К основным богослужениям, которые имеются в убеждениях шиитов и суннитов относятся:
Каждый мусульманин, достигший совершеннолетия, должен ежедневно совершать пятикратную молитву. Для совершения его необходимо определенным образом совершить вуду (ритуальное омовение), встать лицом в направлении Мекки, а затем с намерением, уточнив, какую молитву собираешься выполнить, произнести такбир (Аллаху Акбар) и начать молитву. Намерение человека в течение всего времени совершения намаза должно быть обращено к Всевышнему, и не должен иметь какого-либо другого мотива. Если человек во время молитвы забудет свое намерение или проявит лицемерие, то она считается недействительной. Молитва с практической точки зрения, начинается с произнесения такбира и завершается – таслимом.
Намаз состоит из двух, трех или четырех рак‘атов[1]. Каждый рак‘ат включает в себя: чтение суры из Корана или зикра, руку‘ (поясной поклон), два саджда (земной поклон). Приведем подробное разъяснения вышесказанного:
- в первом и во втором рак‘атах читается сура «Аль-Фатиха» (Открывающая) и одна из сур, таких как «Аль-Ихляс» (Очищение) или «Аль-Кадр» (Ночь предопределения). В третьем и четвертом рак‘атах – сура «Аль-Фатиха» или трижды повторяется зикр тасбихат-арба‘а (Субханаллахи вальхамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху Акбар);
- после этого молящийся совершает руку (поясной поклон), во время которого произносит восхваление и благодарение Аллаху;
- после руку молящийся человек выпрямляется. Затем выполняет два земных поклона. При этом также произносит восхваление и благодарение Аллаху;
- во втором рак‘ате, после выполнения двух саджда (земных поклонов), произносит свидетельство, что Бог Един и пророк (да благословит Аллах его и род его!) посланник Его, и Салават (благословение Мухаммада и рода Его);
- в трех, четырех рак‘атных молитвах, в третьем и четвертом рак‘атах соответственно, ташахуд (свидетельство) повторяется.
- в последнем рак‘ате любой молитвы, после ташаххуда, произносят приветствие пророку (да благословит Аллах его и род его!), верным Его рабам и тем, кто совершает молитву.
В Исламе ежедневная молитва считается важнейшим видом богослужения и воспоминания Всевышнего. Всевышний в Коране говорит: «Молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А напоминание Аллаха более велико, и Аллах знает то, что вы творите!» (сура 29, аят 45).
К одним из обязательных богослужений относится «Саум» (пост) в месяц рамадан (девятый месяц лунного календаря). В месяц рамадан каждый совершеннолетний мусульманин от астрономического рассвета до заката воздерживаются от употребления пищи, напитков, половой близости и некоторых других деяний[2].
Подобно другим богослужениям, пост должен иметь искреннее намерение, т.е. должен совершаться с намерением сближения ко Всевышнему. Пост, кроме сближения ко Всевышнему, оказывает и много других положительных влияний. Например, укрепление воли, решений, напоминание о творениях и благах Всевышнего, таких как пища, употребляемая ежедневно, понять бедных и обездоленных, дает почувствовать голод, жажду слабость в Судный День. Воспитывает разумные познания и духовную сознательность.
Про важность поста Коран говорит следующее: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!» (сура 2, аят 183).
Каждый совершеннолетний мусульманин, обеспеченный материально и обладающий физической силой, должен один раз в течение своей жизни в месяц зиль-хидджа (12-ый месяц лунного календаря) совершить хадж. В Мекке находится мечеть, носящее название «Масджид аль-Харам», которая является важнейшим храмом для всех мусульман мира. Все мусульмане во время совершения молитвы устремляют свой взор и поворачивают тела в сторону строения кубической формы, называющейся Каабой, и находящейся внутри «Масджид аль-Харам». Кааба является киблой мусульман, которая была построена его светлостью Ибрахимом (мир ему!) и его сыном Исмаилом на фундаменте, заложенном еще во времена Адама (да будет мир ему!).
Его светлость Ибрахим (мир ему!) после долгого путешествия достиг Мекки. Здесь Всевышний пожелал, чтобы он подготовил место людям, для совершения хаджа. В Коране про это говорится: «И вот Мы устроили для Ибрахима место для дома: «Не придавай Мне в сотоварищи ничего и очисти дом Мой для обходящих его, и стоящих, и кланяющихся преклонением». И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят из всякой расщелины, чтобы свидетельствовать о полезном им…» (сура 22, аят 26-28).
«Поистине, первый дом, который установлен для людей, - тот, который в Мекке, - благословенным и в руководство для миров! Там – ясные знамения для людей – место Ибрахима, и тот, кто вошел в него, безопасен. А у Аллаха – на людях обязательство хаджа к дому, - для тех, кто в состоянии совершить путь к нему» ( сура 3 аят 96, 97).
Хадж - это незабываемые впечатления и испытания, среди которых, возможно, важнее, чем другие приобретение спокойствия, братство, равенство и простота. Ежегодно миллионы мусульман из всех уголков мира, покинув свои дома, жилища, семью, работу и все, что нравится, направляются в Мекку, сердце знойной и сухой пустыни. Все люди собираются в одно и то же время, в одинаковых одеждах, в одной местности и выполняют одинаковые действия. Имущий и неимущий, правитель и подчиненный, привилегированный класс и простой народ плечем к плечу находятся вместе, накрыв себя двумя отрезками белой ткани. Хадж-это испытание, которое каждый человек должен пройти хотя бы один раз, затем постараться придерживаться уроков, извлеченных из него, в своей обыденной жизни.
Дача милостыни рекомендуется и поощряется в Коране. В Нем сообщается о многочисленных благах, обладателем которых является Всевышний, и предоставляет их тем, кто дает милостыню и делает расходы во имя Всевышнего в качестве долга.
«Кто даст Аллаху хороший заем, чтобы Он удвоил ему и была бы ему благородная награда?» (сура 57, аят 11).
Давать милостыню желательно, но в некоторых случаях является обязательным. Например, в случае закята, который является видом налога с определенных видов имущества.
Интересно, что с точки зрения Корана, выплата закята производится не как подарок для бедных и нуждающихся, а в качестве их права на имущества состоятельных лиц. В Коране об имущих лицах говорится: «И в достоянии их была доля для просящего и лишенного» (сура 51, аят 19).
Имам Али (да будет мир ему!) говорил: «Всевышний блага нуждающихся включил в богатства имущих. Если один из бедных останется голодным, то это служит доказательством того, что один из имущих не выплатил его долю»[3].
Лица, имеющие определенное количество пшеницы, ячменя, фиников, сухого винограда, золота, серебра, верблюдов, коров и баранов, согласно условиям, указанным в книгах по фикху, должны в течение года выделить 2/5 часть нуждающимся родственникам, сиротам, бедным, путникам, находящимся на пути Бога, или потратить на общие нужды, например, строительство школ, дорог и т.д.
Эта тема интересна тем, что многие аяты Корана, выплату закята ставят в ряд с призывом на молитву, и признают одним из признаков наличия веры и убеждений во Всевышнего. Как говорилось раньше, закят является одним из видов богослужений, поэтому его нужно выполнять с чистым намерением и во имя Всевышнего. Закят-это не только помощь нуждающемуся, это установление социальной справедливости и выполнение долга. Также закят имеет важное значение и для тех, кто его выплачивает, очищая их от скупости, привязанности к имуществу. Коран говорит: «Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их. И молись над ними, ведь твоя молитва – успокоение для них, а Аллах слышащий, знающий!» (сура 9, аят 103).
«Хумс» (выдача 1/5 части с определенных видов имущества)
Мусульмане-шииты, убеждены, что кроме закята, должны обязательно выплачивать и другой вид милостыни, называемый «хумс». В переводе с арабского «хумс»- 1/5 часть чего-либо. В данном случае, «хумс»-это один из видов налога, эквивалентный 1/5 части годовой прибыли. То есть, каждый человек в конце года, после вычета необходимых расходов, с оставшейся разницы имущества должен выплатить «хумс». О разновидностях «хумс»-а рассказано в книгах по фикху. Об обязательности выплаты «хумс»-а упоминается в Коране и многочисленных хадисах. Например, Коран говорит: «И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху – пятая часть, и посланнику, и родственникам, и сиротам, и бедным, и путнику, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы низвели Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились два сборища. Поистине, Аллах мощен над всякой вещью!» (сура 8, аят 41).
Мусульмане-сунниты обычно этот аят и обязательность выплаты «хумс»-а относят только к добычам, трофеям, полученным в результате войны, и упоминают о нем, как об одном из видов закята.
Шииты убеждены, что наличие богатства и выгоды не касается только военных трофеев, и любой вид прибыли, о которых подробно изложено в книгах по фикху, имеет «хумс».
В завершении необходимо обратить внимание на следующее, что согласно шиитскому фикху, половина «хумс»-а принадлежит имаму Махди (мир ему!), являющемуся единственным приемником и членом семейства пророка (мир ему!) в настоящее время, а другая половина – сейидам. «Хумс» тратится с разрешения и под контролем духовного руководителя (марджа‘ таклида), т.е., лица, кому человек подражает в своих практических вопросах. Следовательно, половина «хумс»-а, принадлежащая имаму эпохи (мир ему!), под контролем марджа‘ таклида, расходуется исключительно на дела, удовлетворяющие желанию имама (мир ему!). Например, на создание и строительство духовных учебных заведений, научных центров, издание полезной литературы, воспитание исламских ученых и пропагандистов.
Каждому мусульманину необходимо возможными различными методами стараться прилагать усилия улучшению общественной жизни и бороться за веру. Всевышний в Коране говорит: «Он вас возрастил из земли и поселил вас на ней, чтобы вы благоустроили ее» (сура 11, аят 61).
В Исламе осуждаются безразличия к бедствиям, лень и подстрекательство личности. Напротив, восхвалены те, которые для обеспечения расходов, необходимых для своего проживания и близких, для улучшения этих условий прилагают свои старания. И их причисляют к борцам на пути Бога. Одним из важнейших и жизненно необходимых случаев такого старания и борьбы является усилие для защиты прав человека, данных ему Богом, таких как свобода, достоинство, а также справедливость, великодушие и независимость. Если одно из этих прав будет нарушено, то мусульманину необходимо приложить усилия для его восстановления, в особенности, если это касается не отдельной личности, а нарушено право целого народа со стороны агрессора. В Коране говорится: «Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены…Поистине, Аллах может помочь им, - тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: «Господь наш – Аллах». И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много. Поможет Аллах тому, кому Он поможет, - Ведь Аллах силен, славен! – тем, кто – если Мы их укрепляем на земле – поддерживают молитву, и дают очищение, и приказывают ведомое, и удерживают от неодобряемого. К Аллаху – завершение дел!» (сура 22, аят 39-41). «И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: «Господи наш! Выведи нас из этого из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника»?». (Сура 4, аят 75).
Джихад имеет отношение и к индивидуальному лицу, если грозит опасность его жизни, имуществу, семье, чести и достоинству. Согласно исламским хадисам, если кто-либо будет убит, защищая родных или близких, считается таким же защитником, который погиб на поле битвы. Джихад, устраняя гнет и насилие, должен соответствовать целям искателей истины и найти справедливое продолжение. «И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения» (сура 2, аят 193).
В мировом масштабе, джихад берет свое начало и продолжается с момента начала жизни человечества на земле до нынешнего времени между добром и злом, между истиной и ложью, между силами Всевышнего и Сатаны. Это борьба будет продолжаться до приближения конца света. И с приходом правления имама Махди (мир ему!) мир станет свидетелем справедливости и справедливого распределения всех богатств, вследствие чего прекратятся войны и распри.
Джихад, независимо от того будет он совершаться пером, речами, оружием или любым другим путем, считается одним из видов богослужения. Он должен иметь чистое намерение, совершаться во имя Бога и преследовать дозволенные и справедливые цели. Никто не должен действовать в корыстных целях, или для возвеличивания личности, рода, нации, государства или для овладения чужой территории, с целью приобретения богатства и большей мощи, называя это джихадом. В действительности, джихад прежде всего начинается с внутреннего духовного мира самого человека. Для уверенности в победе на внешней арене против лжи, вначале должны бороться со своими внутренними чувствами, желаниями, не дать своему сердцу следовать Сатане, не дать сердцу, которое является божьим даром, захватить и атаковать милость, великодушие человека. Коран говорит: «О ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди с Моими рабами, Войди в Мой рай!» (сура 89, аят 27-30).
Согласно известным преданиям, в один из дней пророк (да благословит Аллах его и род его!), обращаясь к сподвижникам, сказал: «Хвала тем, кто завершил малый джихад, а теперь им предстоит большой джихад». Сподвижники были удивлены, что эта за война, которая важнее войны с вооруженным врагом. Поэтому они спросили о ней у пророка (да благословит Аллах его и род его!). Пророк ответил: «Большой джихад - это джихад с внутренними желаниями». Следовательно, сопротивление внутренним сомнениям, укрепление духовного мира большой и сложный джихад.
В заключение приведем некоторые преимущества борцов на пути Бога от самого Бога: «Те, которые уверовали и выселились и боролись на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, - выше они степенью у Аллаха: они – получившие успех. Господь их радует Своей милостью, и благоволением. И садами, где для них пребывающая благодать, - вечно пребудут они там. Ведь у Аллаха – великая награда!» (сура 9, аят 20-22).
Поощрение к добру и отстранение от зла - это два обязательных деяний, которые должен выполнять каждый совершеннолетний мусульманин, согласно изложенному в книгах фикха. Никто из мусульман не может быть безразличным к тому, что происходит вокруг. Одним из общественных обязанностей каждого мусульманина является сохранение человеческих и духовных ценностей. Если умышленно одной из них не будет уделено внимание, то необходимо соответствующим образом оказать им противодействие и добиваться их соблюдения. (Для примера обратитесь к следующим сурам: сура 3, аяты 109, 113; сура 7, аят 199; сура 9, аяты 71, 112; сура 22, аят 41).
[1] Утренняя молитва (субх) – два рак‘ата, совершается с начала рассвета до восхода солнца. Полуденная и послеполуденная молитва (зухр и ‘аср) – каждый из которых четыре рак‘ата, совершаются один за другим с полудня до начала заката солнца. Вечерняя и послевечерняя молитва (магриб и ‘иша) – три и четыре рак‘ата соответственно, выполняются после заката до полуночи.
[2] Люди, которые болеют или находятся в пути, согласно объяснениям, имеющимися в книгах по фикху, освобождены от соблюдения поста. А также тем, кому соблюдение поста принесет вред, разрешается не выполнять его.
[3] Имам Али: «Надж аль-Балага».