ГЛАВА 7

ИСЛАМ И РАСИЗМ

"Единство" — это основа исламской теологии, и, следовательно, "единство" — это основа его философии общества. Все человечество едино, это огромное целое. Его индивидуумы являются членами одного нераздельного общества, которое так всеобъемлюще, что включает в себя все различия внутри общности. Многие находят внутри этого единого целого то братство, привязанность, дружелюбие и человечные кровные отношения, которые составляют его сущность. Поэтому различия не становятся разногласиями — ни цвет кожи, ни культура, ни классы, ни обычаи, ни особенности речи. Взаимное уважение, как к людям братьям, в погоне за всеобщим благом является правилом во всем исламском мире, без превосходства или неполноценности, так как все человечество создавалось сначала в одной человеческой душе, от которой мужчины и женщины, черные и белые, бедные и богатые, цивилизованные и дикие — все эволюционируют, разделяя одно единое человечество. Поистине, "Бог сделал из одной плоти все народы на земле, раз они могут, возможно, искать Его и находить Его".

Так записано (Коран, сура iv '"ан-Ниса", 1-й стих):

"Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души", что не оставляет места для националистических делений. Различия в цвете кожи и языке являются просто знаками могущества Создателя. Они призывают людей изучать Священную Волю и Могущество Его, Который из одного изначального корня создал так много разновидностей цвета кожи, выражения лица и разговора;

как записано (Коран, сура xxx "ар-Рум", стих 21, 22):

"Из Его знамений — творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом — знамение для знающих!"

Далее записано (Коран, сура ii "ал-Бакара", стих 213); '"Люди были одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещевателями и ниспослал с ними писание с истиной, чтобы рассудить между людьми в том, в чем они разошлись... И Аллах вывел тех, которые уверовали, к той истине, относительно которой они разошлись по его дозволению. Аллах ведет, кого пожелает, к прямой дороге!" Это знамение различий или расхождений, но обладающее единством, сотрудничеством и гармонией.

Имам мученик Али оставил нам бесценное наследие "Нахдж ал-балага", в котором есть его историческое обращение к Малику Аштару, где он выражает эту истину следующим образом: "Сделай свое сердце троном милосердия по отношению к своему народу. Покажи им совершенную любовь и заботу. Никогда не относись к ним как пожирающий добычу зверь, который рвет и терзает их имущество и их людей. Ибо они состоят в одной из двух групп. Либо они твои братья по Вере, либо они твои товарищи — человеческие существа, созданные из одной плоти с тобой". Этот широкий взгляд охватывает все расы, все культуры, все языки.

Единство и союз индивидуумов будет существовать под эгидой единства мысли и духа, согласия убеждения и цели, и не может никакое единство существовать, кроме как при этом порядке. Если бы общество распалось на разделение по мыслям и убеждениям, его узы любви ослабели бы, и когда возникает неблагоприятная обстановка, материальные нужды будут усиливать различия, конфликты и тиранию. Вот почему самым прочным узлом единства между народами являются религиозные узы.

Именно этими узами союза ислам свел вместе народы, освобождая их от помех разделения и различия и призывая их заложить основания гармонии и взаимного согласия в обществе братства, которое является естественным состоянием человека.

Ислам относится к человечеству как к одной большой семье, состоящей из братьев и сестер. В человеческой семье взаимоотношение отца и ребенка является более крепкой связью, чем братство. Но характерные черты уважения и ризниц в возрасте лишают взаимоотношения отец—ребенок полного равенства. Вот почему именно братство ислам возвышает как выражение той совершенной и сердечной привязанности, которая должна господствовать в человеческой семье. Она должна господствовать на поверхности и в глубинах. Братство, следовательно, есть призыв Корана. Самая возвышенная любовь и самая искренняя дружба зарождаются между мусульманами. Они называются братьями из-за своего братства, из-за наличия факта этого самого нежного и прекрасного из проявлений равенства: не приказ быть братьями вызвал этот факт к существованию. Наказ был выражен словами, но естественное проявление духовного начала, вызванное этим подчинением (таслим — которое есть ислам) Богу, приводит к братству.

Это братство глубже и выше, чем просто естественное братство, ибо это единство разделенной цели, единство разделенных убеждений, единство совместных верований, единство сердец.

Записано (Коран, сура lix "ал-Худжурат", стих 10);

"'Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха — может быть, вы будете помилованы".

Пророк издал декрет: ''Члены общины верующих по любви и привязанности составляют одно тело, и любой член его, который болит, заставляет все другие члены страдать в сочувствии. Если какой-нибудь отдельный мусульманин попадает в трудное положение, все другие члены общины должны устремиться к нему на помощь и разделить его горе" ("Сафинат ал-бихар", т. 1, с. 13).