ГЛАВА 10

ИЛЛЮСТРАЦИИ К УСТАНОВЛЕННОМУ В ИСЛАМЕ ПОРЯДКУ

Когда мы взвешиваем поведение основоположников ислама и поведение и систему социалистических стран и стран '"свободного" мира, то видим разницу такую огромную, как та, что отличает мел от сыра. Ислам против всех классовых отличий и отвергает понятия "хозяин" и "мелкая сошка". Имаму Али принесли известие о том, что в Басре был устроен пир в честь правителя, представителя Али, по имени Усман бин Хунайф. Он был разгневан тем, что его правитель позволил себя втянуть в особые отношения со "знатью" Басры и получить знак особых отличий от сильных мира сего. Поэтому он послал строгое письмо Усману, упрекая его, письмо, которое содержится в "Нахдж ал-балага".

После второй мировой войны все правительства вынуждены были заняться шумными требованиями свободы и равенства. Они создали "Всеобщую декларацию прав человека", чтобы вместить эти идеи. Практика оказалась медлительнее наставления. Развитые страны считают трудным признать, что различия цвета кожи и расы не являются критериями превосходства, но лишь характерными пунктами. Ислам признал этот факт с самого начала. Первым муэдзином Пророка был эфиоп, и он отдал свою девочку кузину замуж за Зайда бин Хариса, который был рабом.

Однажды Пророк сказал Джувайбару, бедному негру, обладающему огромным благочестием: "Как хорошо было бы, если бы ты мог взять жену, которая бы разделила жизнь с тобой и была бы в помощь в этом мире и в ином!"

Джувайбар ответил: '"Пусть моя мать и отец будут вашей жертвой! Какая женщина была бы готова стать моей женой? У меня нет ни здоровья, ни богатства, ни знаний, ни наружности".

Пророк ответил: "'Наш Бог отменил все права, по которым один человек является собственником другого, как было во времена невежества, и дал благородство тем, кто был лишен прав и угнетен до прихода ислама. Те, кто в мрачные времена тьмы невежества были презираемы, в исламе становятся драгоценными перед Ним. Гордыня, связанная с высоким положением в обществе, внешностью, расой и благоволением, господствовала в дни невежества. Ислам изменил все это и сделал всех — белых или черных, курайшитов, арабов или неарабов — равными, как детей Адама, человека, которого Бог создал из праха. По божьему завету, самый любимый — это самый покорный и целомудренный. О Джувайбар, мы не знаем ни одного человека лучше тебя, за исключением любого, если бы такой оказался, чье целомудрие и покорность превосходят твои. Иди сейчас же к Зийаду бин Лувайду, самому благородному в бани Бийада, и скажи: "Божий Посланник послал меня к тебе, чтобы попросить руки твоей дочери".

Джувайбар пошел и нашел Зийада сидящим в своем доме с группой своих сородичей. Он попросил, чтобы его приняли, сказав: "Я пришел от Пророка, посланного, чтобы утвердить закон, с посланием. Объявлять ли мне о нем наедине или открыто?".

Зийад ответил: "А почему не прямо здесь? Послание от Пророка — это честь".

"Очень хорошо, — сказал Джувайбар, — Пророк послал меня предложить тебе выдать твою дочь замуж за меня".

Зийад ответил: "Мы, ансары (т. е. те, кто помогал Пророку в первые дни), выдаем своих дочерей замуж только за равных нам. Иди! Передай мои извинения Пророку".

Пока Джувайбар возвращался, Зийад раскаялся и послал человека, который догнал Джувайбара и привел его обратно. Зийад сказал с величайшей учтивостью: "Пожалуйста, усаживайся и подожди здесь, пока я вернусь". Затем он отправился повидаться с Пророком, которому сказал: "Пусть мой отец и мать будут твоей жертвой! Джувайбар пришел от тебя с посланием ко мне, на которое я желал бы дать ответ лично. Вот оно. Мы, ансары, выдаем наших дочерей замуж только за равных нам".

Основатель ислама ответил: "О Зийад! Джувайбар — это человек веры и, следовательно, ровня женщине веры; ибо любой мужчина — мусульманин — ровня любой женщине-мусульманке. Поэтому выдавай свою дочь замуж за него и не считай это позором — иметь такого зятя, как он".

Зийад пошел домой и рассказал своей дочери, что произошло. Она сказала: "Дорогой отец! То, что показалось Пророку благом, и его приказание, чтобы ты сделал Джувайбара своим зятем, бесценно!" Зийад принял его и поставил среди людей своего племени, где он признал его своим зятем и отдал ему свою дочь в жены. Он сам обеспечил приданое своей дочери: и для них сделали дом со всей необходимой обстановкой и оборудованием. Так случилось, что дочь Зийада стала праматерью одного из величайших курайшитских племен, а чернокожий Джувайбар праотцом того же племени, человек, чьи руки в этом мире были пусты, но кто был богат по отношению к Богу и кто заработал вечную славу за красоту своей души.

Рассказывают, что однажды трое мусульман, принадлежащих к трем различным народам, а именно: иранец Салман, византиец Сахиб и эфиоп Билал сидели вместе, когда к ним присоединился один араб по имени Кайс. Этот араб, наблюдая такое зрелище трех мусульман с чистыми сердцами, смиренными душами, сказал: "Аус и Хазрадж были рабами, которые стояли рядом с Пророком, участвуя в службе и жертвоприношении. Что делают эти чужестранцы среди вас? Кто просил их быть среди помощников Пророка?" Слова Кайса достигли ушей Пророка. Он поднялся и созвал свой народ, чтобы они собрались в мечети, где он сказал им в гневе: "Бог един. Адам, общий прародитель всех, един. Ваша вера едина. К тому же арабизм, как бы вы не гордились им, не происходит ни от вашего праотца, ни от вашей праматери — это просто ваш язык". Пророк старался сокрушить расизм и провозгласил декрет, делающий равенство законом и осуждающий любую противоположную реакцию.

Однажды одного мусульманина, чей отец был негром, принял Пророк. Некто Абу Зарр ал-Гаффари, который лелеял давнишнюю зависть против него, сказал ему в присутствии Пророка: "О сын черномазого!" Пророк, услышав это, немедленно устроил ему нагоняй, сказав:

'" Почему черная кожа его матери является причиной того, чтобы презирать его?" Абу Зарр пал на колени, поцеловал ноги и руки Пророка, сокрушался со всем смирением и посыпал прахом свою голову до тех пор, пока не получил прощения Пророка.

Институт хаджа, или ежегодного паломничества в Мекку, возложенного как обязанность на всех мусульман повсюду, по крайней мере раз в жизни, оказал также глубокое воздействие на объединение и равноправие, независимо от цвета кожи и классовой принадлежности, В словах профессора Филипа Хитти из его книги '"История арабов" сказано: ''У Ка'абы, к которой призывает собраться Владыка всех людей, эфиоп, бербер, китаец, иранец, индиец, сириец и араб, богатый и бедный, высокопоставленный и из низов, подают друг другу руку братства и вместе произносят двойной символ веры о том, что "нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммад Его Посланник". Таким образом, для ислама единственное различие, которое существует между людьми, есть различие между верой и неверием. И хадж оказал величайшую услугу в том, что сделал равноправие и братство правилом жизни для миллионов в каждой стране".

Печально признавать, что лозунги классовой или расовой идеологии в последние годы проникли в некоторые исламские государства, что имеет своим трагическим результатом появление подобных расовых и классовых делений в менее привилегированных странах. Наша задача заключается в том, чтобы восстановить здоровую идеологию ислама и сделать ее распространенной по всему миру в течение жизни одного поколения.