ЛЕКЦИЯ 26

ПРОЯВЛЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Человек в ближайшей жизни не отвечает за свои добрые и злые поступки. Преступники и деспотические правители, которые претендуя на абсолютную власть, вторгались в чужую жизнь и свободу, наслаждались богатством и роскошью до конца своих дней. Им не пришлось отвечать за свои злые деяния перед судом справедливости. И наоборот, многие добродетельные, богобоязненные люди терпели мучения и страдания, защищая права бедных и лишенных; покинули ближайшую жизнь не пожинав плоды своей доброты. Не противоречит ли это закону Божественной справедливости? Это было бы несправедливостью, если бы не существовал другой мир и день, когда будет отчитываться и злодей и благодетель. Дело в том, что за некоторые виды преступлений невозможно наказать в этом мире. Продолжительность и заплата за преступление не соразмерны ограниченностью ближайшей жизни во времени и пространстве. Например, кто-то преднамеренно убил одного человека, к нему можно применить закон мести, хотя и это не предотвратит социальные последствия этого преступления. А как же быть с безжалостным преступником, который убивал сотни человек? Каково должно быть его наказание? Его можно казнить всего один раз. Следовательно, наказание будет гораздо меньшим, чем само преступление. Поэтому также необходимо существование другого мира, где возможности наказания соответствуют размеру преступления: "Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания" (4:56).

С другой стороны, ближайшая жизнь бессильна воздавать вознаграждение, соответствующее степени доброты благодеяния. Много людей, всю жизнь расходовавшихся на благо людей и ушедших из ближайшей жизни не попробовав плод своих добрых дел.

благословенный Коран против равного отношения к злодею и благодетелю: "Разве думали те, которые творили зло, что Мы сделаем подобными тем, которые уверовали и творили добро, что одинаков будет их жизнь и смерть. Плохо они рассуждают! Создал Аллах небеса и землю по истине, чтобы всякая душа получила воздаяние за то, что она снискала, и они не будут обижены" (45:21-22).

Следует здесь же оговориться, что порядок, управляющий всем мирозданием, - это божественная справедливость, охватывающая вещи во всем их многообразии. Все вещи во вселенной, большие и малые, мельчайшие частицы или необозримо огромные небесные тела, повсюду разбросанные, сотворены из справедливости, царящей во вселенной. Человек также подчиняется этому всеохватывающему порядку. Единственной особенностью, отделяющей его от других существ, является обладание свободой, дающей ему возможность творить и изобретать. Если он будет использовать свободу выбора своих действий против порядка справедливости, управляющего вселенной, то это обусловливает наличие такого дня, в котором бунтовщик должен держать ответ перед судом справедливости.

Воздаяние-это постижение человеком той участи, которое соответствует его деяниям. Очевидно, что деяния не всех грешников и преступников воздаются по заслугам в этом мире. Тем не менее, кое-какие наказания все таки имеют место в этом мире - об этом мире свидетельствует история жизни людей, совершивших нечестивые поступки. Действительно, время от времени мы являемся свидетелями уготованной им горькой судьбы и тяжких испытаний; испытав унижение и муки, они гибнут позорной смертью, даже не подозревая о том, что их ждет. Наличие необычайной связи между греховным действием и последующим бесчестием нельзя приписывать лишь случайному совпадению; напротив, эту связь следует рассматривать как образец воздаяния за бесчестные деяния в этом мире. Коран утверждает: "И дал им вкусить Аллах унижение в жизни ближней, а ведь наказание последней больше, если бы они знали!" (39:26). Подобные наказания иногда звучат как сигнал тревоги для грешников, побуждая их очнуться от заблуждений, изменить ход своих поступков, переделать себя пока не станет слишком поздно. Эти наказания напоминают им о том, что добро и зло - это две чаши весов, на которых измеряются наши поступки, и что ни один неверный шаг, ни один злой поступок не останутся безнаказанными; равным образом, ни один добрый поступок или деяние не останутся без награждения.