ЛЕКЦИЯ 43 ШИИЗМ В ВОДОВОРОТЕ ИСТОРИИ Существуют различные версии относительно времени возникновения шиизма. Некоторые ученые и исследователи считают, что шиизм как религиозное воззрение и движение возникло после смерти Пророка - да благословит его Аллах и да приветствует!; - они утверждают, что первые их организации появились во время кризиса преемственности, приведшего в возбуждение тогда общину мусульман. Ал-Йа'куби, например, пишет: "Среди мухаджиров и ансаров были люди, такие как ал-Аббас бин Абд ал-Мутталиб, ал-Фадл бин ал-Аббас, аз-Зубайр бин ал-Аввам, Халид бин Са'ид ал-Микдад бин Амр, Салман ал-Фариси, Абу Зарр ал-Гифари, Аммар бин Йасир, ал-Бара' бин Азиб и Убай бин Ка'б, которые отказались присягнуть Абу Бакру и встали на сторону Али бин Абу Талиба"[1] Ал-Мас'уди говорит о том, что Салман ал-Фариси и Аммар бин Йасир относились к шиизму еще при жизни Пророка.[2] Третьие утверждают, что шиизм обрел прочную основу в конце правления халифа Усмана. Четвертые считают, что основателем школы шиизма является имам ас-Садик - мир ему! Некоторые писатели и историки связывают возникновение шиизма с ересью некого человека по имени Абдаллаха бин Саба'. Все свои представления о шиизме они строят на этой основе, что дает им повод оценить его как случайное для мусульманского общества или привнесенное в него извне явление. Подобные измышления лишены твердой основы и направлены лишь на сокрытие истины и извращение действительности или же происходят из незнания богатого шиитского теоретического наследия. Ряд мусульманских ученых считают, что действительным основателем шиитского направления в исламе является сам Пророк - да пребудет над ним мир! - именно он использовал этот термин в своих публичных выступлениях, где призывал к подчинению Али. Комментаторы из людей сунны разъясняя благородный стих: "Поистине, те, которые уверовали и творили доброе, эти - лучшие из твари" (98:7). - утверждают, что он ниспослан по поводу Али - мир ему! Когда был ниспослан стих, Пророк сказал Али: "Это - ты и твои приверженцы. Ты и твои приверженцы придете в день воскресения довольными и снискавшими довольство, и придут враги твои мрачными и оковами на шеях".[3] Известный комментатор Корана и историк ат-Табари и Хасан бин Муса ан-Наубахти пишут: "Первая секта в исламе - шиизм, принадлежала Али бин Абу Талибу и существовала она еще при жизни Пророка".[4] И так, можно сказать, что Посланник Аллаха употреблял слово "ши'а" применительно к сторонникам Али, обобщая под этим понятием особенности тех, кто следовал его примеру. Все основополагающие и второстепенные нормы и правила шиитского направления отражают действительную сущность ислама; того ислама, который принес людям Посланник Аллаха - мир ему и благословение! Когда говорят, что шииты - приверженцы имама Джа'фара бин Мухаммада ас-Садика, то имеют в виду, что имам Джа'фар вышел из потомства Посланника Аллаха и является одним из имамов людей дома. Он приложил значительные усилия в распространение исламских и шиитских знаний, ибо в его времена, в условиях омейядско-аббасидских столкновений за халифат появилась возможность для этого. Шиизм представляет бьющееся сердце ислама и говоря словами известного египетского мыслителя Мухаммада Фикри Абу-н-Насра: "Шииты не имеют никакого отношения к Абу-л-Хасану ал-Аш'ари касательно основ веры и к четырем правовым школам касательно частных вопросов права на том основании, что учение шиитских имамов предшествует другим учениям, вследствии чего оно - более надежное и верное, достойнее, чем другие, для подражания, также более подходяще для открытия ворот иджтихада по нему до дня воскресения. Кроме того, это учение никогда не было интерпретировано под влиянием политических сил и конфликтов".[5] Профессор Абу-л-Вафа ал-Гунейми ат-Тафтаза-ни говорит: "Многие исследователи - как на Востоке, так и на Западе, как в старое, так и в новое время - допускали в отношении шиизма множество ошибочных суждений, не имеющих заслуживающих доверия доказательств и свидетельств из положений Корана и сунны. Некоторые люди пользовались этими суждениями, не задавая себе вопроса о том, правильны ли они или ошибочны. Среди факторов, способствовавших несправедливому отношению этих исследователей к шиитам, было невежество, вытекающее из того, что они не были осведомлены о шиитских источниках и довольствовались лишь источниками их противников".[6] |