ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Школа воспитания семейства пророка

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вожди и и имамы из семейства пророка (да будет мир с ними!) знали, что, пока они живы, правление не попадет в их руки (по причине его захвата жестокими халифами), и они и их последователи будут вынуждены жить в тяжелых условиях под давлением жестоких правителей.

Естественно, поэтому имамы должны были соблюдать осторожность в условиях этого мощного давления и цензуры, желая сохранить жизнь себе и своим соратникам. Они скрывали свои религиозные убеждения в той мере, чтобы не создавать опасности для жизни других людей и не наносить вреда религии. Таким образом они защищались от злобных и мстительных врагов и продолжали жить.

С другой стороны, имамы несли серьезную ответственность за обучение шиитов законам и правилам ислама, наставление их на путь истинной и совершенной религии и воспитание в них примеров для истинных мусульман.

Имамы руководили мусульманами при помощи правильной и всесторонней программы, о которой нельзя подробно рассказать в этой книге. Многие тома книг, содержащих хадисы имамов, повествуют об этой программе учения.

В этой книге мы лишь приведем примеры из их поучительной и воспитательной программы, схожей с идеологическими дискуссиями, и вкратце ознакомим читателей с их плодотворной программой обучения и социального воспитания, по которой они воспитали своих последователей, приблизили их к Аллаху и очистили их души от грехов.

В этой главе мы укажем на некоторые моменты учения воспитательской школы имамов (да будет мир с ними!).

МОЛИТВА И ИСПОВЕДЬ

Пророк ислама (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Молитва - оружие правоверного, фундамент веры и свет небес и земли."

Уделение внимания молитве и исповеди является отличительной чертой шиитов, благодаря которой они превосходят других людей. Шиитские ученые написали много книг о превосходстве и правилах произнесения молитв и составили десятки больших и малых томов о молитвах имамов. В этих книгах особо отмечено глубокое внимание пророка (да благословит Аллах его и род его!) и членов его семейства молитвам и приведено изречение "Молитва - наилучшее богослужение".

"Молитва - самое приятное Аллаху из всех дел, совершаемых на земле."

"Молитва отвращает беды и неблагоприятные события."

"Молитва - лекарство от любой боли."

О повелителе правоверных имаме Али (да будет мир с ним!) рассказывают, что этот великий человек был "молитвой", т. е. постоянно молился Аллаху. Да, предводитель монотеистов и вождь верующих в Аллаха должен быть именно таким. Молитвы его светлости, как и его проповеди, являются образцами арабского красноречия. В этой связи можно упомянуть известную молитву, которой его светлость обучил Кумайла ибн Зиада. Эта молитва содержит божественное учение и глубокие религиозные истины и достойна того, чтобы стать для любого мусульманина универсальной религиозной и воспитательной программой.

В сущности, если разобраться внимательнее, можно понять, что молитвы пророка (да благословит Аллах его и род его!) и семейства его светлости являются наилучшей школой воспитания и образцом подражания для каждого мусульманина. Эта школа воспитывает в человеке силу веры, твердость убеждений и дух самопожертвования на пути истины. Она передает человеку тайну поклонения Аллаху и позволяет ему ощутить вкус разговоров и любви к Всевышнему. Она учит человека сознательности, следованию религии и приобретению факторов, приближающих его к Аллаху и дающих ему счастье. Эта школа отдаляет человека от падения, духовных вожделений и лживых переубеждений.

Вкратце можно сказать, что в этих молитвах отражен сборник религиозного, морального, воспитательного и идеологического учения ислама. Более того, эти молитвы являются важнейшим источником философских мнений и научных дискуссий по вопросам философии и морали.

Если бы человек обладал способностью - которая дается не каждому - использовать блестящее и ценное содержание этих молитв, то от грехов, давящих на Земной шар, не осталось бы и следа. Души, униженно томящиеся в темницах грехов, свободно выпорхнули бы в небо истины и чистоты. (Но, к сожалению, мятежные духовные вожделения препятствуют этому.) Так, в Коране приведено: "Всякая душа склоняется ко злу". [1]

"(0, пророк!) И все же большинство людей, как ни желал бы ты (обратного тому) в неверии живут (и умирают)."[2]

 Да, причина заблуждений человека заключается в его гордыне. Он закрывает глаза на свои неблаговидные поступки и, представив все в ином свете, считает свои деяния хорошими и своевременными. В результате этого он причиняет зло и насилие другим, лжет и следует своим плотским вожделениям. В то же время он обманывает себя, полагая, что творил одно добро, или преднамеренно закрывает глаза на свои проступки, считая их ничтожными.

Эти молитвы, извлеченные из источника Откровения, пытаются привлечь человека к уединению с Аллахом, чтобы человек, оставшись наедине с Господом, признался в своих грехах и понял, что, погрязнув в грехах, он должен обратиться к Аллаху, покаяться в содеянном и попросить у Него прощения. Тогда человек поймет, что его погубила его собственная гордыня.

В молитве Кумейл молящийся обращается к Аллаху со следующими словами: "О, Аллах и мой повелитель! Ты дал мне приказание, но я следовал вожделениям души и не защитился от увещеваний врага (сатаны), украшающего грехи для привлечения к ним людей. Он обманул меня этими вожделениями. Небесное предопределение помогло ему, и я уклонился от некоторых Твоих предписаний, преступил границы дозволенного и отказался выполнять некоторые Твои указания."

*  *  *

Несомненно, для людей подобного рода признание грехов наедине с Аллахом легче публичного признания, хотя и является тяжелейшим состоянием души, несмотря на то, что совершается втайне.

Это признание, в особенности если будет совершенным, чрезвычайно эффективно в усмирении греховных вожделений человеческой души и ее наставлении на путь счастья. Каждый, кто стремится к духовному очищению, должен выбрать подобные минуты уединения в своей жизни и свободно разобраться в своей душе.

Наилучшим путем уединения и размышлений является внимательное изучение смысла молитв, оставшихся нам от непорочных имамов (да будет мир с ними!). В молитве имама Саджада (да будет мир с ним!), которой он научил Абу хамзих Самали, мы читаем: "О, мой Господь! Своей милостью скрой мои проступки и не упрекай меня!"

Вдумываясь в слова "скрой мои проступки", мы понимаем, что человек инстинктивно желает скрыть свои грехи, а эти слова пробуждают это желание. Так, эта молитва поощряет человека к сокрытию грехов и ошибок (а не выставлению их напоказ). Далее в этой молитве говорится: "Если бы сегодня о моем грехе знал еще кто-то кроме Тебя, я не совершил бы его. Если бы я страшился немедленной кары за грех, то не согрешил бы."

Это признание и стремление к сокрытию грехов возбуждает в человеке страстное желание просить прощения у Аллаха, чтобы не опозориться перед людьми за свои грехи. В эти минуты человек наслаждается тайной молитвой и, обращаясь к Богу, благодарит Его за то, что Он проявил терпение и снисходительность к нему и не опозорил его, хотя мог это сделать. Далее в молитве говорится: "Восхваляю Тебя за терпение, проявленное после Твоей мудрости, и снисходительность, проявленную после силы и могущества."

Затем эта молитва учит человека просить прощение за грехи, совершенные им в результате злоупотребления терпеливостью Аллаха, чтобы укрепить связывающие раба с Аллахом узы и заставить раба признаться в том, что его грехи не были совершены вследствие отрицания или игнорирования божьих указов.

"Господи! Твоя терпеливость направляет меня к греху и придает мне смелость. Скрытие Тобой моих грехов делает меня бесстыдным, а моя убежденность в Твоем милосердии и бесконечной снисходительности делает меня смелым при нарушении Твоих запретов."

Подобного рода молитвы очищают душу и побуждают человека к богослужению и отречению от грехов. В этой книге невозможно привести многие примеры этих молитв.

Однако я очень желаю упомянуть молитвы, в которых просьба о помиловании приведена в виде дискуссий и аргументаций человека с Аллахом. Одной из этих молитв является молитва Кумейл: "О, мой Господь и повелитель! Как бы я хотел знать, направишь ли Ты пламя Своей кары на лица тех, кто склонился в земном поклоне перед Твоим величием?! Или на языки, которые искренне восхваляли и признавали Твое единство?! Или на души, искренне признавшие Твое господство?! Или на тех, кто смиренно склонился пред Тобой, познав Твое величие?! Или на органы тела, которые страстно поклонялись Тебе?! Или на тех, кто твердо убежден в Твоем милосердии и просит у Тебя помилования?! (Нет, это не так.) Никто не подумает так о Тебе. Мы не слышали о Тебе такого, ведь Ты милосерден и великодушен."

*  *  *

Читайте эту молитву много раз и обратите внимание на ее чарующее красноречие. Подумайте о том, каким образом эта молитва учит человека признаваться в грехах и поклоняться Аллаху и в то же время дает ему надежду на милосердие Аллаха, а затем таинственным косвенным образом преподносит человеку программу подчинения Аллаху и дает ему понять, что, выполняя обязательные религиозные предписания, он может заслужить прощение Господа.

Эта программа поощряет человека обратиться к своей совести и по ее велению выполнять все обязательные предписания, на которые он ранее не обращал внимания.

Затем в другой части молитвы Кумейл мы сталкиваемся с другим видом аргументации и говорим Аллаху следующее: "О, мой Господь и повелитель! Предположим, я смогу перенести Твою кару. Как мне перенести разлуку с Тобой? Если даже я сумею вытерпеть пламя Твоего огня, как смогу я закрыть глаза на Твою доброту и милосердие?"

Эти слова порождают в человеке любовь и наслаждение от близости к Аллаху и взирания на признаки Его милосердия и могущества и дают ему понять, что это наслаждение должно достичь той степени, чтобы горечь его лишения превзошла муки кары и адского огня.

Эта молитва также дает нам понять, что существующее в человеке стремление и наслаждение близостью к Аллаху является наилучшим заступничеством для человека, ибо Аллах милостив к подобному рабу, а красота и страсть этой любви не скрыта от милосердного, терпеливого и всепрощающего Аллаха.

* * *

Здесь уместно привести молитву, которая, несмотря на свою краткость, включает в себя все наилучшие моральные качества человека и упоминает об обязанностях каждого из органов человеческого тела и каждого класса людей и дает им точную характеристику. Эта молитва известна как молитва его светлости имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!).  Господи! Помоги нам поклоняться Тебе, остерегаться грехов, иметь добрые помыслы и распознавать то, что угодно Тебе!

Господи! Укажи нам верный путь и дай нам твердую волю, чтобы пройти его! Вложи в наши уста истинные и мудрые слова! Наполни наши души мудростью и знанием! Очисти наши животы от недозволенной и грязной пищи! Удержи наши руки от зла и кражи! Не дай нашим глазам видеть извращение и предательство, а ушам - слышать пустые слова и злословие!

Дай нашим ученым аскетизм и умение наставлять, учащимся - старание и любовь к науке, слушателям -послушность, больным мусульманам - здоровье, умершим мусульманам - милость и покой, последователям - степенность и выдержку, юношам -чувство раскаяния, женщинам - стыдливость и непорочность, богачам - скромность и стремление помочь беднякам, беднякам - терпеливость и удовлетворенность, воинам - помощь и победу, пленным - свободу и покой, правителям -справедливость и милосердие, а подчиненным -беспристрастность и добрый нрав!

Дай изобилие паломникам и помоги им совершить обязательное паломничество, о, милосерднейший из милосердных!

* * *

Я настоятельно советую читателям не упускать возможности прочитать эту молитву и при этом обязательно вникнуть в ее смысл. При чтении молитвы всей душой обратитесь к Аллаху и читайте молитву смиренно и покорно, как будто сочинили ее сами.

Эту молитву нужно читать согласно традициям, доставшимся нам от имамов, ибо тот, кто читает ее не от души, просто ворочает языком, что не знакомит человека с Господом, не приближает его к Нему и не разрешает его проблем. В таком случае молитва не будет принята Аллахом.

Имам Садик (да будет мир с ним!) сказал: "Всевышний и непорочный Аллах не принимает молитвы, произнесенной не от души. Произнося молитву, обращайся к Аллаху всей душой и будь уверен, что твоя просьба будет выполнена."

МОЛИТВЫ "САХИФЫ САДЖАДИИ"

После горестного события Ашуры (гибели имама Хусейна - примеч. перев.) халифы семейства Омейядов захватили в свои руки бразды правления исламским обществом и своим диктаторством, злодеяниями и бесчисленными кровопролитиями нанесли тяжелый удар по учению ислама.

Имам Саджад (да будет мир с ним!) в подобных условиях находился в своем доме, пребывая в удрученном и горестном состоянии. Никто не навещал имама, а сам он находился под непрерывным наблюдением и не мог общаться с мусульманами и говорить им об их обязанностях.

Имам избрал для этого дела другой путь. Он распространял исламское учение, коранические указы и методы имамов в молитвах. (Как было сказано, молитва является одним из способов обучения и воспитания.) Таким образом имам Саджад сохранил дух религии и передал его народу, обучив мусульман методам духовного очищения и обретения богоугодных моральных качеств.

Этот способ был единственным, благодаря которому имам мог распространять указы и учение ислама, не давая врагам повода для возражения. Таким образом имам научил людей многим молитвам. Некоторые из них собраны в книге "Сахифа Саджадия" (Книга Саджада - примеч. перев.), которая названа "Псалтырем семейства Мухаммада".

Эта книга, написанная прекраснейшим литературным стилем арабского языка, освещает высокие идеалы ислама и тончайшие моменты богослужения и пророчества. Она представляет наилучший путь обучения моральных человеческих качеств, проповедовавшихся пророком Мохаммедом, а также исламского учения. Книга содержит различные моменты религиозного воспитания и в сущности в облике молитвы преподает уроки религии и морали. Воистину, эта книга после Корана и "Нахдж ал-балага" является высочайшим примером арабской литературы и богатейшим источником религиозной и моральной философии.

Некоторые молитвы этой книги учат человека, как следует поклоняться Аллаху, восхвалять Его и каяться перед Ним.

Другие учат, как нужно разговаривать с Аллахом и в уединении изливать свою душу.

Часть этой книги посвящена правильному способу и разъяснению смысла приветствий, посылаемых пророку ислама (да благословит Аллах его и род его!) и другим пророкам и божьим избранникам.

В другой части книги описана обязанность уважительного отношения детей к родителям, права родителей в отношении детей и права детей в отношении родителей, права соседей, родственников, всех мусульман, а также права бедняков в отношении богачей и наоборот.

Книга также рассказывает об обязанностях людей к дебиторам, финансовых проблемах, сделках с другими людьми и друзьями.

В другой части книги имам Саджад представляет все моральные качества, достойные подражания.

Имам также учит людей, как нужно терпеливо переносить неблагоприятные события и жить в состоянии болезни и здоровья.

В некоторых молитвах указаны обязанности исламской армии, а также обязанности людей в отношении армии. Одним словом, в этой книге все религиозные и моральные идеалы ислама приведены в виде молитв.

*  *  *

Ниже приведены наиболее яркие моменты молитв имама Саджада (да будет мир с ним!):

1 - МОНОТЕИЗМ

Познание Аллаха и Его величия и могущества, а также описание Его единства и святости приведено в этой книге при помощи тончайших научных  примеров. Так, в первой молитве мы читаем: "Хвала и благодарность Аллаху, самому первому и самому последнему, до и после которого нет никого! Аллаху, которого не в состоянии узреть зрячие глаза и описать глубокие мысли! Своим могуществом Он сотворил существа и по Своей воле вдохнул в них жизнь."

Эти слова в точности передают суть Аллаха и говорят человеку о том, что Аллах первый и последний. Он непорочный и превыше того, чтобы быть видимым глазами и постигаемым умами. Эта молитва также в точности описывает усовершенствование существ (происходящее по воле Аллаха).

В шестой молитве мы читаем: "Хвала Аллаху, Своим могуществом сотворившему день и ночь и отделившему их друг от друга и определившему для них свои границы и свое время! Своей мудростью Он чередует день и ночь, чтобы дать Своим рабам силы и возможность развиваться. Он сотворил ночь, чтобы Его рабы отдыхали от трудов и усилий. Он уподобил ее покрытию, чтобы они спокойно засыпали, чтобы их тела отдыхали, набирались сил и получали наслаждение."

В этой молитве также говорится о сотворении дня и обязанности человека благодарить Аллаха за эти милости.

*  *  *

В седьмой молитве говорится о том, что все дела и события управляются Аллахом: "О, Господь, разрешающий неразрешимые дела и облегчающий муки! О, Господь, которого молят об освобождении от мук, умиротворенности! Твоей силой устраняются трудности и Твоей милостью совершаются дела. Судьба вершит свои дела по Твоему приказу и все совершается по Твоей воле. Все в мире подчиняется Тебе, и ничто не нуждается в приказах других. Несовершимое не совершается по Твоей воле и не требует запрета других."

2 - БЕССИЛИЕ В БОГОСЛУЖЕНИИ

В тридцать седьмой молитве мы читаем, что люди бессильны возблагодарить Аллаха за Его милости, сколько бы не поклонялись Ему. "Господи! Никто до сих пор не смог достойно возблагодарить Тебя за Твои блага, а Ты ниспосылаешь другие блага и обязываешь благодарить вновь. Твои рабы поклоняются Тебе, но бессильны сделать это достойным Тебя образом. Самые благодарные из Твоих рабов бессильны возблагодарить Тебя, а самые ревностные из поклоняющихся Тебе - достойно служить Тебе."

Милости и блага Аллаха бесконечны. Поэтому люди бессильны возблагодарить Аллаха за них, не говоря уже о том, чтобы не подчиняться божьим указам. Как же быть грешнику, который не может искупить ни один из своих грехов? В части шестнадцатой молитвы "Сахифы Саджадии" говорится именно об этом: "Господи! Если я буду плакать так, что выпадут все мои ресницы, стонать до хрипоты, стоять перед Тобой, пока не опухнут ноги, склонять спину в поклоне, пока не сломается позвоночник, бить земные поклоны, пока не выпадут глаза из орбит, всю жизнь питаться комьями земли и пить мутную воду и при этом восхвалять Тебя, пока не онемеет язык, и не сметь поднять глаза к небу от стыда, я не буду достоин того, чтобы Ты вычеркнул даже один грех из моего послужного списка."

3 - НАГРАДА И НАКАЗАНИЕ АЛЛАХА

Книга имама Саджада знакомит читателей с райской наградой и адским наказанием и говорит о том, что награды Аллаха являются признаком Его милосердия. Малейший грех, совершенный предумышленно, не останется без наказания, и люди не вправе возражать за ниспосланную им кару.

Все молитвы "Сахифы Саджадии" вселяют в души людей страх перед божьей карой и надежду на награду Всевышнего. Все они различными способами предостерегают человека от грехов. Так, в сорок шестой молитве мы читаем: "Господи! Твои аргументы вечны и не будут уничтожены! Твое господство постоянно! Вечные муки Ты посылаешь тем, кто отвернулся от Тебя, унизительную безнадежность - тем, кто разочаровался в Тебе, а наихудшие несчастия - тем, кто возгордился Твоими благами. Их кара длительна, их печали нет конца, их безнадежность глубока. Это Твое правосудие. Ты никому не причиняешь зла, ибо Ты ниспослал многочисленные аргументы и долгое время проявлял их."

Или в тридцать первой молитве мы читаем: "Господи! Смилуйся надо мной за мое одиночество перед Тобой, отчаянно бьющееся от страха сердце и дрожащее перед Твоим величием тело! О, мой Господь! Мои грехи стали причиной моего позора пред Тобой. Если я замолчу, никто не замолвит за меня и слова, а если попрошу заступничества, знаю, что не достоин его."

В тридцать девятой молитве говорится: "Если Ты накажешь меня за мои грехи, то уничтожишь меня, а если не проявишь ко мне Своего милосердия, то погубишь меня. Молю Тебя снять с меня ношу моих грехов, которая мучительно тяжела для меня. Помоги мне снести эту тяжесть, которая валит меня с ног! Благослови Мухаммада и его семейство и прости меня, причинившего зло самому себе!"

4 - ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ГРЕХОВ БЛАГОДАРЯ МОЛИТВЕ

Эта книга отдаляет человека от неблаговидных поступков и очищает его душу от дурных качеств. В двадцатой молитве мы читаем: "Господи! Своей милостью сохрани мои намерения от неискренности и укрепи мои убеждения! Своей мощью преврати мои пороки в достоинства! Господи! Благослови Мухаммада и его семейство и направь меня на стезю добра и сделай так, чтобы я не сбился с пути! Открой предо мной путь истины и сделай так, чтобы я не ступил на путь лжи! Дай мне искренние помыслы и сделай так, чтобы я не сомневался в них!...

Господи! Исправь все плохое, что есть во мне, и обрати в хорошее все дурное, что есть со мной и служит предметом порицаний! Восполни все мои неполные похвальные качества!"

5 - ВОСПИТАНИЕ МОЩНОГО ДУХА

Другим влиянием этих молитв является придание сил читателям молитв. Эти молитвы помогают читателю уничтожить в себе чувство зависимости от других людей и не унижаться перед другими, говорить о своих проблемах только Аллаху и знать, что алчность к тому, что имеют другие, является самым низменным качеством человеческого характера. Так, в двадцатой молитве мы читаем: "he принуждай меня обращаться в беде за помощью к другим, а не к Тебе, смиренно преклоняться в несчастии перед другими, а не Тобой, и молиться в страхе другим, а не Тебе, чтобы таким образом заслужить Твою немилость и быть обделенным  Твоим вниманием."

Также в двадцать восьмой молитве приведено: "Господи! Я со всей искренностью выбрал Тебя и только Тебя, всем своим существом обратился к Тебе, отвернулся от зависящих от Тебя и не обратился с просьбой к нуждающимся в Тебе! Я убежден, что просьба одного нуждающегося к другому - глупость и помутнение рассудка."

В тринадцатой молитве мы читаем: Тот, кто пожелает устранить потребность в других, обращаясь к Тебе с молитвой, просит того, кого должен просить, и движется к цели по пути, который должен пройти. Но тот, кто видит спасение от нужд в одном из Твоих рабов или считает одного из Твоих рабов причиной своей нужды, не получит ничего, кроме разочарования. Он не достоин Твоих благ."

6 - СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ДРУГИХ

Другие молитвы "Сахифы Саджадии" говорят о необходимости соблюдения прав других людей. Они учат человека, что смысл выражения "исламское братство" заключается в том, что между мусульманами должны установиться отношения на основе помощи, содействия, любви, чистоты, участия, великодушия и самоотверженности. Так, в тридцать восьмой молитве мы читаем: "Господи! У Тебя прошу прощения, если в моем присутствии жестоко обошлись с угнетенным, а я не встал на его защиту; если кто-то сделал мне добро, а я не отблагодарил его; если грешник попросил у меня прощения, а я не простил его; если нищий попросил у меня что-либо, а я не дал ему; если я был обязан правоверному и не выполнил полностью своей обязанности; если узнал о недостатке правоверного и не сохранил его в тайне."

Воистину, подобного рода прощение - наилучший метод обращения человеческой души к высочайшим моральным степеням.

В тридцать девятой молитве на эту тему говорится более подробно. Эта молитва учит человека, что следует прощать тех, кто причинил ему зло, и не думать о мести. Эта молитва очищает душу и возвышает человека до степени святых рабов Аллаха. В ней мы читаем: "Господи! Прости каждого кто совершил по отношению ко мне запрещенное Тобой деяние, оказал мне неуважение, и сейчас, поправ мои права, умер или еще жив. Не наказывай его за причиненное мне зло и мои попранные права! Не осуждай его за совершенный грех и не позорь его за причиненные мне страдания! Прими это мое прощение и эту милостыню, которую я ему подаю, как непорочнейшую милостыню, превосходящую все дары, раздаренные с целью приблизиться к Тебе!

Прости меня так же, как я прощаю причинивших мне зло, и не обделяй меня Своей милостью так же, как я молюсь за них, чтобы и я, и они обрели счастье и спасение благодаря Твоему милосердию!"

Воистину, эти молитвы чрезвычайно интересны. Они оказывают прекрасное и глубокое воздействие на непорочные души. Они учат, что человек должен иметь здоровые и чистые помыслы ко всем людям и желать счастья всем, даже тем, кто причинил ему зло. (В молитвах "Сахифы Саджадии" об этом неоднократно упоминается.)

Воистину, эта книга содержит небесное учение. Если люди ступят на путь руководства этой книги, то смоют все пороки со своей души!


[1] Сура "Иусуф", аят 53.

[2] Сура "Йусуф", аят 103.