ГЛАВА 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ЧАСТИ ii

В этой части нашей книги мы представили краткие очерки истории некоторых сокровищ ума и духа, которыми человечество обязано подъему ислама.

Они не утверждаются в знак бахвальства, но как оценка фактов человеческой истории. Слишком долго ими пренебрегали и о них забывали не просто те, кто косвенно извлекал пользу из них, но даже и сами потомки самих авторов.

Однако, если человечество должно добиться возможности жить как одна единая семья, что является нашим призванием и судьбой, это произойдет на базе оценки друг друга,

Эта зрелая оценка усиливается. Современные ученые сейчас проявляют благодарность в связи с тем, что арабский генерал Тарик бин Зийад в 7 1 1 году н.э. высадил свои войска у горы, которую с тех пор называют Джабал ат-Тарик (Гибралтар) в его честь. Его мавры были непрошенными завоевателями в то время. Это было время, когда Европа потеряла большую часть выгоды, которую имела от римского единения и культурного продвижения и погрузилась во тьму средневековья под владычество варварских орд, захлестывающих ее с севера, С маврами пришел новый стимул живых умов, принесших в арабский лучшие идеи древних греков и римлян, импульс учености и познаний, желание заниматься научными и философскими размышлениями, эстетический восторг от художественного же творчества.

Исламские университеты, так далеко отстоящие друг от друга, как Багдад и Андалузия, приветствовали христианских и еврейских студентов, многие из которых воспользовались обучением, которое в те дни нигде больше нельзя было получить. Они были приняты с щедрыми субсидиями и помощью со стороны своих мусульманских хозяев, которые относились к ним как к почетным гостям. Среди предметов были динамика, статистика, химия, физика.

В своем "Создании человечества" Брилиот пишет:

"Современное европейское образование во всех областях происходит от любопытства и упрямства мусульман, проявленных в исследовании тайн природы".

Если наше краткое резюме открывает западным читателям дорогу к изучению восточных открытий, то мы довольны и можем, таким образом, перейти к части 3 и исследованию отношения ислама к некоторым социальным проблемам, которые беспокоят любое человеческое общество.