ЛЕКЦИЯ 15

КОМУ ТОЛКОВАТЬ БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ

Законы, созданные для человеческих обществ áëàãодаря усилиям ученых, нуждаются на этапе практического внедрения в бдительных и внимательных людях, которые могли бы толковать и разъяснять их. Это-общее правило, распространяющееся даже на исламские законы, в основе которых лежит божественное руководство посредством Откровения и сунны Пророка как образца для мусульманской общины.

Содержание некоторых стихов Корана, являющегося первоисточников для всякого решения по правовым вопросам на основе свободного суждения, оставалось не вполне понятным для многих и поэтому необходимо было давать истолкование, чтобы разъяснить их суть в целом. Дело в том, что Коран излагает исламскую программу в общих чертах и в целом, не вдаваясь в подробности и поэтому каждый, кто хочет детально разобраться в установлениях религии, не может ограничиться лишь буквальным пониманием божественных повелений.

Нередко происходит расхождение в понимании коранических стихов и преданий Пророка, делаются различные логические заключения на основании этих правовых источников, в ðåçóëüòате чего искажается первоначальный смысл исламских понятий. При этом люди, преследующие корыстные цели и связанные с дворцовыми кругами, могут пользоваться случаем и истолковывать стихи в интересах центров силы из числа влиятельных лиц. Такие случаи имели место при омейядских и аббасидских халифах, Как же противостоять попыткам неправдивого толкования Корана? Разве нет необходимости в таком случае обратиться к авторитетному источнику, знающему, непогрешимому, охватывающему все знания по Небесной Книге, унаследовавшему знания Посланника Аллаха? Этот источник должен быть конечном авторитетом в толковании божественных предписаний, его аргументы и доводы должны исходить из коранических основ, поставить конец всяким сомнениям и расхождениям в точках зрения и стать компасом, показывающим путь çàáëóäившемуся мореплавателю.

Если рядом с Кораном не окажутся толкователи, подробно знающие все обстоятельства произнесения коранических аÿтов, мы окажемся в çàáëóæäåíии и своими незаконными толкованиями удалимся от первоначальной чистоты коранических истин.

Имам ас-Садик — мир ему! — создал в свое время исламский университет, где он в целях обучения людей и оáëèчения идейных намерений лжерассказчиков воспитал большую группу ученых-практиков. Вся его идейная и научная деятельность была направлена на борьбу против порочных толкований Корана и попыток его искажения, а также тенденциозных теорий в религии, áëàãоприятную почву для которых создавали политические обстоятельства.

Однажды группа учеников имама ас-Садика — мир ему! — которые впоследствие сыграли большую роль в развитии мусульманской культуры, сидели в его присутствии. Среди них находился и Хишам бин ал-Хакам. Имам — мир ему! — обратился к нему со словами;

— О Хишам, не расскажешь ли мне как ты поступил с Амром бин Убайдом и о чем ты его спросил?

Хишам вначале постеснялся говорить перед имамом, но потом начал свой рассказ о том, как он однажды оказался среди слушателей Амра бин Убайда в мечети в Басре и обратился к нему с вопросами. После того, как Амр ответил на его вопросы о том, есть ли у него глаза, нос, рот, уши и что он с ними делает, Хишам спросил у него:

— А есть ли у тебя сердце и что ты с ним делаешь? Амр ответил:

— Да, я отмечаю им все, что поступает на органы чувств.

— Не èçëèøíå ли сердце, — сказал Хишам, — когда есть эти органы? Тот ответил;

—Нет.

— Как же так, — спросил Хишам, — они âñе нормальные и здоровые?

— Сын мой, — ответил Амр, — если органы чувств сомневаются в том, что они обоняли, видели, вкусили или услышали, то они передают это сердцу, а оно определяет достоверное знание и вытесняет сомнение.

Хишам сказал:

— То есть Аллах установил сердце для контроля над сомнениями органов чувств?

— Да, — сказал Амр. Хишам сказал:

— то есть сердце необходимо, иначе органы чувств не приобретут уверенность? Амр ответил утвердительно. Хишам сказал:

— О отец Марвана! Аллах — велик Он и славен! — не оставил твои органы чувств без того, чтобы не назначить для них имама, определяющего им достоверное знание, с помощью которого они приобретают уверенность в том, что они сомневаются. Как же он оставляет всех этих людей в их растерянности без того, чтобы назначить им имама, к которому они обратились бы со своими сомнениями, если Он назначает тебе имама над твоими органами чувств, к которому ты обращаешься со своей растерянностью и сомнениями?

Амр замолчал и ничего не сказал, А когда он догадался, что его собеседником является Хишам бин ал-Ха-кам, оказал ему почести.

Когда Хишам закончил свой рассказ, имам ас-Садик — мир ему! — улыбнулся и спросил у него:

— О Хишам, кто же научил тебя этому? Хишам сказал:

— Я перенял это у тебя и сочинил. Имам сказал:

— Клянусь Аллахом, это написано в свитках Ибрахима и Мусы[1].

Мы также говорим, что люди могут правильно понять божественные установления и повеления только в том случае, если исламской общиной после Посланника Аллаха руководит тот, в учености и духовном превосходстве которого люди убеждены. Это он непосредственно разъясняет людям подробности божественных установлений и это необходимо для людей в их практических делах, иначе община отойдет от основ вероучения и люди собьются с ровной дороги в мир вечного счастья.

Поистине, чистейшие имамы в течение долгих лет после Посланника Аллаха в весьма сложных условиях и по мере своих возможностей распространяли коранические знания, учили мусульман тому, как воплотить в жизнь законы Корана, Они своими словами и действиями вели людей по правильному пути и оставили после себя учение, составляющее богатое сокровище исламского наследия, Это сокровище знаний отличается достоверностью цепи передатчиков, аргументированностью доводов и широтой охвата. В нем можно найти решение по любому вопросу или ïðîáëåìе, возникшей неожиданно.

В то же время все знают, что халифы после Посланника Аллаха не отличались широкими знаниями в предписаниях ислама и духовных потребностях людей. От первого халифа передано не более 80 хадисов[2]. Ан-Навави в своей книге "ат-Тахзиб" пишет, что ас-Сиддик передал со слов Пророка 142 хадиса, ас-Суйути в "тарих ал-хула-фа" приводит 104 хадиса своего слов, а ал-Бухари включил в свой сборник всего 2 2 хадиса из числа переданных им хадисов[3]. Религиозный руководитель, призванный быть спасителем общины в любое тревожное время и оказаться способным решать все религиозные ïðîáëåìы, îáëàäàë таким уровнем исламской образованности, что вынужден был учиться установлению Аллаха в отношении наследия бабушки у такого çàáëóäившегося и порочного человека как ал-Мугира бин Шу'ба[4]. Он сам со всей откровенностью признавал это, говоря: "Вот, я стал вашим правителем, хотя я и не лучший из вас. Если я справлюсь хорошо, то поддержите меня, а если поступлю неправильно, то исправьте меня. Повинуйтесь мне пока я повинуюсь Аллаху и Его Посланнику! А если я ослушаюсь Аллаха и Его Посланника, то не указано вам повиновение мне»[5].

Об уровне религиозной образованности второго халифа рассказывают, что однажды к нему подошел человек, который спросил его:

— Мне полагается совершить омовение, но я не нашел воды, как мне быть? Халиф сказал:

— С тебя отпало обязательство молиться[6].

Однако Коран выносит ясное решение по этому вопросу, указывая, что "если... вы прикасались к женщинам • и не нашли воды, то омывайтесь чистым песком и обтирайте ваши лица и руки" /4: 43/.

Имам Муслим в своем сборнике хадисов в разделе "Омовение песком" приводит следующий рассказ со слов Абд ар-Рахмана бин Абази: некий человек подошел к Умару и сказал; "Я не чист и не нашел воды". Умар сказал: "Не молись!". Аммар сказал; "О повелитель верующих, разве ты не помнишь, как однажды я и ты были не чистыми и не нашли воды. Ты тогда не совершил молитву, а я обтерся песком и совершил молитву и Пророк — да áëàãословит его Аллах /и род его/! — сказал: "Тебе достаточно было ударить руками по песку, затем вытряхнуть их и обтереть ими свое лицо и локти?

Умар сказал:

— О Аммар, бойся Аллаха!

— Если хочешь, — сказал Аммар, — я не расскажу об этом…[7]

Ал-Байхаки приводит такой рассказ со ссылкой на аш-Ша'би: Умар бин ал-Хаттаб на проповеди, после того как он восславил и возвеличил Аллаха, призвал мусульман не проявлять чрезмерность в даче подарка невесте по случаю свадьбы и сказал, что если кто-нибудь назначит подарок больше того, что назначал Пророк, то он отнимет излишек в счет казны. Одна женщина из курайша сказала:

— О повелитель верующих! Книга Аллаха всевышнего более достойна руководствоваться ею или твое слово?

— Конечно же Книга Аллаха, — ответил Умар, — а в чем дело?

Женщина сказала:

— Ты только что запретил людям проявлять чрезмерность в назначении предсвадебного подарка, а Аллах всевышний говорит в Своей Книге "а если вы... одной из них дали кинтар, то не отбирайте из него ничего... " /4: 20/.

Умар сказал:

— Всякий знает больше, чем Умар[8].

Что касается халифа Усмана, то ал-Бухари передает с его слов девять хадисов, а Муслим — пять[9].

Эти факты показывают нам уровень знаний и религиозной образованности тех, кто взял в свои руки бразды руководства мусульманской общиной после Пророка. Как можно надеяться при таком положении дел, что религиозные предписания останутся защищенными от изменений и искажений а мусульманская община будет продвигаться к высшим целям религии?!

Тот, кто берет на себя бремя руководства общиной, должен îáëàäать обширными знаниями и совершенной образованностью, чтобы быть в состоянии отвечать на все вопросы. Знание божественных предписаний является одним из основных условий руководства.


[1] Усул ал-Кафи. ii/169-170.

[2] Муснад Ахмед бин Ханбал, 1/2-14.

[3] Адва' ала-с-сунна ал-мухаммадийа, с. 224.

[4] Муватта' ал-Малик, с. 335.

[5] Табакат ибн Са'д, iii/151; ат-Табари, iii/210; Сират Ибн Хишам, 11/374.

[6] Сунан Ибн Маджа, 1/300.

[7] Ал-Гадир vi/83; этот рассказ упоминается в сборнике Ахма-да бин Ханбала, а также во всех четырех сборниках хадисов.

[8] Сунан ал-Байхаки, yii/233; ал-Гадир, vi/96.

[9] Адва' ала-с-сунна ал-мухаммадина, с. 225.