ЛЕКЦИЯ 30

КОНЕЦ МИРОЗДАНИЯ

Промежуточная сфера. На арабском языке граница или предел, разграничительная линия между двумя вещами, называется "барзах", а как установившийся термин это слово означает сферу или мир, отделяющий смерть от воскресения. В этом значении слово "барзах" использовано в Коране лишь один раз: "Может быть, я сделаю благое в том, что оставил". Так нет! Это - слово, которое он говорит, а за ними преграда до того дня, как они будут воскрешены" (23:100). А в лингвистическом значении это слово применено в другом стихе: "Между ними преграда, через которую они не устремятся" (55:20). В одном рассказе, достоверность которого подтверждена, рассказывают что имам ас-Садик говорил: "Барзах - это могила со дня смерти до дня воскресения". "Клянусь Аллахом, я боюсь за тебя в промежуточной сфере".[1]

Все мучения, сопровождаемые вырыванием души из тела умирающего, называются предсмертными агониями. Способы вырывания души разнятся согласно образа жизни, проведенного умирающим. Вырывание души добродетелей отличается от вырывания души злодеев. Священный Коран описывая процесс отнятия души, говорит: "Если бы ты видел, как неправедные пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают руки: "Изведите ваши души, сегодня будет вам воздано наказанием унижения за то, что вы говорили на Аллаха не истину и превозносились над Его знамениями!" (6:93). Один из спутников Имама ас-Садика, да пребудет мир с ним, задал ему такой вопрос: "О потомок Посланника Аллаха! Когда истинный верующий оказывается на пороге смерти, горюет ли он о том, что душа из него выйдет?" Имам ответил: "Нет! Когда ангел смерти приходит за его душой, то сначала он теряет рассудок. Однако, ангел утешает его, говоря: "О доброжелатель Аллаха, не мучайся. Клянусь Всемогущим, тем, Кто послал Мухаммада как Своего Посланника, что мы будем обращаться с тобой мягче и добрее, чем твой отец. Открой глаза и взгляни на нас". Тогда Посланник Аллаха, Повелитель верующих, Фатима, ал-Хасан, ал-Хусейн, имамы и их потомки возникнут перед ним, и ангел, облеченный обязанностью отнять его душу, скажет ему: "Это Пророк и вожди религии, которые станут твоими друзьями и спутниками". Тогда он приоткроет глаза и услышит, как Аллах, обращаясь к нему, утверждает следующее: "О душа, успокоенная в покровительстве Мухаммада и его непорочной семьи, вернись теперь к лоно Господа твоего. Ты принял как истину авторитет имамов, ибо поэтому ты теперь счастлив. Будь уверен в том, что ты заслужил радость приобщения к твоему Господу. Ступай же будь сотоварищем в Мной избранной элите, прими же уготованное тебе убежище в раю вечном!" Для верующего нет ничего более желанного в данный момент, чем полет его души и получение всего, что было обещано".

После смерти души благодетельных наслаждаются свободой, которую они не имели, находясь в заточении этого мира. Они освобождаются от бремени земли, глины и материи и отправляются к миру красоты. Дух не подчиняется более пределам, обозначенным для него изнашивающимся, тяжким телом; его не сопровождает сочувствующий, страдающий лик радости. Здесь нет ничего иного для праведных рабов Аллаха, кроме красоты, яркого света, любви и дружбы. А души злодеев погружаются в ужасающую тьму и уныние. Осознавая, что ни их близкие, ни те материальные блага, которые они накопили, не в состоянии спасти их, они обрекают себя на жалкое, ничтожное существование. В Коране следующим образом описывается судьба злодеев и нечистых: "И постигло род фир'ауна злое наказание - Огонь, в который ввергаются, утром и вечером, а в тот день, когда наступит час..." "Введите род Фир'ауна в сильнейшее наказание!" (40:46).

В ходе битвы при Бадре некоторые вожди курайшитов были убиты, а тела их брошены в колодцы.[2] После победы мусульман благороднейший Посланник, да пребудет мир и благословение с ним и его потомством, склонился над краем колодца и обратился к мертвецам со следующими словами: "Мы достигли всего, что нам было обещано Аллахом; убедились ли вы теперь в истинности обещаний Господа? Вы были плохим народом для своего пророка. Другие люди уверовали в меня, а вы сочли меня лжецом; другие люди приютили меня, а вы вывели меня из моего дома; другие люди помогали мне, а вы со мною воевали." Мусульмане спросили его: "Вы беседуете с мертвецами?" Пророк ответил: "Они слышат меня лучше вас, только отвечать не могут.[3]

Характерные черты промежуточной сферы.

В промежуточной сфере возможности сознания человека еще больше становятся, однако душевные муки и наслаждения, испытываемые человеком, ускользают от способностей описать их в земном мире. Особенность промежуточной сферы заключается в том, что там и радость и муки носят временный характер и завершаются в тот миг, когда наступает воскрешение. Промежуточная сфера стоит из трех частей:

1. Праведные и добродетельные люди, которые в промежуточной сфере чувствуют себя счастливыми. О них Коран говорит: "Сказано ему: "Войди в рай!" Он сказал: "О, если бы мои люди знали, за что простил мне Господь мой и сделал меня из почтенных!" (36:26-27).

2. Неверующие и безбожники: "Огонь, в который они ввергаются, утром и вечером, а в тот день, когда наступит час..." (40:46). Они жалеют о своих деяниях в прошлом и говорят: "Господи, верни меня, может я сделаю благое в том, что оставил" (23:99-100).

3. Которые не относятся ни к тем, ни к другим. Здесь речь идет о людях, которые в силу тех или иных причин были лишены возможности изучать ислам и постигать истину. О таких в Коране говорится: "Тем, кого упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе, они скажут: "В каком положении мы были?" И скажут они: "Мы были слабыми на земле" Они скажут: "Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться в ней?" У этих убежище - геенна, и скверно это пристанище! Кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого пути. Этим, может быть простит Аллах: ведь Аллах - извиняющий и прощающий!"

В промежуточной сфере люди сталкиваются друг с другом, встречают своих родных и близких. Неверующие и злые также собираются вместе. Отношения между благодетельными основываются на близости, теплоте, чистой любви. Что касается отношений между неверующими, то они характерны завистью, упрямством и злостью. Один из товарищей Повелителя правоверных, да пребудет мир с ним, сказал: "Как-то уезжал я из Куфы в сопровождении Имама и он остановился у кладбища близ Вади ас-Салама, словно собираясь, выступить с речью перед народом. Я оставался рядом, наблюдая за Имамом, пока, наконец, не устал и сел на землю. Прошло еще немало времени и теперь я устал сидеть. Тогда я встал и продолжал стоять до тех пор, пока вновь не устал сел на землю. Наконец, мне пришлось вновь встать на ноги и тогда я сказал Повелителю правоверных:

"Я боюсь за тебя, видя, как ты устал, отдохни немного". И я протянул Имаму свою мантию, дабы он мог сесть на нее. Он сказал: "О Хабба! Я стою здесь, занятый разговором с верующими". Тогда я спросил у него: "А между собой беседовать они могут?" "Да" - ответил он. "Когда завеса приподнимается, ты увидишь их сидящими в кружке и беседующими друг с другом". Я сказал:

"Ты говоришь об их телах или об их душах?" "Об их душах", - ответил он".[4]

Коранические стихи говорят, что как и любое другое существо, мир, который сейчас существует, также рухнет в бездну катастрофы. Небесные тела сойдутся и погибнут; ни света, ни тепла на небесах не останется; высокие горы обвалятся;

огонь вспыхнет подобно искре, упавшей на груду ваты; океаны выйдут из берегов, затопив сушу; могилы разверзнутся, смешаются друг с другом; сама земля подчинившись божественному повелению, раскроет недра свои, скрывавшиеся в течение многих веков. Мир обратится в огромное облако пыли, словно истолченный в гигантской ступке. Коран напоминает человеку о том, что продолжительность мироздания ограничена временем: "Разве они не размыслили о самих себе: не создавал Аллах небес и земли и того, что между ними, иначе как во истине и на определенный срок. Но ведь много людей не верует во встречу с их Господом!" (30:8). Коран, указывая на неизбежность наступления того страшного дня, говорит: "О люди, бойтесь Господа вашего! Ведь сотрясение последнего часа - вещь великая. В тот день, как вы его увидите, каждая кормящая забудет того, кого кормила, а каждая обладательница ноши сложит свою ношу. И увидишь ты людей пьяными, но они не пьяны. Но наказание Аллаха - сильно" (22:1-2).

О состоянии мироздания в этот час, Коран говорит: "Когда сотрясается земля сотрясением, когда сокрушатся горы сокрушением и станут рассыпающимся прахом" (56:4-6). "Он спрашивает, когда день воскресения. Вот когда ослепится взор, и затмится луна, скажет человек в тот день: "Где бегство?" (75:6-10); "Когда небо раскололось, и когда звезды осыпались, и когда моря перелились, и когда могилы перевернулись..." (82:2-4).

В Коране утверждается: "В тот день, когда Мы скрутим небо, как писец свертывает свитки: как мы создали первое творение, как Мы его повторим по обещанию от Нас. Поистине, Мы действуем!" (21:104). "И когда моря перельются..." (81:6);

"... в тот день, когда небо будет как медь расплавленная..." (70:8).

Известный астроном Фламмарион в своей книге "Конец мира" утверждает следующее: "Возникновение жизни есть результат подчинения солнечной системы универсальной силе тяжести и центробежному движению. Именно сила тяжести увязывает все части мироздания, от атома и до звезд, регулирует их движение с помощью центробежной силы. Таким образом, универсальный порядок воцаряется во всем мироздании. Однако, и этот порядок неизбежно рухнет, звезды погибнут, небесные тела рассыплются подобно бусинкам разбитого ожерелья". Другой ученый Джордж Гэмофф утверждает: "Ожидается многократное увеличение диаметра солнца и достижение им размеров Венеры, и поскольку объем водорода на солнце сохранится, то энергия, излучаемая солнцем, возрастет в сотни раз и тогда на земле закипят моря и океаны."[5]

Как указывает Коран, воскресение начнется с могущественного звука с небес: "И протрубят в трубу и поражены будут, как молнией, те, кто в небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого пожелает Аллах. Потом протрубят вторично, и вот -они стоя смотрят" (39:68). В другом стихе Корана говорится: "И когда дунут в трубу единым дуновением, и спасена будет земля и горы, и раздроблены единым дроблением, вот в тот день падет падающее, и небо расколется, и будет оно в тот день слабым" (69:13-16).

Вторым трубным звуком станут внушающие трепет призывы к возвращению людей к жизни, воскрешению. Люди неожиданно встанут из могил и спросят, обуянные страхом: "Горе нам! Кто послал нас из места упокоения?" и услышат в ответ:

"Это-то, что обещал Милосердный, и правду говорили посланные!" (36:52); "Тот день, когда подуют в трубу, и придете вы толпами. И небо откроется и станет вратами" (78:17-18). Коранические стихи подробно описывают психическое состояние людей; мы видим полное преобразование и изменение всего сущего в природе, ужас и хаос. Небеса и земля, молодые и старые, люди и животные -все сотворенное будет разрушено; страх пронзает всю структуру отношений в природе, и люди будут думать каждый о своих интересах исключительно: "В тот день, как убежит муж от брата, и матери и отца, и подруги, и сыновей. У каждого мужа из них тогда - дело ему достаточное. Лица в тот день открытые, смеющиеся, веселые, и лица в тот день - на них пыль, покрыл их прах. Они -то - неверные и распутники" (81:34-42). Нечестивые и нечистые люди тщетно стремятся вернуться на землю, дабы замазать грехи свои перед Аллахом и Его посланниками. Но будет слишком поздно. Разве пророки и посланники не предупреждали об этом страшном и неизбежном дне? Коран с удивлением спрашивает грешников: "О человек, что соблазняет тебя в Господе твоем щедром, который сотворил тебя, выровнял и соразмерил, в таком виде, как пожелал, тебя устроил! Но нет! Вы считаете ложью день суда!" (82:6-9). Далее Аллах Всевышний предупреждает человечество: "Отвечайте вашему Господу, прежде чем наступит день, которому нет возврата от Аллаха. Нет вам убежища в тот день, и нет у вас отречения!" (42:47).


[1] Усул-ал-Кафи. 1/66.

[2] Фи ма'ракат Бадр сана 2 х.

[3] Бихар ал-анвар. 19/346

[4] Усул-ал-Кафи. 3/242.

[5] Маддат ал-ард ва-с-сама'. с.533.