ЛЕКЦИЯ 28

ПРОЯВЛЕНИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ В ближайШЕЙ ЖИЗНИ

Обращая внимание на явления природы, мы наблюдаем множество примеров воскресения. Эти примеры смерти и жизни, происходящие денно и нощно перед нашими глазами, как правило, остаются незамеченными многими людьми. Есть немало ученых, которые, сталкиваясь со сценами жизни и смерти, забвения и возрождения, умело увязывают их со сценами жизни и смерти самого человека; иными словами, им удается как бы подойти к концепции воскресения, приступить к ее разработке. В то же время, мы в условиях ближайшей жизни часто наблюдаем различные проявления возрождения различных вещей, некогда бывших мертвыми: это нас толкает к раздумью, приближает нас к вере в воскресение и в жизнь после смерти. В зимний период мы наблюдаем голые, казалось бы безжизненные деревья и почву, временно приостановившие свою деятельность, напоминающие смерть и создающие весьма печальную картину: они вновь возрождаются и начинают развиваться опять-таки из-за действия таких факторов, как дождь, влага, солнце и т.д. Такое развитие событий мы видим периодически и неоднократно, но мы не задумываемся об их внутреннем содержании. Так, почему же в таком случае мы ограничиваем закономерности смены жизни и смерти лишь областью растительного миpa? Почему же мы отказываем человеку в возможности воскресения либо эта вероятность признается невозможной? Мы признаем способность растений соединять в своих клетках признаки жизни на несколько тысячелетий и то, что найдя благоприятные условия, внезапно, вновь выходят и развиваются. Но мы не имеем основания отрицать то, что человеческие поколения также, после смерти и после смешивания с почвой, способны воскреснуть когда наступит весна воскресения и созревают условия для их возрождения, и тогда частички их тел перемешиваются и они начинают расти подобно растениям.

Явление "второй жизни" - это загадочная истина для человека. Ее внутреннее содержание остается недоступным для человеческого разума. Но ее возможность и реальность не вызывают сомнения. Жизнь человека может сохраняться в спящем, неподвижном виде, а затем, когда условия окружающей среды становятся благоприятными, они выходят за пределы атомов и клеток и начинают возникать. Нет никакого научного основания отрицать эту гипотезу.

Что по этому поводу говорит Коран?

Возможность воскресения. Признавая безграничную мощь Аллаха, простоту и легкость воскресения по сравнению с первоначальным творением, Священный Коран так обосновывает возможность воскресения: "Видели ли вы то, что извергаете семенем, - вы ли творите это, или Мы творцы? Мы распределили вам смерть, - и Нас не опередить! - с тем, чтобы заменить вас подобными, и воссоздать вас в том, как вы этого не знаете. Вы ведь знаете уже первое создание, и почему бы вам не размыслить? "(56:58-62). В других стихах Корана говорится: "Поистине, Он в силах вернуть его снова, в тот день, как будут испытуемы тайны" (86:8-9). "Он - тот, кто впервые производит творение, а потом повторяет его. Это еще легче для Него. Для Него - высочайший пример в небесах и на земле. Он -великий, мудрый!" (30:27).

Повелитель правоверных Али бин Абу Талиб, да пребудет мир с ним, сказал: "Я поражаюсь тому человеку, который отрицает создание в потустороннем мире, хотя он не может не замечать создание в этом мире."[1]

Примеры воскресения в ближайшей жизни.

Обсуждая эту проблему Коран не ограничивается констатацией возможности воскресения, а обосновывает эту мысль конкретными примерами. Убедительным примером могут послужить случай с пребывавшими в пещере, которые воскресли после пребывания в спячке в течение трехсот девяти лет, воскресение пророка Узейра, который ожил через сто лет после смерти, оживление птиц после их гибели и т.д. Священный Коран обосновывает принцип воскресения на основе анализа последовавших друг за другом случаев смерти и оживления. Коран гласит: "И удел рабам, и оживили ею мертвую страну. Таков исход!" (50:11). "О люди! Если вы в сомнении о воскрешении, то ведь Мы создали вас из праха, потом из капли, потом из сгустка крови, потом из куска мяса, сформированного или бесформенного, чтобы разъяснить вам (это). И помещаем в утробах, насколько захотим, до определенного срока. Потом выводим вас младенцем, потом - чтобы вы достигли вашей зрелости. Среди вас есть тот, кто упаивается, и среди вас есть тот, кто возвращается к жалчайшей жизни, чтобы не знать после знания ничего. И видишь ты землю бесплодной, а когда Мы низведем на нее воду, она приходит в движение и разбухает и выращивает всякие прекрасные пары" (22:5). "И Аллах вырастил вас из земли растением, потом возвращает вас в нее и выводит изведением" (71:17-18).

Коран рассматривает воскресение как верность Божественному обету, как неизбежный и закономерный акт. Здесь говорится: "Утверждают те, которые не уверовали, что они никогда не будут воскрешены. Скажи: "Да, клянусь Господом моим, вы будете воскрешены, потом вам будет сообщено то, что вы совершили, и это для Аллаха легко" (64:7).

Автономия духа доказывает, что смерть не является концом жизни

Мы не в состоянии в полной мере прояснить всю глубину того, что собой представляет дух, в чем заключается его сущность. По этой причине Коран описывает сущность духа как непознаваемую сущность, которую можно все-таки познать, но лишь вне пределов человеческого разума. Когда Пророка, да пребудет мир с ним и его семьей и благословение, спросили относительно сущности духа, он получил откровение следующего содержания: "Они спрашивают тебя о духе. Скажи:

"Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного" (17:85).

Наука не достигла никакого прогресса в вопросе раскрытия сущности воскресения; несмотря на многочисленность исследований и чем больше вторгается человек в проблемы научного анализа, все больше проявляется тайна повторного воскресения. Коран рассматривает дух как автономное существо: "Мы уже создали человека из эссенции глины, потом поместили Мы его каплей в надежном месте, потом создали из капли сгусток крови, и создали из сгустка крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом Мы вырастили его в другом творении, - благословен же Аллах, лучший из творцов!" (23:14);

"Потом выровнял его и вдул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердце. Мало вы благодарны!" (32:9). Подчеркивая факт о сотворенности человека и веление Бога ангелам поклоняться человеку, Коран гласит: "А когда Я его выровняю и вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь" (15:29). В приведенных стихах описываются последовательные этапы творения; в них подчеркивается, что в акте творения человека есть более важный и значительный, чем сотворение простой телесной формы, момент, что вливание духа в телесную форму человека составляет само по себе "новое творение", отличное от различных этапов эволюции телесной формы человека, каждый из которых необходимым образом сопровождается присутствием и свойствами материи. Дух-это иная сущность, отличная от вещей, сотворенных до него. Влитый в телесную оболочку человека, дух, который Аллах относит к Себе и который есть самая тесно с Ним связанная сущность, независимым от тела и отделен от него, недоступен материи, всем ее свойствам и проявлениям. Даже материалисты, невзирая на имеющиеся принципиальные разногласия с верующими людьми, вынуждены смириться с этой реальностью - реальностью духа и если есть расхождения мнений, то они ограничиваются вопросом об автономии духа.

Мнение материалистов

Материалисты отрицают существование духа независимо от материи и считают, что вся деятельность мозга контролируется материальными законами и имеет физическую причину на основе химических реакций в клеточках мозга и нервах. На этом, собственно говоря, проявляется принципиальное разногласие между Божественной и материалистической идеологиями. Материалисты рассматривают человека как машину, собранную из различных деталей и частей, в случае выхода из строя лишь одной части, остановится вся работа этой машины. По этой интерпретации, дух есть некий материальный компонент, введенный в конструкцию человека. В действительности, уподобление человека планетам и объяснение его особенностей только лишь законами физики является ошибочным. Возникает вопрос, действительно ли дух, его проявления, такие как воля, решимость, восприятие и т.д., являются реальностями, независимыми от материи, либо они сами всецело материальны, зависимые от нее по всем параметрам. Даже та версия, что повреждение одного члена организма человека приводит к остановке его деятельности в целом, не является доказательством материальности духа. Члены организма человека - клетки мозга, нервы, химические реакции в мозге - все это инструменты духа, посредством которых он выполняет свои функции. Естественно, что с повреждением или выходом из строя того или иного члена прекращается его деятельность, потому что дух теряет способность демонстрировать свою функцию через поврежденный член организма. Таким образом прерывается связь между духом и телом человека. Так же обстоит дело с мозгом. Клеточки мозга являются инструментами духа, не его творцом. Аргументы, выдвигаемые материалистами, сводятся к тому, что существует связь между восприятиями человека и клетками его мозга, при этом сам мозг не участвует в восприятии. Во всяком случае, ни один теолог не утверждает, что мышление имеет место за пределами клеток мозга.

Особенности познания человека свидетельствуют о нематериальности духа

Одной из особенностей материальных существ является то, что они ограничены временем и пространством, они изменчивы и преходящи из одного состояния в другое. В то же время, разум и сознание человека не обладают этими свойствами. Умозаключения человека также нельзя интерпретировать законами материи, такие как сравнение между двумя вещами и вынесение по этому сравнению решения, ибо в нашем мозге отражаются лишь зрительные образы вещей, а для того, чтобы вынести решение необходимо ознакомиться со всеми образами. Сознание человека способно познать целое через серию экспериментов и анализов, подбора информации органов чувств и при этом остаться материальным и подвергаться изменениям. В то же время умозаключения, основанные на эту информацию остаются неизменными и неограниченными ни временем и ни пространством. Как раз этим свойством не обладает материя. Например, человек с помощью чувства вкуса чувствует сладость сахара и после неоднократного испытания этого чувства может вынести решение о том, что сахар имеет сладкий вкус. Естественно, это решение не является продуктом деятельности органов чувств и материальных клеток. Функция органов чувств ограничивается лишь пробой в конкретный момент и в конкретном месте. Однако целостное решение не обусловлено вышеотмеченными ограничениями. Целостное познание является еще одним свидетельством того, что дух - это нематериальное и автономное существо.

Единство индивидуальности есть доказательство освобождения духа

Единство и устойчивость индивидуальности человека также свидетельствует об автономии духа. Сущность, не подверженная изменениям, управляющая материальным телом, свободная от биологического детерминизма, выражающая себя как "Я"

- такая сущность одна и та же, начиная с первого мига жизни и кончая последним. Если принимать, тот факт, что материальные клетки человека в состоянии постоянного изменения, то онтологический уровень сущности человека бесконечно выше уровня материи и материальных объектов, поскольку единство человеческой индивидуальности сохраняется на всех этапах тех изменений, которым подвергается индивидуум на протяжении всей его жизни. Таким образом, нам стало ясно, что дух не является материальным существом и это доказывает нам, что помимо материального мира существует и другой мир, обладающий совершенно иными свойствами; данное заключение опровергает измышления материалистов, отрицающих существование иного, нематериального мира.


[1] Гурар ал-хикам 1/493.