ЛЕКЦИЯ 19

КОРАН - ВЕЧНОЕ ЧУДО ИСЛАМА

Мы уже говорили, что чудо является одним из путей доказательства пророками правдивости своего послания, все пророки обладали способностью чудотворения. Пророк ислама способен был на такие чуда, как раскол луны на две части, восхваление Аллаха камушками на ладони, вести о сокровенном и т.д. Однако можно сказать, что вся жизнь и вся речь Пророка, мир ему и благословение, были чудом.

Чуда Пророков и их сверхъестественные действия должны были соответствовать социальным реальностям и уровню познания своих времен. К примеру, эпоха пророка Мусы, мир ему, славилась колдовством. Соответственно, чудо Мусы, мир ему, проявлялось с удивительным даром колдовства, которое и победило колдунов фараона. То что Муса сделал со своим посохом, внешне проявилось как колдовство, хотя в своей сущности это действие далеко от колдовства и хитростей. В эпоху жизни пророка Исы, мир ему, существовала развитая медицина и Иса сотворил такие чудеса, что удивил всех ученых того времени, такие как оживление мертвых, исцеление неизлечимых и хронических больных. В эпоху же Пророка ислама, мир ему и благословение, поэзия, красноречие и риторика поднялись на вершину своего развития и стали основным показателем развития племенного общества. При таких условиях Бог вооружил своего Посланника Кораном, похожим, очевидно, на литературные произведения эпохи, но обладающим такими уникальными, изумительными особенностями, которые недоступны человеческому воспроизведению. Ограничение в продолжительности чудес, продемонстрированных предшествовавшими пророками, было признаком непостоянства их религии и законов, которые они проповедовали. Напротив, чудо, доказывающее пророчество Мухаммада, мир ему и благословение, не может быть ограниченным во времени, так как его послание универсально и представляет собой вершину всех предшествующих религий, его проповедь требует вечного чуда, блестящего и превосходного доказательства его бессмертия. Коран был ниспослан на ясном арабском языке, в нем мастерство арабского красноречия. По этой причине Коран представляется постоянным и вечно продолжающимся чудом, конечным проявлением божественного откровения. В Священном Коране говорится: "И завершились словеса Господа твоего по истине и справедливости, Нет изменителя словам Его: ведь Он - слышащий, знающий!" (6-115).

Коран представляет основной источник исламского мировоззрения. Более того, в каждую эпоху, в любой части света он может служить делу построения развитого и свободного общества и царствию Господа. Имам Али Ар-Рида, мир ему, рассказывает, что некий человек спросил у Абу Абдуллаха:

"Почему чем больше читаешь Коран, тем больше он кажется новым и свежим?" Тот ответил: "Потому что Он не предназначил его определенной эпохе и определенному поколению людей. Он - для всех времен и так до дня воскресения".[1]

Четырнадцать веков прошло со времени ниспослания Корана. За это время произошло много изменений, росли знания человечества о таинствах мироздания. На всех стадиях истории человеческого общества Коран занимал и продолжает занимать достойное место. Повелитель верующих Али, мир ему и благословение, говорил о Коране:

"Знайте, что Коран - это советчик, который не обманывает, он предводитель, который не вводит в заблуждение, рассказчик, который не лжет; кто составил компанию Корану, тот только выиграл".[2]

Коран - слишком возвышенная книга для того, чтобы быть созданной отдельной личностью или заимствована из других источников, а тем более личностью, не получившей образования и выросшей в окружении, далеком от науки и философии Аравийского полуострова того времени. Сравнивая систему и программу действия, предложенную Кораном, с законами и системами прошлого мы видим, что ничего не было им заимствовано. Он представляет собой абсолютно новый феномен, оригинальный и беспрецедентный в своей основе, главной целью которого является изменение и установление человеческого общества на основе справедливости, равенства и свободы. Священный Коран подробно рассказывает об истории народов и наций, о жизни предшествующих пророков так, что эти рассказы не похожи на рассказы Торы и Евангелия, описывает реальные картины, не противоречащие разуму и натуре человека.

Коран ниспослан на языке арабов - на одном из богатейших языков человеческого общества и в тот исторический период, когда арабы славились поэзией и красноречием. Произведения поэтов и ораторов привлекали внимание и вызывали восхищение каждого, а литературное искусство превращалось в культ арабской элиты. В таких условиях, Коран ниспослан, чтобы быть документальным доказательством божественного характера послания Пророка ислама; в нем использованы одни и те же буквы, слова и выражения в течение двадцати трех лет. Таким образом, арабы оказались перед удивительным явлением: Коран не является образцом ни поэзии, ни прозы, в то же время слова и выражения Корана гармоничны, прекрасно сочетаются и максимально соответствуют тончайшему выражению мысли. Уникальная комбинация слов и выражений особая черта Корана, и это еще раз доказывает его божественное происхождение.

Коран привлек внимание вождей Курайшитов и самых ярых врагов ислама; в источниках повествуется, что грешники из числа язычников курайша ночью проникали в жилище Пророка дабы послушать слова Корана. Самый Благородный Посланник откровенно провозгласил Коран словом Божьим и признал невозможность повторения его человеком, а если кто-то и попытается, то не сможет сочинить даже самую короткую главу и это еще раз доказывает, что источником Корана является не творческая сила человека.

Этапы вызова Корана

Священный Коран бросал вызов человечеству во всех веках и условия этого вызова менялись систематически. В начале говорится: "Скажи: "Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками" (17:88). Затем следуют слова: "Может быть, они скажут: "Измыслил он его". Скажи: "Приведите же десять сур, подобных ему, измышленных, и призовите, кого вы можете, кроме Аллаха, если вы говорите правду!" (11:13).

На третьем этапе условия вызова меняются следующим образом: "А если вы в сомнении относительно того, что Мы ниспослали Нашему рабу, то принесите суру, подобную этому, и призовите ваших свидетелей, помимо Аллаха, если вы правдивы" (2:23).

Было бы логично, если бы арабам ответили следующим образом:

1. В течение сорока лет своей жизни Мухаммад, мир ему, не участвовал ни в каком литературном состязании и не демонстрировал свое превосходство над этими людьми; он не получал образования ни у одного воспитателя или учителя.

2. Вызов брошен нации, которая не имеет конкурента в областях поэзии, риторики и прозы.

3. Если бы арабы могли, они немедленно приняли бы вызов Корана, употребив в ответ высокое и редкое искусство красноречия, присущее той эпохе.

4. Они должны были свести на нет доказательства Корана и навсегда закрепить за собой победу.

5. Было бы логично, вместо отказа от послушания Корана, они со всеми своими мастерами риторики смогли бы создать произведение, равное Корану и тогда не было нужды им примириться с потерями и жертвами войн, терпеть лишения и расходовать материальные ресурсы.

6. Некоторые суры Корана чрезвычайно коротки, составляют всего одну строчку, но тем не менее никто не осмеливался возражать против Корана. Что это значит? Может вызов адресован только эпохе ниспослания Корана?

Нет, как в прошлом, так и в настоящем, несмотря на значительный прогресс человеческого разума и развитие познавательных способностей человека, вызов Корана все еще обращено к человечеству: "А если вы в сомнении относительно того, что Мы ниспослали Нашему рабу, то принесите суру, подобную этому" (2:23). Современные противники Корана более завистливые, чем в прошлом; мы каждый день встречаемся с новыми происками и интригами сатаны. Почему же отрицающие пророчество избрали окольные пути, избегая прямой конфронтации и борьбы против ислама?

Английский ученый Гибб пишет: "Если даже мы попытаемся нарушить порядок слов Корана, то мы не сумеем поставить их в новый значимый порядок; мы должны вернуть их в первоначальное положение".

Профессор Неапольского Университета Вальери в своей книге "Быстрый прогресс ислама" говорит: "Божественная книга ислама, чудотворна и неподражаема. Ее стиль не имеет равных себе в арабской литературе, и ее особая способность - воздействовать на души людей - возникает редким и великолепным свойством. Как может такая книга быть продуктом творчества Мухаммада, неграмотного араба? Мы находим в этой книге сокровищницу знаний, недоступную способностям философов и политиков, и по этой причине также нельзя рассматривать ее как результат творчества образованного человека".[3]

Смит пишет в своей книге "Мухаммад и принятие ислама" Я со всей серьезностью утверждаю, что в один прекрасный день самые ведущие философы и верные последователи христианства засвидетельствуют, что Коран - это Божье слово и Мухаммад - посланник Бога. Неграмотный Пророк был избран Богом, чтобы донести Коран до человечества, книгу, которая стала источником научных трудов, способствовала образованию библиотек и дала человечеству законы и философию, создала систему образовательных, интеллектуальных и идеологических канонов. Это все произошло в среде, где не было ни малейшего проявления знания и цивилизации. Во всей Медине было только 11 человек, умеющих читать и писать, а среди Курайшитов, в Мекке и в ее окрестностях не более 17 образованных людей."


[1] Бихар ал-анвар. 92/15.

[2] Нахдж ал-балага. /Субхи Салих/. с. 252. Проповедь. 176.

[3] Ат-Такаддум ас-сари' ли-л-ислам. с.48.