ЛЕКЦИЯ 12 КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДУСТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ Вопрос предустановления и предопределения вызывает резкое расхождение мнений или из-за того, что придерживаются ошибочных убеждений относительно этой концепции, или же в связи с корыстными целями. Суть их представления заключается в том, что будто следование этой концепции порождает застой и бездеятельность, делает человека равнодушным к его жизненным проблемам. Вера в предустановление и предопределение отнюдь не мешает человеку достичь своих целей в жизни. Ибо ислам призывает человеческие существа сделать все, что в их силах, дабы улучшить свое существование как в моральном, так и экономическом плане. Однако необходимо отметить, что между верой в предопределение, с одной стороны, и верой в свободу человека, с другой, нет противоречия. Считая Божественную волю универсальной, Благословенный Коран предоставляет человеку свободу действий, активность в его поступках: "Мы ведь повели его по пути либо благодарным, либо неверным" (76:3). Все материальные существа находятся в состоянии изменения и движения, демонстрируют готовность к усовершенствованию; в зависимости от внешних факторов их ожидают многочисленные и разные судьбы; они могут исчезнуть или быстро размножаться. Их судьба никак не связана с предустановлением и предопределением; причина есть основной фактор в определении следствия, как материальные существа отличаются многочисленностью, то и их судьбы могут быть разными. Изменение судьбы Раз мы признаем, что материальные существа возникают по разным и многочисленным причинам, то мы должны принимать и возможность изменения их судеб. Больного, например, могут достичь разные судьбы - он после обращения к врачу и выполнения его рекомендаций может вылечиться или же его болезнь может продлиться из-за обращения к некомпетентному врачу или из-за безответственного отношения к выполнению его рекомендаций; болезнь может принять критический характер и в конце-концов может привести к гибели больного. Все эти вероятности могут соответствовать принципу предустановления и предопределения. Врач, лекарства, микробы, все они созданы Богом. Выходит, что какая бы ни отмеченных вероятностей ни взяла верх, это будет торжеством воли Бога. Человек может изменить свою судьбу, но при всех вариантах его судьба будет оставаться в сфере влияния принципа предустановления и предопределения; изменением своей судьбы он не нарушает закон о причинной связи; это изменение будет одним из проявлений этого закона. Предустановление и предопределение порождают явления благодаря конкретной причине. Божественная воля правит всем миром в качестве универсального принципа и закона. Любые изменения также проистекают в соответствии с божественной нормой. Просительная молитва Когда человек сталкивается с трудностями, он не должен впадать в отчаяние. Двери милости Божьей открыты для всех. В Благословенном Коране сказано: "А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я - близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня. Пусть же они отвечают Мне и пусть уверуют в Меня, -может быть, они пойдут прямо!" (2:186). Священная война во имя Бога. Те, которые ведут священную войну во имя Бога, их ожидает счастливая судьба. В Коране сказано: "А тех, которые усердствовали за Нас. - Мы поведем их по Нашим путям. Поистине, Аллах, конечно, с добродеющими!" (29:69). Изменения в судьбе человека не означает того, что некий фактор воспротивился предустановлению либо нарушил принцип каузальности. Ни один фактор, имеющий своим исходом какой-то результат в мироздании, нельзя исключить из универсального закона каузальности. То, что вызывает изменения в судьбе, является само по себе звеном в цепи причинности, проявлением предустановления и предопределенности. Иными словами, одно предопределение изменяется посредством другого предопределения. Согласно доктрине предустановления и предопределения, человек свободен и ответствен за свои поступки. Повелитель правоверных Али да будет над ним мир! - как-то отдыхал в тени стены, готовой вот-вот обрушиться. Внезапно он встал и перешел в тень другой стены. Его спросили: "Ты избегаешь того, что Аллах тебе уготовил?" Тот ответил: "Я ищу себе убежище во власти Аллаха от той судьбы, которую Он мне уготовил", что означало: "Я убегаю от одной судьбы, дабы достичь другой. Если бы стена обрушилась бы на меня и я получил бы увечья, таковы были бы непреложный приговор Аллаха и Его предопределение, а поскольку я покинул место опасности и избежал увечий, таковы были вновь непреложный приговор Аллаха и Его предопределение".[1] Сказанное находится в противоречии с детерминистским взглядом, который рассматривает свободу воли человека как нечто пассивное, бездеятельное, увязывая причину исключительно с Богом и с факторами, внешними по отношению к сущности человека. [1] Китаб ат-таухид ли-с-Садук. с.369. |