ГЛАВА 18 ОБВАЛ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Семья есть община в микрокосме. Это тот корень, из которого произрастают народы. Это основная единица общества. Ее атмосферой должна быть любовь, а ее почвой — личность. В ней человеческая жизнь начинается — и заканчивается! Она должна быть счастливой, цитаделью согревающего душу мира и покоя, где царствует привязанность, которая правит на смазанных колесах доверия и веры, безопасности и искренности. Чем крепче ее духовное и моральное здание, тем надежнее ее радость и счастье в сегодняшней тревожной, взрывной, бунтарской атмосфере. Каждое человеческое существо более чем когда-либо нуждается в доме и семье, которая обеспечит покойную гавань и приют для мысли и раздумий. До индустриальной революции Запад вел простую сельскую жизнь. В те дни семья была центром внимания, заботы и верности. Мужчины выходили в поле, чтобы заработать на жизнь. Женщины ставили заботу и воспитание своих малышей выше всего остального. Семейный кружок связывал жизни всех ее членов. Но промышленность нуждалась в руках. Одним из первых последствий этой потребности было рассеивание мужчин, женщин и детей по промышленным центрам, правительственным учреждениям, коммерческим заведениям и другим крупным институтам. Росли города, в которых единственной целью существования было увеличение внешнего комфорта и предметов роскошной жизни. Этот развал семейной жизни ослабил узы брака. Нежность и привязанность мучительно сокращались. Женщины почувствовали себя потерянными без преданного посвящения себя своей семье и воспитанию своих детей, что было их единственным занятием в предшествующие эпохи. Они тратили свою энергию в изматывающей фабричной работе. Двойная роль фабричного рабочего и матери оказалась слишком непосильной. Необходимое время, соответствующие возможности для сердечного досуга, для упорядочения семейной жизни, было потеряно. Женщина должна в установленное время отмечать время прихода на работу, и домашняя работа потеряла свое очарование в те утомительные часы изнеможения, которые только и оставались на это. Кроме того, новая "свобода" была такой беспредельной, что она лишила корней семейную жизнь, бросив целомудрие и порядочность на ветер, оставив несчастье и разногласия вместо семейной морали и социального единства, которые полагались на религию и совесть для одобрения. Поднимающийся поток разводов несет цивилизованный мир по опасному курсу, однако он беспомощен и не в состоянии сдержать этот поток. Малейшее различие во вкусах между мужем и женой считается достаточным основанием для того, чтобы положить конец брачному контракту. Незначительные конфликты и несовместимость считаются доказательством того, что брак непоправимо разрушен и что семейная единица должна быть расколота. Грозовые облака страсти и похотливости с ураганной силой вырывают нежные ростки семейного единства, и самое святое наследие веков падает жертвой насилия самых неустойчивых и эфемерных желаний. Однако чуточка здравого смысла могла бы разрешить размолвку и погасить огонь, тогда как терпимость и отсутствие эгоистичности стабилизировали бы отношения на твердом фундаменте принципов справедливости и любви. Иранец, проживающий в Германии, рассказывал мне, что за последние несколько лет все его соседи, без исключения, закончили свои браки разводом в суде! Иранская национальная ежедневная газета "Кейхан" (n 6926) сообщала о том, что по всей Восточной Германии были учреждены советы по руководству семейной жизнью, чтобы контролировать поток разводов и разрушенных семей. Врачи и адвокаты также присоединились к этой кампании. Газеты посвящали колонку за колонкой этому вопросу. Виной в росте кривой статистических данных по разводам считалась, прежде всего, занятость жен на производстве, которая удерживала их вне дома. Острая экономическая необходимость довела 70% замужних женщин до того, что они взялись за работу, просто для того, чтобы получить адекватный семейный доход. Из них 60% имели детей. Дань, которую налагает двойная потребность в ее силах на работе и для ведения домашнего хозяйства в семье на нервы женщины, естественно, так велика, что она и ее муж постоянно ссорятся, до тех пор, пока их моральное состояние не дает трещину и развод не кажется единственным решением в невыносимо напряженной ситуации. Толстой писал: "Основной причиной роста числа разводов является чрезмерная свобода выбора у женщин, которую не может вынести капризная и чувствительная натура. Конечно, верно и то, что машинная эра создает нервное напряжение и бросает мужчин и женщин в отношения интимности и фамильярности, которые легко пересекают границы законного общения и могут вызвать ревность в семье, в то время как занятость женщин вне дома поднимает сонм и другим проблем". Статистические данные по Нью-Йорку и Вашингтону показывают, что разводы среди интеллектуалов (sic!) превосходят количеством разводы среди всех других классов, в то время как разводы в Голливуде настолько шокирующие, что специалисты отказались опубликовать их. "Кейхан" от 28 числа месяца фарвардин 1339 г. сообщала о том, что разводы в прошлом году в Англии показали рекордный итог — 50% благодаря неверности, 50% по другим причинам. Американский журнал "Уэйк Мэгазин" сообщал о том, что число разводов увеличилось на 1000% за последние десять лет. Французские суды слушали 9785 исков о разводе, 8000 по инициативе жен. Первая мировая война и вторая мировая война еще больше усилили отрицание молодежью, как выражения "свободы", традиционных моральных норм, и в результате разводы выросли. Ж. де Пел в своей книге "Супружество и современность" говорит: "Избыток разводов после первых браков обязан последствиям первой и второй мировых войн". "Ридерс Дайджест", персидское издание (n 103, год 25), сообщает о просьбе к французскому правительству со стороны Французской Семейной федерации о том, чтобы развод был запрещен в первые три года супружества. Англия ввела тот же закон, только с двумя исключениями: необычная жестокость со стороны мужа или необычная распущенность у жены. В США 3000000 родителей у детей разошлись (тегеранский еженедельник журнал "Эттела'ат", n 1206). Лоусон пишет: "Любой человек с граном филантропического чувства должен почувствовать боль от этих ужасающих цифр и стремиться исправить их. Поскольку большинство разводов происходит по инициативе женщин, и причину, и исправление должно искать в них". Увы, но иранские вестернизированные классы поражены той же болезнью разводов. В последние десять лет в одном только Тегеране имели место свыше 1000 разводов по причине ссор из-за денег, и об этом сообщалось в газетах. Из 15335 свадеб в Тегеране в 1339 г. 4839 закончились разводом — почти одна из трех. 86% этих разводов требовались женами — все они вестернизированные материалистки-интеллектуалки (с позволения сказать!). Это предупреждение о грозящей опасности, которая должна быть отвращена. Тип "цивилизации", который разрушает семью, не может быть оставлен, как таковой, если мы существуем не для того, чтобы увидеть, как разногласия раскалывают наш народ на части, а необузданные страсти уничтожают нашу культуру. Его нужно заменить практикующимися в исламе стабилизирующими и конструктивными социальными знаниями. |