ГЛАВА 7

ИСЛАМ И ЭКОНОМИКА (2)

Историки экономики говорят нам о том, что вначале капиталистическая система была простой и благодетельной, но и о том, что привычка предоставлять ссуды под проценты шаг за шагом выросла до своих мелких предприятий и их слияние в огромные комплексные компании и финансовые структуры. Ислам относит такое ростовщичество к категории '"греха", так как оно приводит также к кризисам, связанным с резким подъемом и резким падением деловой активности и неотделимым от этой системы.

Ислам узаконил платежи в форме "закята" (налог в пользу бедных) в размере 20% на доходы от капитала, которые делаются богатыми для поддержки нуждающихся. Это помогает выровнять различия, сблизить экономические крайности и сдержать избыточное накопление богатства. Еще одним исламским предписанием, имеющим ту же самую цель и те же результаты, является право правительства облагать налогом богатство для пополнения национального бюджета, поскольку ислам считает, что Господь послал Свои добрые дары в этот мир на благо всем, что можно увидеть на примере лесов, тростниковых зарослей, пастбищ, пустынь, горных хребтов, рудников.

Имущество тоже может стать общественным либо ввиду отсутствия завещания покойного владельца, либо потому, что оно идет в счет оплаты штрафов за возмещение убытков, так что оно становится такой же собственностью всех, какую Господь предназначил для всех вещей. Исламские законы, связанные с передачей имущества по завещанию, также сдерживают чрезмерное накопление собственности в руках семьи из поколения в поколение.

Следовательно, условия, которыми ислам ограничивает свое уважение прав владения собственностью, таковы, что они диктуются необходимостью обеспечивать такое положение, чтобы привилегии индивидуума никогда не угрожали благосостоянию исламского общества. Поэтому в случае крайней необходимости или беспорядков справедливое исламское правительство может применить в любое подходящее для этого время силу законов, предоставленных в его распоряжение, как для того, чтобы предотвратить опасность, которая угрожает будущему, так и для того, чтобы управлять обществом с целью удовлетворения потребностей мусульманских масс.

Земля в сельской местности не может стать собственностью небольшой кучки хозяев. Не следует игнорировать нужду и недоедание масс. Эти моменты являются твердыми принципами, искренне и настойчиво, честно и убедительно предложенными исламом. Это вероисповедание осуждает вредное вторжение современной капиталистической практики в мусульманский мир и запрещает жадность и алчность, которые ведут к порабощению, войне и империализму.

В Коране записано (сура lix "ал-Хашр", стих 7, частично): "Распоряжения, которые мы открыли для распределения богатства... предписывают, чтобы не оказалось это распределением между богатыми у вас".

В добавление к тем законам, которые обеспечивают правильное использование финансов и ресурсов посредством наказания за нарушение законов, ислам привносит и совершенно новые мотивы, на которые следует опираться, как на это намекает наша кораническая цитата, направляя стремления людей к Богу. Следовательно, он формирует их поведение в рамках той дороги, которая ведет к Нему.. У этой дороги имеются моральные ограждения с каждой стороны, благодаря которым устремлениям не сбиться с пути истинного. Эта дорога вымощена филантропией, любовью и чувствами милосердия и самопожертвования, которые означают, что ни один мусульманин не будет добровольно участником такого хода действий, который ведет к несправедливости по отношению к другим. Таким образом, совесть человека отказывается накапливать чрезмерно большое состояние, а предприниматель отказывается использовать тиранию или угнетение, чтобы принудить своих рабочих к производству товаров.

Этот возвышенный духовный призыв, направленный к тому, чтобы помочь человеку прийти к познанию Бога и, следовательно, к любви к своему ближнему, глубоко проникает в совесть человека, так что он находит свои удовольствия и душевные сокровища в том, чтобы угодить своему Создателю, и это превосходит все другие ценности для него. Поистине, сегодня мы наблюдаем упадок веры и уменьшение веры в Судный День и Божью кару, что привело к алчности и жадности и зловредности и к определенным формам несправедливости и угнетения, которые мы видим вокруг нас. Если отношения людей с Богом не справедливые, не будут их отношения справедливыми и друг с другом. Революция в совести производит революцию в душе, в обществе и в мире. Таков урок истории на практике, так же как и урок религиозного учения.

Те же самые рассуждения применимы к идеологии коммунизма, и можно легко увидеть, что исламское учение стоит выше как западных, так и восточных материалистических крайностей.

Современные философы, такие, как Уильям Джеймс, Гарольд Ласки, Джон Стрэчей, Уолтер Линпманн, критикуют полное отрицание коммунистами личных и общественных дел в пользу государственной власти, они говорят, что личность и инициатива человека удушаются в таком окружении. В то время как капиталистическая демократия, с другой стороны, слишком подчеркивает индивидуальную свободу в ущерб социальному прогрессу. Это создает олигархию богатых, делая их хозяевами средств производства и превращая всех людей в рабов экономики. С противоположных точек зрения они приходят к общему заключению о том, что индивидуумы должны подчинить себя внутренней дисциплине, если они намерены наслаждаться истинной свободой: это внутренне противоречит, как может показаться, тому, что благосостояние общества зависит от разумного использования его членами этой самой самодисциплинирующей свободы. В чем заключается их вывод, и чем он отличается от повторения учения, которое ислам проповедует в течение 14 веков? Настало время, чтобы уроки истории, выводы философов и учения религии сделались бы руководящими указаниями для поведения людей и общества повсюду.

В 1951 году парижский Правовой колледж посвятил неделю изучению исламского "фикха" (каноническое право). Они созвали экспертов из исламских стран со всего мира для разъяснения некоторых специфических моментов, например:

1. Исламское каноническое право о собственности;

2. Условия систематизации документов об обмене по вопросам собственности с целью сохранения благосостояния общества и общественности;

3. Уголовная ответственность;

4. Взаимное влияние исламской веры и канонического права друг на друга.

Глава парижского Общества юристов председательствовал на конференции и подвел итоги в конце следующим образом: ''Какими бы не были наши прежние представления об исламском праве и его жестокости или некомпетентности в документировании дел, мы вынуждены пересмотреть их на этой конференции. Позвольте мне суммировать это новое понимание — новое, я думаю, для большинства из нас, — которое эта конференция дала нам на этой неделе, посвященной специально фикху, исламскому каноническому праву. Мы увидели в нем глубину твердых принципов и особой заботы, которые охватывает человечество в его универсальности и, таким образом, способны дать ответ на все неожиданности и случайности нашего времени. В нашем последнем коммюнике мы заявляем: "Каноническое право ислама должно стать одним из элементов, формирующим все новое международное законодательство, отвечающее современным условиям, поскольку оно обладает правовым сокровищем постоянного универсального значения, которое соответствует его фикху, в современной неразберихе религиозных взглядов и деклараций, чтобы совладать с крайностями, навязанными новыми формами существования, возникающими в современной среде".