ЛЕКЦИЯ 4 ПРОРОК О БОЖЕСТВЕННОЙ ИЗБРАННОСТИ ПРЕЕМНИКА ДУХОВНОГО ЗАВЕЩАНИЯ Пуáëèчное заявление Посланником Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — о назначении Али — мир ему! — руководителем и заместителем после себя имело место не только в Гадир Хумме. Пророк избрал его своим заместителем еще в начальный период ислама, после того, как он в течение трех лет тайно и осторожно призывал к исламу, а потом получив от Аллаха повеление: "И увещевай твою áëèæàéшую родню" /26:214/, он решился, наконец, на то, что требовал от него аллах — выйти к людям и провозглашать перед ними свой призыв. Тогда он поручил Али — мир ему! — созвать сорок человек из родов Хашима, Абд ал-Мутталиба и Абд Манафа. С участием этих сорока человек из своей áëèæàéшей родни он устроил угощение. В первый день угощение сопровождалось бессодержательными разговорами Абу Лÿхаба, родного дяди Пророка, который вел себя высокомерно и сильно раздражался. Так прошел и второй день угощения. На третий день, когда угощение было повторено по требованию Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — и когда после еды подошло время духовной пищи, Посланник встал среди своей родни, начал свой разговор с восхваления и ïðославления Аллаха, а затем сказал: "О сыновья Абд ал-Мутталиба! Клянусь Аллахом, я не знаю среди арабов юношу, который пришел бы к своему народу с лучшим, чем то, с чем пришел к вам я. Поистине, я пришел к вам с наивысшим áëàãом áëèжней жизни и жизни последней. Аллах всевышний повелел мне призвать вас к Нему. Кто из вас поможет мне в этом деле и станет моим братом, духовным восприемником и наследником среди вас?". Все воздержались от ответа и отвернулись, пока Али — мир ему! — самый молодой среди них, не встал и сказал: "О, Пророк Аллаха! Я буду твоим заместителем в этом деле". Пророк протянул ему руку и сказал: "Поистине, этот /юноша/ — мой брат, преемник и наследник среди вас. Слушайте его и повинуйтесь!" Люди встали насмехаясь и стали срамить абу Талиба, говоря: "Он приказал тебе слушать твоего сына и повиноваться"[1]. Это событие получило широкую известность в истории ислама и нет ни одного историка, который сомневался бы в его действительности и достоверности. Посланник, о котором Коран гласит: "и говорит он не по пристрастию. Это — только откровение, которое ниспосылается" /53: 3-4/, с первых дней выступления со своей миссией определил и разъяснил дело о лидерстве и ðóêîâîäñòâå Али — мир ему! — после себя. Это события — достоверное свидетельство тому, что вопрос о наследовании Пророку связан с Аллахом и Его Посланником — да áëàãословит его Аллах и род его! — и решается свыше, а посему эта весьма важная и сопряженная с великой ответственностью ïðîáëåìа не может быть решена в зависимости от желания людей. Этот вопрос непосредственно связан с вопросом о руководстве мусульманской общиной на важность и значимость которого указывает тот факт, что Пророк объявил о пророчестве и имамате в один и тот же день, на одном и том же собрании. Кроме того, Посланник Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — неоднократно по разным случаям подчеркивал, что вопрос о руководстве общиной предрешается свыше, и что он сам не играет никакой роли в решении этого вопроса. Ал-Ахнас бин Шурайк, вождь одного из аравийских племен, ставил условие: он присягнет и подчинится Посланнику, если тот сделает его главой своей общины после себя. Посланник так ответил ему: "Поистине, это дело принадлежит Аллаху и Аллах избирает для него того, кого Он считает достойным этого"[2]. Отчаявшись, ал-Ахнас написал Посланнику, что он не согласится взять на себя из бремени ислама то, что может понести, если дело имамата и руководства потом перейдет к другому. Исходя из этого, сможем ли мы предпочесть избранника людей тому, кого избирал Аллах и Его Посланник? Сможем ли мы ставить того, кого избирал аллах, под покровительство другого, кому он должен будет подчиняться и за ним последовать? Ведь Коран гласит: "Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его Посланник дело, выбора в их деле. А кто не слушается Аллаха и Его Посланника, тот попал в явное çàáëóæäåíие" / 33: 36/. Посланник Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — в хадисе о положении /хадис àë-ìàíçèëÿò/ разъясняет общине мусульман отличительное качество руководства и имамата Али — мир ему! Появление этого хадиса связывается со следующим событием: Посланник получил известие, что византийский отряд готовится к наступлению на город Пророка — Медину, и что византийцы питают большую надежду на то, что эта война принесет им твердую и быструю победу. Посланник стал думать об организации защиты города и смог мобилизовать большое число мусульман, готовых выйти навстречу противнику за пределами города. С другой стороны, ему стало известно, что лицемеры Медины подготовили план опасного заговора с целью дестабилизации положения в городе во время отсутствия здесь Пророка. Посланник Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — назначил Али — мир ему! — начальником охраны города и поручил ему остаться здесь для решения ïðîáëåì горожан и разбирательства в их тяжбах. Когда лицемеры поняли, что их план раскрыт, а заговор потерпел неудачу, они начали распространять ложные слухи об Али — мир ему! — намереваясь ослабить его позицию. Они утверждали, что Посланник — да áëàãословит его Аллах и да приветствует! — перестал любить Али — мир ему! — и поэтому не разрешил ему участвовать рядом с ним в этой великой битве. Распространение подобных слухов причинило боль и страдание Али и навлекло на него печаль и горе. Он немедленно отбыл к Пророку за пределы Медины и сообщил ему о слухах. Здесь Пророк историческими словами определил положение Али по отношению к себе, говоря: "О, Али! Разве не доволен ты быть по отношению ко мне в положении Харуна по отношению к Мусе? Однако после меня нет пророка!"[3]. Многие из суннитских ученых и мухаддисов в своих сочинениях отмечали, что Пророк после этих слов добавил: "Поистине, мне следует отправляться из нее /города/ только в том случае, если ты меня замещаешь там"[4]. Са'ад бин Аби Ваккас, один из ярых противников Али — мир ему! — ссылался на этот хадис, чтобы показать, какое важное положение занимал имам Али — мир ему! Аиир, сын Са'да бин Аби Ваккаса передает: Му'авийа сказал Са'ду бин Аби Ваккасу: Что тебе мешает поносить абу Тураба[5], сына Абу Талиба? Он ответил: Я не стану поносить его, пока я помню три вещи, о которых сказал Посланник Аллаха — да áëàãословит его Аллах и да приветствует! Если бы я îáëàäàë хотя бы одной из них, это было бы мне милее самого лучшего áëàãа. Я не стану поносить его, пока я помню, как Пророк взял Али, двух его сыновей и Фатиму, провел их под свою рубаху, когда ему было ниспослано Откровение, и сказал: "О боже! Эти — люди моего дома и моя семья". Я не стану поносить его, пока я помню как он /Пророк/ назначил его своим заместителем во время одного из своих походов. Али Сказал: "Ты меня назначил своим заместителем при детях и женщинах", Он /Пророк/ сказал: "Разве не доволен ты быть по отношению ко мне в положении Харуна по отношению к Мусе? Однако после меня нет пророка". Я не стану поносить его, пока я помню день Хайбара, когда Посланник Аллаха сказал: "Я передам знамя человеку, который любит Аллаха и Его Посланника, и руками которого Аллах принесет победу". Мы старались вытянуться /чтобы он заметил нас/. А он сказал: "Где Али?" Сказали: "У него болят глаза". Он сказал: "Позовите его!" И позвали его. Он подул ему в глаз, а потом отдал ему знамя и Аллах принес ему победу"[6]. Этот хадис свидетельствует об особом положении Али — мир ему! Здесь Пророк — да áëàãословит его Аллах и род его! — объявляет, что положение Али по отношению к нему подобно положению Харуна по отношению к Мусе — мир ему! — с точки зрения достоинств и должностей, за единственным исключением — и это то, что Харун достиг степени пророчества, в то время как Али — мир ему! — не достиг этого положения, так как Пророк ислама является последним пророком. Из Корана мы видим, что Аллах всевышний даровал Мусе просимое им, дал его брата Харуна помощником ему, подкрепил им его мощь, сделал Харуна участником в его деле, даже возвысия, его до положения посланника[7]. Таким образом, согласно хадису о положении Али, совершенно ясно, что все эти должности, кроме пророчества, входили в круг его ведения. Несмотря на это, некоторые ученые утверждают, что этот хадис определяет заместительство Али только на те дни, во время которых Посланник Аллаха отсутствует в Медине, и на этом основании нельзя говорить о заместительстве Али после Пророка, вообще. По поводу этого возражения мы можем сказать следующее: Очевидно, что каждый раз, когда Посланник Аллаха покидал Медину — столицу ислама, он избирал своим заместителем одного из своих сподвижников. Но если Пророк, óïîäîáëяя Али Харуну, имел в виду только заместительство на дни своего отсутствия в Медине, то почему он в таком случае не проводил подобное сравнение в отношении других своих обычных заместителей? Почему он не оценивал их заслуги, уïîòðåáëяя подобные выражения? В отношении кого-либо, кроме Али — мир ему! — Посланник Аллаха —- да áëàãословит его Аллах и род его! — не уïîòðåáëял подобные высказывания. С другой стороны, если Посланник Аллаха подразумевал в этом хадисе лишь временное заместительство Али на считанные дни, то исключение в таком случае пророчества из числа халифских дел оказалось бы бесполезной игрой слов, Тогда его слова означали бы следующее: "О, Али! Будь моим заместителем, но ты не будешь после меня пророком!" Исключение же пророчества имеет смысл только в том случае, если все положения Харуна признавались бы за Али также после смерти Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! Добавим, что подобные высказывания со стороны Пророка в адрес Али имели место не только при его назначении заместителем в Медине: Пророк неоднократно высказывался подобным образом и в других местах. Исторических свидетельств тому много, например, когда в первые дни хиджры Пророк совершил в Медине обряд братания между многими парами мусульман, Али — мир ему! — поспешил к нему, полный огорчения и печали, и сказал: "Ты совершил братание между каждыми двумÿ мусульманами, а меня ты не побратàë с кем-нибудь из твоих сподвижников". Посланник Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — сказал: "Клянусь тем, кто послал меня с истиной, что я оставил тебя для себя Ты по отношению ко мне — в положении Харуна по отношению к Мусе. Однако после меня нет пророка"[8]. Однажды, когда Али, Абу Бакр и Абу Убайда сидели в присутствии Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — он положил руку на плечо Али и сказал: "Ты —первый, кто уверовал мне. Ты по отношению ко мне в положении Харуна по отношению к Мусе"[9]. Как-то Умар бин ал-Хаттаб встретился с человеком, который бранил Али, и сказал ему: "Ты — лицемер, ибо я слышал как Посланник Аллаха говорил: "Поистине, Али по отношению ко мне в положении Харуна по отношению к Мусе. Однако после меня нет пророка"[10]. Все эти высказывания свидетельствуют о том, что Посланник говоря о положении Али, имел в виду не временное его заместительство и поэтому каждый раз уïîòðåáëял наречие "поистине". Были и другие люди, замещавшие Пророка в Медине. Но обращение Умара к этому хадису показывает, что он воспринимал по нему положение Али в том смысле, что он подобен Посланнику Аллаха во всех духовных отношениях, ибо поэтому Умар обвиняет бранящего Али человека в лицемерии, что является более тяжелым обвинением, чем обвинение в явном неверии. Известно, что поношение верующего, независимо от степени его веры, не служит причиной обвинения в лицемерии и неверии. Многие сподвижники Пророка бранили друг друга, но никто из законоведов и богословов не пытался вступить в препирательство относительно возможности применения к ним осуждения в лицемерии и неверии. Однако оñêîðáëåíие в адрес Посланника Аллах — да áëàãословит его Аллах и род его! — дает основание для обвинения в неверии. Таким образом, можем сказать, что Умар бин ал-Хаттаб на основании слов Пророка считал, что Али находится в положении пророка во всем, кроме лишь пророчества. Посланник Аллаха в разных местах называл Али своим братом. В "Жизнеописании Посланника Аллаха" Ибн Исхака в редакции Ибн Хишама, там, где говорится о братании сподвижников Пророка из мухаджиров и ансаров, есть такие слова; "Посланник Аллаха сказал: "Братайтесь в Аллахе подвое, потом он взял за руку Али бин Абу Талиба и сказал: "Он — мой брат". Посланник Аллаха — господин посланников, имам áëàãочестивых и Посланник Господа миров, которому не было равного среди рабов божьих, и Али-бин Абу Талиб стали братьями. Братьями стали также Хамза бин Абд ал-Мутталиб — Лев Аллаха и Лев Его Посланника и Зайд бин Хариса, вольноотпущенник Посланника Аллаха; Джа'фар бин Аби Талиб Двукрылый, летающий в раю, который отсутствовал тогда и находился в Эфиопии, и Му'аз бин Джабал; Абу Бакр бин Абу Кухафа и Хариджа бин Зухайр ал-Хазрад-жи; Умар бин ал-Хаттаб и Утбан бин Малик ал-Хазраджи; Усман бин Аффан и Аус бин Сабит из племени бани ан-Наджжар; Абу Убайда бин ал-Джаррах и Са'д бин Му'аз; Абд ар-Рахман бин Ауф и Са'д бин ар-Раби[11]. Ибн Са'д рассказывает, что Посланник однажды сказал Али по поводу одного дела между ним, его братом Джа'фаром и Зайдом бин Хариса:"что касается тебя, о Али, то ты — мой брат и будь со мной[12]. Ибн Абд ал-Барр передает, что Посланник Аллаха сказал Али: "О Али! Ты — мой брат и мой спутник в раю"[13]. А теперь посмотрим, какова же цель этого братства? Посланник Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — после переселения в Медину основал это особое братство между мусульманами из числа мухаджиров и ансаров с целью поставить конец всяким родоплеменным привилегиям и особенностям, противоречащим духу исламской справедливости. Чтобы превратить отвлеченную идею всеобщего братства мусульман в реально ощутимый образ жизни Посланнику Аллаха необходимо было гормо-ничное согласие между мухаджирами и ансарами, братание их должно было открыть путь к новому мусульманскому братству на основе веры в Аллаха и во имя áëèзости к Аллаху. Такое братство гарантировало более гармоничное согласие и более крепкую áëèзость, чем братства на основе кровного родства. Тем более, что духовное братание мухаджиров и ансаров, пар мусульман из двух разных племен и городов, способствовало тому, что побратàвшийся с представителем ансаров мухаджир становился также áëèçêим к его кровным родственникам, духовная áëèзость мусульман превращала их в кровных родственников, между которыми складывались теплые дружеские отношения, Но мы помним, что Посланник Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — объявил о своем братстве с Али — мир ему! — еще за десять лет до хиджры, то есть в начальный период выступления со своей миссией у себя дома, в присутствии своих áëèæàéших родственников, когда он просил их оказать ему помощь в распространении призыва к исламу. Несомненно, это братание отличалось по своему характеру от мединского братания, которое Пророк рассматривал как путь к сáëèжению мухаджиров и ансаров, представляющих два города — Мекку и Медину. Такое сáëèжение не имело смысла между Мухаммадом и Али — мир им! — то есть между ними не было такого разрыва, чтобы оформлением этого братства можно было бы соединить их — áëèçêих двоюродных братьев, питающих друг другу сильные дружеские чувства. Таким образом, можем сказать, что мотивом для такого братания должно было служить то духовное, идейное и внутреннее подобие, которое существовало между ними, ибо только Али — мир ему! — единственный человек среди сподвижников, был подобен великому основателю ислама характером, знанием, познаниями, искренностью, духом и проницательностью. Поэтому братство Пророка с Али имеет свое значение и особый смысл. Как можно понять из хадиса, это братание ðàññ÷èòàíî не только на áëèæàéшую жизнь, но твердо и постоянно сохраняет свою силу и в последней жизни. Это подтверждает и другой хадис, согласно которому Пророк сказал Али: "Ты — мой брат в áëèæàéшей жизни и в жизни последней". Хадис о ковчеге /хадис ас-сафина/, где говорится о достоинстве людей дома Посланника Аллаха на главенство в исламе и руководство мусульманами, также получил широкую известность и нашел свое отражение с достоверными иснадами в сборниках хадисов многих авторитетных суннитских авторов. От Абу Зарра ал-Гифари передают: "Посланник — да áëàãословит его Аллах и род его! — сказал: "Люди моего дома среди вас подобны Ноеву ковчегу; кто плывет в нем, спасается, а кто отстанет от него, тот будет потоплен и погибнет". В этом хадисе Посланник Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — говорит о положении его семьи и о той основной роли, которую должны играть люди его дома в руководстве людьми и направлении на верный путь мусульманской общины, указывает на опасность отказа от следования этим людям, являющимся носителями божьей áëàãодати и особых знаний. Если обратить внимание на то, что люди дома Пророка óïîäîáëяются в хадисе Ноеву ковчегу, то можно будет понять насколько важное значение Посланник Аллаха придавал следованию им: тот, кто в своих религиозных и мирских делах вдохновляется ими, понимает свою ответственность в соответствии с их повелениями доверяет им и полагается на них, он гарантирует себе спасение от страшного наказания Судного дня, а тот, кто восстает против них, ослушается их и отойдет от их линии, подобен тому, кто отказался плыть с Ноем, надеясь спастись от потопа на горе и погиб, лишь с той разницей, что этот утопился и погиб в воде, а тот будет потоплен в мучительном наказании ада, на веки вечные! Кроме того, этот хадис дает нам представление об уровне и степени непогрешимости, непрочности, набожности, чистоте и богоугодности людей дома Пророка, ибо только тот в состоянии добиться коренных идейных, духовных и социальных изменений в жизни мусульман, кто свободен от изъянов и пороков, от отклонения от пути Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! Здесь следует отметить, что если шииты, следуя людям дома Посланника Аллаха, придерживались бы иного пути, чем тот, на который в своих наставлениях указывал Пророк, то они критиковали бы своих приверженцев и считали бы их линию и движение ошибочными. Но этого не произошло. И, наконец, обратим внимание на то, что сказал первый халиф, когда он оставил после себя правителем второго халифа и назначил его своим преемником? Разве он сказал что-нибудь более одного слова, закрепляющего халифат и руководство мусульманами, которые до сих пор выполнял первый халиф, за вторым? Так почему же в таком случае все эти высказывания и ясные заявления Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — относительно Али — мир ему! — не закрепляют за ним имамат и руководство, хотя слова Пророка логичнее, яснее и явнее высказывания первого халифа? Не достаточны ли все эти различные предания, достоверность которых не вызывает сомнения, хотя бы для закрепления за Али положения религиозного руководителя? [1] Тарих ат-Табари, ii/320-321; Тафсир ат-Табари, 11/216: ал-Камал ли-Ибн ал-Асир, 11/22; Муснад ал-имам Ахмад бин Ханбал, i/iii Тарих Аби-л-фида, 1/119; Кифайат ат-талиб ли-л-Канджи аш-Шафи'и, с. 89; ал-Хасаис ли-н-Насаи, с. 86; Сират ал-Халаби, 1/204; Шарх Ибн Аби-л-Хадид, iii/255; Джам' ал-джавами' ли-с-Суйути, vi/408; Шарх аш-Шифа ли-л-Хафаджи, iii/37. [2] Ат-Табари, 11/172. [3] Сахих ал-Бухари, iii/58; Сахих Муслим, 11/323; Сунан ибн Маджа, 1/28; Мустадрак ал-Хаким, iii/190; Муснад ал-имам Ахмад бин Ханбал, 1/331; ac-Сава'ик ал-мухрика, с. 30; Канз ал'-уммал, yi/152; Табакат Ибн Са'ад iii/34. [4] Мустадрак ал-Хаким, iii/63; ал-Хасаис ли-н-Насаи, с. 63; Фа-раид ас-Симтейн, 1/328; Талхис ал-Мустадрак ли-з-Захаби, iii/132; Муснад ал-имам Ахмад бин Ханбал, 1/331; ал-Манакиб ли-л-Хараз-ми, с.72; Тарих Ибн Асакир, 1/203; Ансаб ал-ашраф ли-ë-áàëàãàазури, 11/106; Тарих Ибн Касир, vii/328; ал-Исаба ли-л-Аскалани, 11/509. [5] Абу Тураб /"Отец пыли"/ — прозвище Али. Так любовно назвал его Пророк, увидевши однажды его запачканными в пыль, играясь с детьми. [6] Ал-Хасаис ли-н-Насаи, с. 81-82, изд. ал-Хайдариййа; ал-Мус-тадрак, iii/108; Канз ал'уммал, vi/405; ал-Гадир, iii/200-здесь даются источники хадиса, пути его передачи и иснады. Среди источников есть и такие: Сахих Муслим, vii/120; Ибн Маджа, 1/58; Йанаби' ал-мавадда ли-л-Кандузи ал-Ханафи, часть vi/51; Тарих Ибн Асакир, 1/334; Тарих Ибн Касир, vii/341. [7] Об удовлетворении Аллахом просьбы пророка Мусы в отношении своего брата Харуна см: Коран, 20:29-32 [8] Канз ал-'уммал со ссылкой на Муснад имама Ахмада, y/31. [9] Там же, vi/395. [10] Тарих Багдад ли-л-Хатиб ал-Багдади, vii/453; Тарих Ибн Асакир, 1/360-361. [11] Сират Ибн Хишам, 11/150-151; ас-Сира ал-халабийа, 11/97. [12] Табакат Ибн Са'д yiii/114. [13] Ал-Исти'аб, 11/460; ал-Хатиб ал-Багдади. Тарих Багдад, xii/268; Фадаил ал-хамса, 1/114. |