ЛЕКЦИЯ 14 УЧЕНИЕ ПРОРОКОВ, ОСОБЕННОСТИ И ЦЕЛИ Основным условием построения идеальной жизни и счастливого общества является наличие здоровой правовой системы, свободной от каких-либо недостатков. благодаря нравственности принципов, присущих движению пророков, наиболее справедливые общественные отношения претворяются в жизнь, определяя внутренний мир человека, когда равенство людей на основе братства превращается в реальность. Управление, основанное на такой нравственности, защищено от каких-либо отступлений и ошибок. Это обусловливает необходимость существования пророчеств, так-как они являются единственной гарантией в определении истинных интересов человека, отсутствия увлеченности субъективными страстями и пожеланиями. Установление Божьего управления. Миссия, направленная на установление управления Божьего над человеческим является основным стержнем деятельности пророков. Это, единственно справедливая и приемлемая форма управления, -ибо исходит из прочной базы абсолютной справедливости, исключается всякое проявление эгоцентризма, жажды славы, стремления к господству. В благородном Коране сказано: "Разреши между нами и нашим народом по истине, ведь Ты - лучший из решающих" (7:87). Из важных особенностей миссии пророков можно отметить ее основанность на полное знание природы человека; божественный закон охватывает человека со всех сторон; опирается на глубокое знание его действительности; законопорядки полностью соответствуют мировоззрению и истинным интересам человека. В этом нет ничего удивительного - ведь Творец лучше знает желания, способности и мысли человека. Установление справедливости. Отличительной чертой миссии пророков является то, что благодаря нравственности принципов, присущих движению пророков, наиболее справедливые общественные отношения претворяются в жизнь, определяя внутренний мир человека, когда равенство людей на основе братства превращается в реальность. Вот почему невозможно обеспечить социальную справедливость в истинном значении этого слова, кроме как при помощи послания Бога. Освобождение человека. Свобода, это врожденное свойство человека, это голос, раздающийся из глубины души человека. Поэтому учение пророков положительно отвечает на вечные вопросы и поиски человеком свободы и разрушают все внутренние цепи, сковывающие способности человека, его энергию, волю и приводящие его жизненные силы и способности в застой. Достижение общих интересов путем определения личных интересов. Учение пророков отличается прекрасными принципами и критериями, определяющими сферу личных интересов человека. Общие интересы здесь достигаются через совершение благодетели, в которой отдельный индивидуум видит осуществление своих интересов, таких как получение вознаграждения в потустороннем мире. Совпадение интересов общества с интересами отдельно взятого индивидуума продолжается и после смерти человека, т.к. жизнь человека бесконечна и его судьба зависит от тех деяний, которые он совершал в мирской жизни. Формирование веры. Вера составляет основной стержень божественного воззрения, главной опорой в осуществлении законопорядка ибо, если закон противоречит желаниям людей, его выполнение становится особенно сложным и трудным. Когда же такой закон насаждается, то он встречает бурю злобы, ненависти и отвращения, и его можно навязать только насильственно. Нет гарантии в выполнении закона, созданного человеком. Верующий же человек действует согласно религиозным критериям и моральным нормам, вложенным в его природу и религиозное воспитание. Причина несостоятельности человеческих законов, призванных обеспечить прогресс и счастье, в том, что они не отражают истинную суть человека, его насущные потребности. Вера в учение пророков является гарантом благополучия в обществе, основой здоровых отношений между членами этого общества и защитником интересов угнетенных масс. В доктрине пророков Аллах - это Единственный Законодатель, Правитель царством двух миров, потому что Бог Всевышний есть Творец, Он Всеобъемлющий и точно знает нужды человечества. По убеждению пророков, Бог изначален и предвечен и стараются к тому, чтобы каждое действие и даже покой человека отражали истинную суть человека. Законопорядки, созданные человеком лишены религиозной святости, поэтому они не пользуются тем глубоким уважением, которого удостоен божественный шариат. Признавая что-либо теоретически, люди не выполняют этого в действительности. Всякий раз, когда закон затрагивает напрямую их интересы, и их желания оказываются под угрозой, они не колеблясь, преступает законы, совершая негуманные действия и занимаясь обманом и саботажем. Достаточно беглого взгляда на то, как Всемирная Декларация по Правам Человека соблюдается и выполняется, чтобы понять, что единственное следствие данной декларации состоит в праздновании фестивалей, распространении пустых, бессмысленных лекций. Если даже человеческие законы обретут определенного уважения у людей, то это уважение останется неглубоким и ограниченным, ибо морально-поведенческие нормы формируются на основе религиозной веры и слабость веры в обязательном порядке повлечет за собой неустойчивость морально - поведенческих критериев и норм. Если даже человечеству удается принять по некоторым вопросам постановления, то будет наблюдаться глубокая пропасть между законом и выполнением, между лозунгами и практическим воплощением. Примером этому могут служить лозунги, поднимаемые некоторыми государствами в защиту прав человека, которые остаются благовидными пожеланиями и далеки от своего практического выполнения. Характерные черты и особенности пророков Осуществление высоких обязательств, возложенных на пророков, без сомнения, предполагает наличие больших духовных качеств. Особенно важными из этих качеств и особенностей являются следующие: 1. Чудодейственный дар; 2. Откровение; 3. Непогрешимость; 4. Знание; 5. Святость. Самое убедительное доказательство действительности послания пророков Известно, что человек наделен свободой и правом выбора в ключевых вопросах миссии пророков. Вот почему, наделенные пророчеством огромной ответственностью и ролью в решении различных проблем жизни, пророки должны привести убедительные доказательства своего права на пророчество. Доказательства должны обладать такими могущественными аргументами и силой, которые могут исходить только из Бога и находятся вне пределов досягаемости человеческого сознания. 1.Что такое чудо? Чудо-это сверхъестественное деяние, совершаемое пророками по воле Бога, для доказательства их права на пророчество. Чудотворство Пророка самой своей природой демонстрирует его связь с источником бытия и миром откровения; оно обладает такими качествами, что людям, не постигнувшим неведомое, невозможно противостоять или противодействовать ему, какой бы силой и энергией они не обладали. Нельзя сравнивать чудотворство с необычным состоянием, которого добиваются аскеты, т.к. деяние их не находятся за пределами человеческого разума и понимания, обучения и практики; они неизбежно достигают определенных результатов и могут быть выполнены любым человеком, преследующим подобной цели. Более того, поступки аскетов в большинстве случаев представляют собой легкомысленное развлечение; они не играют никакой положительной, созидательной роли в жизни человека и не заслуживают внимания. Никто не принимает действия аскетов как что-то сверхъестественное, доказывающее их связь с Богом. Несмотря на старания колдунов фараона, они были побеждены перед чудом, сотворенным Мусой со своим посохом. Отречение и отрицание гордыней Тем, кто воспринимает чудотворство, как нечто невозможное и непонятное, следовало бы знать, что их недоверие происходит от поверхностного и упрошенного понимания сущего. Ошибка человека в том, что он считает себя всезнающим, а когда не может проникнуть в глубины проблемы, то продолжает просто отрицать ее. Однако, несомненно, что существуют определенные ограничения и пределы нашего мышления, и как бы далеко не простиралась область познаний человека, они всегда останутся ограниченными. Наша наука не будет обладать достаточной мощью или способностью проверять многие явления, так как причины и определяющие факторы не находятся в пределах наших знаний. Противоречит ли чудотворство закону причинной связи? Некоторые считают, что чудотворство закон каузальности и разрушает нормы созидания; они полют, к примеру, что образование змеи может реализоваться только путем размножения при наличии самца и самки а превращение посоха в змею полностью противоречит закону причинной связи. Они не обращают внимание на то, что следствия могут происходить по многочисленным причинам и разными путями. Нам знакомы некоторые уникальные законы мироздания. К примеру, для отопления квартиры человек использует древесину. Но это не единственный способ для отопления квартиры. Когда человек не был знаком с электрической энергией, ему казалось древесина -это единственное средство отопления. Мы уже отмечали, что каждое следствие имеет причину своего существования. Чудотворство есть одна из этих причин, хотя знание человека о нем весьма ограниченное. Почему иногда пророки не отвечают на требования язычников? Хотя чудотворство требуется от пророков для доказательства правдивости их притязаний, тем не менее в каждой эпохе существовали упрямые и неразумные люди, фактически не желающие воспринять истину, и требовавшие от пророков проявить чуда по их желанию. Совершенно естественно, что пророки, бывшие в связи с источником откровения, не подчинялись их нелепым и вздорным требованиям. Цель чуда - принести свидетельство послания, а эта цель достигалась сверхъестественными деяниями, дающими уверенность в том, что Пророк действительно выполняет миссию, предназначенную Богом. Пророки провозгласили людям, что им доверено руководить и обучать человечество, и поэтому явление чудес должно быть основано на воле Бога и необходимости; это не средство развлечения неразумных и упрямых людей. Священный Коран гласит: "Никакому посланнику не подобало приводить знамения, иначе как с соизволения Аллаха" (40:78). А когда придет к ним знамение, они говорят: "Не уверуем мы, пока нам не будет дано то же, что дано посланникам Аллаха". Аллах лучше знает, где помещать Свое посольство" (6:124). Эти люди считали правомерность послания немыслимой, их требования даже не соответствовали сотворению чуда: "Если бы к нам были ниспосланы ангелы или увидели мы нашего Господа" (25:23). "Или оказался у него сад, откуда бы он ел!" (25:8). В другом стихе неразумные требования язычников и идолопоклонников излагаются следующим образом: "Не поверим мы тебе, пока ты не изведешь нам из земли источника, или будет у тебя сад с пальмами и виноградом, и ты проведешь между ними каналы, или спустишь на нас небо, как говоришь, кусками, или придешь с Аллахом и ангелами пред нами, или будет у тебя дом из золотых украшений, или ты поднимешься на небо. Но не уверуем мы и в твое поднятие, пока ты не спустишь нам книгу, которую мы прочитаем". Скажи: "Хвала Господу моему! Разве я только не человек-посланник?" (17:90-93). Из этих строк очевидно, что нет никакой связи между Источником всего сущего и источником, бьющим из земли, владением садом, изобилующим фруктами, или домом из украшений. Все эти требования могут быть осуществимы определенными людьми, владеющими чем-то одним или всем вышеперечисленного. Иногда требуемое чудо само в себе носит условия его неминуемой гибели, а это несовместимо с сущностью послания пророков, призывающее его к добру и праведности. Политеисты упрямствовали на своих претензиях: "Мы распределили людям в этом Коране всякие притчи, но большинство людей упорствует в том, чтобы быть неверными." (17:89) |