ЛЕКЦИЯ 8 И ТАК БЫЛ УРЕГУЛИРОВАН ВОПРОС О ХАЛИФАТЕ ПОД НАВЕСОМ Жизнь Пророка — да áëàãословит его Аллах и род его и да приветствует! — которую он провел наилучшим образом, подошла к концу, и носитель миссии ислама умер, приняв призыв к вечной жизни. С его смертью прервалось Откровение, угасли небесные явления этому святейшему человеку, величие которого род человеческий не в силах описать. Его чистейшее тело не было еще предано земле. Али — мир ему! — и семейство Хашима, а также некоторые другие сподвижники были заняты тем, что подготавливали все необходимое для его омовения, и ïîãðåáåíèÿ. Они постоянно находились у тела Посланника и кроме них никого не было[1]. В это время группа ансаров собралась под навесом бану са'ида для решения вопроса о преемнике Посланника Аллаха так, как это было угодно их страстям. "Умар, получив известие о случившемся, пришел в дом Пророка — да áëàãословит его Аллах и род его! — и послал за Абу Бакром, который находился у себя дома, а Али бин Аби Талиб в это время был занят тем, что подготавливал Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! Он послал за Абу Бакром, что "выходи ко мне", а он передал, что "я занят", Он послал за ним, что произошло дело, при котором его присутствие неизбежно. И он вышел к нему, и сказал он ему: "Разве ты не знаешь, что ансару собрались под навесом бану са'ида и хотят назначить на это дело Са'да бин Убаду? " Они вдвоем поспешили к ним и встретили Абу Убайду бин ал-Джаррах и пошли к ним втроем"[2]. Известный египетский писатель Ахмад Амин, один из тех, кто ревностно настроен против шиитов, пишет: "Сподвижники Посланника Аллаха разногласили относительно его преемника, и было это перед ïîãðåáåнием Посланника, когда знатные сподвижники совещались относительно его преемника, а Али — мир ему! — был занят омовением Посланника и его ïîãðåáåíèåì, и никого не было у погребальных носилок Посланника, кроме Али и людей его дома. Те люди не сочли для себя обязательным оказать какой-нибудь знак уважения тому, кто спас их от мрака невежества и çàáëóæäåíия и указал им путь к явной истине. Они не стали ожидать его ïîãðåáения и вступили между собой в спор за его наследие[3]. На собрании ансары и мухаджиры разошлись во мнениях относительно того, кто должен быть преемником Посланника Аллаха, каждый пытался назначить преемником того, кого он желает. Ансары перечисляли свои заслуги, говорили о своем первенстве в исламе, об оказанных ими Пророку почестях, об их борьбе за веру как о своих преимуществах на получение его власти после него. Они сказали: "Мы назначим на это дело после Мухаммада — мир ему! — Са'да бин Убаду!" Они привели к навесу Сада, который был в это время болен[4]. Мухаджиры же считали, что Посланник Аллаха — из людей их страны, и что они, приняв ислам и уверовав в религию истины, были вынуждены порвать свои родственные связи и переселиться, они помогали Посланнику Аллаха и поэтому они имеют больше права на наследование его власти. Племенной дух, царивший над их суждениями, внушал им мысль, что они должны полностью взять в свои руки всю исполнительную власть, не допустив соучастия в ней других. При том каждое крыло из них утверждало, что оно имеет больше права на получение власти[5]. Споры между ними продолжались бы долго и неминуемо перешли бы в конфликт и взаимную вражду. Умар и группа его доверенных людей встали в защиту Абу Бакра. Умар хотел склонить людей присягнуть Абу Бакру и угрожал тем, кто выступал против его кандидатуры. Начал говорить Абу Бакр. Он отметил заслуги мухаджиров перед религией. Потом сказал: "Поистине, Аллах послал Мухаммада Посланником к людям и свидетелем относительно его общины, чтобы они поклонились Аллаху и признали Его единственность, в то время как они поклонились помимо Него богам, утверждая, что они îáëàäают пред Ним заступничеством и помогают им, хотя они — из вытесанного камня и выстроганного дерева". Затем он прочитал: "И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не вредит им и не помогает, и говорят: "Это — наши заступники у Аллаха"[6] и "Сказали: "Мы поклоняемся им только, чтобы они ïðèáëèçили нас к Аллаху áëèзостью"[7]. Опасным показалось бедуинам оставить религию своих отцов и отличил Аллах первых переселенцев из его народа подтверждением его правдивости, верой в него, сочувствием ему и терпением вместе с ним, несмотря на величие обиды, которую причинял им их народ, обвиняя их во лжи, выступая против них и презирая их. Они были первыми из тех, кто поклонился Аллаху на земле, уверовал в Аллаха и в Посланника, и они были его áëèçêими и родственниками, и они имеют больше права на это дело после него. Только притеснитель станет соперничать с ними, добиваясь этого. А вы, о сонмище ансаров, являетесь теми, чье достоинство и первенство в исламе не отрицаемы. Аллах был доволен вами как помощниками Его религии и Посланника, направил в вашу сторону его переселение и поместил среди вас почтенных его жен и сподвижников. И для нас нет никого, после первых переселенцев, в вашем положении. Мы — эмиры, а вы — везиры! Вы не распоряжаетесь своевольно, а мы не решаем дела без вас! Поднялся ал-Хубаб бин ал-Мунзир бин ал-Джумух и обратившись к ансарам, стал призывать их защищать свои права. Он перечислил достоинства ансаров, напомнил об их многочисленности, опыте и богатстве, сказал, что они более достойны власти после Посланника Аллаха, а когда увидел, что мухаджиры не соглашаются, предложил такое решение: от нас эмир, и от вас эмир! Умар ответил, что к сожалению, между двумя эмирами возникнут разногласия, кроме того, арабы не согласятся избрать своим покровителем кого-нибудь из ансаров, так как их Пророк происходит из другого рода. Они согласятся передать свои дела только в руки того, кто происходит из рода Пророка. Затем он сказал: "У нас на это против тех, кто упорствует из арабов, есть ясное доказательство и явная власть! Кто же, кроме высказывающего ложь, склоняющегося к грехам и погрязшего в опасность гибели, будет оспаривать у нас власть Мухам-мада и его правление, в то время как мы являемся его áëèçêими и сородичами?" Ал-Хубаб бин ал-Мунзир говорил ансарам, чтобы они не слушали слова Умара и не позволили мухаджирам отнять у них их долю власти и они имеют больше прав на эту власть, чем кто-либо другой, а если мухаджиры откажут им в том, что они просят, то пусть ансары выселяют их из своей страны. Умар сказал ему: "Да разразит тебя Аллах!" ал-Хубаб ответил: "Да разразит Он тебя!" Абу Убайда сказал: "О сонмище ансаров! Вы были первыми из тех, кто помогал и поддерживал, не будьте же первыми из тех, кто изменил и поступил неверно! Поднялся Башир бин Са'д Абу ан-Ну'ман бин Башир и сказал: "О сонмище ансаров! Клянусь Аллахом, если мы и были îáëàäàòåëями достоинства в борьбе за веру с многобожниками и первенства в этой религии, то мы этим не желали ничего, кроме áëàãоволения Господа нашего, повиновения Пророку нашему и удовлетворения стремления наших душ. И нам не следует возгордиться этим над людьми. Знайте, что Мухаммад — да áëàãословит его Аллах и род его! — из курайшитов и его народ достойнее этого /дела/ и áëèже. Да не удивит меня Аллах соперничающим с ними, добиваясь этого дела. Бойтесь Аллаха, не разногласьте и не соперничайте с ними!" Абу Бакр сказал; Это — Умар, а это — Абу Убайда, присягните тому из них, кого желаете! Они оба сказали: Нет, клянемся Аллахом, мы никогда не примем это дело, когда есть ты, Ты — достойнейший из мухаджиров и второй из двух в пещере и заместитель Посланника Аллаха на молитве, а молитва — лучший долг мусульман. Кто же тот, кому следовало бы идти вперед тебя и принять на себя это дело, когда есть ты? Протяни свои руки и мы присягнем тебе. Когда оба они пошли присягнуть ему, их опередил Башир бин Са'д и присягнул ему, И позвал его ал-Хубаб бин ал-Мунзир и сказал: "Да опозорит тебя позорящий! Что тебя заставило сделать то, что ты сделал? Завидуешь ли ты правлению своего двоюродного брата?" Он сказал: "Нет, клянусь Аллахом, нет, клянусь Аллахом! Но я не хотел оспаривать у людей право, которое им дал Аллах!" Когда ауситы увидели то, что сделал Башир бин Са'д, услышали призывы курайшитов и настойчивые требования хазраджитов назначить Са'да бин Убаду эмиром, они сказали друг другу: если хазраджиты возьмут это дело в свои руки, то они никогда не выделят нам долю в этом деле. Поднимайтесь и присягните Абу Бакру! Все они встали и присягнули Абу Бакру. Сорвалось все то, что надеялись Са'д бин Убада и хазраджиты. Со всех сторон к Абу Бакру подходили люди, чтобы присягнуть ему, так что чуть не затоптали Са'да бин Убаду. Некоторые из его сторонников закричали: Осторожно, не топчите Са'да! Умар сказал: Убейте его, да разразит его Аллах! Потом он встал над его головой и сказал: Хотел бы затоптать тебя, чтобы поломать тебе предплечье. Са'д схватил Умара за бороду. Умар сказал: Клянусь Аллахом, если в ней убавится хоть один волосок, у тебя во рту не будет ни одного переднего зуба, когда ты вернешься[8]. Поднялся Абд ар-Рахман бин Ауф, который сказал: "О сонмище ансаров! Хотя вы и достойные, но среди вас нет подобного Абу Бакру, Умару и Али!" Вслед за ним поднялся ал-Мунзир бин ал-Аркам и сказал: "Мы не отрицаем достоинство тех, кого ты упомянул. Поистине, среди них есть человек, выступи он с требованием этого дела, то никто с ним не спорил бы в этом", имея в виду Али бин Абу Талиба — мир ему![9] И тут все ансары закричали; "Мы присягнем только Али" И Умар рассказывает: "Много было шума и раздавались голоса так, что я испугался разногласия и сказал: "Протяни руку, о Абу Бакр!" Он протянул руку и я присягнул ему, потом присягнули ему мухаджиры, а потом присягнули ансары. Мы накрыли Са'да бин Убаду. Кто-то из его последователей сказал: "Вы убили Са'да бин Убаду!" Я сказал: "Аллах, убил Са'да бин Убаду"[10]. После этого люди из семьи Са'да бин Убады отвели его домой. Затем сторонники Абу Бакра вернулись в мечеть, чтобы люди присягнули ему. А Али — мир ему! — пока еще был занят омовением тела Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его и да приветствует! — как вдруг услышал со стороны мечети Пророка голоса, возвеличèâающие Аллаха и спросил: "В чем дело?" Его дядя ал-Аббас известил его о случившемся и сказал: "Разве не говорил я тебе: "Протяни руку, чтобы я присягнул тебе?"[11]. Ибн Исхак передает со слов Анаса бин Малика: "Он сказал: "Когда присягнули абу Бакру под навесом /в день кончины Посланника/, он вернулся в мечеть и сел на кафедру. Встал Умар и начал говорить. Он сказал: "Поднимайтесь и присягните ему!" И люди присягнули общей присягой после присяги под навесом" Затем Ибн Исхак говорит; "Люди, после того как они присягнули Абу Бакру, приступили к снаряжению Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах /и род его/ и да приветствует! — во вторник, а когда было завершено его снаряжение во вторник, он был погребен на том же месте у себя дома, где было его ложе. Затем люди группами входили к нему и совершали молитву над ним"[12]. На собрании под навесом бану са'ида отсутствовали Али, Абу Зарр ал-Гифари, ал-Микдад, Салман, Талха, аз-Зубайр, Хузайфа бин ал-Йаман, Убайй бин Ка'б и многие другие влиятельные сподвижники. В нем участвовало только три человека из мухаджиров — Абу Бакр, Умар и Абу Убайда бин ал-Джаррах. Разве не следовало пригласить этих знатных лиц для участия в собрании и выражения мнения относительно этого основного вопроса? Разве этого короткого и шумного собрания, в котором участвовало всего три мухаджира, было достаточно для принятия судьбоносного для мусульман решения?! Разве значимость этого вопроса не делала необходимым поставить его на обсуждение с участием крупных исламских личностей для выяснения их мнений и принятия в спокойной обстановке окончательного решения?! На каком основании те, кто считал себя вправе принять такое решение, лишили этого права других людей и пренебрегали их мнениями. И если какое-то собрание людей, ссылаясь на общественное мнение, избрало для своего общества руководителя и правителя без участия людей разума из числа наиболее уважаемых общественных деятелей, можно ли считать такой выбор общенародным выбором? Поистине, избрание Абу Бакра халифом было необдуманным решением и было осуществлено без предварительной подготовки. Даже Умар впоследствии говорил по этому поводу; "Поистине, присяга Абу Бакру была внезапной, Однако Аллах защитил от его вреда. Кто бы не присягнул другому человеку, не посоветовавшись с мусульманами, нет присяги ни ему самому, ни тому, кому он присягнул, во избежание ñîáëазна убить их"[13]. Назначение второго халифа первым халифом также показывает, что принцип выборности халифа, к которому обратились некоторые сподвижники Посланника после его смерти, был необоснованным и неправильным принципом, ибо не было никакого повеления Посланника по этому поводу, иначе многие люди не ïðåäëàãàëи бы халифу еще при жизни избрать своего преемника, чтобы в мусульманском обществе не было смуты и порчи в ðåçóëüòате отсутствия правящего вождя[14]. С другой стороны, избрание руководителя советом, которого назначил второй халиф, нельзя понять ни как подтверждение ясного указания, ни как обращение к общественному мнению. Если халиф должен был избрать преемника после себя, то почему он поручил это дело совету, состоящему из шести человек? Если право избрания халифа принадлежало общине, то на каком основании второй халиф отнял у людей это право, передал его совету, назначенному им самим, а затем сказал относительно его членов то, что отрицало, что они были уполномочены на это. Коран повелевает Посланнику Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его и да приветствует! — говоря; "И советуйся с ними о деле" /3:159/. В другом месте Коран говорит относительно тех, которые уверовали: "А дело их — по совещанию между ними" /42:38/. Но здесь "совет" подразумевает совещание мусульман об общественных делах, касающихся тварей, а не Творца, Здесь не подразумевается также вопрос об имамате, который есть завет Аллаха всевышнего людям, а что является божественным заветом для ведения людей по прямому пути, то не может быть предметом рассмотрения на совете. [1] Муснад ал-имам Ахмад бин Ханбал, iv/104; Тарих ал-Йа'ку-би, 11/94; Тарих ат-Табари, iii/219; Тарих Ибн Касир, v/260. [2] Тарих ат-Табари, iii/219. [3] См.: Ахмад Амин. Фаджр ал-ислам. [4] Ат-Табари, iii/218, изд. Дар ал-ма'ариф. [5] Ат-Табари, iii/218. [6] Коран, 10: 18. [7] Коран, 39: 3. [8] Ат-Табари, iii/219-222. [9] Ал-Йа'куби 11/113-114, изд. ан-Наджаф. [10] Сират Ибн Хишам, iv/310: ат-Табари, iii/206; Тарих Ибн Касир, v/264. [11] Ал-Акд ал-фарид ли-Ибн Абд Раббихи ал-Андалуси, iii/263; Шарх Ибн Аби-л-Хадид, ii/133. [12] Сират Ибн Хишам, iv/311-314, изд. ал-Халаби. [13] Сират Ибн Хишам, iy/308-309. [14] См.: Ал-Имама ва-с-сийаса, с. 19. |