ГЛАВА 9 КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Не может быть дано лучшего доказательства страсти ислама к распространению учености, присущей ему с самого начала, чем слова самого Пророка, который сказал после битвы при Бадре и победы мусульман, обращаясь к огромным толпам людей, которых они взяли в плен, что любой из них, кто пожелает купить свою свободу, но не имеет денег на выкуп, мог бы использовать в качестве ресурсов свою грамотность, и любой многобожник, который обучал десять мусульман чтению и письму, должен был получить свободу. Его высказывание воплотилось в жизнь, и именно таким образом большое количество первых его последователей отправились в путь за знаниями. Его племянник и последователь имам Али — да будет над ним мир! — заявил, что распространение науки, знания, культуры и способности мыслить есть одна из заслуг, которую должно стремиться достичь каждое мусульманское правительство. В записи его слов сообщается, что он сказал: "О люди! Я имею справедливые требования к вам, и вы имеете справедливые требования ко мне. Ваше справедливое требование ко мне состоит в том, чтобы настойчиво добиваться, чтобы я всегда руководил вами и давал вам советы и стремился к вашему благосостоянию и улучшал общественные фонды и все ваши средства к жизни и помогал вам подняться от невежества и безграмотности к высотам знания, эрудиции, культуры, умения держать себя в обществе и хорошего поведения". Через 215 лет после хиджры аббасидский халиф Ма'амун основал "Дом Мудрости" в Багдаде в качестве научного центра и снабдил его астрономической обсерваторией и публичной библиотекой, для которых он отложил 200.000 динаров (что равноценно примерно 7 миллионам долларов). Он собрал вместе большое количество образованных людей, знакомых с иностранными языками и различными дисциплинами, таких, как Хунайн и Бахти-шу и Ибн Тарик и Ибн Мукаффа и Хаджадж бин Матар и Сиргис Ра'аси и другие, слишком многочисленные, чтобы их упоминать, и отложил большую сумму денег для них, отправив многих из них в различные страны мира, чтобы они собирали книги по науке, медицине, философии, математике и изящной литературе на языках хинди, пехлеви, халдейском, древнесирийском, греческом, латинском и фарси. Говорят, что огромные коллекции, которые они посылали в Багдад, превысили груз 100 верблюдов. Европа не имела для себя ни одного университета или культурного центра, которых стоило бы показать в те века, когда на земле ислама их было большое количество, укомплектованных экспертами и специалистами во всех областях знания. Эти исламские центры начинали излучать миру волны блестящего нового мышления в тот самый момент, когда предпринимались крестовые походы. Действительно, можно сказать, что именно эта новая ученость, взлелеянная исламом, сама снабдила европейцев их новым мышлением, которое сделало возможным, какой бы доблести они не достигли в этих гибельных войнах, и подожгли вспышку зависти и алчности, заставивших Запад пожелать захватить для себя сокровища, которые, как они видели, ислам нес народам, находящимся под его влиянием. Доктор Густав Ле Бон пишет на с. 329 тома iii своей '"Истории исламской и арабской цивилизации": "В те дни, когда книги и библиотеки ничего не значили для европейцев, во многих исламских странах книг и библиотек было в изобилии. Действительно, в багдадском "Доме Мудрости" было четыре миллиона томов, в султанской библиотеке в Каире — один миллион, а в библиотеке сирийского Триполи — три миллиона томов, в то время как в одной только Испании, находившейся под мусульманским владычеством, ежегодно публиковалось от 70 до 80 тысяч томов". Ж. Эстранж в своем "Наследии ислама" (с. 230) пишет: "Университет Мустансарийя был оборудован и построен в виде огромного университетского городка со зданиями колледжей такого великолепия, что равному ему не существует ни в мусульманском мире, ни где бы то ни было. Четыре его юридических колледжа, причем в каждом из них было 7 5 студентов и профессор, который обучал учащихся бесплатно, платили своему профессору ежемесячную зарплату, тогда как каждому из 300 студентов давали ежемесячно золотой динар. Кухня колледжа обеспечивала ежедневное питание. Ибн ал-Фарат говорит, что библиотека содержала бесценные и уникальные тома по многим отраслям науки, которые мог заимствовать любой студент. Любого, кто мог бы пожелать этого, обеспечивали для записей перьями и бумагой. В университете были бани и лазареты. Доктора проводили ежедневный осмотр колледжей и выписывали рецепты для любого, кто был болен. Запасы, которые были в колледже, давали возможность немедленно обеспечить выписанными лекарствами. И все это в начале xiii века н. э.!" Доктор Макс Мейерхор пишет: "В Стамбуле мечети владеют более чем 80 библиотеками с десятками тысяч книг и древних рукописей. В Каире, Дамаске, Мосуле, Багдаде, а также в городах Ирана и Индии существуют и другие крупные библиотеки, полные сокровищ. Точный каталог драгоценных томов, содержащихся во всех этих библиотеках, все еще не был опубликован полностью. Более того, библиотека Эскориала на Пиренейском полуострове вмещает огромную секцию, заполненную книгами и рукописями, выпущенными исламскими учеными, проживающими на Западе, которая также ожидает завершения работы по составлению каталога". Доктор Густав Ле Бон пишет на с. 557/8 своего труда ''Исламская и арабская цивилизация": '"Мусульмане занимались науками с огромным рвением. В любом городе, которые они захватывали, первое, что они делали, это строили мечеть и впоследствии университет. Это привело к появлению величественных учебных заведений в огромном числе городов. Бенджамин Тул (очевидно, 1173 год н. э.) сказал, что в Александрии он нашел более 20 работающих университетов. Багдад, Каир, Кордова и другие места — все они имели крупные университеты с лабораториями, обсерваториями, огромными библиотеками и всеми другими необходимыми условиями для решения интеллектуальных проблем. В одной только Андалузии было 70 публичных библиотек. Библиотека ал-Хакима ii в Кордове содержала 600.000 томов, и потребовалось еще 44 тома, чтобы каталогизировать содержимое этой библиотеки. Когда Карл Справедливый через четыре столетия основал парижскую Национальную библиотеку, он смог собрать всего 900 томов, и это после больших усилий, причем одну треть от этих 900 книг составляли книги по религии". Тот же автор на с, 562 добавляет: "Мусульмане предприняли научные исследования на пути точности, эксперимента и дальновидного открытия с применением гипотезы, с особым энтузиазмом, выспуская книги и трактаты и создавая высшие школы, распространяющие их интеллектуальную доблесть во все уголки мира. В связи с этим они открыли для Европы дорогу к ее возрождению. Так что это объяснимо, когда знание "европейского профессора" дается вновь проявившейся способности исламских ученых, поскольку именно через них сокровища древней греческой и римской науки были вновь открыты, обогащены и возвращены в Европу, когда она начала выходить из мрачного средневековья". Иосиф Марк Канн пишет о первых веках прогресса ислама в сфере культуры в своей книге '"Расцвет ислама в Испании" (с. 170): "Даже низшие слои общества жаждали научиться читать, и простые работники ограничивали свои расходы на еду и одежду и тратили последний грош на покупку книг. Один работник собрал такую библиотеку, что ученые люди ходили к нему толпами. Освобожденные рабы и дети рабов вступали в ряды образованных людей, и люди, автобиографии которых даны в "Вафайа-тал-А'йан" Ибн Хилликана, заложили основы для большого прогресса". Неру писал о благах, дарованных прогрессом и культурной революцией мусульман в Андалузии, в своей книге "Взгляд на мировую историю" (с. 413): "В Кордове было свыше миллиона жителей, прекрасный общественный парк протяженностью около 20 километров и предместья, растянувшиеся на 40 километров, 600 дворцов, особняков и больших домов, 200.000 красивых домов поменьше, 70.000 магазинов и небольших лавок, 300 мечетей, 700 бань с бассейнами для горячей и холодной воды для общественного пользования. Там было бессчетное число библиотек, из которых наиболее обширной и важной была Королевская библиотека, содержавшая 400.000 томов. Университет в Кордове был известен по всей Европе и в западной Азии. В то же время образование обеспечивалось и для бедных. Вот и один из их современных историков пишет, что почти каждый в Испании в те дни мог читать и писать, в то время как в остальной христианской Европе, не считая монахов и грамотных людей, получивших образование через религиозные учреждения, никто, включая самую высшую знать, не считал, что стоит терять свое время даже на попытку овладеть основными навыками чтения". Чтобы проиллюстрировать эти претензии, я прилагаю восемь очень коротких глав, каждая из них по одной из отраслей науки или культуры, Я с радостью признаю свой долг перед "Наследием ислама" Арнольда Гилломе (опубликовано издательством Оксфордского университета в 193 1 г.), к которому я отсылаю читателя, пожелавшего расширить свою информацию. |