ГЛАВА 8

ИСЛАМ, СВОБОДА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Поскольку все могущество и власть принадлежит Богу, люди на любой должности, которая имеет власть, должны пользоваться своими правами в качестве управляющих и исполнителей воли божьей по отношению к людям. Таким образом, вне закона оказываются деспоты, империалисты, надсмотрщики над рабами и эксплуататоры своих собратьев. Ислам усиливает самоуважение каждого человека, он устанавливает, что истинным и единственным равенством, доступным для человека, является равенство в подчинении воле Бога за Его милость человечеству. Такое подчинение дает каждому возможность найти свое место в целом без раздоров, фанатичного правления или превосходства. Каждый — сам себе хозяин.

Ислам защищает и объясняет права человека. Он регулирует каждую деталь личной и общественной жизни по справедливости. Он является попечителем и охранителем свободы перед Господом. Его первая и высшая мысль есть единство. Он не исключает никого — хотя некоторые исключают себя сами; он не препятствует никому — хотя некоторые препятствуют ему сами; он не делает никаких различий — хотя некоторые могут настаивать на своих отличиях. Мусульманин взывает к еврею, который взывает к волхву, который взывает к последователю Иисуса из Назарета, вопрошая: "Почему стоите в стороне? Давайте объединимся в нашей общей вере, что "Бог Един". Записано (Коран, сура Ш "Али Имран", стих 57):

"Скажи: "О обладатели писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха".

Народы сегодняшнего мира томятся по единству, справедливости и свободе. Они страстно желают спасения от эксплуатации и войны. Они бредут потерянные, как заблудшие овцы. Позвольте им обратиться к свету исламских предписаний жизни. Под этим всеобщим солнцем все — черные, белые, красные и желтые — достигают согласия в справедливости, свободе и равенстве. Для ислама истинное превосходство лежит не в интеллектуальных или рукотворных приобретениях людьми различных даров, а на моральных приобретениях чистого сердца. Они равно открыты для всех, какими бы ни были их другие дары. Как записано (Коран, сура xlix "ал-Худ-журат", стих 1 3); "О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом — самый благочестивый".

Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) ясно утверждал: ''Араб не имеет  больше привилегий, пред другим, так же как белый перед черным. Духовное превосходство и истинное благочестие есть единственное отличие среди людей, признаваемое Богом".

После победы Пророка под Меккой надменная и своекорыстная группа арабов потребовала привилегий своему языку и роду. Он сказал им: "благодарите Бога за то, что через величественное учение ислама Он освободил вас от времен невежества и безжалостно обнажил гордость, тщеславие и жажду власти. Знайте теперь, что перед Божьим Судом существуют только две группы. Группа праведных, которые драгоценны в глазах Бога, и группа грешных, которые вешают головы от стыда".

Один человек сказал 8-му имаму: "Не существует ни одного человека на земле с происхождением более благородным, чем твое". Святой ответил ему: "Величие и слава семьи дома Пророка заключается в их благочестии и усердии в исполнении Божьей воли". Этими словами имам упрекнул человека, пожелавшего приукрасить и возвеличить происхождение имама, и навел его разум на мысли о благочестии. Другой человек сказал имаму: "Клянусь Богом! Ты самый лучший человек на свете". Имам ответил: "Не надо клятв, человек! Есть человек, который лучше, чье благочестие больше и покорность Богу полнее. Перед Богом истинно то, о чем говорит стих из Корана, который пока еще не отменен: "Наиболее почитаемые перед Богом — самые добродетельные".

Служение Господу есть совершенная свобода. Оно ни сдерживает, ни ограничивает. Ограничения снижают способности человека и счастье. Но служение Господу одевает душу в Божественный панцирь, защищает, когда зло атакует, и отражает все огненные стрелы сатаны.

Правда, служение Господу означает подчинение Его законам. Но это подчинение есть свободный выбор любви. И Его законы являются теми абсолютными нравственными нормами, которые выражают сущность истинной натуры человека, каким Создатель предназначает ему быть в лучшем случае.

Ни один человек, подставивший шею под ярмо стяжательства или властолюбия, никогда не сможет насладиться свободной жизнью в свободном обществе. Имам Али сказал: "благочестие есть ключ к честности и непорочности и к обретению достоинств, приготовленных ко дню Страшного Суда. Это — свобода от цепей любого рабства, спасение от ударов любого несчастья. благочестие делает достижимой цель человека, отвращает зло, врага его души, и помогает ему достичь желаний его сердца" (Нахдж-ал-балага: 227).

Помните, что он давал свое послание в эпоху, когда среди людей свирепствовали насилие, притеснение, несправедливость, классовые войны и расовая борьба. Изобиловали отличия, противоречащие разуму, добродетели и свободе. Слабые и бедные были лишены всех прав человека и социальной защиты. С непревзойденной моральной отвагой основатель ислама объявил вне закона все эти различия и противоречия как ошибочные. Он заменил их приказанием, чтобы равенство и истинная справедливость соблюдались для всех индивидуумов. Он предписал, чтобы под знаком полного подчинения воле Бога любого рода разумная свобода предоставлялась бы в распоряжение людей, таким образом, чтобы лишенные привилегий классы общества, которые никогда прежде не имели никакой возможности для выражения своих желаний, но просто вызывали реакцию насилия и угнетения, если они смели протестовать против воли могущественных

правящих классов, теперь, под влиянием живительной справедливости исламских законов, нашли бы политическую и социальную власть, которой им недоставало, и плечом к плечу двигались бы вперед, пока у них не будет полной и справедливой доли в руководстве страной.