ЛЕКЦИЯ 16

ИМАМАТ И ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РУКОВОДСТВА ЛЮДЬМИ

Одной из функций имамата и законного божественного руководства людьми является эзотерическая функция, подразумевающая ведение людей к пониманию скрытого смысла вещей. Эта функция отличается от экзотерических функций руководства людьми в авторитетно установленном порядке. Она представляет собой особую и высшую функцию, которая вверяется Аллахом всевышним наиболее знатным, чистейшим и áëàãородным Его избранникам.

Поистине, божественные повеления по руководству людьми в порядке формирования у них нравственных ценностей и религиозной совести претворяются в жизнь посредством великих личностей, которые знают уровень веры людей, их знания о бытии и Боге, их деяния и поступки, áëàãодаря чему они могут оказать влияние на их помысли и тайные пружины их дел. Эти личности освещают сердца людей, помогают им исправить свои души. Приверженцам этих личностей следует приводить свои действия в соответствии с требованиями их руководства и предохранять свои души от того, чтобы оказаться в сетях страстей и уничижающих вожделений.

Среди пророков были такие, которые достигли положения имамата и исполнения этой эзотерической функции руководства людьми после того, как они прошли через божественные испытания и доказали этим свою духовную и нравственную способность руководить людьми, достигнув степени уверенности.

Из ряда коранических стихов можно понять, что непогрешимый имам имеет такое же положение по отношению к эзотерической функции руководства людьми, ибо в него вселяется божественный свет, поступающий из высшего мира божественной власти.

Коран следующими словами упоминает об особых условиях достижения положения имамата: "И сделали Мы из них имамов, которые ведут по Нашему повелению, за то, что они были терпеливы и уверены в Наших знамениях" / 32: 24/.

Понятие "ведение" в этом стихе подразумевает руководство не в авторитетно установленном порядке, а в порядке формирования у людей нравственных ценностей и религиозной совести. Поистине, стремление к наставлению людей на правильный путь и совету им быть справедливыми и терпеливыми является долгом и обязанностью каждого мусульманина, как это âåëåíî шариатом, поэтому положение имамата, а также терпеливость и уверенность не обуславливаются исполнением этого повеления. Однако ведение по повелению Аллаха — это такое положение, которое достигается лишь тогда, если это сделает Аллах, ибо äîñòèã это высокое положение удается только тем, кому дана терпеливость перед лицом горьких и несчастных случаев, что и позволяет достигнуть успеха в прохождений божественных испытаний. Такой человек терпелив в противостоянии к грехам и преступлениям и только в таком случае этот превосходящий человек, прошедший через испытание, достигает высокую степень уверенности и получает положение имамата. Таковыми являются условия, предъявляемые к тем, кто призван исполнить эзотерическую функцию руководства. Так и заявляет Коран: "И сделали Мы их имамами, которые ведут по Нашему повелению..." /21:73/; "И в тот день, когда Мы призовем всех людей с их имамом..." /17: 71/.

Когда Господь испытал Ибрахима — мир ему! — словесами и он завершил их, Он сказал ему: "Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом". Он сказал: "И из моего потомства?" Он сказал: "Не объемлет завет Мой неправедных" /2: 124/.

Данный коранический стих содержит ряд важных моментов:

1. Имамат Ибрахима — мир ему! — формировался в зависимости от того, как он вел себя перед лицом испытаний Господа и был связан с тем, что он вышел из этих испытаний с поднятой головой. После того, как он решительно преодолел все этапы испытания, ему было внушено, что он достиг положения имамата и на него возложена ответственность за ведение людей к пониманию скрытого смысла вещей, за очищение душ и наставления людей на правильный путь.

2. Ибрахиму — мир ему! — было сообщено об этом лишь после того, как он преодолел все эти сложные этапы божественного испытания, хотя он и был áëèзок к концу своей жизни, Нет сомнения в том, что он в этот период своей жизни был уже пророком, на которого было возложено вести людей в их вере, помыслах и поступках, но вместе с тем ему было поручено и положение имамата. Отсюда можно понять, что сан имама в смысле эзотерического проникновения в душевные тайны людей для оказания им помощи в их духовном движении был выше пророчества, которое он получил с давних пор.

3. Непогрешимость и непорочность являются обязательными условиями имамата. Стих провозглашает: неправедные, перешагнувшие линию непогрешимости и áëàãочестия, и преступившие границы Аллаха в несправедливость, равным образом, как по отношению к людям, так и по отношению к себе, лишены возможности достичь степень имамата и покровительства над людьми.

4. Имамат — божественный завет, которым наделяются те из людей, кто достиг по отношению к справедливости и áëàãочестии уровня непогрешимости и непорочности. Именно они призваны наставлять людей на правильный путь и вести их особым руководством к пониманию внутреннего смысла вещей. Поэтому имамат не может быть зависимым от выбора людей, то есть люди не могут выбирать имамом кого-нибудь из них.

5. Имамат может быть совмещен с пророчеством в лице пророков, как это было у Ибрахима — мир ему! — который получал áëàãодаря своему пророчеству божественные откровение и исправлял убедительными доводами и вескими доказательствами извращенные идеи, а с другой стороны, áëàãодаря своим особым и исключительным поступкам был наделен способностью духовного и нравственного руководства людьми для ведения их к пониманию скрытого смысла вещей. Перед ним открылись врата имамата и он достиг этого высокого сана.

Из содержания стиха можно понять, что Аллах одаряет положением имама всех, кроме неправедных, из потомства Ибрахима — мир ему! Несомненно, наиболее достойным и превосходящими из потомства Ибрахима на получение этого положения являются Пророк и непогрешимые имамы. Поэтому эти превосходящие руководители являются наиболее яркими доказательствами из потомства Ибрахима, которые достигли степени имамата и эзотерической функции руководства людьми, в том числе и знания невидимого /илм ал-гайб/.

Ал-Кулайни в своей книге "ал-Кафи фи усул ад-дин" передает со слов ал-Бакира и ас-Садика — мир им обоим! — "Поистине, Аллах избрал Ибрахима рабом перед тем, как избрать его пророком, и избрал его пророком перед тем, как избрать его посланников, и избрал его посланником перед тем, как избрать его другом, и избрал его другом перед тем, как избрать его имамом, А когда Он собрал все эти вещи в нем, то взял его за руку и сказал ему: "Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом". Из-за величия этого дела в глазах Ибрахима — мир ему!

— он сказал: О Боже! "И из моего потомства?" Он сказал: "Не объемлет завет мой неправедных"[1].

Существует множество преданий со слов мусульманских руководителей, подтверждающих необходимость наличия имама для ведения людей по правильному пути, ибо пока на земле живут люди, необходимо, чтобы было доказательство Аллаха для них, дабы описывать им основные моменты религиозной идеи и доктрины в свете той программы, которую разрабатывает возëþáëенный Аллаха как представитель религии Аллаха, ведущий людей к пониманию скрытого смысла вещей.

Али — мир ему! — сказал: "Знай, что род Мухаммада — да áëàãословит его Аллах и род его! — подобен звездам на небе: если закатывается звезда, то появляется другая...".

Ас-Садик — мир ему! — сказал в одной из своих проповедей: "Поистине, Аллах посредством имамов правильного пути из людей Дома Своего Пророка — да áëàãословит его Аллах и род его! — разъяснил Свою религию, выявил через них скрытый смысл начал Своего знания. Кто из общины познал обязательность признания достоинства Своего имама, тот обнаружил сладость своей веры и узнал превосходство красоты подчинения себя Аллаху, ибо Аллах назначил имама знаком для Своих созданий и доказательством для людей земли Своей. Аллах надел на него корону величавости, одарил его божественным светом. Он помогает ему всякими средствами с неба. Не прекращается его привязанность и не объемлет он то, что у Аллаха, кроме как посредством Его помощи. Не приемлет Аллах знания рабов, кроме как через знание имама... Аллах всевышний не престает избирать их для Своих созданий из потомства ал-Хусайна и избирает их последовательно, имама за имамом. Каждый раз как умирает из них имам, Аллах назначает для Своих созданий того, кто следует ему, имамом как явного знака и светящего светоча. Аллах сделал их имамами, чтобы они вели людей по правильному пути по справедливости, и лучшими из потомства Адама, Нуха, Ибрахима и Исмаила — мир им! — и лучшими из семейства Мухаммада — да áëàãословит его Аллах и род его!"[2].

Он — мир ему! — сказал: "Если бы на земле остались только два человека, то один из них был бы имамом". Он также сказал; "Поистине, последним, кто умрет, будет имам, чтобы никто не приводил доводы Аллаху

— велик Он и славен! — что Он оставил его без Доказательства Аллаха для него"[3].

Ал-Хамавайни составил хабар со ссылкой на ал-А'маша, который говорил: "Я сказал Джа'фару ас-Садику — мир ему! — "Как люди извлекают пользу от Доказательства, исчезнувшего, скрытого?" Он сказал; "Так же как они извлекают пользу от солнца, когда его скрывает туча"[4].

Ал-Кулайни в "Усул ал-Кафи" рассказывает со ссылкой на Абу Джа'фара ал-Бакира — мир ему! — что он сказал: "Клянусь Аллахом, Аллах не оставил землю с тех пор, как скончался Адам — мир ему! — без того, чтобы на ней не был имам, посредством которого люди находят правильный путь к Аллаху. Он есть Его Доказательство для Его рабов и земля не остается без имама как Доказательства Аллаха для Своих рабов"[5]. Ал-Кулайни приводит этот рассказ также со ссылкой на Абу Халида ал-Кабили, который сказал: "Я спросил у Абу Джа'фара — мир ему! — о словах Аллаха всевышнего: "Уверуйте же в Аллаха, и Его Посланника, и в свет, который Мы ниспослали" /64: 8/. Он сказал: "О Абу Халид, клянусь Аллахом, свет — это имамы. О Абу Халид, свет имамов в сердцах верующих ярче светящегося днем солнца. Они

— те, кто проникает в сердца верующих, и Аллах скрывает их свет от тех, кого пожелает, и их сердца становятся темными и Он устраивает перед ними преграду этим"[6].

Шейх Садук в книге "Илал аш-шараи"' рассказывает со ссылкой на Амра бин Шимра, который передает со слов Джабира, сославшегося на Абу Джа'фара ал-Бакира

— мир ему! — который сказал: "Я сказал; "Для чего существует потребность в пророке и имаме?" Он сказал:

"Для сохранения мира в исправном состоянии. Это потому, что Аллах — велик Он и славен! — снимает с обитателей земли наказание, если на ней есть пророк или имам; Аллах — велик Он и славен! — сказал: "Аллах — не таков, чтобы их наказывать, когда ты среди них" /8: 33/. Пророк — да áëàãословит его Аллах и род его!

— сказал: "Звезды — безопасность для обитателей неба, а люди моего дома — безопасность для îáèòåëåé земли. Если бы исчезли звезды, то обитатели неба совершили бы то, что сами ненавидят; и если бы исчезли люди моего дома, то обитатели земли совершили бы то, что сами ненавидят", подразумевая под "людьми его дома" имамов, повиновение которым Аллах-велик Он и славен! — сравнил с повиновением Себе, сказав: "О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и îáëàäàòåëям власти среди вас" /4: 5 9/. Они — непогрешимые и непорочные, которые не грешат и не ослушаются, они поддерживают, приводят в согласие и направляют. Посредством их Аллах наделяет Своих рабов уделом, посредством их Он áëàãоустраивает Свои страны, посредством их Он ниспосылает капли воды с неба, посредством их Он выводит áëàãодать земли, посредством их дается отсрочка согрешившим и не ускоряется им возмездие и наказание, не разлучается с ними дух святой и они не разлучаются с ним, не разлучаются они с Кораном и он не разлучается с ними, да áëàãословит Аллах их всех!"[7] Шейх ал-Кулайни рассказывает в "Усул ал-Кафи" со ссылкой на Мухаммада бин ал-Фудайла, который передает со слов Абу-л-Хасана ар-Рида — мир ему! — следующее: "Я сказал ему: "Может ли земля остаться без имама?" Он сказал: "Нет". Я сказал: "Мы рассказываем со слов Абу Абдаллаха — мир ему! — что она не остается без имама, кроме как если разгневается Аллах всевышний на обитателей земли или на рабов".

Он сказал, "Нет, не может остаться, ибо погибнет"[8].


[1] Усул ал-Кафи, 1/175, хадисы 2 и 4.

[2] Йанаби' ал-мавадда. с. 23-24; Усул ал-Кафи, 1/203-204.

[3] Усул ал-Кафи, 1/180.

[4] Йанаби' ал-мавадда, с. 21 со ссылкой на ал-Хамавайни из его книги Фараид ас-симтейн.

[5] Усул ал-Кафи, 1/179.

[6] Усул ал-Кафи, 1/195.

[7] Ал-Бихар, xxiii/19.

[8] Усул ал-Кафи, 1/179.