Слово «ши’а» в арабском языке в своей основе означает одного, двоих или группу из последователей. В Коране это слово встречается несколько раз в этом же значении. Например, в 15-ом аяте 28-ой суры, Всевышний к одному из последователей его светлости Мусы (мир ему!) обращается, применяя слово «шиа». В другом аяте, Ибрахима (мир ему!) представляет шиитом Нуха (мир ему!) (сура 37, аят 83). В начале истории Ислама понятие «ши’а» использовалось в своем первоначальном или лексическом значении, то есть, как последователь различных личностей. Например, в некоторых шиитских преданиях оно встречается в речах Али ибн Аби Талиба, в других, Муавие ибн Аби Суфьяна. Но постепенно это слово приобрело второй смысл и стало применяться только в значении «последователи Али (мир ему!)», тем самым, признавая его руководство.
Шахристани (год смерти 548 лунной хиджры) в своей книге «Аль-Миляль ван-Нихаль», которая является выдающимся трудом в области исламских течений, писал: «Шиитами являются те, кто, в особенности, следуют Али (мир ему!), верят в его руководство и управление согласно воле и ясным указаниям Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!)»[1]. Это очень внимательное определение, так как шииты убеждены, что доказательством следования Али (мир ему!) является желание пророка (да благословит Аллах его и род его!), а не их индивидуальное решение. Напротив, те, кто не является шиитом, после смерти пророка, стали следовать тому, кто был избран самими. Думали, что выбор наместника, пророк оставил на усмотрение самих людей. Хотя Абу Бакр ибн Кахафа, первый халиф, который пришел к власти, будучи избранным, был убежден, что сам должен назначить наместника после себя. Второй халиф, Умар ибн Хаттаб, также в свою очередь, используя совет из шести лиц, которых назначил сам, решил из них избрать наместника. Интересно то, что Али (мир ему!) был четвертым халифом, которого после смерти третьего халифа, Усман ибн ‘Аффана, народ вынудил принять власть.
Хасан ибн Муса Наубахти (год смерти 313 лунной хиджры), известный шиитский исследователь, в книге «Шиитские течения» писал: «Шииты – это группа Али ибн Аби Талиба (мир ему!). Они назывались шиитами при жизни пророка (да благословит Аллах его и род его!) и после его смерти. Были известны в качестве последователей Али (мир ему!), признавали его руководство и власть». Шейх Муфид (год смерти 413 лунной хиджры), один из известнейших ученых прошлого, шиитом считал тех, кто следовал Али (мир ему!) и признавал его наместничество после пророка (да благословит Аллах его и род его!)[2]. Разъясняя причину названия шиитов «имамитами», он говорил: «Так называют тех, которые считали необходимым имамат во все времена, а также признавали непорочность имама, необходимость его назначения и совершенство»[3].
Таким образом, мусульмане шииты – это те, которые придерживаются следующих мнений:
1. – наместничество утверждается Всевышним;
2. – имам, так же, как и пророк избирается Всевышним, а затем представляется пророком народу в качестве своего преемника;
3. – непосредственным наместником пророка считается Али (мир ему!).
Естественно, возникает вопрос, с какого времени начинается история шиизма?
Имеются многочисленные хадисы, раскрывающие тему имамата, о которых будет рассказано в последующих соответствующих главах. Здесь мы затронем только те хадисы, в которых пророк (да благословит Аллах его и род его!) упоминает о группе людей, в качестве шиитов Али (мир ему!). Затем, в качестве доказательства, обратимся к другим хадисам и истории Ислама, которые помогут больше осветить данную тему. Все хадисы, которые будут приведены далее, взяты из суннитских источников. Приводимые хадисы служат только примером. Существуют много других хадисов в тех же или других источниках.
1. Ибн Асакир (год смерти 571 л.х.) передает от Джабир Абдулла Ансари: «В один из дней, когда мы сидели возле пророка (да благословит Аллах его и род его!), вошел Али (мир ему!) и пророк сказал: «Клянусь именем того, в чьих руках жизнь моя, что он и шииты (последователи) его будут спасены в Судный день». Затем был ниспослан седьмой аят суры «Байина»: «Поистине, те, которые уверовали и творили доброе, они – лучшие из творений».
После этого события, сподвижники пророка (да благословит Аллах его и род его!) каждый раз, когда видели, что вошел Али (да будет мир с ним!) говорили: «Пришел лучший из творений»[4].
2. Ибн Хаджар (год смерти 974 л.х.) передает от Ибн Аббаса, что пророк (да благословит Аллах его и род его!) после ниспослания седьмого аята суры «Байан», сказал Али (мир ему!): «Они (т.е. лучшие из творений) – это ты и шииты твои, которые будут довольны Всевышним в Судный День и Всевышний будет доволен вами. Враги твои злы и получат сполна»[5].
В этой же книге Ибн Хаджар передает от Уммы Саламы, что в один из вечеров, когда пророк (да благословит Аллах его и род его!) был в ее доме, вошли его дочь Фатима и следом Али, и пророк произнес: «О, Али, ты и твои сподвижники будете в раю. Ты и шииты твои - райские».
3. Ибн Асир (год смерти 774 л.х.) передает, что пророк (да благословит Аллах его и род его) сказал, обращаясь к Али (мир ему!): «О, Али, ты предстанешь перед Богом, и тогда ты и шииты твои будут довольны Всевышним и Он доволен вами, и враги твои предстанут перед Всевышним злыми и получат сполна». Затем пророк (да благословит Аллах его и род его!) руками обхватил свою шею и наглядно показал обстоятельство[6].
Существуют и другие хадисы, где пророк (да благословит Аллах его и род его!), обращаясь к Али (мир ему!), использует выражение «наши шииты». Это выражение соответствует тому, о чем упоминалось ранее: «шииты – это те, которые по учению пророка (да благословит Аллах его и род его!), а не из-за индивидуального решения, следуют Али (мир ему!). И в действительности, шииты Али и есть шииты пророка. Например, Ибн Асакир, передает от пророка (да благословит Аллах его и род его!): «В раю имеется родник, который слаще цветочного нектара, мягче масла, прохладнее льда и запах его лучше мускуса. В этом роднике есть глина, из которого созданы я и мое семейство (мир им!), а также шииты наши – из него»[7].
В других хадисах пророк (да благословит Аллах его и род его!) обращается к Али (мир ему!), применяя выражение «твой шиитский род». Оно также подтверждает то, что было сказано ранее, т.е. шииты – это те, кто следует Али, и убеждены в основу имамата. Как будет подробно рассказано в третьей главе, шииты убеждены, что Али является первым имамом, и после него имамат также был избран Богом и представлен пророком (да благословит Аллах его и род его!) для рода его и Фатимы (мир ей!). Например, Замахшари (год смерти – 528 л.х.) в книге «Раби‘ аль-Абрар» передает от пророка (да благословит Аллах его и род его!): «О, Али! В день, когда наступит конец света, я присоединюсь к Всевышнему, ты ко мне, дети твои к тебе, а шииты к ним. И увидишь, куда нас поведут»[8].
Необходимо обратить внимание на то, что согласно Корану, пророчество также переходит в наследство чистому роду пророков.
Коран говорит: «Мы уже послали Нуха и Ибрахима и в потомстве их установили пророчество и писание» (сура 57, аят 26). Критерием является соблюдение условий пророчества, т.е. они, должны соответствовать условиям, чтобы из их рода стать избранными Всевышним.
Кроме вышесказанных и других хадисов, относящихся к теме имамата, которые будут упомянуты далее, имеются и другие доказательства, что возникновение группы людей в качестве шиитов при жизни пророка было естественным и даже необходимым. В качестве примера можно привести следующее: в Мекке в то время, когда со стороны Всевышнего пророку (да благословит Аллах его и род его!) было поручено начать открыто призывать родственников и близких к Исламу, он приготовил еду и пригласил всех их к себе домой. После завершения трапезы пророк (да благословит Аллах его и род его!) рассказал о своей миссии и призвал своих гостей к принятию Ислама. Произнес, что каждый, кто примет Ислам и последует ему, станет его наместником. Все молчали. Единственным, кто откликнулся на призыв пророка (да благословит Аллах его и род его!) был Али (мир ему!), который в то время был юношей. Пророк попросил его сесть и повторил свой призыв второй, а затем и третий раз. И каждый раз только Али (мир ему!) откликался на его призыв. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) одобрил готовность и покорность Али (мир ему!) истине и по указу Всевышнего объявил его своим наместником[9].
В одном из своих высказываний пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал, что Али (мир ему!) там, где истина и в результате чего он избавлен от ошибочных взглядов и недостойных действий. И желал, чтобы все мусульмане и все искатели истины следовали ему. Умма Салама передает, что пророк (да благословит Аллах его и род его!) говорил: «Али всегда там, где истина. Коран и истина всегда с Али, и до Судного дня они неразделимы друг от друга». Этот хадис был передан также с уст ибн Аббаса, Абу Бакра, Айши, Абу Саида Худри, Абу Лейли и Абу Айуба Ансари[10]. Также передано от пророка (да благословит Аллах его и род его!), что: «Пусть Аллах будет Милостив к Али. О, Всевышний! Пусть истина всегда будет с Али»[11].
Пророк (да благословит Аллах его и род его!) неоднократно среди своих последователей представлял Али (мир ему!) более сведущей личностью в исламских вопросах. Например, он говорил: «Мудрость подразделяется на десять частей. Девять из них даны Али и одна разделена между другими людьми»[12]. Спустя время, второй халиф подтвердил это высказывание пророка (да благословит Аллах его и род его!) следующими словами: «Пусть Всевышний при любых затруднениях не оставит меня без Али»[13].
Кроме того, что было сказано, человек должен иметь представление о преданном служении и самопожертвовании Али (мир ему!), чтобы постичь его достоинства и высокое положение среди мусульман. Например, когда язычники составили план покушения на жизнь пророка (да благословит Аллах его и род его!), Всевышний оповестил его об этом заговоре. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) спросил Али (мир ему!) о том, готов ли он лечь на его место, чтобы ввести в заблуждение язычников, чтобы смог покинуть Мекку. Али (мир ему!) с удовольствием принял это предложение. В связи с данным событием был ниспослан аят: «А среди людей есть и такой, который покупает свою душу, стремясь к благоволению Аллаха». Переселение пророка (да благословит Аллах его и род его!) из Мекки в Медину явилось началом отчета исламского календаря. Али (мир ему!) для служения целям Ислама участвовал в битвах Бадр, Ухуд, Хейбар, Хандак и Хунейн и сыграл в них основную роль. Эти события рассказаны в исторических книгах, и преданиях.
Как уже было сказано ранее, хадисы от пророка (да благословит Аллах его и род его!) об имамате, в целом и, в частности, об имамате Али (мир ему!) будут приведены позже. Но здесь, в завершении главы, мы хотим привести известный хадис «Гадир». Пророк (да благословит Аллах его и род его!) во время возвращения со своего прощального хаджа пожелал, чтобы тысячи мусульман, сопровождавших его, остановились близко к водоему на местности Гадир Хум. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) поднялся на возвышенность, сооруженную из верблюжьих седел и произнес: «Каждому, для кого я являюсь покровителем, Али также считается его покровителем». После этого люди, присутствовавшие там, в их числе первый и второй халифы, принесли Али (мир ему!) свою присягу и поздравления. Этот хадис передан более, чем в тысячах источниках. Для изучения этого вопроса, можете обратиться к таким источникам, как «‘Абакат аль-Анвар» Мирхамида Хусейни Хинди (год смерти 1306 л. х.), «Аль-Гадир» Абд аль-Хусейн Амини (год смерти 1290 л. х.), в которых приведен список суннитских источников, где приведен этот хадис. Некоторые из суннитских писателей, принимая данный хадис, слово «мауля» растолковывают в значении «друг», а не в значении «покровитель». Несмотря на правильное или неправильное толкование, или на то, что гармонирует ли с другими событиями того дня или нет, безусловно, что этот хадис подчеркивает особое и исключительное достоинство Али (мир ему!) среди сподвижников пророка (да благословит Аллах его и род его!).
Все вышесказанные предания вместе с историческими событиями не оставляют сомнений, что в период жизни пророка (да благословит Аллах его и род его!) многие из мусульман глубоко любили имама Али (мир ему!) и решили принести ему присягу. К этим людям применяли выражение «шииты» до тех пор, пока оно стало обозначать «шииты Али». Бесспорным является то, что при жизни пророка был утвержден вопрос имамата и наместничества Али (мир ему!). После смерти пророка (да благословит Аллах его и род его!) этот вопрос стал весьма актуальным. И выделил тех, которые были убеждены в необходимости следования Али (мир ему!) из среды людей, которые рано или поздно пришли к тому, что он является истинным наместником пророка (да благословит Аллах его и род его!), но не избран для этой миссии Богом. Мас‘уди (год смерти 345 л. х.), являющийся одним из известных суннитских историков, объясняет события, свершившиеся после смерти пророка (да благословит Аллах его и род его!), следующим образом: «Безусловно, что имам Али (мир ему!) и группа шиитов его, которые были с ним, в момент принесения присяги Абу Бакру, оставались в доме Али (мир ему!)»[14].
Спустя время произошли события такие, как: битвы во время халифата имама Али (мир ему!), события в Кербеле, где имам Хусейн (мир ему!), третий имам шиитов и семьдесят два человека из членов его семьи и сподвижников погибли за веру. Эти события выделили шиитов Али (мир ему!) и определили сущность шиизма. В качестве примера в одной из книг сказано, что Али (мир ему!), осуждая Тальха и Зубайра, сказал следующее: «Безусловно, последователи Тальха и Зубайра, в Басре убили моих наместников и шиитов»[15]. Абу Михнаф (год смерти 158 л. х.) также свидетельствует, что после смерти Муавие шииты собрались в доме Сулеймана ибн Сард, и он сказал им: «Муавие умер, Хусайн отказался от присяги оммейидам и направился в сторону Мекки. Вы будьте шиитами его и шиитами его отца»[16].
Безусловно, что шиизм начал свое распространение с Хиджаза (нынешняя территория Саудовской Аравии) среди сподвижников пророка (да благословит Аллах его и род его!). В результате обращения к историческим книгам становятся ясными имена известных шиитских лиц среди сподвижников пророка (да благословит Аллах его и род его!) и рода Бани Хашим (т. е. потомков Хашим, прадеда пророка), таких как: Абдулла ибн Аббас, Фадл ибн Аббас, Убайдулла ибн Аббас, Касам ибн Аббас, Абдуррахман ибн Аббас, Таммам ибн Аббас, Акиль ибн Аби Талиб, Абу Суфьян ибн Хирс ибн Абдуль Муталлиб, Навфаль ибн Хирс, Абдулла ибн Джа‘фар ибн Аби Талиб, ‘Авн ибн Джа‘фар, Мухаммад ибн Джа‘фар, Раби‘а ибн Хирс ибн Абдуль-Муталлиб, Ат-Туфайл ибн Хирс, Мугайра ибн Навфаль ибн Харис, Абдулла ибн Хирс ибн Навфаль, Абдулла ибн Аби Суфьян ибн Хирс, Аббас ибн Раби‘а Хирс, Аббас ибн ‘Убта ибн Аби Лахаб, Абдуль Муталлиб ибн Раби‘а ибн Хирс, Джа‘фар ибн Аби Суфьян ибн Хирс. Среди сподвижников пророка (да благословит Аллах его и род его!), не относящихся к роду Хашим, выделены следующие личности: Салман, Микдад, Абузарр, ‘Аммар Йасир, Хузайфа ибн Йаман, Хузайфа ибн Сабит, Абу Айуб Ансари, Абу Хашим Малик ибн Тийхан, Убай ибн Ка‘б, Кайс ибн Са‘д ибн ‘Убадат, Удай ибн Хатам, ‘Убада ибн Самит, Билаль Хабаши, Абу Рафии‘, Хашим ибн Утба, ‘Усман ибн Ханиф, Сахль ибн Ханиф, Хаким ибн Джабаллах ‘Абди, Халид ибн ‘Ас, Ибн Аль-Хасиб аль-Аслами, Джа‘дах ибн Хкбайра, Хаджр ибн ‘Адиу аль-Кинди, Амр ибн Хамк Хузаи, Джабир ибн Абдулла Ансари, Мухаммад ибн Абу Бакр (сын первого халифа), Абан ибн Са‘ид ибн ‘Ас, Зейд ибн Саухан Зейди[17].
[1] Шахристани «Аль-Милаль Ван-Нихаль» том 1, стр. 146
[2] Шейх Муфид «Аваиль аль-Макалат», стр. 36
[3] Шейх Муфид «Аваиль аль-Макалат», стр. 38
[4] Ибн Асакир «История Ибн Асакир», том 2, стр. 442; Суюти «Ад-Дурр аль-Мансур», том 8, стр. 589
[5] Ибн Хаджар «Саваик аль-Мухрика», часть 11 гл. 1
[6] Ибн Асир «Ан-Нихая», ст. «Камх»
[7] Ибн ‘Асакир, том 1,стр. 131
[8] Субхани «Аль-Милаль ван-Нихаль», том 6 стр.104
[9] Это событие приводится в многочисленных шиитских и суннитских источниках. Среди суннитских источников можно обратиться к следующим: Табари «Тарих аль-Умам валь-Мулюк», том 3, стр. 62, 63; Ибн Асир «Аль-Камил фит-тарих», том 2, стр. 40, 41; Муснад имам Ахмад ибн Ханбал, Муснад аль-‘Ашарах билль-джанна, номер 541
[10] Согласно Гаффари «Шиизм или настоящий Ислама», стр. 10. Этот хадис передан в 15 нешиитских источниках. В качестве примера обратитесь: «Мустадрак» Хакима Нишапури, «Саваик аль-Мухрика» Ибн Хаджара, «Канз аль-Уммал»
[11] Тирмизи «Сунан. Китаб аль-Манакиб», х. 3647
[12] Ибн Касир «Аль-Бидайа ван-Нихая», том 7, стр. 369
[13] В качестве примера обратитесь: Ибн Хаджар «Аль-Исаба фи тамйиз ас-Сахаба», Ибн Касир «Аль-Бидайа ван-Нихайа», том 7, стр 59
[14] Мас‘уди «Исбат аль-Васийа», стр. 121
[15] Насир ибн Мазахим «Вакиа Сиффайн»
[16] Абу Михнаф «Убийство имам Хусайна», стр. 15
[17] «Бухус филь-Милаль ван-Нихаль», том 6, стр. 109, 110, автор Джа‘фар Субхани; Сейид Али Мадани (год смерти – 1120 л. х.) в книге «Аль Дараджат ар-Рафи‘а фи Табакат аш-Ши‘а аль-Имамийа» привел имена 69 сподвижников пророка, которые были шиитами. Сейид Абд аль-Хусейн (год смерти – 1377) в книге «Аль-Фасуль аль-Мухиммах фи Та‘лиф аль-Уммах» перечислил свыше 200 имен сподвижников пророка, которые являлись шиитами, расположив их а алфавитном порядке. Список начат Абу Рафии‘ и завершен Йазид ибн Хаусарах Ансари.; Юсуф ибн Абдулла (год смерти – 456 л. х.) в книге «Аль Исти‘йаб», Ибн Асир в «Усд аль-Габа», Ибн Хаджар в «Аль-Исаба», которые относятся к числу суннитских ученых, перечислили имена некоторых известных шиитов начала Ислама.