Прежде чем начать беседу о философском обосновании доказательства существования Величайшего и Высочайшего Аллаха, необходимо ответить на вопрос: что же такое философское обоснование и какая разница между ним и научным обоснованием? И каковы вообще виды обоснования?!
Обоснование классифицируется на три вида: математическое, научное и философское.
Математическое – это малое обоснование, которое пользуется чисто математическими формулами и выкладками формальной логики. Оно оперирует одним основным принципом отсутствия противоречия, утверждающего, что “А” есть “А” и никогда не может быть ничем иным. Все обоснование исходит из этого принципа и его ðåçóëüòатов. Мы называем это математическим обоснованием, и оно пользуется глубоким доверием всех.
Научное обоснование – это обоснование, которое используется в îáëàñòи естественных наук. Наряду с математическим обоснованием, оно пользуется данными, которые получаются чувственным познанием и научным исследованием.
Философское обоснование – это такое обоснование, которое при доказательстве объективной реальности, существующей во внешнем мире, опирается на данные разума (не нуждаются в чувствах и опыте) и на математические формулы.
Это вовсе не означает, что философское обоснование никогда не опирается на чувственное познание или исследовательские ðåçóëüòаты, оно не ограничивается ими, а наряду с ними опирается на ðåçóëüòаты разума.
Философское обоснование отличается от научного обоснования по методу оперирования данными рационального мышления и не включается в сферу принципов математического обоснования.
Вышесказанное о понятии философского обоснования может породить следующий вопрос: можно ли опираться лишь на рациональное мышление, то есть на мысли, порождаемые разумом, не прибегая к чувствам, опыту или научному исследованию?! Ответ на этот вопрос положителен. В нашей информации существует то, что пользуется доверием всех, например, принцип отсутствия противоречия, на котором базируется вся математика. Это принцип, которому мы следуем на основе рационального мышления, а не íàáëþäåíия или опыта исследования.
Свидетельством этого является то, что наша вера в указанной принцип не испытывает никакого влияния, как бы не увеличилось количество опытов и íàáëþäåíий, тождественных ему. Возьмем конкретный математический пример. Два плюс два равно четырем (2+2=4). Наша убежденность в правильности этой простейшей математической формулы настолько сильна, что она не может быть усилена какими-то другими свидетельствами. Более того, мы даже не готовы слышать что-то противоречащее этому. Мы никогда не поверим, если будет сказано, что в редких случаях два плюс два равняется пяти или трем. Это означает, что наша убежденность в правильности этой истины не связана ни с чувством, ни с опытом, иначе она колебалась бы от позитивного к негативному.
Если мы полностью убеждены в нашей вере в эту истину, даже, несмотря на отсутствие связи с опытом и чувством, то естественно, что можно доверять данным рационального мышления, на котором базируется философское обоснование.
Другими словами, отказ от философского обоснования только из-за того, что оно опирается на информацию рационального мышления, не связанного с опытом и исследованием, означает отказ от математического обоснования, которое опирается на принцип отсутствия противоречия, не связывающий наши убеждения с опытами и исследованиями.
Философское обоснование. |