ЛЕКЦИЯ 32 ОСОБЕННОСТИ ПОТУСТОРОННЕГО МИРА Сравнение между земным миром и потусторонним миром. Когда мы хотим дать представление о некоторых зрелищах или показать определенные реальности, то слова и понятия, которыми мы пользуемся, оказываются недостаточными. С этой проблемой, в частности, сталкиваемся при представлении потустороннего мира. Мы обычно пользуемся терминами и выражениями, предназначенными для обозначения ограниченных понятий и явлений этого мира. Поэтому для осознания и понимания смысла вещей, находящихся в потустороннем мире, необходимы иная логика, иное видение мира. Жизнь в этом мире и жизнь в мире ином имеют общие черты - они обе действительны, в каждой из них есть счастье и страдание; но по многим параметрам они характеризуются глубокими различиями. Одна из особенностей потустороннего мира заключается в том, что здесь существует четкое разграничение между трудом и его результатами. Здесь человек трудится и сажает, там - пожинает плоды. Как говорил Повелитель правоверных Али, да пребудет мир над ним: "Сегодня мы должны трудиться, а не отчитываться; завтра мы должны отчитываться, а не трудиться".[1] В мирской жизни человека преследуют то невзгоды, болезни и нужда, то радость; мирская жизнь - это смесь удач и успехов, радостей и печали, в то время как в потустороннем мире эти явления как таковые отсутствуют. Здесь совершенство и счастье - участь жителей рая, а вечная печаль - участь жителей ада. Вечность. В этом мире все обречено на завершение и исчезновение; в окружающем человека мире все ограничено временем; все носит временный характер, а в потустороннем мире -' все вечно. Счастье и благоденствие жителей рая длится бесконечно, о чем в Коране утверждается следующее: "Притча о рае, который обещан богобоязненным, где внизу текут реки: пища в нем постоянна и тень. Это - награда тем, которые богобоязненны, а наказание неверных - огонь" (13:35). Одной из отличительных особенностей потустороннего мира является то, что пожелания обитателей рая исполняются без какой-либо физической нагрузки. Достаточно им возжелать какую-то вещь, ее бытие обеспечивается само по себе. Обитатели рая удостоены такой привилегии: "Для них - то, что они пожелают у их Господа. Это - воздаяние добродеющих" (39:34). Повелитель правоверных Али, да пребудет мир с ним, говорил: "Плоды потустороннего мира срываются без каких-либо усилий; достаточно одного лишь желания и стремления заполучить их". Уверенность и мир. Жизнь в ближайшем мире основана на конкуренции и борьбе, а жизнь в потустороннем мире отличается уверенностью, безопасностью и миром, ибо он более близок к Аллаху всевышнему. Чем ближе в иерархии существования сфера бытия расположена к возвышенному Началу всех вещей, тем выше степень единства и гармонии; чем дальше, тем глубже отделение, противоречие и противопоставление. О взаимосвязях, господствующих в потустороннем мире, в Коране утверждается следующее: "Поистине, богобоязненные - среди садов и источников: "Входите сюда с миром в безопасности!" И изъяли Мы злобу, что в груди; братьями они на седалищах обращены друг к другу. Не коснется их там забота, и не будут они оттуда выведены" (15:45-48). В другом стихе Коран показывает, что согласно существующему в раю порядку, все обитатели существуют и взаимодействуют на основе мира: "Для них жилище мира у их Господа: Он - их помощник за то, что они делали" (6:127). Ужасные муки и страшное наказание. Человеческий разум неспособен в полной мере представить действительную природу мучений в потустороннем мире. Священный Коран говорит: "А что даст тебе знать, что такое "сокрушилище"? Огонь Аллаха воспламенный, который вздымается над сердцами!" (104:5-7). В другом стихе Корана говорится: "О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого - люди и камни. Над ним - ангелы, грубые, сильные - не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано" (66:6). "Позади его -геенна, и будут его поить водой гнойной. Он лакает ее, но едва проглатывает, и приходит к нему смерть со всех мест, но он не мертв, а позади его - суровое наказание" (14:16-17). Из особых характерных черт Судного дня - это окончание всяких отношений и факторов воздействия, играющих какую-либо роль в мире земном; это означает фальшивость внешних причинных связей и проявление действительных, структурных связей. Священный Коран говорит: "Вот те, за которыми следовали, будут отделяться от тех, которые следовали, и увидят наказание, и оборвутся у них связи" (2:166). В тот день все существа потеряют своих псевдоповелителей, которым они столь доверчиво, безусловно верили, останется только Аллах - обладатель абсолютной воли и независимостью: "В тот день, когда душа ничего не сможет для души, и вся власть в тот день - Аллаху" (82:19). В земном мире сыны человечества живут общей судьбой и общими для всех заботами, словно пассажиры корабля. А в потустороннем мире каждый отвечает за свои деяния и поступки. В день воскресения никто, кроме Аллаха не имеет власть и могущество: "В тот день, когда они предстанут, не будет скрыто у Аллаха о них ничего. Кому царство в тот день? Аллаху, единому, могучему!" (40:16). Действительно ли рай и ад являются реальностью? Определенная группа мусульманских ученых отрицают существование ада и рая в настоящий миг и считают, что они будут созданы в момент обрушения нынешнего мира. Подавляющее большинство мусульманских теологов утверждают, что прибежище для чистых и грешников уже сотворено, а следовательно, уже существует в настоящем. Действительно, тексты из Корана и других религиозных источников подтверждают суть дела. Коран утверждает: "И бойтесь огня, который уготован неверным" (3:131). Коран также намекает в связи с событием вознесения Пророка: "И видел он Его при другом нисхождении у лотоса крайнего предела. У Него - сад прибежища" (53:13-15). В стихах приводятся убедительные доводы в доказательство того, что рай и ад являются реальной действительностью. Существуют стихи, которые отмечают существование рая и ада во внутреннем аспекте этого мира, как это делается, к примеру, в стихе 57 двадцать первой главы. В тот день, когда завеса, скрывающая внутреннее измерение вещей, падет, и человек свободно вглядится на всю панораму бытия, он ясно увидит истинную .суть рая и ада. Однако, в настоящих условиях все это находится вне его восприятия. Поэтому, ученые не в состоянии проникнуть в самые глубины вещей, исследовать их суть и на основе экспериментальных данных и доказать, что рай и ад определенным образом не существуют. Таким образом, мы ознакомились вкратце, с сущностью и особенностями потустороннего мира и в частности, с ужасной участью, которая ожидает заблудших и грешников. Возникает вопрос: имеется ли путь к спасению от страшного наказания, которое так описывал Повелитель верующих Али, да пребудет мир над ним, в своем обращении к Аллаху: "Господи, кому я вверяю веру свою и к кому я обращаюсь, полясь на помощь! О, Аллах, Аллах, Аллах! Укрепи части моего тела и органы мои, дабы служить Тебе; вдохни твердую решимость в сердце мое; храни меня у порога Твоего в вечной службе с тем, чтобы я мог превзойти своей преданностью Тебе всех тех, кто был до меня, спешить к Тебе, быть преисполненным любовью к Тебе, бояться Тебя боязнью обретших уверенность. Дай мне убежище вместе с людьми истинной веры".[2] Как и недуги любого органа нашего тела, болезни души имеют свои средства и способы лечения. Это, раскаяние и стремление к прощению Аллаха. Признание в своих грехах и покаяние очищает душу кающегося от черных пятен греха. За всю историю, пророки обращаясь к всевышнему Творцу, Милостивому и Милосердному просили прощения и чтобы Он принял их покаяния. Важно, чтобы впадающий в грех человек немедленно прочувствовал осквернение от своего поступка, чтобы он воздержался от повторного свершения греха и тем самым избежал бы вечных мук. Если человек закроет перед своим лицом врата спасения, благочестия и праведности, то он найдет себя увлеченным порочностью и отклонением. С другой стороны, если бы не было возможности покаяния и исправления, то лишь небольшая группа людей достигла бы счастья; колонны людей устраивались бы в направлении ада. Принятие Аллахом покаяния указывает на особую ценность человека, способность принять милость Аллаха, ценность, позволяющая вратам прощения оставаться открытыми перед грешниками. Что касается результатов раскаяния, то они весьма значительны, раскаяние очищает сердца от погрешностей и заблуждений. Священный Коран говорит: "... кто обратился, и уверовал, и творил дело доброе, - этим Аллах заменит их злые деяния благими; поистине, Аллах прощающь, милосерд!" (25:70). Из содержания стиха явствует, что покаяние не только очищает душу, но и способно заменить злые деяния благими. Покаяние помогает человеку заручиться любовью Аллаха; Коран утверждает, что "Поистине, Аллах любит раскаявшихся". Покаяние восстанавливает надежду и уверенность в сердце человека; возвращает человеку свой человеческий облик; поля, что ничто не может помешать ему получить благословение Аллаха, что двери Его милосердия всегда открыты для рабов Его, он спешит получить прощение Аллаха. Покаяние - это выражение сожаления о содеянном и намерение не повторять его. Если человек выражает сожаление с других соображений, таких как опасность вероятных материальных ущерб или человеческих жертв, то в таких случаях не уместно использование слова "покаяние", ибо покаяние - это решение не совершать ослушание и прегрешение, оно прямым образом связано с внутренним осознанием мерзости прегрешения. Для того, чтобы было принято покаяние, необходимо наличие нижеследующих условий: 1. Время покаяния. Временной предел, в течение которого человек может откладывать свое покаяние. Может ли отодвинуть свое покаяние до дня воскрешения или до момента смерти или же он должен раскаяться сразу после свершения погрешности? Раскаяние - это долг, которого нужно исполнить немедленно и нет оснований для его откладывания. Причина мучений обитателей ада связана именно с бесконечным откладыванием раскаяния. Откладывание раскаяния равно его отклонению, отказу от него. Однако двери покаяния остаются открытыми до момента, определенного в благородных строках: "Но нет обращения к тем, которые совершают дурное, а когда предстанет пред кем-нибудь из них смерть, он говорит: "Я обращаюсь теперь..." И к тем, которые умирают, будучи неверными. Этим мы приготовили наказание мучительное" (4:18). Отсюда становится ясным, что двери покаяния остаются открытыми до момента смерти. Если прегрешение человека связано с попиранием прав людей, то восстановление попранных прав является основным условием покаяния. Естественно, права человека могут быть материальными и духовными. Если прегрешение свершено в связи с Божественным долгом, то необходимо немедленно просить прощение Аллаха и в полной мере исполнить акты поклонения. Повелитель правоверных, да пребудет мир с ним, говорил в этой связи: "Знаешь ли о том, что значит стремление к прощению Аллаха? Стремиться к прощению Аллаха - это удел высших. Являясь ни чем иным, как словами, это стремление включает шесть аспектов. Первое - это сожаление о том, что было сделано; второе - это твердая решимость отказаться от свершения грехов в будущем; третье это обеспечение прав тех лиц, чью свободу ты узурпировал; четвертое -это исполнение тех обязательных актов поклонения, которые ты, возможно, игнорировал; пятое -это очищение слезами сожаления той запретной плоти, которая росла на теле твоем, когда ты грешил; шестое - это готовность вкушать мучения и тяготы поклонения и покорности, подобно тому -но с противоположным знаком - как наслаждался ты грехом и непослушанием. Только исполнив все шесть пунктов, ты вправе сказать: "Я стремлюсь к прощению Аллаха".4 Есть конечно, определенные условия, для принятия раскаяния, типа искренности намерения, о чем в Священном Коране говорится: "О вы, которые уверовали! Обратитесь к Аллаху искренним обращением, - может быть, Господь ваш избавит вас от ваших дурных деяний..." (66:8). Важным является то, что человек не упрямствовал на своих ошибках, не стремился к их распространению; покаяние человека обусловлено его искренним обращением к Аллаху. благословенный Коран гласит; "И Адам принял от Господа своего слова, и обратился Он к нему: ведь Он - обращающийся, милосердный!" (2:37). Эта же мысль подтверждается в молитве Имама Али бин ал-Хусайн ас-Саджад, да пребудет мир с ним: "О Аллах, когда тянуть стало меня к греху и неповиновению, не стал вершить я грех в отрицании Твоей власти, ибо полностью руководствовался Твоими предписаниями. Я не умалял значение Твоего наказания, и не игнорировал угрозу воздаяния. Грех предстал передо мной, моя похотливая душа ввела меня в заблуждение, страсть во мне возобладала и я совершил неповиновение. Кто же теперь спасет меня от Твоего наказания?" Вот это, путь спасения. Важно, чтобы грешник не начинал сожалеть о своих злых деяниях тогда, когда потусторонний мир становится чувственно зримым для него. Подобное бесплодное раскаяние нельзя считать проявлением добродетели или причиной для гордости. Повелитель правоверных, да пребудет мир с ним, предупреждает верующих следующими словами: "О рабы Аллаха, теперь готовьтесь к благим делам. Ибо ваши языки не имеют препятствий, ваши тела здоровые, конечности послушные. Поле деятельности открыто перед вами". Остается отметить, что если человек допустил ошибку, то он обязан исправить ее, поправить имевшую место оплошность, постоянно жить в состоянии богобоязненности, стремиться к прощению Аллаха; именно такое состояние гарантирует равновесие и стабильность в жизни. Другой путь спасения от заблуждения и страшного наказания - это совершение добродетелей и борьба с греховными поступками. По этому поводу в Коране говорится: "Поистине, добрые деяния удаляют дурные!" (11:114). Коран так наставляет тех, кто озабочен своим спасением и обращается к Господу с покаянием и обещанием исправиться. |