ЛЕКЦИЯ 41 ПРОРОК И БУДУЩЕЕ ИСЛАМА Благороднейший Пророк - да благословит его Аллах и род его! - знал, что община его после его смерти потеряет свое единство и окажется в пучине разногласий и разобщенности. В общественной мысли новорожденного мусульманского общества тогда еще господствовал племенной дух. Последствия межплеменной вражды, которая глубоко пустила свои корни в Аравийском полуострове также во многом определяла перспективу религии ислама. Расхождение интересов, намерений и желаний не упускало случая порвать некогда сильные религиозные связи. На это указывал Посланник Аллаха своим сподвижникам и говорил: "Община моя разделится на семьдесят три секты, одна из которых спасется, остальные секты окажутся в огне".[1] Можно ли поверить тому, что Пророк, уделивший пристальнейшего внимания делу распространения ислама и закладке основ мусульманского государства, мог так равнодушно относится к опасности, которая угрожала его существованию?! Те, кто говорят, что Пророк не дал своей общине какое-либо представление о форме власти после себя, хранил молчание по этому поводу и оставил свою общину после себя без поручения относительно этого вопроса, как они осмеливаются приписывать подобную снисходительность и неуместную молчаливость тому, кто представлял собой первейший интеллект среди людей?! Первый халиф испытывал ответственность за будущее исламского правления, перед кончиной Пророка трезво оценил последствия вакуума, который мог бы образоваться после него, и поэтому определенно указал на своего преемника. Таким же образом поступил второй халиф, понявший необходимость принятия решения незамедлительно после того, как ему была нанесена рана. Он приказал составить совет, а это означает, что он не считал мусульман вправе назначать халифа и поэтому ограничил совет шестью лицами. В сложнейших условиях, создавшихся после гибели третьего халифа имам Али - мир ему! - был вынужден взять в свои руки бразды правления, он выразил свои опасения по поводу отступления людей от религии; его согласие быть имамом было чувством ответственности за будущее ислама. Вопросам имамата и руководства придавал важнейшее значение Пророк - да благословит его Аллах и да приветствует! - и это было не только в последние годы жизни Пророка; эти вопросы находились в центре внимания Пророка с начальных этапов его миссии. В день события, известного как "ад-Дар", когда Пророк будучи в Мекке призвал своих близких родственников и до последних мгновений его благородной жизни, когда он навсегда закрыл свои глаза обращаясь к мусульманам со словами: "Подайте мне доску и чернильницу - или баранью лопатку и чернильницу -я напишу вам письмо, чтобы вы не заблудились после меня никогда".[2] Это было последним стремлением Пророка - да пребудет мир над ним! - ясно определить будущее ислама, его слова были пропитаны волнением и беспокойством по поводу будущего миссии перспективы исламского государства. Этому событию предшествовало другое, не менее важное событие, когда Посланник Аллаха во время своего возвращения из прощального паломничества, в восемнадцатый день запретного месяца зул-хиджжа, назначил в присутствии караванов паломников своим преемником и заместителем Али. Тем самым Пророк указал людям направление дальнейшего развития, путь истины, добра и счастья для мусульманской общины. Пророк - да благословит его Аллах и да приветствует! - неоднократно подтверждал свое покровительство над Али, говоря: "Что вам нужно от Али? Али -от меня, и я - от Али и он покровитель каждого верующего после меня".[3] Место Али - мир ему - и его роль в распространении ислама были определены Пророком - да благословит Его Аллах и да приветствует - не только в день "Гадир Хумм", хотя это объявление было сделано перед народом и в связи с важнейшим событием в истории исламского послания. Покровительство Али подчеркивалось неоднократно и на различных этапах исламской миссии. В одном из походов Посланник назначил Али военачальником. Четверо из близких сподвижников жаловались ему на это назначение. Тогда Посланник Аллаха с гневом обратился к ним, сказав: "Что вам нужно от Али? Али - от меня, и я - от Али и он покровитель каждого верующего после меня".100 По преданию, когда был ниспослан стих: "И увещевай твою ближайшую родню" (26:214). Пророк - да благословит Аллах его и да помилует! - приказал Али собрать сорок человек из знатных людей племен Бану Хашим, Бану Абд ал-Мутталиб и Бану Абд Манаф. С участием этих сорока человек из своей ближайшей родни он устроил угощение. В третий день, когда после еды подошло время духовной пищи, Посланник встал среди своей родни и начал свой разговор с восхваления и восславления Аллаха, а затем сказал: "Клянусь Аллахом, я не знаю среди арабов юношу, который пришел бы к своему народу с лучшим, с чем пришел к вам я. Поистине, я пришел к вам с наивысшим благом ближней жизни и жизни последней. Аллах Всевышний повелел мне призвать вас к Нему. Кто из вас поможет мне в этом деле и станет моим братом, духовным восприемником и наследником среди вас?" Все воздержались от ответа и отвернулись, пока Али -мир ему! - самый молодой среди них, не встал и сказал: "О, Пророк Аллаха! Я буду твоим заместителем в этом деле". Пророк протянул ему руку и сказал: "Поистине, этот (юноша) - мой брат, преемник и наследник среди вас. Слушайте его и повинуйтесь!"[4] Если учесть стих, "и говорит он не по пристрастию. Это - только откровение, которое ниспосылается" (53:3-4). Нам станет известным то, что с первых дней своей миссии, Пророк определил и разъяснил дело о лидерстве и руководстве Али - мир ему! - после себя. Ал-Ахнас бин Шариф, вождь одного из аравийских племен ставил условие: он присягнет и подчинится Посланнику, если тот сделает его главой своей общины после себя. Посланник так ответил ему: "Поистине, это дело принадлежит Аллаху и Аллах изберет для него того, которого Он считает достойным этого".102 Ал-Ахнас написал Посланнику, что он не согласится взять на себя из бремени ислама то, что может понести, если дело имамата и руководства потом перейдет к другому. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что выбор халифа и имама решался Пророком -да благословит Аллах его и да помилует! - строго по разрешению Аллаха и Откровению. Хадис о положении (хадис ал-манзила). Появление этого хадиса связано с весьма опасной ситуацией, заставившей Посланника мобилизовать войска и вывести их к северу Аравийского полуострова для встречи византийского отряда. Это случилось после получения им известия, что византийцы готовятся к наступлению на формирующееся государство Пророка в Медине. Одновременно стало известно, что лицемеры, у которых болезнь в душе, подготовили план опасного заговора с целью дестабилизации положения в городе во время отсутствия здесь Пророка - да благословит его Аллах и род его! Посланник Аллаха назначил Али ответственным за охрану города. Имам Али хотел скорее решить проблемы горожан и снова присоединиться к воюющим. Когда лицемеры поняли, что их план раскрыт, а заговор потерпел неудачу, они начали распространять слухи о том, что якобы Посланник - да благословит его Аллах и да приветствует! - перестал любить Али -мир ему! - и поэтому не разрешил ему участвовать рядом с ним в этой битве. Здесь Пророк сказал свои исторические слова и тем самым определил свое отношение к Али: "О, Али! Разве не доволен ты быть по отношению ко мне в положении Харуна по отношению к Мусе? Однако после меня нет пророка!" Са'д бин Аби Ваккас, один из противников Али - мир ему! - отказался от выполнения поручения халифа Муавийи поносить Али. Он сказал: Я не стану поносить его, пока я помню три вещи, о которых сказал Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует! - я не стану поносить его, пока я помню, как Пророк взял Али, двух его сыновей и Фатиму, провел их под свою рубаху, когда ему было ниспослано Откровение, и сказал: "О боже! Эти - люди моего дома и моя семья". Я не стану поносить его, пока я помню как он (Пророк) назначил его своим заместителем во время одного из своих походов. Али сказал: "Ты меня назначил своим заместителем при детях и женщинах". Он (Пророк) сказал: "Разве не доволен ты быть по отношению ко мне в положении Харуна по отношению к Мусе? Однако после меня нет пророка". Я не стану поносить его, пока я помню день Хайбара, когда Посланник Аллаха сказал: "Я передам знамя человеку, который любит Аллаха и Его Посланника, и руками которого Аллах принесет победу". Предание о ковчеге (хадис ас-сафина), в котором от Абу Зарра ал-Гифари передаются следующие слова Пророка: "Люди моего дома среди вас подобны Ноеву ковчегу; кто плывет в нем, спасется, а кто отстанет от него, тот будет потоплен и погибнет".[5] Содержание и смысл хадиса предельно ясны. Здесь говорится о положении семьи Пророка и о той основной роли, которую должны играть люди его дома в руководстве людьми и направлении на верный путь мусульманской общины, указывает на опасность отказа от следования этим людям, являющимся носителями божьей благодати и особых знаний. И, наконец, подытоживая сказанное, хочется ответить на один важный вопрос: Разве вышеприведенные высказывания и ясные заявления Посланника Аллаха - да благословит его Аллах и род его! - относительно Али - мир ему! - не закрепляют за ним имамат и руководство, хотя слова Пророка логичнее, яснее и явнее высказывания первого халифа? Не достаточны ли все эти предания, достоверность которых не вызывает сомнения, хотя бы для закрепления за Али положения религиозного руководителя? Хадис "о двух драгоценных вещах" (хадис ас-сакалейн). Мухаддисы и историки отмечают, что Пророк в разных местах и в разное время привлекал внимание людей к той глубинной связи, которая существует между Кораном и семьей Пророка. Он указывал, что разъяснение Корана без руководящей роли людей дома чревато отклонениями и заблуждением. Тесное увязывание Корана с людьми дома означает, что оба они движутся в едином направлении достижения конечной цели. То что Посланник Аллаха поставил Коран и свою семью рядом друг с другом, как две ценнейшие вещи, данные на хранение, означает, что обе они направлены на одну цель: одна из них - Слово Аллаха и Небесный Закон, а другая - его исполнитель, толкователь и хранитель. Поэтому отступление от семьи Пророка есть причина заблуждения и гибели. Пророк - да благословит его Аллах и род его! - ясно высказался о численности своих преемников: "Число моих преемников - по числу предводителей сынов Исраила - двенадцать, все они из ку-райшитов".[6] Эти двенадцать преемников сходятся только с чистейшими имамами из людей дома Пророка и его семьи; правоверных халифов было не двенадцать, не возможно также распространять это предание на омейядских и аббасидских халифов, ибо их число намного превышает указанное в преданиях число, а помимо этого они совершили во время своего правления столько ужасных поступков, что способствовали лишь разрушению и подрыву религии, вместо того, чтобы направить свои усилия на достижение счастья для мусульманской общины. Шейх Сулейман ал-Кандузи ал-Ханафи пишет: "Некоторые исследователи утверждают, что предания, указывающие на двенадцать в качестве числа преемников Посланников Аллаха, имеют ввиду правоверных халифов. Знай, что Посланник Аллаха подразумевал здесь двенадцать человек из людей его дома и семьи, так как этот хадис невозможно отнести к халифам после него из его сподвижников по причине того, что их было меньше двенадцати; невозможно отнести его также к омейядским царям, так как их число было больше двенадцати и они, кроме Умара бин Абд ал-Азиза, чинили чрезмерную несправедливость, к тому же они не были из хашимитов, а Пророк, согласно хадису, который передает Абд ал-Малик со слов Джабира, сказал: все они - из хашимитов. Неясность содержания его высказывания в период правления омейядов склоняет чашу весов в пользу этого предания, так как они находили неуместным халифат хашимитов; невозможно отнести его также к аббасидским царям, так как их было больше указанного числа и они меньше соблюдали коранический стих: "Скажи: "Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним" (42:23) и хадис о покрывале (хадис ал-киса) следует отнести к двенадцати имамам из людей дома и семьи, ибо они были наиболее знающими, знаменитыми, богобоязненными и благочестивыми из людей своего времени, наивысшими из них в отношении родства и превосходящими их в отношении происхождения, наиболее высокочтимыми из них у Аллаха. |