ЛЕКЦИЯ 20 ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЯ ИМАМОВ Наиболее глубокая и точная часть знания имамов предоставлена им путем внушения с мира невидимого, áëàãословенный Коран сам по себе также является богатым источником знания чистейших имамов. áëàãодаря проницательному уму, пылкому образу мышления и обширному религиозному видению они способны извлечь сокрытый смысл установлений религии, разработать ответы на вопросы теоретического и практического характера, выводить из внутреннего смысла этой подлинно божественной Книги ислама различные научные истины, Третьим источником их знания являются книги, точнее свитки, которые они получили в наследство от Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! Существует множество преданий, свидетельствующих о том, что знание имамов проистекает из этих трех источников. Шейх ал-Кулайни в "Усул ал-Кафи" передает со ссылкой на имама ас-Садика — мир ему! — который говорил Абу Басиру: "О отец Мухаммада! Поистине, Аллах — велик Он и славен! — не даровал пророком ничего без того, чтобы не даровать это Мухаммаду — да áëàãословит его Аллах и род его! Он даровал Мухаммаду все то, что Он даровал пророкам. У нас есть свитки, о которых Аллах — велик Он и славен! — сказал: "Свитки Ибрахима и Мусы", Абу Басир спросил у него: "Да буду я твоим выкупом! Это — скрижали?" Он сказал: "Да"[1]. Ал-Кулайни приводит также слова имама ар-Рида — мир ему! — который говорил: "Если Аллах — велик Он и славен! — избирает раба для управления делами Своих рабов, то Он расширяет его грудь для этого, вкладывает в его сердце источники мудрости, внушает ему знание внушением, после чего он не затрудняется правильно отвечать на какой-нибудь вопрос. Он человек непогрешимый, непорочный, гарантированный от промахов, ошибок и çàáëóæäåíий. Аллах особо наделяет его этими качествами, чтобы он был Доказательством Его для Его рабов и Свидетелем Его о Его созданиях. Это — милость Аллаха, дарует Он ее, кому пожелает, Аллах — îáëàäàòåëь великой милости"[2]. Ал-Хасан бин ал-Аббас ал-Ма'руфи письменно обратился к ар-Рида — мир ему! — со следующим вопросам; "Да буду я твоим выкупом! Сообщи мне, каково различие между посланником, пророком и имамом?" Он написал: "Различие между посланником, пророком и имамом /заключается в том/, что посланник — тот, кому является Джабраил и приносит ему Откровение и он видит его и слышит его речь; возможно, он видит во сне, как видел Ибрахим; пророк, бывает, слышит речь, бывает, он видит фигуру, но не слышит; имам же —тот, кто слышит речь, но не видит фигуру"[3]. Ал-Кулайни рассказывает со ссылкой на имама ал-Ка-зима —мир ему! — который говорил: "Все наши знания имеют три вида; знание о прошлом /мадин/, знание о будущем /габир/, и знание о вновь возникающем /хадис/. Что касается знания о прошлом, то оно истолковано /нам Пророком/, что касается знания о будущем, то оно упомянуто /в свитках, имеющихся у нас/, а что касается знания о вновь возникающем, то оно заронено /внушением/ в наши сердца и высечено на слухах. И это превосходящая достоинством часть нашего знания и нет пророка после нашего Пророка"[4]. Следовательно, религиозные знания, принадлежавшие Посланнику — да áëàãословит его Аллах и род его! — находят свое продолжение в непогрешимых преемниках его духовного завещания и со смертью пророков и посланников не прерывается связь между Создателем и Его созданиями. Мы ðàñïîëàãàем множеством преданий о том, как праведнейшие имамы извлекали пользу из áëàãословенного Корана. Имам ал-Бакир — мир ему! — говорил: "Среди дарованных нам знаний — понимание и толкование Корана и его установлении"[5]. Имам ас-Садик мир ему! — передает со слов повелителя верующих Али — мир ему! — следующее: "Поистине, в нем /в Коране/ — знание того, что прошло, и знание того, что наступит до дня воскресения, и решение того, что происходит между вами, и пояснение того, в чем вы разногласите между собой. И если вы спросите у меня о нем, то я научу вас"[6]. У имама Абу-л-Хасана Мусы спросили о том, можно, ли найти в Коране и сунне Посланника Аллаха ответы на все вопросы? Он ответил: "В Книге Аллаха и сунне Его Пророка есть все"[7]. Наука о понимании и толковании Корана является наукой, связанной с миром невидимого, то есть она представляет собой науку, которой нельзя учиться естественным путем. Толкование Корана, то есть раскрытие истинной сущности желания Аллаха всевышнего считается одним из видов наук о невидимом, поэтому нельзя достичь ее, кроме как с помощью вселения божественного света. Аллах всевышний говорит в Коране; "Он — тот, кто ниспослал тебе писание; в нем есть стихи, ðàñïîëîæенные в порядке, которые — мать Книги; и другие — сходные по смыслу. Те же, в сердцах которых уклонение, — они следуют за тем, что в нем сходно. Не знает его толкование никто, кроме Аллаха и твердых в знании..." /3: 7/. Таким образом, мы узнаем, что кораническое понятие "твердые в знании" подразумевает тех, кто знает толкование сходньие по смыслу стихов в том значении, которое Аллах хотел придать им. Во многих преданиях со слов имамов говорится о том, что имам знает толкование скрытого смысла Корана. Ал-Аййаши в своем толковании Корана рассказывает со слов ал-фудайла бин Йассара, который спросил однажды у отца Джа'фара, имама ал-Бакира — мир ему! — о том, что существует хадис Пророка, гласящий, что каждый коранический стих имеет буквальный, внешний смысл /захир/ и тайный, скрытый смысл /батин/, что каждая буква его имеет предел /хадд/, а каждый предел — свое восхождение /матла'/; что же означают его слова "захир" и "батин" в этом хадисе? Имам ответил; "Внешний смысл коранических стихов подразумевает знание их в том виде, в котором они ниспосланы, /то есть знание их чтения/, а скрытый смысл — знание толкования их истинного смысла... Аллах сказал: "Не знает его толкования никто, кроме Аллаха и твердых в знании". Мы знаем его"[8]. Имам ал-Бакир — мир ему! — говорил: "Поистине, Посланник Аллаха самый превосходный из твердых в знании. Аллах — велик Он и славен! — научил его всему тому, что содержит Коран и его толкование. Аллах не стал бы ниспосылать ему что-нибудь, не обучив его толкованию этого, и преемники его духовного завещания знают все это. А те, которые не знают его толкования, если говорит знающий среди них по знанию, то аллах отвечает им, говоря: "Они говорят: "Мы уверовали в него; все — от нашего Господа". Коран содержит стихи особые /доступные лишь избранным/ и общие /доступные всем мусульманам/, очевидные и неясные, отменяющие /юридическую силу более ранних стихов/ и отменные /потерявшие свою юридическую силу/ и твердые в знании знают их"[9]. Следующим источником, откуда заместители Посланника Аллаха черпают свои знания, являются книги, точнее свитки, унаследованные ими от пророков — мир им! Ал-Кулайни в "Усул ал-Кафи" рассказывает со слов имама ас-Садика — мир ему! — который говорил: "У нас есть то, áëàãодаря чему мы не нуждаемся в людях, а люди нуждаются в нас. Поистине, у нас есть книга, продиктованная Посланником Аллаха и написанная почерком Али — мир ему! — свиток, содержащий знание дозволенного и запретного"[10]. Имам ал-Бакир — мир ему! — рассказывал: "Посланник Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — сказал повелителю верующих — мир ему! "Ты записывай то, что я тебе диктую". Али — мир ему! — сказал: "О Пророк Аллаха!" Боишься, что я забуду?" Он сказал: "Я не боюсь, что ты забудешь. Ведь я призываю к Аллаху, чтобы Он учил тебя наизусть и сохранил тебя от забвения. Однако ты записывай для твоих сотоварищей!" Он сказал: "Кто лее мои сотоварищи, о Пророк Аллаха?" Он сказал: "Имамы из твоего потомства". С их посредства дождь поит мою общину, с их посредства удовлетворяются призывы мусульман, с их посредства отводится от них беда и с их посредства ниспосылается милость с неба. И этот — первый из них". Сказав это, он указал пальцем на ал-Хусайна и добавил: "Имамы — из твоего потомства"[11]. Со слов имама ас-Садика — мир ему! — передают следующее; "Книги были у Али — мир ему! Когда он отправился в Ирак, оставил книги для хранения у Умм Сал-мы. Когда он умер — мир ему! — они были у ал-Хасана — мир ему! Когда умер ал-Хасан — мир ему! — они были у ал-Хусайна — мир ему! Когда умер ал-Хусайн — мир ему! — они были у Али бин ал-Хусайна — мир ему! Затем они были у моего отца"[12]. Передают, что имам Али — мир ему! — сказал: "Посланник Аллаха обучил меня тысяче вратам науки, каждая врата мне открывает тысяча врат". Нет сомнения в том, что такое обучение не может быть обычным обучением, практикуемым людьми науки и интеллектуалами. Посланник Аллаха при ограниченных условиях открывал имаму Али тысяча врат знания. Салим бин Кайс ал-Хилали ал-Амири рассказывает со слов Али — мир ему! — что не все сподвижники Пророка понимали его, когда он отвечал их вопросам. Я же каждый день два раза — днем и ночью уединялся с Пророком и он позволял мне находиться рядом с ним, где бы он не был. Все сподвижники Посланника Аллаха знали. что он так не поступает ни с одним из них, кроме меня. Часто мы встречались с ним у меня дома. А когда я заходил к нему в какой-нибудь дом его, то он уединялся со мной, удалил от меня своих жен и мы оставались с ним одни. Но когда он уединялся со мной у меня дома, то он не удалял от меня Фатиму, Как только он получал какой-нибудь стих из Корана, то. он заставлял меня читать его, диктовал его мне и я записывал его своим почерком. Он учил меня толкованию Корана и пониманию его скрытого смысла, давал мне понять его отменяющие и отмененные, очевидные и неясные, особые и общие стихи. Он призывал к Аллаху, чтобы Он даровал мне понимание и изучение наизусть этих стихов и я не забыл ни одного стиха из Книги Аллаха и ни одного знания, которое продиктовал мне Пророк[13]. Ал-Кандузи ал-Ханафи в своей книге "Йанаби' ал-мавадда" передает со ссылкой на "ал-Манакиб" Ибн ал-Мугазали следующие слова имама ар-Рида — мир ему! "Повелитель верующих Али — мир ему! — сказал: "Посланник Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — сказал: "О Али, я град знания, а ты — врата его. Говорит неправду тот, кто утверждает, что он может прибыть в город иначе, как не через врата"[14]. Посланник Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — понимал, что его община будет нуждаться после него в научном источнике и поэтому он стремился передать все свои знания тому, кто может подробно ответить на вопросы людей относительно их веры. Кроме того, он хотел, чтобы людям было доступно понимание установлений Аллаха без их изменения или искажения. Поэтому Аллах приказал ему проявить усердие в воспитании Али — человека бдительного, îáëàäающего проницательным умом и представляющего собой подлинное ядро воспитания людей на религии Аллаха. Ал-Кандузи ал-Ханафи в "Йанаби' ал-мавадда" передает со ссылкой на "ал-Манакиб" ибн ал-Мугазали следующие слова Ибн ал-Аббаса — да будет доволен ими обоими Аллах! "Посланник Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — сказал: "Когда я предстану перед моим Господом, Он будет говорить со мной и беседовать втайне и я не буду знать ничего, кроме того, чему я учил Али, ибо он — врата моих знаний"[15]. Ал-Кандузи приводит также слова имама ал-Хусайна — мир ему! который говорил: "Когда был ниспослан стих: "И всякую вещь Мы сочли в ясном имаме"[16], сказали: "О Посланник Аллаха! Это — Тора или Евангелие или Коран?" Он сказал: "Нет" Затем он ïðèáëèçил к себе моего отца и сказал: "Он — этот имам, в котором Аллах счел знание всякой вещи"[17]. Повелитель верующих Али — мир ему! — сказал: "Он /Пророк/ каждый год уединился в горе Хира, Я видел его и кроме меня никто не видел его. Тогда не было ни одного дома, где все приняли бы ислам, кроме /дома/ Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — и Хадиджы и меня, третьего из них. Я видел свет Откровения и Послания, вдыхал запах пророчества. Я услышал жалобный звук шайтана, когда на Пророка — да áëàãословит его Аллах и род его! — было ниспослано Откровение, И я сказал: "О Посланник Аллаха! Что это за жалобный звук?" Он сказал: "Это — шайтан. Он пришел в отчаяние от поклонения Ему. Поистине, ты слышишь то, что слышу я, видишь то, что вижу я. Однако ты не пророк, но ты — заместитель"[18]. [1] Усул ал-Кафи, 1/225. [2] Усул ал-Кафи, 1/202. [3] Там же, 1/176. [4] Тамже, 1/264. [5] Тамже, 1/229.. [6] Усул ал-Кафи, 1/61. [7] Там же, 1/62. [8] Усул ал-Кафи, 1/213. [9] Тамже, 1/213. [10] Тамже, 1/241-242. [11] Джами' ахадис аш-ши'а 1/141. [12] Там же. [13] Усул ал-Кафи, 1/64. [14] Йанаби' ал-мавадда, с. 72-73. [15] Там же, с. б 9. [16] Коран, 36: 12. [17] Йанаби' ал-мавадда, с. 7 6-7 7. [18] Нахдж аë-áàëàãà, проповедь 192. |