ГЛАВА 14

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аббасидский халиф Харун ар-Рашид послал Карлу из Багдада в подарок часы, сделанные его часовщиками, которые били в колокол каждый час, к великому удивлению и восторгу всего двора недавно коронованного святого римского императора.

Резня и изгнание мусульман из Андалузии христианами принесли с собой закрытие многих крупных фабрик, которые существовали при мусульманском правлении, и остановку прогресса, который был сделан в науке, ремеслах, искусстве, сельском хозяйстве и других продуктах цивилизации. Города начали разрушаться из-за отсутствия умелых каменотесов. Население Мадрида снизилось с 400.000 до 200.000 жителей; Севилья, которая владела 1.600 фабрик при мусульманах, потеряла все, кроме 300, и 130.000 рабочих, прежде занятых, не имели больше никакой работы, в то время как перепись Филиппа iv показала снижение на 75% численности населения.

Это были опять-таки мусульмане, кто осуществил замену старых пергаментов на копоновую бумагу, и именно это изобретение создало базу для более позднего открытия печатания в Европе с использованием старой китайской техники и, следовательно, для обширного наступления учености, которая пришла с Ренессансом. Более того, поскольку монахи жаждали пергаментной бумаги, на которой писались религиозные труды, они все больше и больше склонялись к тому, чтобы соскабливать бесценные старинные научные тексты со старых пергаментов и использовать их еще раз в качестве палимпсестов. Введение бумаги положило конец этой катастрофической практике вовремя, чтобы спасти довольно много текстов, которые иначе были бы утеряны навсегда, как, увы, слишком многие тексты.

Рукопись на бумаге, датированная 1009 годом н. э., была найдена в библиотеке Эскориала и претендует на то, чтобы быть самой старой рукописной книгой, написанной на бумаге, которая еще существует. Шелковая бум, конечно, была китайским изобретением, так как шелк происходил из Китая, хотя был редким в Европе, и гений мусульман заключался в том, что они увидели возможность замены шелка на хлопок и таким образом дали Европе обильные поставки практичного материала для воспроизводства книг монашествующим писцам.

Филипп Хитти пишет в своей "Истории арабов", что искусство мощения дорог было так хорошо развито в исламских странах, что Кордова имела мили замощенных дорог, освещенных ночью от домов на каждой стороне улицы, так что люди ходили в безопасности, в то время как в Лондоне или Париже любой, кто рискнул бы выйти в дождливую ночь, утопал до лодыжек в грязи — и делал это в течение семи столетий, после того как Кордова была вымощена! Оксфордские ученые тогда считали, что купание — идолопоклоннеческая практика, а в это время студенты в Кордове наслаждались роскошными общественными банями!