ГЛАВА 13

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Несмотря на всю свою пропагандистскую машину и мирскую власть, вмешательство церквей на Западе в культурные и социальные дела, а также их религиозное проповедование с целью облагораживания нравственности и очищения людских сердец, оказало небольшое воздействие. Оно не избавило от банкротства духа, не удержало и от беспрепятственного потакания собственным слабостям, которые осаждают уроженцев Запада. Как может религия, которая разрешает своим приверженцам неограниченную свободу, совершать постыдные поступки, надеяться на то, чтобы вырвать их из когтей губительных поступков или искоренить вредные всходы безнравственности?

К богослужению и благочестию и истинной гуманности нужно подходить с единственной целью — стать ближе к Богу в чистоте помыслов. Но эти проповедники сошли с этого пути и были совращены.

Религиозные деятели, которые должны составить прочную дамбу, чтобы удержать потоки разложения, сами пали жертвами господствующей моды на вседозволенность. Как в таком случае христианство сможет вызвать возрождение и моральную революцию на Западе? Как могут такие институты призывать человечество к той чистоте сердца, без которой ни один человек не может познать Бога? Однако мир может выйти из своего кризисного морального состояния только этой дорогой чистоты через революцию и возрождение.

Тегеранский еженедельник "Техран Уикли Джорнэл" (n 1089) сообщал: "Отцы Церкви заманивают заблудшего в церковь танцами и музыкой. Преподобный Фрэнсис Мье из Монреаля (Канада), 35 лет как принявший духовный сан, является искусным музыкантом, как композитором, так и исполнителем, автором 1500 популярных мелодий, священником, который совмещает два призвания — религию и искусство".

Конечно, исполнять такие произведения в месте поклонения Богу означает насмехаться над религией! Среди наиболее важных высказываний, сделанных всеми пророками Господа, были категорические утверждения о том, что ни один человек не сможет служить и Богу, и деньгам; и что нет другого избавления от скверны мира, плоти и дьявола, кроме решительного сосредоточения внимания на Боге. Чрезмерная приверженность материалистическим соображениям должна быть отвергнута в пользу поисков личного знания бытия Бога, если человеческая жизнь есть то, что должно быть тщательно уравновешенно. Вот та скала, на которой следует строить дом жизни. Все остальное есть зыбучие пески.

Истинное поклонение Богу освобождает человека от рабства плотской похоти и подводит его к Богу и духовным радостям. Понаблюдайте, как эта истина бесценной, неоценимой ценности была выхолощена проповедуемым первенством плотского желания.

Богослужение в исламе имеет много целей. Одна из них заключается в том, чтобы сорвать завесы нерадивости и невежества и таким образом возвестить приход мощного морального и духовного перевооружения и революции.

Ставуд Кобб, христианский ученый, в своей книге "Господь двух Ка'аб" (с. 227) так сравнивает мусульманское и христианское богослужение: '"Мне было позволено, — пишет он, — присутствовать в мечети Хаджия София в Стамбуле, чтобы быть свидетелем службы там с молитвой и богослужением. В таких службах повторяющиеся коленопреклонения (руку) и поклоны (суджуд) играют большую роль в качестве сопровождения к установленным формам молитвы и поклонения. На меня произвели глубокое впечатление торжественность, смирение и благоговение поклоняющихся. Это далеко превосходило все, что я когда-то встречал в любой христианской церкви в своей искренности благоговения, глубине самоотречения и преданной привязанности к Божественной Сущности. Я разделил с другими иностранцами привилегию наблюдать за церемониями Ночи Предопределения (лейлат ал-кадр), в которую пророку Мухаммаду был открыт Коран. С балкона в одном из выступов, поддерживающих перекрытие, мы смотрели вниз на 5000 поклоняющихся, которые заполнили мечеть Хаджия София, выполняя руку и суджуд в совершенный унисон в ритме и порядке. Шорох от их преклонения на колени или поклонении, звук, издаваемый их руками, которые они кладут на пол перед собой, то, как они поднимаются все вместе, заполняли огромный купол глубокими, тихими волнами благоговения и поднимались к небесам. Зрелище было великолепным, бесподобным, величественным, божественным, смиренным, благоговейным, выражающим чувство личной свободы, демократии, равенства, которые не позволяют никакой дискриминации личностей или классов. Я видел странствующего торговца коврами рядом с пашой в пышных одеяниях, в согласии, без страха или одобрения, стоящих, коленопреклоненных, поклоняющихся в общей молитве, а в это время темнолицые негры с большими животами заклинали себя религиозными ритуалами рядом с самыми шикарными стамбульскими турками. Ибо ислам с самого начала следовал вероучению братства, которое он сохраняет и сегодня".

Самая большая ошибка западной религии заключается в том, что она относится к вере как к индивидуальному, личному делу, не связанному с повседневной жизнью. Эта ошибочная теория отбрасывает свою тень на все стороны жизни западного общества. Осквернение, национальные кризисы, вседозволенность, разложение — все это болезни, непосредственно связанные с отделением религии от практических дел.

Отсюда и перетягивание каната между внутренними духовными ценностями и внешней борьбой за средства к существованию. Правильное вероучение диктует нормы поведения человека, дает ему руководящие указания, которые применимы к каждому практическому случаю из жизни.

Вера формирует мысль и действие. Жизнь не может избежать созидательного воздействия вероучения. Отсюда явная греховность отделения религии от практической жизни. Такое отделение действует прямо вопреки закону природы. Как пишет Дампьер в своей книге "Конфликт между наукой и религией"; "Константин издал указ о том, что христианство является официальной религией Римской империи, и для того, чтобы доставить удовольствие своим языческим подданным, разрешил, чтобы многие обычаи из более древнего язычества перешли в христианство, Так появилась идея, которая господствовала во времена религиозного средневековья и все еще господствует в современные нерелигиозные времена, — о том, что "религия является частным делом", связанным сугубо с индивидуальной душой и ее отношениями с Богом".