ЛЕКЦИЯ 5 СВЯЗЬ МЕЖДУ КОРАНОМ И СЕМЬЕЙ ПОСЛАННИКА "Хадис о двух драгоценных вещах" /хадис ас-сакалейн/ является не только одним из наиболее часто приводимых мусульманскими учеными и входящих почти во все суннитские первоисточники хадисов, но и предвосхищает своей достоверностью и точностью иснадов. Поэтому мы можем сказать, что этот хадис отличается наивысшей степенью достоверности и последовательности передатчиков. В нем говорится: "Я оставляю вам в наследство две драгоценные вещи: Книгу Аллаха и мою семью, людей моего дома. Они не разделятся, пока не вернутся ко мне к бассейну реки. Если вы будете держаться за них, не заблудитесь после меня никогда!"[1]. Некоторые суннитские авторы передают, что Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и род его! - добавил в конце хадиса: "Али с Кораном, и Коран с Али, они не разделятся"[2]. Передачу этого хадиса мусульманские ученые приписывают приблизительно тридцати разным сподвижникам Посланника[3]. Как шиитские, так и суннитские мухаддисы и историки пишут, что Пророк в разных местах и в разное время, даже в последние мгновения своей благородной жизни привлекал внимание людей к той глубинной связи, которая существует между этими весьма важными для ислама источниками - Кораном и его семьей, а этим своим коротким, но очень содержательным по смыслу высказыванием он изложил сущность программы действий мусульман на будущее. Хотя из-за разности источников хадис и отличается по своей форме в общих чертах и подробностях, по содержанию все его варианты однозначно указывают на один и тот же смысл - на существование глубинной и бесспорной, крепкой и достигшей высшего предела связи между Кораном и людьми дома Пророка - да благословит его Аллах и род его! Суннитский ученый Ибн Хаджар пишет: В одиннадцатом сомнении упоминается несколько вариантов этого хадиса: в некоторых из них говорится, что Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и род его и да приветствует! - сказал это во время прощального паломничества на Арафате; в других вариантах - в Гадир Хумме; в некоторых - будто он сказал это в Медине, во время его болезни, когда его комната была заполнена его сподвижниками; в еще одном варианте - он сказал это в пути, когда он возвращался из Таифа. Потом Ибн Хаджар добавляет: Между этими вариантами нет противоречия; нельзя также возражать и тому, что, возможно, он повторял эту истину во всех этих и других местах из-за значитмости Корана и его чистейшей семьи[4]. Согласно еще одному преданию, Пророк сказал: "Али с правдой, и правда с Али: он будет прав, где бы он ни находился!"[5]. Мы знаем, что Коран - это свод божественных откровений, исламских предписаний и законов, соблюдение которых гарантирует человеку спасение и счастье. Стремление сохранить первоначальный смысл аятов Корана делает необходимым их толкование. Однако взять на себя толкование Корана и разъяснение тайного, скрытого смысла его аятов может только тот, кто знает язык Откровения, обладает научной и практической компетенцией во всех отношениях. Поэтому шииты убеждены в необходимости того, что претенденты на знание скрытого смысла Корана, обладатели полномочия толковать Небесную Книгу должны были быть определены Посланником ислама, что Посланник должен был утвердить их и назначить их для наставления людей и руководства ими. Эти люди должны быть из числа тех, кто обладает знанием языка Откровения и может толковать божественные аяты наилучшим образом. Поэтому Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и род его! - упоминает свою семью рядом с Кораном, что дает людям его дома исключительное право на толкование Небесной Книги, раскрытие ее целей, разъяснение ее предписаний. Содержание рассматриваемого хадиса дает нам понять, что попытки разъединить Коран и семью Пророка, действовать согласно высказываниям тех, кто не знаком с истинами Высокочтимого Корана, могут привести только к заблуждению и гибели. И действительно, что же означают слова Посланника Аллаха: "Если вы будете держаться за них, не заблудитесь после меня никогда" и кто же тот, кто должен установить соотношение между метафорическими и очевидными стихами Корана? То что Посланник Аллаха поставил Коран и свою семью рядом друг с другом, как две ценнейшие вещи, данные на хранение, означает, что они обе направлены на одну цель; одна из них Слово - Аллаха и Небесный Закон, а другая - его исполнитель, толкователь и хранитель. Поэтому отступление от семьи Пророка есть причина заблуждения и гибели. Отклонение мусульман в сторону от главного пути - отсюда и их упадок - началось с разрыва между Кораном и семьей Пророка, с ослабления приверженности к ним после того, как мышлением и религиозным видением людей овладел тезис "Нам достаточно книга Аллаха"[6] и после того, как появились школы му'тазилитов и аш'аритов, как будто они лучше знали Книгу Аллаха и больше понимали ее смысл, чем Посланник Аллаха. Понять Коран и объяснить содержащиеся в нем религиозные знания возможно только благодаря его толкованию обладателями сокровенных знаний, чьи познания проистекают из особого божественного содействия и обучения. Этого мы не можем найти ни у кого, кроме как у непогрешимых имамов - мир им! Известный суннитский ученый Ибн Хаджар приводит в своей книге слова Пророка: "Не идите впереди их - погибнете, и не отступайте от них - погибнете, и не учите их - они лучше вас знают". Али - мир ему! - сказал: "Они - жизнь для знания и смерть для невежества. Их благоразумие уведомляет вас об их знании, внешность - об их внутреннем мире, безмолвие - об их мудрых изречениях. Они не вступают в противоречие с истиной и не разногласят в ней. Они - столпы ислама и друзья приверженности к религии Аллаха, благодаря им восстанавливается правда и устраняется ложь, и язык лжи отрывается от места произрастания. Они разумеют религию разумом осознания и соблюдения, а не разумом слушания и передачи. Поистине, передатчиков знания много, а его блюстителей мало![7] " Таким образом, мы понимаем, что люди дома Посланника Аллаха - да благословит его Аллах и род его! - свободны от ослушания, грехов, изъянов и пороков, ибо тот, кто упоминается рядом с Кораном, должен быть подобен ему в непогрешимости и непорочности. Именно из-за этой неразрывной связи между Кораном и людьми дома Пророка повиновение им обоим после Посланника Аллаха обязательно, за них люди должны держаться до Судного дня, когда они встретятся с Пророком у преддверии рая. Поистине, Аллах всевышний не повелевает людям повиноваться погрязшему в грехах, а Его Посланник не говорит о связи Корана с пропащим и заблудившимся: рядом с Кораном неразлучно находятся только те, кто свободен от скверны и грехов, кому Аллах предоставил знание веры и поручил людям следовать их словам и повелениям и они не могут быть запачканы недостатком в повиновении их Господу, каким-нибудь изъяном или пороком. Пророк - да благословит его Аллах и род его! - не ограничился этими высказываниями о своих преемниках и поэтому ясно высказался и об их числе после себя, говоря: "Моих преемников - по числу предводителей сынов Исраила - двенадцать, все они из курайшитов - в другом предании - "все они из хашимитов"[8], Эти двенадцать преемников сходятся только с чистейшими имамами из людей дома Пророка и его семьи; правоверных халифов было не двенадцать, не возможно также распространять это предание на омейядских и аббасидских халифов, ибо их число намного превышает указанное в хадисе число, а помимо этого они совершили во время своего правления столько ужасных поступков, что способствовали лишь разрушению и подрыву религии, вместе того, чтобы направить свои усилия на достижение счастья для мусульманской общины. Они не могут быть преемниками Посланника Аллаха. Однако те, кому не удалось избежать признания того, что хадис восходит к Пророку, но при этом не хотели признать в преемниках Пророка двенадцати имамов, были вынуждены прибегнуть к иносказательному толкованию хадиса. Но мы знаем, что число преемников после Пророка из правоверных, омейядских и аббасидских халифов превышало тридцати человек, а число претендующих в разные времена на халифат из курайшитов составляло больше чем двенадцать. Если мы откажемся от толкования двенадцати уполномоченных, указанных в хадисе, как двенадцать шиитских имамов, то хадис вовсе потеряет свой смысл, Шейх Сулейман ал-Кандузи, который подходит к толкованию хадиса с далекой от слепого пристрастия позиции, пишет: "Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и род его и да приветствует! - в этом хадисе имел в виду двенадцать человек из людей его дома и семьи, так как этот хадис невозможно отнести к халифам после него из его сподвижников по причине того, что их было меньше двенадцати; невозможно отнести его также к омейядским царям, так как их число было больше двенадцати и они, кроме Умара бин Абд ал-Азиза, чинили чрезмерную несправедливость, к тому же они не были из хашимитов, а Пророк, согласно хадису, который передает Абд ал-Малик со слов Джабира, сказал; все они - из хашимитов. Сокрытие этого его высказывания /в период правления омейядов/ склоняет чашу весов в пользу этого предания, так как они находили неуместным халифат хашимитов; невозможно отнести его также к аббасидским царям, так как их было больше указанного числа и они меньше соблюдали коранический стих: "Скажи; "Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним" /2:23/ и хадис о священном покрывале /хадис ал-киса/. Значит, этот хадис необходимо отнести к двенадцати имамам из людей его дома и семьи, ибо они были наиболее знающими, знаменитыми, богобоязненными и благочестивыми из людей своего времени, наивысшими из них в отношении родства и превосходящими их в отношении происхождения, наиболее высокочтимыми из них у Аллаха. Их знания, идущие непосредственно свыше и унаследованные от их деда - да благословит его Аллах и род его! - передается от отца к сыну. Так их определили люди науки и сторонники установления и раскрытия истины. Это подтверждает, что Пророк - да благословит его Аллах и род его! - имел в виду двенадцать имамов из людей его дома. Это мнение подтверждают и хадис о двух драгоценных вещах /хадис ас-сака-лейн/ и другие, неоднократно упомянутые в этой и в других книгах хадисы. А что касается его - да благословит его Аллах и род его! - высказывания в передаче Джаби-ра бин Самра о том, что "община сходится на них всех", то этим он - да благословит его Аллах и род его и да приветствует! - имел в виду, что община мусульман единодушно признает всех имамов с появлением их Исполнителя /ал-каим/ Махди"[9]. [1] Сахих Муслим, vi/122; Сахих ат-Тирмизи, 11/308; Мустад-рак ал-Хаким, iii/109; Муснад ал-имам Ахмад бин Ханбал, 111/14,17; ал-фусул ал-мухимма ли-Ибн ас-Саббаг ал-Малики, с.24; Кифайат ат-талиб ли-л-Канджи aui-Шафи'и, с. 130; Йанаби' ал-ма-вадда ли-л-Ханафи ал-балагахи, часть iv17-18; Тарих ал-Йа'куби, 11/92; Тафсир ал-фахр ар-Рази, iii/18; Тафсир ан-Нисабури, 1/349. [2] Йанаби' ал-мавадда, с.32 и 40; ас-Саваик ал-мухрика ли-Ибн Хаджар, часть ix/57; Кашф ал-гимма, 1/42. [3] Сират ал-Халаби, iii/308. [4] Ас-Саваик ал-мухрика ли-Ибн Хаджар, глава i, часть xi/89. [5] Ал-Имама ва-с-сийаса ли-Ибн Кутайба, 1/68; Тарих Багдад ли-л-Хатиб ал-Багдади, iv/21; Тафсир ал-фахр ар-Рази. i/iii. [6] Пророк во время его болезни сказал: "Принесите мне чернильницу и папирус, я напишу вам письмо, чтобы вы не сбились с пути после меня". Умар сказал: "Посланник Аллаха уже страдает от боли. Нам достаточно Книги Аллаха!" [7] Нахдж ал-балага, с.357-358. [8] Сахих Муслим, yi/2; Сахих ал-Бухари, Китаб ал-ахкам, часть 105; Муснад ал-имам Ахмад бин Ханбал, 1/397, 11/86. [9] Йанаби' ал-мавадда, с. 446. |