ГЛАВА 20 ТРАВМЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ДЕТСТВЕ Физическое и биологическое устройство женщины приспосабливает ее к выполнению определенных созидательных функций в жизни, специфических для ее пола, которые она призвана осуществить. Ее способность к материнству несет с собой определенные эмоциональные, умственные и нервные конфигурации духа. Она создана для того, чтобы заботиться и воспитывать детей с наивысшим искусством и сердечностью. Удовлетворение многочисленных потребностей ребенка и заботливое воспитание его хрупких инстинктов в спокойной обстановке любимого дома, вопреки атмосфере сильных страстей и ужасного насилия, господствующего в нашем современном мире, является наиболее жизненно важной и основной задачей, стоящей перед любым человеческим существом. Ни один детский сад, ни одни детские ясли, какими бы хорошо оборудованными или психологически верными они не были запланированы, не могут заменить мать. Ребенок, лишенный материнской любви, страдает от психологических ран. Западные женщины, занятые работой вне дома, отказались от судьбы, предназначенной природой, они отвлекли чудесные таланты, присущие особенностям женского Характера, на неестественные и гибельные увлечения. Материализм Востока и Запада одинаково неспособен изменить составляющие человеческой натуры. И тот, и другой отстранили женщину от роли, для которой она была предназначена. В результате бессчетное число пороков — в свойствах характеров, в коллективах, в нравственном поведении. Подростки, воспитанные без соответствующего домашнего окружения, страдают от неизлечимых травм. Детские ясли, в которых работают люди, чьим единственным мотивом является заработать средства к существованию и которым недостает энтузиазма для воспитания детей, относятся к своим обязанностям с самого начала как потенциальные мятежники и потому лишают их терпения и самоуважения. Доктор Алексис Кэррел писал в своей книге "Человек — неизвестное" (изд. Харперс, Нью-Йорк, 50-е издание, с. 270): "Современное общество совершило серьезную ошибку, полностью заменив школой семейное обучение. Матери бросают своих детей в детский сад для того, чтобы уделить внимание своей карьере, своим общественным амбициям, своим сексуальным удовольствиям, своим литературным или 'художественным фантазиям или просто чтобы играть в бридж, ходить в кино и тратить время на пустяки. Они, таким образом,, ответственны за исчезновение той семейной группы, где ребенка держали в контакте со взрослыми и учили многому от них. Дети, воспитанные в школах с кучей других детей их возраста (Кэррел пишет: "молодые щенки, воспитанные в собачьем питомнике с другими щенками их возраста, не развиваются так же, как свободные щенки, бегающие вместе со своими родителями". — Переводчик), не развиваются так же, как те дети, которые живут в общении с умными взрослыми. Ребенок легко формирует свою психологическую, эмоциональную и умственную деятельность по образцу своего окружения. Он узнает мало от детей своего возраста. Когда он является только единицей в школе, он остается несовершенным. Для того, чтобы достичь полной силы, личность нуждается в относительной изоляции и внимании ограниченной социальной группы, состоящей из семьи". Тегеранский еженедельник "Эттела'ат" (К 1206) цитирует зарубежное сообщение о том, что в Америке 25% женщин в процессе развода страдают от психических заболеваний, в то время как 150000 детей в год становятся жертвами болезней, являющихся следствием разделенного дома. Женщины после дневной работы приходят домой уставшие, а в это время сама домашняя жизнь настолько тягостна для многих, что они принимают транквилизаторы иди другие пилюли, и часто ложатся в психиатрические клиники в поисках облегчения от нервной слабости. Подростковый психиатр доктор Джордж Мэлли говорит: "Многие психологические заболевания у молодых людей обязаны воспоминаниям о младенчестве, за которые их матери берут вину на себя. Лживость, мучительство бессловесных животных, проступки появляются у молодых людей, которым недоставало материнской заботы". Там, где привязанность и любовь между отцом и матерью слаба, дети испытывают меньшее чувство долга по отношению к родителям. В некоторых семьях члены семьи не видят друг друга годами и дети к 17-ти годам становятся грубыми и непослушными. Некоторые родители выгоняют детей из дома, чтобы они сами заботились о себе в самом раннем возрасте, который допускается законом. Другие позволяют детям продолжать жить дома, и если они вкладывают в расходы на свой стол и проживание в квартире и возмещают любую посудину, которую они ломают, сейчас же из собственного кармана. Такое отношение хуже всего для девочек, которые стремятся искать утешение от одиночества, вызванного недостатками родительской заботы, в нежелательной дружбе с мальчиками. Города, где машины выполняют так много работы, изгнали древний дух теплоты и радости от сердечной привязанности в семье и дружеских отношений. Городские жители забывают, что такое нежность, отсутствие эгоистичности, товарищеское чувство и симпатия, и приходят к тому, что считают тех, кого они называют "друзьями", на пальцах одной руки. Цивилизованное существование высушило своим "новым порядком" источники человечности. На сборочном конвейере совместные действия называются юридическими и финансовыми санкциями. Но совместные сердечные усилия, когда один человек добровольно помогает другому, испытывающему трудности, исчезает в обезличенных толпах необщительных соседей. "Несите бремя один другого" — для наших родовых предков это было нормальным образом жизни, а в наши дни это стало чем-то, что мало кто сделает, если им за это не заплатят. Когда я был пациентом в том немецком госпитале, мои посетители, хотя их было и немного, были более многочисленны, чем те, которые посещали местных немцев-пациентов, к большому удивлению персонала госпиталя. Позвольте мне добавить к этому одну правдивую историю из собственного опыта. Несколько лет тому назад один немецкий университетский профессор принял ислам под опекой гамбургской исламской общины. Позднее этот новый мусульманин заболел и был госпитализирован. Когда руководитель исламской общины услышал об этом, он сразу же отправился навестить профессора в госпитале. Неожиданно он нашел его удрученным и подавленным. После долгого молчания профессор разразился печальной историей: '"Сегодня меня посетили жена и сын. Они услышали, что у меня неизлечимый рак, и сказали, что пришли "попрощаться" в последний раз, так как они поняли, что мне осталось жить только несколько дней. Меня выбивает из колеи не тот факт, что я умираю, но бессердечие моей жены и сына". "Не обращайте внимания! — сказал имам. — Сейчас ислам — ваша семья. И мы, верующие, будем приходить и сидеть здесь вокруг вас и следить за каждой вашей надобностью до самого конца и после него. Делать это для нас значит заслужить вознаграждение на небесах, это святой долг, божественный приказ и искреннее выражение нашей братской любви". Эта новость оживила лицо пациента. Впоследствии он постепенно ослабел и умер. Мусульманская община взяла на себя его похороны и сопровождала его тело на кладбище. Когда кортеж двигался с подобающей торжественностью, какой-то юноша бросился к ним и сердито потребовал тело профессора. Они спросили: "Для чего?" Он сказал: "Это мой отец, его вы хороните незаконно, так как я продал госпиталю его тело за 30 марок за несколько дней до его смерти!". Возмущенные мусульмане стояли твердо. После возбужденной перебранки молодой человек вынужден был взять назад свое требование. Когда его спросили позднее, где он работает, он ответил: "Я работаю днем на фабрике, а вечерами в косметическом кабинете для собак". До таких глубин может опуститься семейная привязанность, человеческое чувство и ощущение соответствующих ценностей в обществе, которое является "цивилизованным". |