ЛЕКЦИЯ 11

ШИИЗМ В ВОДОВОРОТЕ ИСТОРИИ

Мусульманские историки и современные исследователи выдвигают различные версии относительно времени рождения шиизма. Отсутствие среди ученых единства в отношении даты возникновения шиизма связано главным образом с тем, что многие из них подходят к этому вопросу с собственных идейных позиций и не ïðèäåðæиваются строго объективного подхода.

Они считают, что шиизм возник после смерти Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его! — относя его происхождение к тому времени, когда сподвижгики Пророка решили назначить его преемника. Ал-Иа'куби, например, пишет; "Среди мухаджиров и ан-саров были люди, такие как ал-Аббас бин Абд ал-Мутта-либ, ал-фадл бин ал-Аббас, аз-Зубайр бин ал-Аввам, Ха-лид бин Са'ид, ал-Микдад бин Амр, Салман ал-Фариси, Абу Зарр ал-Гифари, Аммар бин Йасир, ал-Бара' бин Азиб и Убай бин Ка'б, которые отказались присягнуть Абу Бакру и встали на сторону Али бин Аби Талиба"[1].

Другие говорят, что шиизм зародился в период правления халифа Али бин Аби Талиба — мир ему!

Третьи утверждают, что шиизм встал на ноги в конце правления халифа Усмана.

Четвертые считают, что основателем школы шиизма является имам ас-Садик — мир ему!

Существует также версия, связывающая зарождение шиизма с враждебным отношением иранцев к арабам-мусульманам. Сторонники этой версии считают или допускают вероятность того, что шиизм возник в ðåçóëüòате политических интриг. Некоторые же исследователи ïðèäåðæиваются точки зрения, согласно которой шиизм представляет собой случайное для мусульманского общества явление. Он якобы не сыграл какой-нибудь существенной роли в жизни мусульманского общества, не имеет ярко выраженных особенностей и получил распространение лишь áëàãодаря сопутствующим социально-политическим обстоятельствам более позднего времени.

Некоторые связывают возникновение шиизма с идеями вымышленной личности под именем Абдаллаха бин Саба' и относят происхождение шиитской мысли к этому вообразимому человеку. Все свои представления о шиизме они строят на этой основе, что дает им повод оценить его как случайное для мусульманского общества или привнесенное в него извне явление[2].

Нельзя, конечно, согласиться с подобными измышлениями, которые направлены лишь на сокрытие истины и извращение действительности или же происходят из незнания богатого шиитского теоретического наследия. Попробуем возможно более точно воспроизвести аргументацию ряда ученых в пользу действительной истории шиизма.

Известный египетский писатель Таха Хусайн во второй части книги "ал-Фитна ал-кубра" /"Великая смута"/ пишет: "То, что историки не упоминают имена саба'итов и Ибн ас-Сауды при описании битвы при Сиффине, свидетельствует по меньшей мере о том, что дело саба'итов и ибн ас-Сауды вымышлено, причем — позднее, когда возникли споры между шиитами и другими исламскими партиями: противники шиитов хотели внести в основы этого учения иудейский элемент, пытаясь чинить им неприятности и порочить их. Если дело Ибн ас-Сауды имело бы под собой какую-нибудь правдивую или достоверно историческую основу, то было бы естественным проявление его следов при описании этой напряженной и тяжелой битвы при Сиффине или событий того времени, когда сторонники Али — мир ему! — разошлись в мнениях о вопросе правления".

Доктор Мухаммад Курд Али также затрагивает эту тему, отмечая следующее: "Что касается убеждения некоторых писателей о том, что шиизм берет свое начало от ереси Абдаллаха бин Саба', известного как Ибн ас-Сауда, то оно есть вымысел и ðåçóëüòат недостаточного знания сущности учения шиитов. Тот, кто знает о том, какое положение занимал этот человек у шиитов, как они отрекались от него и от его слов и как их ученые единогласно порицали его, тот может знать насколько это высказывание соответствует правде. Нет сомнения в том, что шиизм возник в Хиджазе, в стране того, чьими приверженцами являются шииты. Шиизм был там слабым, но непоколебимым в сердцах его сторонников. Затем он получил широкое распространение в Ираке в период правления Али — мир ему!"[3].

Доктор Али ал-Варди, профессор Багдадского университета, пишет: "Вопрос о том, действительно ли существовал Ибн Саба' или он — вымышленное лицо, имеет весьма важное значение для тех, кто хочет заниматься изучением истории ислама. Я говорю: Ибн Саба', о котором говорят, что он, якобы, был двигателем смуты, на самом деле есть вымышленное лицо. По всей вероятности, они преднамеренно выдумали эту необыкновенную личность, ведь курайшиты тоже обвиняли Мухаммада — да áëàãословит его Аллах и род его и да приветствует! — в начале его выступления с призывом к исламу в том, что он, якобы, получает свои поучения от раба-христианина по имени Джабр и все, что он говорит, взято из проповедей того раба-христианина"[4].

Однако мусульманские ученье отмечают, что истоки шиизма восходят к самому Посланнику Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его и да приветствует! Хасан бин Муса ан-Наубахти в книге "Толки и секты" /"ал-Макалат ва-л-фирак"/ пишет: "Первая из этих групп — шииты, это

— группа Али бин Абу Талиба, называвшаяся во времена Пророка и после него "партией" Али, известная своей преданностью ему и исповедованном его имамата. Среди них

— ал-Микдад бин ал-Асвад, Салман ал-фариси, Абу Зарр Джундуб бин Джунада ал-Гифари, Аммар бин Йасир, которые повиновались ему и признавали его имамат, и те, чья привязанность соответствовала привязанности Али. Они — первые в этой общине, к кому применяли название ташаййу /"приверженность"/ — древнее: ши'а /"приверженцы"/ Ибрахима, Мусы, Исы и иных пророков"[5].

Наиболее авторитетные шиитские ученые также считают, что Основатель ислама — да áëàãословит его Аллах и род его и да приветствует! — первым применил к последователям и сторонникам Али — мир ему! — название "аш-ши'а".

Многие ñóííèòñêèå толкователи Корана и исследователи хадисов, говоря об обстоятельствах ниспослания коранического стиха: "Поистине, те которые уверовали и творили доброе, эти — лучшие из твари" /98: 7/, ссылаются на слова Ибн Аббаса о том, что когда была ниспослана айа, Пророк сказал Али: "Это — ты и твои приверженцы. Ты и твои приверженцы придете в день воскресения довольными и снискавшими довольство, и придут враги твои мрачными с оковами на шеях"[6]. Известный суннитский историк и толкователь Корана ат-Табари в комментарии к этому стиху рассказывает, что именно Посланник Аллаха употребил это слово[7].

И так, можно сказать, что Посланник Аллаха употреáëял слово "аш-ши'а" применительно к сторонникам Али, обобщая под этим понятием особенности тех, кто следовал его примеру. Таким образом, аш-ши'а — чисто исламская школа, название которой прозвучало из уст самого Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его и да приветствует! А если слово "аш-ши'а" употреáëялось позднее в сочетании с определением "ал-джа'фариййа", то это свидетельствует о признании усилий имама Джа'фара бин Мухаммада ас-Садика — мир ему! — по распространению исламских и шиитских знаний, ибо в его времена, в условиях омейядско-аббасидских столкновений за халифат появилась возможность для этого. Имам оценив политическую обстановку, идейные разногласия, введение таких новых принципов исследования правовых вопросов, как "ал-кийас" /"аналогия"/ и "ал-истихсан" /"предпочтение"/, приступил к разработке своей реформистской программы в целях изменения ухудшившего тогда положения в îáëàñòи распространения религии и воспитания миссионеров, пригодных для этого дела.

Известный египетский ученый Мухаммад фикри Абу-н-Наср о происхождении шиитов — приверженцев имама Али пишет следующее: "Шииты не имеют никакого отношения к Абу-л-Хасану ал-Аш'ари касательно основ веры и к четырем правовым школам касательно частных вопросов права на том основании, что ученые шиитских имамов предшествует другим учениям, вследствии чего оно — более надежное и верное, достойнее, чем другие, для подражания, также более подходяще для открытия ворот иджтихада /самостоятельного толкования "основ" и "ветвей" теологии и права/ по нему до дня воскресения. Кроме того, это учение никогда не было интерпретировано под влиянием политических сил и конфликтов"[8].

Профессор Абу-л-Вафа ал-Гунейми ат-Тафтазани пишет: "Многие исследователи — как на Востоке, так и на Западе, как в старое, так и в новое время — допускали в отношении шиитов множество ошибочных суждений, не имеющих заслуживающих доверия доказательств и свидетельств из положений Корана и сунны. Некоторые ученые пользовались этими суждениями, не задавая себе вопроса о том, правильны ли они или ошибочны.

Среди факторов, способствовавших несправедливому отношению этих исследователей к шиитам, было и невежество, вытекающее из того, что они не были осведомлены о шиитских источниках и довольствовались лишь источниками их противников"[9].

Все это позволяет нам понять насколько сильно произошло отклонение от истины и как крайне фанатическая приверженность к династийным связям и влияние политической атмосферы уводили от ислама и Корана людей, состязающихся между собой в распространении раскола между братьями-мусульманами.

Здесь мы должны отметить еще один весьма важный вопрос: нам не следует применять название "аш-ши'а" ко всякой группировке, отделившейся во времена Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его и да приветствует! — от других мусульман, потому что многие из них во времена Пророка считали, что Али превосходит других за его знание веры, ценностей и целей послания, глубокую проницательность, превосходящую убежденность и нравственные достоинства. Они в своих стремлениях к Аллаху всевышнему вдохновлялись его человеческим примером и личностью, формировавшейся под воспитанием Посланника Аллаха.

Да, шииты, как партия, появились после смерти Посланника Аллаха, когда знатные сторонники Али отказались присягнуть Абу Бакру под навесом. Они при этом основывались на ясные указания, несущие очевидный смысл и категорическое свидетельство на назначение Али — мир ему! — покровителем мусульман, протестуя против решения, принятого под навесом в пренебрежение имаматом имама, и руководствуясь интересами мусульман и ислама. áëàãодаря, этому они отделились от большинства. Они ïðèäåðæивались мнения, что именно Али бин Абу Талибу принадлежит место идейного и политического руководителя общиной после Пророка — да áëàãословит его Аллах и род его и да приветствует! Таким образом, приверженцы Али — мир ему! — образовали свою группировку с того времени.

И так, стержнем всех разногласий и дискуссий после смерти Пророка стал вопрос об обычном руководстве, а не о месте имамата, ибо имам представляет собой человеческую ипостась Мировой души после Пророка, который есть человеческая ипостась Мирового разума. И никто из собравшихся под навесом не предложил ничего касательно избрания или назначения имама или принятия решения по этому поводу.

Если люди, собравшиеся под навесом, не затронули вопрос об имамате, то означает ли это, что они не сомневались или не вызвали сомнения относительно духовного руководства Али — мир ему! — или это означает, что люди, претендующие на халифат, не стали говорить о своем притязании на имамат, понимая, что они не отвечают условиям, необходимым для занятия этого духовного положения? Суть дела ясна.

Предположим, что вопрос об имамате в течение некоторого времени вообще не был поставлен. Впервые этот вопрос возник после смерти ряда первых халифов и Му'авия, например, был первым, кто назвал себя имамом.

Согласно суннитским историкам и ученым, в первое время разговор шел лишь о халифате и халифах, но при этом они в отношении к Али и его сыновей, известных как имамы шиитов, уïîòðåáëяют слово имам. И в схоластической теологии /илм ал-калам/ дискуссии шли вокруг вопроса об имамате. Шииты, согласно своему убеждению, считают необходимым наличие у имама и заместителя Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его и да приветствует! — четко определенных признаков, таких как совершенное áëàãочестие, то есть непогрешимость, а также ряд других особенностей,

Хишам бин ал-Хакам, один из учеников имама ас-Садика — мир ему! — посвятил вопросу об имамате книгу, которую он назвал "ал-Имама". Он рассматривает в этой книге все духовные критерии, предъявляемые имаму.

áëàãороднейший Пророк — да áëàãословит его Аллах и род его и да приветствует! — совмещал в своем лице пророчество в смысле получения Откровения и передачи его людям с тем, что был также правителем мусульман и их покровителем. Когда мусульмане еще устраивали свои дела в Медине, всеми общественными и политическими делами занимались правители, эмиры, вожди и судьи-чиновники; раздел военной добычи, вопросы войны и мира входили в функции Посланника Аллаха, который также следил за выполнением божественных предписаний в отношении людей согласно тому, как он повелевал и запрещал. Люди были обязаны повиноваться ему, Таким образом, функции правления, óñòàíàâëèâàíèÿ порядка и безопасности составляли часть пророческой функции Посланника Аллаха. Одним словом, во времена Посланника Аллаха — да áëàãословит его Аллах и род его и да приветствует! — пророчество, светская власть и духовная власть и правление совмещались в его лице.

Однако после смерти Пророка разногласия и конфликты имели место только вокруг функций правления и руководства Посланника.

Те, которые выступали с притязанием на правление и руководство после Посланника, не претендовали на то, что входят в контакт с божеством для получения Откровения, не претендовали также на имамат, на духовное руководство людьми. Их притязания ограничивались лишь правлением и устроением дел мусульман и они обосновывали свои действия тем, что не могут допустить раскол и распад только что приведенной в порядок мусульманской общины. Они намеревались добиться этого áëàãодаря учтивой политике и хорошему правлению халифа.

И мы видим, что когда люди присягнули Абу Бакру после смерти Посланника Аллаха, Абу Убайда сказал Али: "О двоюродный брат мой! Поистине, ты молод, а эти — старейшины твоего племени. У тебя нет такого, как у них, опыта и знания дел, И я считаю Абу Бакра более сильным чем ты, для этого дела, более способным нести его тяжесть. Передай ты это дело Абу Бакру. Поистине, если ты будешь жить и продлится твоя жизнь, то ты имеешь право на это дело и äîñòîèí его за твое достоинство, религию, знание, проницательность, первенство /в исламе/, происхождение и родство /с Пророком/".

Али — мир ему! — сказал: "О сонмище мухаджиров, заклинаю вас Аллахом, не изгоняйте власть Мухаммада из его жилища и уголков его дома в свои жилища и утолки ваших домов и не îòòàëêèâàéòå его семью от ее права и положения среди людей. Поистине, о сонмище мухаджиров, мы достойнее других этого дела, ибо мы — люди Дома и достойнее вас этого дела. Если среди людей и есть чтец Книги Аллаха, знаток в религии аллаха и способный нести тяжесть правления ïîääàííûìè, защищая их от злых поступков, произведя между ними ровное распределение, то клянусь Аллахом, что он среди нас. Не стремитесь к страстям — больше отойдете от истины и погубите ваши прошлые заслуги злом настоящих проступков"[10].


[1] Ал-Иа'куби, ii/114.

[2] Более подробно об этом см.: Ас-Саййид ал-Муртада ал-Аска-ри; Абдаллах бин Саба'; Хади Хосровшахи. Абдаллах бин Саба' байн ал-ваки' ва-л-хайал.

[3] Хутат аш-Шам, yi/246.

[4] Из примечаний к переводу на персидский язык книги Хай-кала "Жизнь Мухаммада", с. 236.

[5] Ал-Макалат ва-л-фирак, с. 15.

[6] Ас-Саваик ал-мухрика ли-Ибн Хаджар ал-Аскалани, i часть, с. 99 Манакиб ал-Хоразми ал-Ханафи, с. 66; Йанаби' ал-мавадда ли-л-Кандузи ал-Ханафи, часть 56; ал-Фусул ал-мухимма ли-Ибн ас-Саббаг ал-Малики, с. 105; Кифайат ат-талиб ли-л-Канджи аш-Шафии, с. 118.

[7] Тафсир ат-Табари, iii/126.

[8] Мукаддимат ал-Мураджа'ат. Каирское изд., с. 10.

[9] ma'a риджал ал-фикр фи-л-Кахира, с. 40-41.

[10] Ал-Имама ва-с-сийаса, с. 10-11.