом мы обнаружим, что многие люди грешили, и об этом упоминается в суннитских книгах, сборниках хадисов и жизнеописаниях.
Таким образом, только в отношении Али мы обнаруживаем полное единство взглядов с обеих сторон, и при этом исторические факты указывают нам на Али как на единственного законного избранника.
Он не стал настаивать на своем праве вопреки воле мухаджиров и ансаров, а когда он в конце концов стал халифом, некоторые люди отказались платить ему дань, он же никогда не принуждал их силой изменить свои взгляды.
С другой стороны, мы встречаем заявление о том, что, по словам Умара, выборы Абу Бакра были "ошибкой", и "пусть Аллах защитит мусульман от зла, которое они принесли". Избрание Умара было следствием обещания, данного ему Абу Бакром. Избрание Османа было историческим фарсом. Умар назначил шестерых кандидатов на управление халифатом и велел им избрать одного, сказав при этом, что если голоса разделятся в отношении четыре к двум, то двое, составляющие меньшинство, должны быть убиты. Если же эти шестеро разделятся на две равные партии, то следует прислушаться к мнению той, которую поддержит Абдул Рахман ибн Ауф. Однако, если по прошествии определенного времени согласие не будет достигнуто, следует убить всех шестерых. Это история довольно длинная и весьма странная, но главное заключается в том, что Абдул Рахман ибн Ауф выбрал кандидатуру Али при условии, что тот будет править халифатом, основываясь на Книге Аллаха, сунне Его Посланника и сунне первых двух халифов - Абу Бакра и Умара. Али отказался принять такие условия, Осман же согласился и поэтому стал халифом. Али покинул собрание, заранее зная его результат, он рассказал об этом в свое знаменитой речи, известной под названием "Шакшакыйя".
После Али халифатом завладел Муавийя, он преобразовал его в наследственный институт омейядов. Следом пришли аббасиды, они наследовали халифат друг у друга, приходя к власти либо через назначение предшествующего правителя, либо захватив ее силой. С начала Исламской эры до Кемаля Ататюрка, упразднившего Исламский халифат, ни один из халифов не был избран законно[25], исключение составляет только предводитель верующих Али ибн Абу Талиб.
В суннитских сборниках я прочел хадисы, убеждающие в том, что надлежит следовать за Имамом Али, они подтверждаются и шиитами, у которых имеются также дополнительные хадисы на эту тему. Но, как обычно, я ссылаюсь здесь только на те хадисы, с которыми согласны обе стороны. И вот некоторые из них.
Пророк (Да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Я - город знаний, а Али - его врата"[26].
Только одного этого хадиса должно быть достаточно, чтобы определить, кто является преемником Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), ведь предводителем должен быть ученый человек.
Всевышний Аллах сказал:
"...Спроси [, Мухаммада,]: "Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают [пути истины]?"..."[27]
Также Он сказал:
"Тот ли достойнее, кто ведет к истине, чтобы [другие] следовали за ним, или же тот, кто сам не идет верным путем, если только его не поведут? Что это с вами? Как же вы рассуждаете?"[28]
В истории зафиксировано множество фактов, свидетельствующих о том, что Али был наиболее знающим среди всех сподвижников, они часто консультировались с ним по весьма важным вопросам, и нам не известен ни один случай, когда бы Али отказался дать свой совет.
Абу Бакр сказал: "Да избавит меня Аллах от такого затруднения, которое Абу-Хасан не сможет разрешить". А Умар сказал: "Если бы не Али, Умар бы погиб"[29].
Ибн Аббас сказал: "Мои знания и знания сподвижников Мухаммада (Да благословит Аллах его и род его!) не больше капли в семи морях по сравнению со знаниями Али".
А вот что Али говорит сам о себе: "Спрашивайте, пока вы не потеряли меня. Клянусь Аллахом, если вы спросите меня о любом событии, которое может произойти до дня Суда, я расскажу вам об этом. Спрашивайте меня о Книге Аллаха, ведь, клянусь Аллахом, нет такого аята, о котором бы я не знал, был ли он ниспослан ночью или днем, на равнине или в горах"[30].
Абу Бакра однажды спросили о слове "абб" (пастбище), которое употребил Всевышний Аллах:
"...плоды и пастбища на пользу вам и вашей скотине".[31]
Абу Бакр ответил: "Какое небо даст мне тень, и какая земля будет носить меня, если я скажу что-нибудь, чего не знаю о Книге Аллаха". А вот слова Умара: "Любой человек более знающ, чем я, даже женщины". Однажды его спросили о смысле одного коранического аята, и в ответ он наказал спрашивающего, избив его до крови, а затем сказал: "Никогда не спрашивай о том, что может причинить тебе вред"[32].
Его также спрашивали о значении слова "калялят", но он не знал ответа.
В своих комментариях Табари отмечает, что однажды Умар сказал следующее: "Для меня знание о каляляте более ценно, чем владение таким дворцом, как дворец в Сирии".
В одной из своих книг Ибн Маджа приводит такое высказывание Умара: "Есть три вещи, которые я полюбил бы больше всего на свете, если бы Посланник Аллаха разъяснил их значение. Это калялят, ростовщичество и халифат". Разве допустил бы Аллах, чтобы Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) умолчал о таких предметах!
Пророк (Да благословит Аллах его и род его!) сказал: "О Али! Ты занимаешь по отношению ко мне такое же положение, как Харун по отношению к Мусе, с той только разницей, что после меня не будет пророков".
Каждому разумному человеку этот хадис указывает на особый статус предводителя верующих. Из него следует, что Али - это человек, который вправе называться сторонником, опекуном, а также преемником Посланника Аллаха, как Харун был сторонником, опекуном и преемником Мусы, когда тот уходил беседовать со своим Богом. Позиция Али по отношению к Пророку абсолютно идентична позиции Харуна по отношению к Мусе за исключением вопроса о пророчестве, о завершенности которого говорится в этом хадисе.
Более того, в хадисах мы обнаруживаем что Имам Али назывался наилучшим сподвижником, который шел вторым после Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!).
Пророк (Да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Али - господин для всех тех, для кого я - господин. О Аллах! Люби того, кто любит его, и возненавидь того, кто ненавидит его, помоги тому, кто помогает ему, и оставь того, кто оставляет его, и куда бы он ни обратился, верши там справедливость".
Одного этого хадиса было бы достаточно, чтобы ответить на голословные утверждения, касающиеся преимущественного права Абу Бакра, Османа и Омара по отношению к Али, хотя именно Али был назначен Посланником Аллаха попечителем всех верующих после него. Но это несущественно для тех, кто пытается интерпретировать это высказывание просто как проявление дружбы и поддержки. Таким образом они хотят затушевать истинное значение слов Посланника (Да благословит Аллах его и род его!), чтобы сохранить нетронутой чистую репутацию сподвижников. Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), преодолевая жестокий жар, обратился к людям со словами: "Свидетельствуете ли вы, что я обладаю преимущественным правом и высшим авторитетом по отношению ко всем верующим?" Они ответили: "Да, о Посланник Аллаха". Вслед за тем он сказал: "Али - господин для тех, для кого я - господин... " и т.д. Это ясный текст, указывающий на то, что Посланник Аллаха назначил Али своим преемником, чтобы тот возглавил Исламскую умму, и всякий справедливый разумный человек примет такую трактовку этого высказывания, отказавшись от любых других. Такая интерпретация сохраняет чистый образ Посланника Аллаха, что гораздо важнее, чем защита репутации сподвижников. Те же, кто дают этому высказыванию альтернативную трактовку, на самом деле поднимают на смех мудрость Посланника Аллаха. Ведь тогда получается, что он, находясь в тяжелом жару, собрал множество людей только для того, чтобы сказать им, что Али - их друг и сторонник. Но что могут сказать те, кто неверно трактует этот текст, дабы сохранить честь своих господ, о той процессии поздравляющих, которую устроил Посланник Аллаха для Али? Она началась с жен Посланника, матерей верующих, затем Абу Бакр и Умар подошли и сказали: "Отлично, Абу Талиб! Этой ночью ты стал господином всех верующих".
Все исторические факты ясно указывают, что все, кто неверно трактуют вышеприведенное высказывание, лжецы. Так пусть будут прокляты те, кто писали и пишут подобные вещи. Всемогущий Аллах сказал:
"...Однако значительная часть их скрывает истину, хотя и знает ее".[33]
Пророк (Да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Али от меня и я от Али, и никто не может выполнять мои обязанности, кроме меня и Али"[34].
Этот досточтимый хадис - еще одно ясное свидетельство того, что Али был единственным, кого Посланник уполномочил быть своим заместителем. Посланник произнес эти слова во время хаджа, когда он послал Али (а не Абу Бакра) огласить суру Бара'а. Абу Бакр пришел к нему и со слезами на глазах воскликнул: "О Посланник Аллаха! Ниспошли что-нибудь для меня". На что Посланник ответил: "Как приказал мой Повелитель, никто не может выполнять мои обязанности, кроме меня и Али".
Есть еще один хадис, подтверждающий эту мысль. В другой раз Посланник Аллаха сказал в адрес Али: "О Али! Ты покажешь им верный путь, когда после моего ухода у них возникнут разногласия"[35]. Если никто не мог заменить Посланника Аллаха, кроме Али, и если именно он должен был указать им верный путь, когда после ухода Пророка у них возникнут разногласия, то как человек, не знающий даже значения слов "абб" и "калялят" мог считаться более достойным, чем Али? "Увы, это одна из тех трагедий, обрушившихся на наш народ, и помешавших ему выполнять те задачи, которые поставил перед ним Аллах. Мы не можем винить в этом Аллаха, или Его Посланника, или Предводителя правоверных Али ибн Абу Талиба, вина лежит непосредственно на тех, кто противостоял воле Аллаха и изменял его повеления, а Всемогущий Аллах сказал:
"Когда неверным говорят: "Следуйте за тем, что ниспослал Аллах, и за Посланником", - они отвечают: "Довольно нам того, что исповедовали наши отцы". Неужели так, даже если их отцы ни о чем не ведали и не следовали прямым путем?"[36]
Пророк Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) сказал, указывая на Али: "Это мой брат, мой попечитель и мой преемник, поэтому слушайте его и повинуйтесь ему"[37].
Это еще один достоверный хадис, его часто цитировали в начале пророческой миссии и называли одним из чудес Пророка. Однако, впоследствии, благодаря политическим интригам, многие факты были искажены. Неудивительно, что давление, имевшее место в те далекие времена, возобновляется и в наши дни. Например, Мухаммад Хусейн Хайкал полностью привел это высказывание в своей книге "Жизнь Мухаммада" (первое издание 1334 г. Хиджры, стр. 104). Однако уже из второго издания часть высказывания, где Пророк говорит: "Он мой попечитель и мой преемник", была удалена.
Еще один пример: в тафсире Табари (том 19, стр. 121) это высказывание Пророка было также сокращено, однако издатели этого тафсира упустили тот факт, что Табари цитирует это высказывание полностью в своем собрании сочинений (том 2, стр. 319). Посмотрите, как они подменяют слова и искажают факты... Они хотят затушить свет Аллаха своими речами, но Аллах разносит Свой свет.
Целью моего исследования было достижение истины, поэтому я стал искать первое издание "Жизни Мухаммада" и в результате немалых усилий, хвала Аллаху, наконец нашел ее, хотя мне это весьма недешево обошлось. Самое главное, что изучив эти искажения, я убедился в том, что некоторые порочные люди делают все возможное, чтобы подтасовать определенные факты, потому что в руках их "врагов" находится сильная улика против них.
Когда объективный исследователь наталкивается на такие вопиющие искажения, для него становится вполне естественным держаться подальше от этих людей, он убеждается в том, что у них нет никаких реальных данных, кроме лжи и подтасованных фактов. Они нанимают писателей, платят им деньги, награждают их титулами и фальшивыми университетскими степенями, чтобы те писали для них статьи и книги, оскорбляющие шиитов и обвиняющие их в богохульстве. В то же время они защищают позиции некоторых сподвижников, даже если те были несправедливы и повернулись вспять на ложный путь после ухода Посланника Аллаха.
Аллах сказал:
"Неведающие [из неверующих и идолопоклонников] говорят: "Почему с нами не заговорит Аллах, почему не покажет знамение нам?" И до них [некоторые] говорили то же самое, схожи сердца тех и других в невежстве и упрямстве. Мы уже разъяснили знамения для людей, которые убеждены."[38]
[1] Муснад Имам Ахмед ибн Ханбал, том 4, стр. 281; Газали "Сирра-ль-Аламин", стр. 12; Ибн Джаузи "Тадхират аль-Хвасс", стр. 29; Табари "Рияд аль-Надира", том 2, стр. 169; Канз Уммал, том 6, стр. 397; Ибн Касир "Бидайа валь-Нихайа", том 5, стр. 212; Тарих Ибн Асакир, том 2, стр. 50; Тафсир ар-Рази, том 3, стр. 63; Суюти "Хауви лиль-Фатави", том 1, стр. 112.
[2] Тарих ат-Табари; Тарих Ибн Асир; Суюти "Тарих аль-Хулафа"; Тарих аль- Хамис аль-Истиааб.
[3] Ибн Кутайба "Тарих аль-Хулафа", том 1, стр. 18.
[4] Сахих аль-Бухари, том 4, стр. 127.
[5] Мухаммад Абдул "Комментарии к Нахдж аль-Балага", том 1, стр. 34; Хутбаль-Шакшакыйа.
[6] Суюти "Тарих аль-Хулафа" том 1, стр. 17.
[7] Читайте: Абдул Фаттах Абдул Максуд "Сакыфа валь-Хилафа" и Шейх Музаффар "Сакыфа".
[8] Ибн Кутайба 'Тарих аль-Хулафа", том 1, стр. 19; Ибн Аби аль-Хадид "Шарх Нахдж аль-Балага".
[9] Сахих аль-Бухари том 3, стр. 36; Сахих Муслим, том 2, стр. 72.
[10] Вместе со ссылками на то, как она оседлала верблюда во время "Битвы верблюдов".
[11] Вместе со ссылкам на то, как она оседлала мула в тот день, когда она воспрепятствовала захоронению Хасана рядом с его дедом.
[12] Ибн Аби аль-Хадид "Шарх Нахдж аль-Балага", том 16, стр. 220-223.
[13] Мустадрак аль-Хаким, том 3, стр. 107; Харазми "Манакиб", стр. 3, 9; Суюти "Тарих аль-Хулафа", стр. 168; Ибн Хаджар аль-Хайсами "Сава'ик-аль-Мухрика", стр. 72; Тарих Ибн Асакир, том 3, стр. 63; Хаскани аль-Ханафи "Шавахид аль-Танзиль", том 1, стр. 19.
[14] Табари "Рияд аль-Надира", том 2, стр. 282; Ибн Хаджар аль-Хайсами "Сава'ик-аль-Мухрика", стр. 118, 72.
[15] Сахих аль-Бухари, том 2, стр. 202.
[16] Бухари "Фатх аль-Бари фи Шарх", том 7, стр. 83; Суюти "Тарих аль-Хулафа", стр. 199; Ибн Хаджар аль-Хайсами "Сава'ик-аль-Мухрика", стр. 125.
[17] Святой Коран, 86:15-17.
[18] Имам Малик "Муваттаа", том 1, стр. 307; Магази аль-Вакыди, стр. 310.
[19] Сахих аль-Тирмизи, том 4, стр. 339; Муснад Имам Ахмед ибн Ханбал, том 2, стр. 319; Мустадрак аль-Хаким, том 3, стр. 51.
[20] Сахих Муслим (раздел, посвященный добродетелям Имама Али)
[21] Сахих аль-Бухари, том 4, стр. 184.
[22] Имамат ва Сиясат, том 1, стр. 14; Трактаты Джахиза, стр. 301; А-алям ан-Ниса, том 3, стр. 1215.
[23] Тарих ат-Табари, том 4, стр. 52; Имамат ва Сиясат, том 1, стр. 18; Тарих Масуди, том 1, стр. 414.
[24] Сибт Ибн Джаузи "Тазкират аль-Хавасс", стр. 23; Ибн Асакир "Тарих Димашк", том1, стр. 107; Харазми "Манакиб" стр. 7; Ибн Сабах Малики "Фусул аль-Мухимма", стр. 21.
[25] Имеется в виду единодушно всеми мусульманами.
[26] Мустадрак аль-Хаким, том 3, стр. 127; Тарих Ибн Касир, том 7, стр. 358.
[27] Святой Коран, 39:9.
[28] Святой Коран, 10:35.
[29] Исти-аб, том 3, стр. 39; Харазми "Манакиб", стр. 48; Табари "Рияд аль-Надира", том 2, стр. 194.
[30] Табари "Рияд аль-Надира". Том 2, стр. 198; Суюти "Тарих аль-Хулафа", стр. 124; Иткан фи Улюм аль-Кур'ан, том2, стр. 319; Бухари "Фатх аль-Бари фи Шарх", том 8, стр. 485; Тарих ат-Тахдиб, том 7, стр. 338.
[31] Святой Коран, 80:31,32.
[32] Сунан аль-Дарими, том 1, стр. 54; Тафсир ибн Касир, том 4, стр. 232; Суюти "Ад-Дур аль-Мансур филь Тафсир валь Ма`сур", том 6, стр. 111.
[33] Святой Коран, 2:146.
[34] Сунан ибн Маджех, том 1, стр. 44; Хасаис ан-Ниса-и, стр. 20; Сахих ат-Тирмизи, том 5, стр. 300; Ибн Касир "Джами аль-Усул", том 9, стр. 471; Суюти "Джами-аль-Сахыр", том 2, стр. 56; Табари "Рияд аль-Надира", том 2, стр. 229.
[35] Ибн Асакир "Тарих Димашк", том 2, стр. 488; Манави "Кунуз аль-Хака-ик", стр. 203; Канз аль-Уммал, том 5, стр. 33.
[36] Святой Коран, 5:104.
[37] Тарих ат-Табари, том 2, стр. 319; Тарих Ибн Асир, том 2, стр. 62; Сирах аль-Халабийа, том 1, стр. 311; Хасакани "Шавахид аль-Танзиль", том1, стр. 371; Канз аль-Уммал, том15, стр. 15; Тарих Ибн Асакир том1, стр. 85; Ала ад-Дин Шафии "Тафсир Хазин", том 3, стр. 371; Мухаммад Хасанайн Хайкал "Жизнь Мухаммада", первое издание, раздел: "Увещевай своих близких и родственников".
[38] Святой Коран, 2:118.