ЛЕКЦИЯ 21

 РАЗГОВОР О СОКРОВЕННОМ И ОЧЕВИДНОМ

Мир сокровенного противостоит миру очевидности. Все то, что выходит за пределы круга чувственного постижения человека и не постигается с помощью эзотерического знания, относится к миру сокровенного. Состояния и ужасы для воскресения, качество воздаяния и наказания, образ существования ангелов, сущность самости Бога и реальность его атрибутов непостижимы для нас. Но они непостижимы для нас не по той причине, что эти сущности являются бестелесными или крайне точными или малыми, а потому что они выше возможностей нашего разума, то есть они существуют вне времени и пространства.

Различается два вида сокровенного: абсолютно сокровенное и относительно сокровенное. Абсолютно сокровенное непостижимо для всех и навсегда, никогда не может быть постигнуто с помощью эзотерического знания. Например, нельзя постичь сущность Бога, Абсолютной Реальности. Относительно сокровенное же является сокровенным в отношении одних и очевидным в отношении других.

Мир очевидности это — то, что может быть постигнуто органами чувств, то есть познано с помощью эзотерического знания. Материя и ее проявления относятся к миру очевидности, ибо их можно познать, Даже такие невидимые невооруженным глазом мельчайшие частицы, как атомы, или микроорганизмы, как микробы или вирусы, относятся к миру очевидности, хотя наши чувства их непосредственно и не отражают, они не находятся вне возможностей нашего познания и с помощью специальных орудий, увеличивающих их размеры в миллионы раз, мы можем их познать. В существовании некоторых вещей мы можем убедиться посредством изучения их различных проявлений.

Таким образом, из-за ограниченности наших познавательных возможностей мы не можем представить себе то, что относится к миру сокровенного, иначе как через посредство рациональных доказательств или с помощью информирования /ихбар/ нас тем, кто îáëàäает знанием о сокровенном и властью над миром сокровенного. В отличие от предметов и явлений материального мира которые оказывают адекватное воздействие на наши органы чувств, и о которых у нас формируются знания с помощью научных и технических средств, мы не îáëàäаем информацией об истинных сущностях мира сокровенного и только с помощью тех, кто ведет нас по правильному пути, мы получаем информацию о нем и можем достичь о нем знания. Наша вера и убежденность в существовании мира сокровенного базируется на информации этих информантов сокровенного /ал-мухаббирин ал-гайбий-йин/. Поэтому мы говорим: наши представления о сокровенном подобны представлениям, полученным о любом научном понятии через информирование нас о нем.

Мы из-за недостаточности и ограниченности нашего существования стеснены рамками материального мира и поэтому многие нематериальные и нечувственные истинные сущности остаются за пределами нашего познания. Мы не только лишены возможности постичь многие тайны и символы, но и не способны к постижению даже многих явлений этого чувственного мира, хотя он находится в несомненной гармонии с нашими материальным бытием. Поэтому мы должны различить два вида мира сущего: эзотерический мир и мир экзотерический; мир сокровенного и мир очевидности. То, что скрыто от нас и составляет для нас тайное, которое мы не можем постичь, но представляет собой явное и наличное у Царя вселенной и всего сущего, Господа миров, который над всякой вещью мощен и всякую вещь объемлет и все вещи знает первозданным и вечным знанием. Нет ничего такого, что могло бы ограничить могущество Господа. Аллах всевышний объемлет Своим предвечным знанием все, что происходило в истории человечества в древнем прошлом, и все, что произойдет в будущем. У Аллаха налицо знание рая и ада, которые нам предстоит пережить в будущем, но о которых мы не имеем никаких представлений. Знание Аллаха абсолютно. Нет сходства между áîæüåì знанием и знанием человеческим, они несопоставимы. Мы не можем дать определение áîæüåìó знанию путем изучения знаний Его созданий, ибо знание человека зиждется на внешнем существовании объекта познания, а áîæüå знание не является таковым. Для Аллаха нет ничего скрытого и тайного, ничто не может скрыть что-нибудь от Него. Весь мир в отношении Аллаха является миром очевидности. В Коране говорится;

"Он — Аллах, нет божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он — Милостивый, Милосердный!" /59: 22/;

"Знающий скрытое и явное, Великий, Превознесенный!" /13: 9/;

Скажи: "О Аллах, Творец небес и земли, ведающий скрытое и явное! Ты судишь между Твоими рабами то, в чем они разногласят" /39: 46/;

"Разве Я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле и знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что вы скрываете?" /2; 33/;

"А потом вы будете возвращены к Знающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам то, что вы делаете" /62: 8/;

"Ведающий тайное и явное. Он — мудр, знающ!" /6: 73/.

Можно ставить вопрос; считается ли знание тайного одним из сущностных атрибутов Творца? Идентичны ли тайное и явное в отношении Его Абсолютной сущности с точки зрения Его всеведения или можно построить такую связь знания между любым человеком и миром сокровенного?

Некоторые теоретики настаивают на том, что знание сокровенного и скрытых сущностей является только атрибутом Аллаха, что даже пророки, посланники и имамы не могут постичь сокровенное. Это свое утверждение они строят на некоторых коранических стихах, в которых знание сокровенного относится только к Аллаху всевышнему и отрицается знание его предшествующими пророками;

"У Него — ключи тайного; знает их только Он" /6: 59/;

"Скажи: "Я не владею для самого себя ни пользой, ни вредом, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал скрытое, я умножил бы себе всякое добро, и меня не коснулось бы зло. Ведь я — только увещатель и вестник для народа, который верует" /7: 11 8/;

"И я не говорю вам: "У меня сокровищница Аллаха", ни: "Я знаю сокровенное". И я не говорю: "Я - ангел". И не говорю я тем, кого презирают ваши очи: "Не дает им Аллах никакого добра" /11: 31/;

"Скажи; "Не знает тот, кто в небесах и на земле, скрытого, кроме Аллаха и не знают они когда будут воскрешены!" /27: 65/;

"Скажи: "Я — не новинка среди посланников, и не знаю я, что будет сделано со мной и с вами" /46: 9/;

"И среди жителей Медины есть лицемеры; они — упрямы в лицемерии. Ты их не знаешь" /9: 101/.

Таким образом, никто из людей, даже пророки, не могут знать сокровенное. Его знает только Аллах всевышний. Но это не означает, что врата мира сокровенного закрыты перед ними всегда, и что они, даже при желании Аллаха того, не могут постичь сокровенное. Постижение сокровенного есть божественный дар и когда Аллах пожелает, Он открывает некоторые врата к сокровенному для Своих пророков, посланников и праведных рабов и дает им доступ к знанию мира сокровенного. Эти знания — лучи, испускающиеся из божественного знания по Его волеизъявлению.

Содержание же вышеприведенных коранических стихов следует истолковать в связи с тем, что люди в до-исламские времена приписывали посланникам полноту власти над миром, считали, что они способны умножить себе всякое добро и легко оттолкнуть от себя зло. Поэтому Аллах повелевает Своему Посланнику — да áëàãословит его Аллах и род его! — открыто заявлять, вопреки подобным суевериям, что он не обнаруживает в себе такие способности, что "нет силы и могущества, кроме как у Аллаха!", что его знание состоит только из того, что предоставляет ему Аллах посредством Откровения и чему Он обучил его из знаний, иначе он завладел бы сокровищницами земли, умножив себе богатство, и его не коснулось бы зло.

Здесь, невзирая на обучение Аллахом Своего Пророка посредством Откровения, он отрицает свое знание сокровенного и призывает людей исправить свои верования относительно этого вопроса. Однако этому же Пророку путем известия через Божественное Откровение раскрываются заговоры заговорщиков против него и áëàãодаря этому он спасается от неминуемой гибели. Это стихи не следует понимать как абсолютно отрицающие знание сокровенного кем-нибудь, кроме Аллаха. Наоборот, они предполагают следующее:

во-первых, знания пророков исходят ни от них самих, а предоставляются им путем эманации неисчерпаемого божественного знания и поэтому Пророк отрицает свое знание собственной судьбы без обучения его тому Аллахом;

во-вторых, из коранического стиха, где говорится о лицемериях, явствует, что лицемерие не возможно раскрыть естественными путями, оно раскрывается Пророку не обычным, а сверхъестественным путем. И история ислама свидетельствует о том, что Посланник Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — не только сам знал лицемеров, но и извещал своих áëèçêих сподвижников о них.

Ибн Хаджар в "Асад ал-габа" передает, что Хузайфа был одним из áëèçêих сподвижников Пророка и Пророк извещаë его о лицемерах. Однажды второй халиф спросил у Хузайфы о том, знает ли он кого-нибудь из лицемеров среди его спутников и собирателей налога? Хузайфа сказал: "Да", но отказался назвать его, но позднее халиф узнал о нем и сместил его с должности. Умар не совершал молитву над каким-нибудь усопшим, если там не присутствовал Хузайфа[1].

Не возможно вменять в обязанность что-то, не предоставив о нем знание. Аллах повелел Своему Посланнику бороться с неверными и лицемерами: "О Пророк! Борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним!" /9: 73/; "И не повинуйся неверным и лицемерам, и оставь обиды их, и положись на Аллаха! Довольно доверенным Аллаха!" /33: 48/.

Возможно ли, чтобы Аллах повелел Пророку бороться с лицемерами, не дав ему знать о них; чтобы Аллах с одной стороны, остерегал его не повиноваться лицемерам, а с другой стороны, не объяснял ему до конца его жизни, кто они?

Однако Коран подтверждает, что пророки îáëàäает знанием сокровенного: "И не таков Аллах, чтобы ознакомить вас с сокровенным, но Аллах избирает из Своих посланников, кого хочет. Веруйте. же в Аллаха и Его посланников!" / 3: 17 9/;

"Это — из известий о сокровенном, которое Мы тебе открываем" /3: 44/;

"Ведающий сокровенное; и не даст Он узнать сокровенное у Него никому, кроме тех, к кому Он соáëàãоволил как и посланнику, и тогда Он ведет перед ним и позади его íàáëþäателя /72: 26: 27/.

Стих провозглашает: Аллах îáëàäает знанием сокровенного и не ознакомляет никого с ним, кроме тех, к кому Он соáëàãоволит. Среди тех, кому Он соáëàãоволит — пророки, которых Он ознакомляет с сокровенным и ставит перед ними и позади их íàáëþäателей.

Аллах говорит: "Это — поистине, слово посланника áëàãородного, îáëàäающего силой у Властителя трона, могучего, встречающего покорность и, кроме того, доверенного. И ваш товарищ не одержимый: он ведь видел Его на ясном горизонте, и он не скупится на скрытое" /81:19-24/, то есть все, что Пророк считает для людей полезным из известий о сокровенном, он проинформирует их о этом. Стих очищает Пророка от скупости на известия о сокровенном и разъясняет, что он знаком с сокровенным,

Таким образом, сравнивания ранее приводимые стихи с последними, мы видим, что они не противоречат друг другу. Первые стихи отрицают за пророками автономное, самостоятельное знание о сокровенном, последние лее подтверждают, что пророки îáëàäают знанием сокровенного путем обучения их Аллахом. Значит, существуют праведные люди, достойные приобщаться к циклу божественного знания сокровенного.

Откровение, ниспосланное пророкам, представляет собой некую форму их связи с миром сокровенного. Оно есть божественное озарение, которое Аллах дарует избранным из числа Своих рабов. Но при этом нельзя забывать, что знание пророками и имамами сокровенного не есть автономное, самостоятельное знание, оно достигается путем обучения и внушения.

Ранее приводимые стихи Корана, которые могут быть поняты как отрицающие за пророками знание сокровенного, следует объяснить в связи с обстоятельствами их ниспослания. Суеверные представления людей доисламского периода о пророках могли подтолкнуть их к поклонению пророкам, как к носителям сверхчеловеческой силы. Поэтому Коран, чтобы опровергнуть эти ложные представления и подготовить сознание людей к восприятию истины, объявляет: пророки — обычные люди, едят пищу и ходят по рынкам, и главное, что их отличает, это — то, что они получают божественное послание путем Откровения для передачи его людям. Коран провозглашает: "И сказали они: "Не поверим мы тебе, пока ты не изведешь нам из земли источника, или будет у тебя сад с пальмами и виноградом, и ты проведешь между ними каналы, или спустишь на нас небо, как говоришь, кусками, или придешь с Аллахом и ангелами перед нами, или будет у тебя дом из золотых украшений, или ты поднимешься на небо. Но не уверуем мы и в твое поднятие, пока ты не спустишь нам книгу, которую мы прочитаем". Скажи: "Хвала Господу моему! Разве я только не человек — посланник?!" /17:90:93/; "И сказали они: "Что с этим посланником? Он есть пищу и ходит по рынкам. Если бы был ниспослан к нему ангел и был бы он вместе с ним проповедником! Или брошено было бы ему какое-нибудь сокровище, или оказался у него сад, откуда бы он ел!" и говорят неправедные: "Следуете вы только за человеком очарованным" /2 5: 7-8/.


[1] Асад ал-габа, 1/391.