ЛЕКЦИЯ 38

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИМАМОВ

Среди представителей исламских сект шииты отличаются признанием непогрешимости имама. Они считают, что имам также как и Пророк обладает качеством непогрешимости и защищен от грехопадения. Поистине, тот, кто берет на себя огромные ответственности перед общиной и религией, если в чем-либо допустит ошибку, то эта ошибка обернется бедой для общины и приведет к опасным отклонениям, следовательно, будут подвергнуты опасности все исламские ценности. Ибо непогрешимость, основывающаяся на непоколебимую и глубокую веру в божественные истины, служит предохранителем, который оберегает лидера от отклонения, малого или большого, явного или тайного грехопадения.

Наличие у имама силы непогрешимости не означает, что он лишен собственной воли, и что Аллах насильственно сдерживает его от восприимчивости к грехам. Наоборот, имам как человек обладает свободой воли и выбора своих поступков, но степень достигнутой им веры дает ему абсолютную веру и позволяет ему видеть вещи во всей реальности. Действительно, он достиг такой степени знания, которая не позволяет ему приближаться к опасной зоне грехов. Он в своем благочестии и самообладании настолько удачен, что вероятность совершения им грехов при этом опускается до нулевого уровня и не превышает его. Шейх ас-Саддук в книге "ал-Амали" передает следующие слова Мухаммада бин Умаййира: "За все время моей дружбы с Хишамом бин ал-Хакамом я не услышал от него что-нибудь полезнее, чем его слова о качестве непогрешимости имама. Однажды я спросил у него о том, непогрешим ли имам? Он сказал: "Да". Я спросил: "В чем же заключается его непогрешимость и как о ней можно узнать?" Он сказал: " Поистине, все грехи бывают четырех видов, пятого не бывает. Это -жадность, зависть, гнев и страсть. Все эти качества отсутствуют в имаме. Ему нельзя быть жадным к ближайшей жизни, ибо он находится под его перстнем, ибо он хранитель мусульман, так к чему же он будет проявлять жадность? Ему нельзя быть завистливым, ибо человек завидует тому, кто выше него, а выше имама нет никого, так как же он будет завидовать тому, кто ниже него? Ему нельзя гневаться над чем-либо из мирских дел, кроме тех случаев, когда он гневается во имя Аллаха - велик Он и славен! - ибо Аллах обязал его соблюдать ограничения и не постигают его в Аллахе порицание из-за грехов и жалость в Его религии, пока он выполняет ограничения Аллаха -велик Он и славен! Ему нельзя следовать страстям и предпочитать ближайшую жизнь жизни последней, ибо Аллах - велик Он и славен! -привил ему любовь к последней жизни также как Он привил нам любовь к ближайшей жизни. Он смотрит на мир иной также как мы смотрим на этот мир. Встречал ли кого-нибудь, который отказался бы от красивой внешности ради скверной, от чистой еды ради горькой, от нежного одеяния ради одеяния грубого, от постоянной, вечно сохраняющейся милости ради мира бренного, преходящего?!" Наконец, имам обладает глубоким научным видением и прочной верой, непоколебимым убеждением и искренней богобоязненностью, что в своей сущности проявляется в качестве непогрешимости, которое и оберегает его от грехопадения.

Помимо интеллектуальных аргументов, существует много коранических стихов и рассказов, указывающих на непогрешимость имамов.

Только существование имамов является единственным гарантом направления людей к действительному счастью, олицетворяемому в желаемом совершенстве; в случае отсутствия непогрешимости, подрывается вера в достижение счастья, а счастье есть конечная цель создания Аллахом мироздания.

Вероятность допущения человеком ошибок в понимании законопорядков ислама и вытекающей из него социальной системы всегда сохраняется и это еще раз подтверждает необходимость существования имамов. Следовательно, существование имама необходимо для поправки направления социальной жизни. Если возможно было допущение ошибок имамом, то появилась бы необходимость существования другого имама, который предупреждал, защищал и огородил бы первого имама от грехопадений. Сама логика говорит о невозможности такого варианта.

Имам должен пользоваться абсолютным доверием со стороны общины; полная непогрешимость имама в словах и действиях приводит к тому, что члены общины принимают его за образцового человека и следуют за ним на трудном пути. Если будет подорвана эта вера хоть небольшим сомнением в непогрешимости имама, то покорность ему утеряет обязательный характер, имам потеряет своего влияния в обществе.

Коранический "стих очищения" (айат ат-татхир) объявляет людей дома Пророка свободными от всего того, что можно порочить их; "Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома, и очистить вас очищением" (33:33). Слово "скверна" употребляется в арабском языке для обозначения всего того, что может порочить человека внешне и внутренне и квалифицируется как грех. А по поводу ниспослания стиха, жена Пророка Умм Салма рассказывает людям следующее: "У меня дома был ниспослан стих: "Аллах хочет удалить скверну от вас, семья его дома, и очистить вас очищением". Фатима принесла горшок с похлебкой и Пророк сказал ей: "Пригласи к нам твоего мужа, Хасана и Хусайна". Она пригласила их. И когда они ели, снизошел этот стих, и он покрыл их покрывалом и сказал: "О Боже, эти - люди моего дома и находящиеся под моим покровительством. Удали скверну от них и очисти их очищением".[1] Пророк - да пребудет мир над ним! -комментируя этот стих, подтверждал, что он относится к людям его дома - мир им! - и вопросу их непогрешимости как к одному из фундаментальных вопросов ислама.

Кто такие люди дома?

Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно обратить внимание на обстоятельства ниспослания нижеследующего стиха: "Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома, и очистить вас очищением" Умар бин Абу Салма, приемный сын Пророка говорил, что он был ниспослан в доме Умм Салмы. Пророк пригласил Али, Фатиму, Ха-сана и Хусайна и покрыл их покрывалом, а Али находился за его спиной. Он покрыл их покрывалом и сказал: "О Боже, эти - люди моего дома. Удали же скверну от них и очисти их очищением". Умм Салма спросила: "И я с ними, о Пророк Аллаха?" Пророк сказал: "Ты - на своем месте и ты в благополучии".[2] Аиша, мать верующих, рассказывает: "Однажды ранним утром вышел Пророк и на нем был плащ из черной шерсти. Пришел ал-Хасан, и он ввел его под плащ, затем пришел ал-Хусайн и он ввел его, затем пришла фа-тима и он ввел ее, и затем пришел Али и он ввел его. Затем он сказал: "Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома и очистить вас очищением".[3] Со слов имама Али рассказывают, что каждым утром Пророк приходил, подходил к двери дома Фатимы и говорил: "На молитву, о люди Дома - да смилуется над вами Аллах!"[4] Этот же рассказ рассказывает Абу-л-Хамра: "Я в течение восьми месяцев изучал Коран наизусть у Посланника Аллаха в Медине и он в течение этого времени ни разу не входил на молитву без того, чтобы подходить к двери Али, говоря, приставив руку к сторонам двери: "Молитва, молитва!" Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома, и очистить вас очищением".[5]

Имам ар-Рида - мир ему! - сказал: "Имам - человек непогрешимый, гарантированный от изъянов, наделенный особыми знаниями, отмеченный благоразумием. Он - порядок религии, честь мусульман, гнев лицемеров и гибель неверных".[6] Существует множество рассказов, которые подтверждают, что имам должен обладать качеством непогрешимости и в теоретическом, и в практическом планах, должен быть гарантирован от грехопадения. Он толкователь Корана и главный источник разъяснения положений исламского законодательства, он - идеальный образец совершенства человека, к которому призывает ислам. Поистине, человек, в котором все достоинства и положительные качества достигли такого состояния полноты, когда они существуют в виде реализации возможностей, есть совершенный человек, представляющий собой конечную цель эволюции рода человеческого. Именно такой человек находится на прямой дороге в религии и он должен в течение всей своей жизни действовать согласно установлениям религиозного закона и не пачкать себя грязью грехов, ибо если он хотя бы на короткий промежуток времени отклонится от прямой дороги, окажется неповинующимся Аллаху, такой человек не может считаться образцом и примером совершенства в религии.

Является ли непогрешимость принудительной?

Лишение имама сознательной воли в вопросе допущения ошибки и грехопадения равномерно отрицанию значимости его личности и отнятию его морального превосходства, а в этом случае он не может служить примером для подражания людьми. А что касается непогрешимости в чисто научном плане, то нетрудно отрицать допущение той или иной ошибки при практическом внедрении повелений послания; это происходит по воле Аллаха, Он и может преградить путь этому.

Вести людей по правильному пути можно двумя способами. Можно ставить указателей на пути движения и тем самым отметить правильный путь. Но это внешнее руководство, которое мы наблюдаем в движении пророков. Второй способ - это внутреннее, структурное руководство, для которого нужна непоколебимая внутренняя сила самостоятельности, которая и управляет движением человека в направлении своего божества. Убедительным примером этой силе притяжения может служить закон о магнитном притяжении. Стрелка компаса на любой точке земного шара показывает на север. Почему? Потому что северный и южный полюсы обладают огромным магнитным полем, оказывающим воздействие на весь земной шар и поэтому, где бы не находился магнит, он подвергается воздействию магнитного притяжения полюсов земного шара и следовательно, стрелка направится в направлении этого воздействия.

Имам - это средство воплощения божественного великодушия, огромная сила, направляющая людей на путь истины и оказывающая огромное воздействие на весь мир и каждая чистая душа притягивается к имаму.

Из ряда коранических стихов можно понять, что непогрешимый имам имеет способность руководства людьми, ибо в него вселяется божественный свет, поступающий из высшего мира божественной власти. Благословенный Коран подтверждает принцип "руководство по повелению" и считает терпеливость и уверенность важными чертами личного характера имамов: "И сделали Мы из них имамов, которые ведут по Нашему повелению, за то, что они были терпеливы и уверены в Наших знамениях" (32:24). Таким образом, терпеливость и уверенность являются основными столбами этого "ведения". Однако ведение по повелению Аллаха - это такое положение, которое достигается лишь тогда, если это сделает Аллах, ибо достичь это высокое положение удается только тем, кому дана терпеливость перед лицом горьких и несчастных случаев. Таковыми являются условия, предъявляемые к тем, кто призван исполнить эзотерическую функцию руководства. Эта мысль подтверждается следующим стихом: "И сделали Мы их имамами, которые ведут по Нашему повелению" (21:73). Об имамате упоминается в кораническом стихе, связанном с назначением Аллахом Ибрахима имамом. В стихе говорится: "Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом". Он сказал: "И из моего потомства? " Он сказал: "Не объемлет завет Мой неправедных" (2:214). Имам ас-Садик - мир ему! - сказал: "Поистине, Бог сделал Ибрахима рабом, прежде чем сделать его пророком; сделал его пророком, прежде чем сделать посланником; сделал его посланником, прежде чем другом; сделал его другом, прежде чем сделать имамом. Когда в личности Ибрахима были собраны все эти качества, Он обратился к нему: "О Ибрахим, Я сделаю тебя для людей имамом".[7]

Существует множество рассказов, подтверждающих необходимость наличия имама для ведения людей по правильному пути. Например, Повелитель верующих Али - мир ему! - сказал: "Род Му-хаммада - да благословит Аллах и род его! - подобен звездам в небе; если закатывается одна звезда, то появляется другая..."

Имам ас-Садик - мир ему! - сказал: "Аллах посредством имамов правильного пути из людей дома Своего Пророка - да благословит его Аллах и род его! - разъяснил Свою религию, выявил через них скрытый смысл начал Своего знания. Кто из общины познал обязательность признания достоинства своего имама, тот обнаружил сладость своей веры и узнал превосходства красоты подчинения себя Аллаху, ибо Аллах назначил имама знаком для Своих созданий и доказательством для людей земли Своей".[8] Известны слова имама Абу Джа'фара ал-Бакира - мир ему! -: "Клянусь Аллахом, Аллах не оставил землю с тех пор, как скончался Адам - мир ему! - без того, чтобы на ней не был имам, посредством которого люди находят правильный путь к Аллаху. Он есть Его Доказательство для Его рабов и земля не остается без имама как Доказательства Аллаха для Своих рабов".[9] Абу Халид ал-Кабили спросил у ал-Кулайни о словах Аллаха всевышнего: "Уверуйте же в Аллаха, и Его Посланника, и в свет, который Мы ниспослали" (64:8). Он сказал: "О Абу Халид, клянусь Аллахом, свет - это имамы. О Абу Халид, свет имамов в сердцах верующих ярче светящегося днем солнца. Они - те, кто проникает в сердца верующих, и Аллах скрывает их свет от тех, кого пожелает, их сердца становятся темными и Он устраивает перед ними преграду этим".[10]


[1] Йанаби' ал-Мавадда. с.157, Истанбулское издание.

[2] Там же. с. 107.

[3] Там же. с. 107.

[4] Сахих ат-Тирмизи. 2/308; Мустадрак ал-Хаким. 3/158; Тафсир ат-Табари, xxvii/5; Тафсир Ибн Касир. 3/255.

[5] Ад-Дурр ал-мансур. 5/199.

[6] Усул-ал-Кафи. 1/120

[7] Там же. 1/157.

[8] Йанаби ал-мавадда. с.23-24; Усул-ал-Кафи. 1/203- 204.

[9] Усул-ал-Кафи. 1/179.

[10] Там же. с.1/195