ЛЕКЦИЯ 24 ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕРЫ В ВОСКРЕСЕНИЕ Вера в воскресение составляет основной столб религиозного мировоззрения; поэтому мы видим, что все пророки подтверждают неизбежность возвращения к Создателю мироздания. В Священном Коране существует сотни стихов, рассказывающих о воскресении. В рассказах и преданиях также повествуется о воскресении и потусторонней жизни. Вера в воскресение играет определяющую роль в жизни человека не только в потустороннем мире, но и в мирской жизни. Вот лишь некоторые следы, которых может оставить эта вера в жизни человека: Конфронтация с бесцельностью. Вера в воскресение помогает человеку понимать истинный и глубокий смысл жизни. Без веры жизнь кажется бессмысленной. Бесцельно прожитая жизнь ведет человека в небытие и исчезновение, а вера в воскресение означает, что человек движется в направлении достижения окончательной цели самой жизни, это движение в направлении Бога, возвращения к Нему. Таким образом, жизнь человека и его действия обретают значение, смысл и конкретную цель. Вера в воскресение играет большую роль в сохранении социальной стабильности и благополучия в обществе, в сбережении его от интриг и разрушения. Она вводит в душу человека законы морали и нормы поведения и развивает их, не дает им попасть в пучину ошибок и агрессии., играет роль регулятора прихотей и капризов души, ее страстей и желаний, которые как обычно, достигается за счет подавления других. Ни полицейские органы и ни свод гражданских законов не могут запретить человеку думать или планировать совершение преступления или агрессии. Это убедительно доказывается ростом преступности и фактами морального разложения в высокоразвитых странах Запада. Когда человек испытывает веру в свою вечность, в его душе происходит взрыв огромной силы, которая и склоняет его к защите вечных и бессмертных ценностей, постепенно ослабевает на его глазах опасность, которую составляет это противоборство. В глубине существа человека начинают господствовать разум и здравый смысл над субъективными желаниями и необузданными страстями, в его сущности формируется дух богобоязненности, который в значительной степени укрепляет и уравновешивает его личность. Вера в воскресение не только укрепляет защитную силу человека, но и вселяет в его сердце уверенность в завтрашнем дне. Священный Коран гласит: "Кто веровал и делался благим - над ними пет страха и не будут они печальны!" (6:48). Источником готовности защитить и пожертвовать собой может быть только вера. Ибо сила верующего опирается на Абсолютную Божественную Силу; он борется во имя Бога и это вселяет в его сердце уверенность победы. Вера в вечную жизнь оберегает человека от пессимизма, бесцельности и капитуляции перед угрозами и защищает его от попадания в сети тщеславия и высокомерия, которые являются опасными душевными недугами, лишающими человека его человечности, отдаляющими его от действительности. В Священном Коране говорится: "Разве ты не видел того, кто взял своим богом страсть, и Аллах сбил его с пути при Своем знании и положил печать на его слух и сердце, а на его зрение положил завесу" (45:23). Вера в существование Предвечного Создателя всего мироздания дарит человеку благородность, делает его возвышенным, благородным и эти чувства вселяет в душу человека покой и уверенность. Все напряжение и волнение в жизни человека рождено утратой веры в принцип создания и воскресения; тщетны попытки человека решить эту проблему путем принятия различных таблеток; они бессильны дать человеку чувство уверенности. Только вера может спасти человека от напряжения и душевных волнений. Верующий в воскресение человек старается, чтобы его деятельность была полезной и свободной от порочностей, поэтому и его поведение отличается правдивостью и преданностью. Его благонамеренность, благожелательность вдохновляет человека к еще большему усердию. Он ясно представляет себе, что его судьба в загробной жизни зависит от благодетельности его поступков. Помимо этого, он ощущает четкий контроль над своим поведением и следовательно, чувствует ответственность. А человек, который не верит в воскресение, живет как вор, пользуясь отсутствием или слабостью контроля со стороны человека, использует всякую возможность для удовлетворения своих субъективных интересов и амбиций. Поэтому на глазах человека, который не верует в реальность дня, когда люди встанут перед ликом Господа двух миров, теряет свое значение такие понятия как добро и зло; он признает только себя и свои интересы; все остальное теряет свой смысл, Смерть означает первый шаг к воскресению Смерть остается быть самым тяжело переживаемым явлением в жизни человека и великой истиной, пополняющей душу человека с глубоким чувством горечи. Возникают вопросы: Что означает смерть и какова ее действительность? Является ли она завершающей точкой в жизни человека? Или она означает лишь продолжение жизни в другой форме? Или она означает освобождение души человека от оков мирской жизни? Или она есть заход солнца в одном мире и его восход в другом? Является ли она частью эволюционного движения в жизни человека или она есть своеобразный мост, посредством которого человек переходит от одного берега (мирская жизнь) на другой (загробная жизнь)? Является ли она относительной действительностью - концом жизни в нижнем мире и ее началом в верхнем мире? Отвечая на эти вопросы, мы прежде всего должны констатировать тот факт, что существует два взгляда на смерть -взгляд материалиста и взгляд верующего человека. По мнению материалистов - жизнь это определенный отрезок времени, который начинается с рождения человека и завершается с его смертью. Естественно, такое представление жизни и смерти вселяло в сердце человека горечь. По своей натуре человек склонен к вечности; в глубине души человека заложено чувство страха от умирания и исчезновения. Взгляд верующего человека. По религиозному представлению, человек движется по эволюционному пути; пройдя через врата смерти он завершает одну часть жизни и начинает его вторую часть. Исламские рассказы описывают смерть как освобождение души от оков телесной оболочки, как замену одной одежды на другую, как снятие человеком грязной одежды и одевание чистой одежды. В других рассказах смерть представляется в виде моста или переправы, перейдя которую человек от одного качества входит в другое. В целом, можно сделать такое заключение, что смерть - это относительное понятие. Ее можно охарактеризовать как смерть в мирской жизни и рождение в промежуточной сфере; как заход в одном мире и восход в другом. Таким образом, конец жизни верующих не будет тяжелым и горьким. Для людей, придерживающихся подобной возвышенной и благородной веры, конец жизни -это превращение, наполненное добром, дающее возможность вещам воссоздать их истинный облик, подвергнуться очищению. В этом случае смерть не окажется страшной; она будет представляться как ворота спасения для связи с Богом; она делает верующего человека в воина на поле битвы, готового принимать кровавую смерть. Отсутствие знаний и неспособность соответствующим образом осознать природу смерти порождает страх, ужас, неуверенность в человеке, и тогда смерть представляется ему кошмарным сном. Имам Али ал-Хади, да пребудет мир с ним, однажды навестил своего больного друга. Он плакал и очень беспокоился. Имам сказал ему: "О раб Аллаха, ты боишься смерти потому, что не понимаешь ее сути". Скажи мне: если тело твое испачкано грязью и покрыто язвами и если ты знаешь о том, что купание в бане избавит тебя от грязи и боли, то разве ты не захочешь очиститься от нечистот? Или ты проявишь нежелание что-либо сделать и предпочтешь оставаться грязным? Больной ответил: "О потомок Посланника Аллаха! Конечно же, я предпочел бы умыться и стать чистым". Имам ответил: "Так знай же, что смерть подобна бане. Она дает тебе последнюю возможность избавиться от грехов, очиститься от зла. Если смерть приблизилась к тебе, то нет сомнения, что ты освободишься от всех печалей и боли и достигнешь вечного счастья и радости".[1] Услышав слова Имама, больной заметно успокоился, с чувством собственного достоинства предался он смерти. Сомкнул глаза и продолжил путь к вечной своей стоянке. Человек как и любое другое живое создание избегает исчезновения, страстно желает жить вечно; он думает, что смерть лишает его такой возможности; по его представлению, смерть - это абсолютное исчезновение; исчезновение, которое сводит на нет все его мечты и пожелания. Поэтому она кажется ему страшной. Одной из причин устрашения перед смертью являются дурные поступки, ошибки, погрешности, которые совершает человек; он чувствует, что ему придется встать перед судом Божественной справедливости в день воскресения и держать ответ за все свои деяния. Священный Коран гласит: "Скажи: "О вы, которые стали иудеями! Если вы утверждаете, что вы - близкие к Аллаху, помимо прочих людей, то пожелайте смерти, если вы правдивы! Но они никогда не пожелают ее за то, что раньше уготовили их руки. Аллах знает про неправедных" (62:6-7). Причина страха перед смертью может быть то, что человек проводит свою жизнь думая только о заботах мирской жизни и о ее удовольствиях. Такой человек видит в лице смерти только разрушение и естественно, не хочет променять свою благополучную жизнь на разорение и опустошение. ближайшая жизнь подобна соленой воде моря, чем больше ее пьет человек, его жажда становится сильнее, те которые стремятся к украшениям ближайшей жизни и к ее обманчивым проявлениям, проведут всю свою жизнь запыхаясь и в конце-концов настолько они будут увлечены заботами мирской жизни, что смерть окажется им страшной. Повелитель верующих Али, да пребудет мир с ним, относится к числу тех редких людей, которые правильно понимали суть жизни и не страшились смерти. Он говорил о себе: "Клянусь Аллахом, сын Абу Талиба несравненно с большим наслаждением относится к смерти, чем младенец тянется к груди своей матери". Почему же этот кристально чистый человек, никогда не подчеркивающий своей любви к Аллаху, день и ночь стремился к встрече с Всемогущим, спешил к Его высочайшему присутствию? благодаря своей чистой сущности и благородному разуму он осознал, что смерть знаменует собой освобождение от темных путей материи и вступление во врата вечности. С какой же стати бояться ему смерти? [1] Ма'ани-л-ахбар. с.290. |