ЛЕКЦИЯ 9

СПРАВЕДЛИВОСТЬ БОГА

Многочисленные течения в исламе, имеющие свою историю, придерживались различных взглядов на эту проблему, интерпретируя ее в соответствии со своими принципами. Сторонники и последователи взглядов теолога Абу-л-Хасана ал-Аш'ари, не рассматривают справедливость Бога как предмет веры, отрицают, что справедливость движима божественными актами. Таким образом, аш'ариты разграничивают справедливость Бога от Его действий и поступков, а следовательно, считают справедливым любое действие, приписываемое Богу. Если Он награждает добродетельного и наказывает грешника, это считается справедливым актом, и наоборот. Данное утверждение не соответствует ни кораническому учению, ни содержанию сунны. Коран считает, что пренебрежение интеллектом свидетельствует о заблуждении, неправильном руководстве; поэтому Коран призывает к размышлениям и медитации, для того, чтобы познать божественное знание и религиозную веру.

Мнения шиитов и му'тазилитов в этом вопросе расходятся с мнением аш'аритов. Они полагают, что справедливость составляет основу Божественных актов и утверждают:

1. Добро и зло измеряются самим характером этих действий;

2. Разум человека способен познать и различать добро и зло;

3. Если Бог Сам приказывает совершать добродетели и запрещает делать греховное, то стоит ли противоречить этому?

Концепция справедливости означает, что когда мы утверждаем, что Бог справедлив, мы тем самым подразумеваем, что Его всезнающая, созидательная сущность не совершает ничего такого, что противоречило бы мудрости и пользе. Понятие "мудрости" применительно к Творцу не подразумевает того, что Он обязательно избирает наилучшее средство достижения Его целей, ибо только человек может двигаться от несовершенства к совершенству. Бог озабочен тем, чтобы обеспечить развитие всего живого от несовершенства к совершенству, к тем целям, которые врожденны для их бытия сущности.

Мудрость Бога состоит в том, что Он имплантирует некую форму Своей милости в суть каждого явления, а затем, дав ему толчок к существованию, побуждает продвигаться к совершенству. Таким образом, все поступки Бога основаны на мудрости; любой поступок, противоречащий справедливости, противоречит мудрости. Исключение разума из числа критериев оценки добра и зла означает отказ от всех разумных критериев. Постыдные деяния человека проистекают из его невежества и отсутствия осведомленности о предписаниях Божьих; иногда они являются порождением ненависти и враждебности, которые, подобно искре, вспыхивают внутри человека. Если взглянуть на порядок вещей во вселенной, можно заметить, что все физические явления уравновешиваются некоей всеобъемлющей силой. Это со всей очевидностью видно на примере строения атомов, движения электронов, вращения планет, движения всех тел. Это также наблюдается в жизни растений, минералов и живых организмов. Подобную сбалансированность вещей и явлений необходимо исследовать, ибо она свидетельствует о безоговорочном порядке и системе во вселенной, которые находят свое математическое подтверждение в уравнениях. Пророк ислама сказал: "Истинное равновесие и симметрия поддерживают землю и небеса".

Источник и причина страданий и лишений

Люди, обуреваемые сомнениями, задаются вопросом о том, каким образом в мире, основанном на разуме и мудрости, продолжают существовать страдания, боль и зло, почему в мире происходят бедствия и несчастья, потери и гибель. Отвечая на этот вопрос следует допустить, что наша оценка состояния вещей в природе такова, что не позволяет нам проникнуть в самые сокровенные глубины явлений; эта оценка недостаточна для анализа целей и смысла существования вещей. Наше изначальное восприятие негативных явлений в мире носит поверхностный характер; мы не готовы к тому, чтобы признать истину, лежащую за пределами нашего изначального восприятия. Мы не в состоянии с самого начала очертить конечные цели этих явлений, следовательно, мы склонны рассматривать их как символ несправедливости. Наши чувства восстают и ведут нас к самому нелогичному анализу. Человек провозгласив себя стержнем природы, ко всем ее явлениям подходит поверхностно. Если в чем-либо видит пользу, то считает это полезным, если в чем-то видит убыток, то считает его убыточным. К примеру, человек считает яд опасным и вредным. Однако яд является для змеи единственным средством самозащиты, и наоборот, человек для змеи считается источником наибольшей опасности. Мы не сможем никогда поднять завесу над всеми тайнами природы, поэтому наилучшим средством для нас было бы воздержание от односторонних и постепенных суждений, основанных на нашей близорукости. Нам следует признать, что нельзя собственную выгоду превращать в единственный критерий суждения об этой огромной вселенной. наблюдения, осуществленные нами в рамках имеющихся в нашем распоряжении данных, не могут составить критерии конкретного суждения.

Невзгоды и несчастья подобны сигналу тревоги, предупреждающему человека о совершенных им ошибках; они подобны либо его естественной иммунной системе, либо регуляторному механизму, заложенному в нем. Если богатство подталкивает человека к поиску удовольствий и наслаждений, это-несчастье; если бедность и лишения подталкивают человека к поискам путей очищения и совершенствования, это-благодеяние. Таким образом, богатство нельзя рассматривать ни как абсолютную удачу, ни как абсолютную неудачу.

Трудности и лишения - это комплекс факторов, которые закаливают человека и делает его еще более крепким и могущественным. Люди, лишенные необходимости бороться за лучшую участь, живущие в окружении, свободном от любых противоречий, погружаются в пучину удовольствий и похоти. Часто случается так, что кто-то охотно терпит все страдания и боль ради достижения великой цели. Если бы он не переносил все эти мучения и страдания, цель, достигаемая им, не показалась бы ему столь желанной! Гладкая дорога, по которой слепо и механически продвигается человек, не ведет к совершенству и росту, поэтому усилия, лишенные элемента разума и сознания, не в состоянии произвести коренные преобразования в человеке. Те, кто воспитывались в роскоши, кто никогда не испытывал тягот и радостей жизни, кто всегда пользовался лишь богатством и роскошью, никогда не голодал, - те никогда не сумеют оценить вкус изысканной пищи и радость жизни, не смогут распознать истинную красоту. Радость жизни могут испытать лишь те, кто познал тяготы и лишения в жизни, кто способен справиться с ними, с честью выдержать их.