ГЛАВА 13 ИСЛАМ И МИР ВО ВСЕМ МИРЕ Мир, навязываемый империалистической державой, контролирующей массы ради своей собственной выгоды, — это не мир. Принцип "разделяй и властвуй" не порождает мира. Не рождают мира и конференции, агентства и идеалистические лозунги. Совет Безопасности ООН обсуждает меры по ограничению вооружений и ни к чему не приходит. И восточный блок, и капиталистический лагерь говорят, что хотят создать мировую систему, но они не могут договориться о ее форме. В обоих лагерях бушуют классовые различия. Оба заблуждаются, думая, что экономика является единственной причиной расхождений во взглядах, и веря, что экономических мер самих по себе будет достаточно, чтобы искоренить конфликты и заменить их миром. Для ислама мир является лишь одним среди многих составляющих эффективного средства достижения человеческого счастья. Люди должны быть свободны, чтобы думать, чего они хотят, как они хотят, чтобы взвешивать все возможности, и, продумав их обстоятельно в свете разума, решиться на наилучший способ жить вместе. Это кораническое предписание, сформулированное, к примеру, в стихе 256 суры ii "ал-Бакара": "Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения" и т. д. или сура vi "ал-Ана'ам" (стих 104): "Пришли к вам наглядные знамения от вашего Господа, Кто узрел, — то для самого себя; а кто слеп, — во вред самому себе. Я для вас — не хранитель!" Или опять в стихе 22 суры lxxxviii: "ал-Гашиййа": "Ты над ними — не властитель". Убеждение и вера — это проблемы души. Никакое принуждение не может заставить душу подчиниться. Образование, обучение, воспитание, логика, демонстрация могут помочь. Но что бы ни говорили губы, душа остается незатронутой. Даже Галилео пробормотал: "А все-таки вертится!", после своего отречения, или так нам говорят. В сущности только его губы и его перо отреклись. Христианские пропагандисты усердно распространяют лживые сообщения о том, что Мухаммад навязал свою религию народу мечом. Они ссылаются на объявление Пророком джихада и на его набеги, осуществляемые из Медины. Мы показали, каким фальшивым это неверное истолкование является. Что тогда говорить об их религиозных и националистических, империалистических и экспансионистских войнах? Что говорить о гнете инквизиции над нехристианами и над христианами, заподозренными в ереси? Разве они были лучше, чем татарское варварство орд Чингиза и Тамерлана? Один пункт договора при Худайбиййе, составленного между Пророком и курайшитскими идолопоклонниками Мекки, гласил: "Любой курайшит, который убежит из Мекки без разрешения своего предводителя и присоединится к мусульманам и примет ислам, Пророк ислама берет на себя обязательство отослать его обратно к курайшитам. Но если кто-либо из мусульманского войска перебежит на сторону курайшитов, они не обязуются возвращать его мусульманам". Некоторые из мусульман, почувствовавшие себя неловко из-за этого пункта договора, спросили Пророка: "'Почему мы должны возвращать беженцев от курайшитов, тогда как они не обязаны возвращать нам беглеца?" Пророк ответил: "Любой так называемый мусульманин, который готов оставить знамя ислама в пользу идолопоклонства и предпочесть бесчеловечную и идолопоклоннеческую среду здоровому, разумному окружению и религии монотеистического ислама, просто доказывает, что он никогда и не проникал в сущность ислама и что его вера никогда не была настолько реальной, чтобы удовлетворить его душу. Такие не являются теми мусульманами, в которых мы нуждаемся. Тогда как мы вполне уверены в том, что Небесный Владыка Сам примет меры для спасения того, кого мы можем вернуть обратно курайшитам, если он был искренен в своем бегстве от них". Настолько верным было это пророчество и настолько потрясающей цепь событий, которые произошли в среде курайшитов из-за мусульман, что были посланы обратно к ним, что сами курайшиты в ужасе очень скоро попросили, чтобы этот пункт был аннулирован и чтобы никаких перебежчиков больше не посылали им обратно, перебежчиков, которые становились сознательными миссионерами либо нечаянными инструментами Божественной деятельности в этом мире. Ислам осуждает территориальные и торговые войны современных великих держав с их безжалостным вовлечением невинных. Ислам требует, чтобы этические ценности, человечность и уважение прав других, подчиняющиеся истине и тому, что справедливо, сделались преобладающими над мышлением и образом жизни всего человечества, и настаивает, что, до тех Пор, пока это требование не будет осуществлено, мир никогда не сможет найти свою дорогу к миру и спокойствию. Чем большего прогресса достигает технология и материальная сторона цивилизации, тем больше людей цитируют максиму "Если хочешь мира, готовься к войне" в качестве предлога для развязывания гонки вооружений не только по количеству, но и по разрушительной силе, тем более очевидной становится истина, заключающаяся в том, что человечество стоит на перепутье выбора между массовым самоубийством или спасением через веру, уничтожением или принятием этических принципов, жестокой диктатурой человека или милосердным руководством Господа. Когда человек осознает эту ситуацию — а тот сущий ужас, который смотрит ему в лицо, может сам открыть ему глаза, — мы молим о том, чтобы свет разума и Божественной мудрости вывел его на "хорошую дорогу, дорогу тех, к кому Бог милостив, но не на дорогу тех, кто продолжает идти ощупью в темноте". Это наше убеждение, что человечество выберет этот лучший путь. На основе индивидуальных изменений ислам ткет ткань социальной структуры. Он приносит в человеческое существование тонкие чувства братства и принадлежности друг другу. Он рисует в душах людей прекрасный образец долготерпения, доброты и великодушия и опускает все уродливые прорехи и дыры и недостатки, которые появляются в ткани из-за несправедливости и перетягивания соперничающих интересов. результатом является гармоничное целое, подобное гармоническому целому самого прекрасного ковра, в котором каждый цвет и форма — само совершенство, и весь ансамбль так подходяще объединен, что это представляет собой совершенную картину. |