ЛЕКЦИЯ 18

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И МЕТОДЫ КОНФРОНТАЦИИ ИСЛАМА С КУРАЙШИТАМИ

Враги ислама, увидев, что религия монотеизма угрожает их интересам, прибегли к разным средствам и методам для встречи с новой силой. Они прибегли сперва к угрозам как к единственному оружию, а когда увидели, что угрозы бесполезны, то попытались обещаниями и привилегиями свернуть Пророка с того пути, на который он встал. Они с этой целью пошли на переговоры с Абу Талибом. Но эти усилия также оказались бесполезными и Пророк заявил однозначно: "Если даже вы положите солнце на мою правую руку, а луну - на левую, я никогда не прекращу свою миссию, пока религия Господа не покорит весь мир или же я умру, проповедуя эту веру".[1] Затем противники изменили свою тактику еще раз и пытались использовать любое мыслимое оружие против этого движения, чтобы разрушить новостроящееся здание ислама. Повсеместно они стали провозглашать его волшебником, колдуном, сумасшедшим, поэтом. Эти обвинения совершались не только в период распространения послания. В Коране сказано: "Так ведь и к тем, кто был перед нами, не приходил посланник без того, чтобы они не сказали: "Колдун или одержимый!" Завещали ли они это одни другим? Нет, они - народ, вышедший за пределы!" (51:52-53). Потом враги ислама предприняли попытки физически расправиться с Пророком и это означало начало нового этапа в конфронтации с монотеистической религией.

Начало переселения (Хиджры)

Язычники оказывая давление и устраивая преследование мусульман в Мекке, создали такую атмосферу, которая не позволяла мусульманам свободно жить. Так как условия еще не благоприятствовали вооруженному сражению, Пророк дал распоряжение мусульманам покинуть город и переехать в Ясриб. Мусульмане переселялись отдельными группами и в одиночку. Курайшиты почувствовали опасность этого явления и пытались остановить этот процесс, насильственно вернуть их назад. Так как предыдущие попытки главарей неверующих и отрицающих не принесли результатов, они решили убить Пророка. Здесь яркий пример самопожертвования продемонстрировал Али бин Абу Талиб, великодушно принявший предложение Пророка, спать в его кровати. Тем временем Пророк тайно покинул дом и отправился в самую решительную в жизни поездку. Очевидно, по воле Аллаха Всевышнего был спасен Пророк для выполнения своей святой миссии по распространению последнего божественного послания.

До переселения Пророка делегация населения Медины пришла в Мекку для заручения поддержкой Курайшитов в племенных междоусобицах. Несмотря на предостережение Курайшитов не оказывать помощь мусульманам, они сделали это тайно, слова Пророка оказали сильное влияние на делегацию, многие из них объявили о принятии ислама и по возвращению в Ясриб рассказали своим землякам о новой религии и о появлении нового Пророка. Население Медины было истощено долгими племенными войнами и социальным разложением и искало спасение казалось бы, из безвыходной ситуации. В этот период смятения и волнений появилось послание Пророка. Для того, чтобы осознать степень необходимости ислама тогдашнему мединскому обществу, мы должны отчетливо представлять ситуацию, сложившуюся тогда на Аравийском полуострове. Имам Али, мир ему, говорит: "Бог послал Мухаммада, мир ему и благословение, увещевателем для двух миров и доверенным лицом по своему посланию. О арабы, вы уже знали худшие верования и обычаи, и вы жили в самой худшей из всех земель. Вы пали среди грубых камней и ядовитых змей, пили загрязненную воду, ели плохую пищу, разрывали друг друга до крови, пренебрегали узами родства. Среди вас были идолы, и грех представлял ваше бессилие".[2]

Божественное послание одержало победу и дело Пророка пускало корни в Светлой Медине. Сила логики и жизненность идей, изложенных Мухаммадом, мир ему и благословение, были таковы, что перед ними разрушались все культурные, нравственные и общественные обычаи и традиции, вытекающие из сущности эпохи невежества. Бессмертный шариат, новые нормы справедливости и возвышенной культуры как дар, принесенные человечеству Пророком, вскоре превратили Медину в духовную, социальную и военную столицу ислама. Испытания, через которые верующие прошли в Мекке, - страдания и мучения, разрушение старых связей и создание новых привязанностей и дальнейшее углубление духовной зрелости - способствовали развитию переселенцев до такой степени, что Медина стала центром духовной и политической жизни для всех арабов и базой для окончательного распространения ислама по всему миру. За относительно короткое время Пророку, мир ему и благословение, удалось превратить Медину в образцовое общество, живущее под знаменем монотеизма и жизнеутверждающих учений ислама и в силу этого, вскоре ислам распространился на весь Аравийский полуостров и в некоторые регионы мира. Эта глубокая и удивительная перемена в истории человечества произошла от человека, избранного Богом. Он не имел никаких материальных источников в своем распоряжении, никогда не использовал научные или технические учения, и даже никогда ничего не брал из познания других. Это нельзя рассматривать как естественное или нормальное явление, наоборот, оно красноречиво свидетельствует о сверхчеловеческих способностях той выдающейся личности. Не вовлеки враги в арабском мире его во внутренние войны, он бы сумел приобщить других людей к исламу быстрее и энергичнее. Но беспощадные нападки врагов вынуждали его отдавать основную часть своего времени защите ислама.

Распространился ли ислам силой оружия?

Враги ислама обвиняют его за то, что он будто распространился силой оружия и путем побед над народами, будто насильственно навязывался ислам народам и нациям. В ответ на эти обвинения, мы можем привести следующие аргументы:

1. История доказывает, что все войны, которые велись благороднейшим Пророком, мир ему и благословение, были оборонительными и преследовали цель ответить на нападение врага. Пророк не был зачинщиком враждебных действий против кого бы то ни было; будь это евреи, или курайшиты, или византийцы; за исключением случаев, когда мусульмане, будучи убежденными в том, что враг упорствует в своей агрессивности и предательстве, соответственно брали на себя инициативу самозащиты.

2. Как поступили мусульмане в самом начале ислама? Подняли оружие против кого-нибудь? Совершили ли агрессию против кого-нибудь? Никто не сможет отрицать, каким гонениям и мучениям подвергались мусульмане из-за того, что исповедуют монотеизм.

3. Если мы примем тот факт, что ислам насаждался среди людей принудительно, то как же понимать причину принятия ислама последующими поколениями? Не свидетельствует ли это в познании ими божественного учения и сознательном принятии ими?

4. Если признать тот факт, что будто ислам насаждался силой оружия, то почему же против некоторых народов и наций не применялась военная сила, для чего же был издан закон о подушной подати (джизйа) для тех, кто не изъявляет желания принимать ислам?

5. Вера и убеждение - это вопросы, связанные с велением сердца и нельзя их насаждать силой;

этого можно добиться только путем воспитания, исповедания и приведения логических аргументов. Это - единственно правильное и эффективное средство для распространения религии. А исламские завоевания были вынужденным шагом против тех, кто пытался создать трудности закономерному процессу победы ислама. Правильность такого решения подтверждается Кораном: "Сражайтесь с ними, пока не будет более искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху. А если они удержатся, то нет вражды кроме как к неправедным" (2:193).

6. Сражение это велось против угнетателей, борющихся против Бога, о чем свидетельствует притеснение человечества и лишение его доли справедливости и света, содержащихся в религии Бога. Целей этого сражения можно достигнуть только лишь путем применения оружия. Святой Коран гласит: "Почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: "Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от тебя покровителя и дай нам от тебя помощника" (4-75).

7. Курайшиты выразили готовность предоставить Пророку, мир ему, материальные и политические привилегии; но он отказался от них и продолжил свой путь. Это лишний раз показывает, что исламские завоевания велись не ради закабаления стран и подчинения народов; единственной целью этих завоеваний была победа знамени монотеизма.

Уникальные особенности ислама как всеохватывающей системы и порядка сделали его таким динамичным, прогрессивным, гибким и оперативным в распространении; эти особенности не являются внешними факторами, а присущи сущности и индивидуальности ислама и они же обеспечили его распространение на обширной территории. Ни военная мощь и ни материальные факторы обеспечили эту победу. Для большей ясности, подчеркнем несколько особенностей ислама как системы:

1. Его гармоничность и соответствие с врожденной природой человека. Человек присуще врожденное чувство самозащиты. Капитулянтские настроения чужды натуре человека. Священный Коран гласит: "Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами!" Это зов врожденных чувств человека и это же сделало ислам гибким, обновляющимся и вечным.

2. Всеобъемлющий и всеохватывающий характер исламского учения. Ислам как мировоззрение распространяется на все области жизни, проникает во все ее подробности и детали, регулирует жизнь индивидуума и общества; он лучше других религий знает характер, склонности и поведение человека.

3. Всеохватывающий характер обращения ислама. Ислам проявляет интерес к проблемам и судьбе всего человечества - грамотных и безграмотных, высших и низших слоев населения, к каждому соответственно с уровнем его подготовленности и способностей.

4. Свобода. Исламская культура по своей сущности обладает свободным характером. Ислам предоставляет человеку право выбора своих поступков. Другие же религии ради достижения своих целей прибегают к силе оружия.

5. Включение в себя политических вопросов. Некоторые веры, руководствуются принципом "Кесарю -кесарево, Богу - Богово". В отличие от них, ислам призывает к созданию справедливого общественного строя; Власть и политика органически соединены в самобытности ислама как религии и законодательства.

6. Рационалистический характер ислама. Ислам возрождался на надежной основе рациональных аргументов и доводов; в исламском мировоззрении нет ни одного вопроса, противоречащего разуму и логике.


[1] Сират ал-Хишам. 1/287.

[2] Нахдж ал-балага. с.92 /Нусхат ал-феиз/.