ГЛАВА 11 РАВЕНСТВО ПЕРЕД ЗАКОНОМ Равенство, которое существует в исламских судах, должно быть принято в качестве образца во всем мире. Харун ар-Рашид, аббасидский халиф, должен был давать показания под присягой в суде, перед судьей, и его слуга Фадль бин Раби свидетельствовал в его пользу. Судья отказался принять показание Фадля. Халиф потребовал узнать, почему. Судья ответил: "Фадль сам говорит, что он твой слуга. Если он говорит правду, исламский суд не принимает показания слуги в пользу своего хозяина. Если он лжет, его показание недействительно по этой причине". Следующий аббасидский халиф Мансур нанял много верблюдов, чтобы совершить хадж. По возвращении он сделал несколько оправданий в качестве отговорок, чтобы не отдавать плату за наем. Погонщики верблюдов взяли халифа в суд. Судья вызвал его в суд и усадил рядом с погонщиками верблюдов, и халифа заставили заплатить погонщикам верблюдов то, что он заложил им, прежде чем ему позволили покинуть суд. Такой немедленный вердикт и исполнение приговора признается западными юристами как одно из величайших преимуществ исламских судов. Это экономит массу времени и расходов, в равной степени для истца, ответчика судьи. Доктор Густав Ле Бон рассказывает о своих собственных личных наблюдениях в суде, который он посетил в Марокко. Истец и ответчик со своими адвокатами и бумагами вошли в суд. Вошел судья. Все встали. Сразу же каждая сторона представила дело. Судья подвел итог. Был дан вердикт. Приговор был вынесен и немедленно исполнен к большой выгоде всех заинтересованных сторон. "Если бы только западные судьи с их долгими проволочками научились этому искусству отправлять правосудие беспристрастно, быстро и экономно!" — комментирует он. Когда стороны совершенно уверены в знании того, что законы, по которым их дело будет решаться, основаны на вечных правилах, открытых Самим Богом, и что поэтому сильные мира сего не могут поколебать решение суда в свою пользу, и когда судья имеет принципы наказания, которые дают ему возможность с независимой беспристрастностью искать руководство в законе Божьем, в состоянии полной свободы от любого эмоционального уклона, закон соблюдается и уважается, несправедливости вытесняются, уверенность и надежность господствуют в обществе и приносят в результате веру и доверие. Ислам не стремится принижать людей, уравнивая, но стремится возвышать их, уравнивая до равноправия на самом высоком уровне, где задает тон истинная привязанность и настоящая любовь собратьев — сердечное согласие, основанное на единстве веры в единого Бога, Который есть Создатель всего и Судья над всеми и Который не делает никаких различий, за исключением различий в покорности между одним из Его созданий и другим. Это становится ясным благодаря кораническому стиху 13 из суры "Худжурат", который уже цитировался, где записано: "Мы сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга". Именно практика этой веры явилась причиной того чудесного гостеприимства, которое отметили среди мусульман многие западные путешественники и отсутствие которого они оплакивают в той материалистической цивилизации, которая выросла на Западе. Один путешественник пояснил: "Я обнаружил в Иране, что, если я входил в какую-нибудь деревню и стучался в любую дверь и представлялся как чужестранец у их ворот тому, кто обращался ко мне через решетку, дверь сейчас же открывалась и меня радушно принимали как одного из членов семьи. Они усаживали меня, чтобы разделить с ними любую еду, какую они имели, какой бы скудной она не была, давали соломенный тюфяк для удобного сна на ночь и отправляли меня в путь с радостью после завтрака, состоящего из сладкого чая, свежеиспеченного хлеба и кислого молока (мает) на следующее утро". |