ГЛАВА 10 НРАВЫ НА ЗАПАДЕ Для жителей западных стран жизнь "машиноподобна". Она потеряла духовное начало и теплоту. Правда, многие материальные неудобства, недостатки и трудности преодолены и устранены "цивилизованными" средствами. Но общественная жизнь, которая из этого проистекает, не являет никаких доказательств, свидетельствующих о триумфе духовного начала в человеке. Бросающиеся в глаза разногласия и противоречия современной цивилизации очевидны. Изобретения и открытия, сделанные для того, чтобы облегчить жизнь и развивать цивилизацию, не могут облегчить человеку беспокойство ума. Социальные затруднения и опасные кризисы могут быть отвращены, но этого недостаточно, чтобы даровать счастье и радость большинству человечества. Вне и сверх своих разнообразных физических потребностей человек имеет моральное побуждение и духовное томление. Прелесть физических удовольствий не больше, чем притягательная сила этических побуждений и интеллектуальных запросов. Ограничить ум человека четырьмя стенами материализма есть непростительный грех. ''Поиски счастья" справедливо называют '"жизнью и свободой" среди "неотъемлемых прав человека". Первый шаг к счастью влечет за собой поглощение проблемой совершенствования личности, а не только материального окружения. Параллельно с поразительными успехами в сфере промышленной и научной технологии человек должен в равной степени развивать свои внутренние ресурсы, свою духовную силу и силу души. Не может быть истинного человеческого совершенства без равновесия как внутреннего, так и внешнего аспектов жизни. Если между ними отсутствует равновесие, "цивилизация" не предлагает никакой базы для стопроцентного счастья. Современные этические и социальные несовершенства показывают, что факторам, являющимся причиной человеческого совершенства, не было уделено то внимание, которое они оправдывают. Человечество ошиблось в том, что не могло признать и изучить факторы счастья и благополучия. В истории нет ни одной нации, которая была бы настолько пропитана всеобщим разложением во всех сферах жизни, что не оставалось ни одного единственного здорового участка. Сегодня так же происходит и с Западом. Наряду с моральным разложением все же существуют и хорошие качества. Есть много людей, которые верно следуют заповедям честности, порядочности и справедливости. Но эти добродетели не компенсируют грязи и злых поступков, которые имеются в большом количестве. К таким добродетелям можно подходить с разных точек зрения, и их можно осуществлять на разных основаниях. Моральный капитал Запада был взят из Банка Веры, которому он принадлежит. Отделенный от своего источника в религии, он обесценивает и внутренние ценности, и прибыли от процентов на этот капитал. Там, где превалирующим мотивом является прибыль, о праведности и добродетели судят по их материальной прибыльности. Неудивительно, что они приходят в упадок на Западе! |