ИСТОЧНИК ВСЕГО БЫТИЯ НЕ ЗАВИСИМ ОТ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИЧИНЫ Последователи материализма обращают много критического внимания на тот принцип, что Бог не нуждается в причине. Предположим, говорят они, что Создатель является источником мира и тем, кто дарует ему существование, все явления, получив от него свое начало, продолжали существовать áëàãодаря ему, но какая причина освободила его от необходимости иметь создателя? Какая действующая сила побудила его появиться на свет? В лекции, прочитанной в Атеистическом обществе, известный писатель Б. Рассел заметил: "Однажды (мне было тогда 18 лет) я прочел "Автобиографию" Дж. Стюарта Милля, где наткнулся на следующее место: "Отец объяснил мне, что на вопрос: "Кто меня сотворил?" — нельзя дать ответ, ибо это немедленно повлекло бы за собой новый вопрос: "А кто сотворил Бога?" Это необычайно простое место убедило меня, и до сих пор я пребываю в убеждении, что аргумент первопричины является ложным. В самом деле, если все должно иметь причину, то должен иметь причину и Бог. Если же может существовать нечто, не имеющее причины, то этим нечто сама природа может быть ничуть не хуже бога, так что аргумент первопричины абсолютно недействителен". К сожалению, некоторые западные философы, которые воспринимают существование Бога, были не способны решить эту ïðîáëåìу. Английский философ Г. Спенсер сказал в этой связи следующее: "ïðîáëåìа заключается в том, что, с одной стороны, человеческий разум ищет причину для всего, а с другой, отвергает всю кругообразность. Он не воспринимает, не осознает беспричинную причину. Когда священник рассказывает ребенку, что Бог сотворил природу, тот спрашивает: "А кто сотворил Бога?", в другом месте Г. Спенсер говорит: "Материалист пытается убедить себя в том, что существует мир сам по себе, вечно и без причины. Однако, мы не можем верить во что-то, что не имеет ни начала, ни причины. Теолог отодвигает ïðîáëåìу назад еще на один шаг, говоря, что Бог сотворил мир. Но ребенок задает ему безответный вопрос: "А кто сотворил Бога?". Мы можем подобное возражение высказать материалистам и спросить их: "Если мы проследим цепь причинности в обратном направлении, то в конце концов дойдем до первопричины, Давайте скажем, что причина не бог, а материя. Скажите нам, кто создал первую материю? Вы, кто верит в закон причинности, ответьте нам: если материя — конечная причина всех вещей, что является причиной материи? Вы говорите, что источником всех явлений является материя — энергия, что является тогда причиной и источником материи — энергии?" Поскольку цель причинности не может вернуться в бесконечность, они могут ответить, что материя вечная и безвременная реальность, для которой не может быть установлено начало, материя несоздаваема, не имеет начала или конца, и ее существо зарождается в самой ее природе. Это означает, что материалисты допускают принцип вечности и несотворенности: они полют, что все вещи возникли из вечной материи, и что существо возникает из самой природы материи без какой-либо нужды в Создателе. Б. Рассел открыто излет эту веру в лекции, приведенной выше: "Нет никаких оснований предïîëàãàòь, что мир вообще имел начало. Представление о том, что вещи обязательно должны иметь начало, в действительности обязано убожеству нашего воображения". Точно таким же путем, каким Рассел рассматривает материю вечной, верующие в Бога относят вечность Богу. Вера в вечное существо является общей для материалистов и религиозных философов; обе группы сходятся во мнении, что есть первичная причина; но верующие в Бога считают первопричину мудрой, всезнающей и îáëàäающей силой решения и воли, в то время как материалисты считают, что первопричина не îáëàäает ни сознанием, ни разумом, ни восприятием, ни силой решения. Таким образом, устранение Бога ни в коей мере не решает ïðîáëåìу, поставленную вечным бытием. Кроме того, материя — это местоположение движения и изменения, ее движение динамично и происходит внутри собственной сущности. Теперь, основное движение несовместимо с вечностью, и материя и стабильность существа являются двумя взаимоисключающими категориями, которые не могут соединиться в едином месте. То, что устойчиво и неизменно в своей сущности, не может допускать движение и изменяться в той сущности. Как марксисты, которые полют, что материя сопровождается ее антитезисом, оправдывают вечность материи? Вечность означает стабильность и неизменность сущности, невозможность прекращения, но материя в своей сущности является компендиумом сил и потенциальностей; это относительность сама в целом охваченная при существовании и вымирании. Вечность несовместима со способом существования, присущим материи, и факторами и атрибутами, которые требует ее природа. Верование тех, кто верует в Бога, относительно установленного и абсолютного принципа, относится к существу, который допускает стабильность и безусловность, исходя из собственной природы, его природа полностью лишена и отдалена от свойств материи. Сам характер материи отвергает постоянство, вечность и преемственность, поскольку она не может отделить себя от движения, относительности и противостоит тому, чтобы быть главной или абсолютной движущей силой, здесь было бы полезно рассказать о полемике Имама Садика, да будет над ним мир! с одним из материалистов его века. Материалист: Из чего были созданы существа? Имам: Они были созданы из ничего (т. е. они первоначально были несуществами). Материалист: Как они развивались и возникли из небытия? Имам: Я не сказал разве, что все вещи в мире были созданы из ничего? Смысл сказанного мной заключается в том, что все существа были первоначально несуществами; они были несуществующими, затем стали реальными. Вы хотите сказать, что мир вечен, но это понятие неверно по следующим причинам: во-первых, если материальный мир вечный, то следует, что вечное существо должно подчиняться изменению и прекращению, что невозможно; во-вторых, если элементы, составляющие мир, вечны посредством их сущности, то как это возможно, что они должны вступить в объятие смерти и исчезновения? И наоборот, если нет жизни в их сущностях, как может исходить из них жизнь? Если вы говорите, что живые существа возникают из живых элементов и неодушевленных элементов, мы отвечаем, что сущность, у которой нет жизни, и не может быть вечной по себе и не может быть источником жизни. * * * Материалист: Если материя есть то, что вы говорите, почему вещества, говорят, вечные? Имам: Вера в вечность вселенной у тех, кто отрицает существование правителя и составителя плана творения, отвергает посланников Бога, рассматривает книги, которые они приносят, как басни древних и придуманные верования, чтобы удовлетворить себя. Мы говорим, таким образом, что сущестование вещи невозможно без причины несовершенной вещи, т. е. вещи, судьба которой зависит от причины и постоянство которой зависит от наличия ее причины. Это не применяется к сущности, которая создает свою реальность и не обнаруживает признака недостатка и ограничения. Первичная причина является таковой в силу наличия совершенного и безграничного существа; не подчиняясь никакой движущей силе, она не зависит от нужды, условия, свободна от зависимости и не содержит следов изменчивости или изменения. Когда мы говорим о первопричине и одновременно утверждаем, что Бог свободен от всякой необходимости в причине, мы не имеем в виду, что Он обычно разделяет с созданными существами потребность в причине, но однажды Ему было даровано освобождение от закона причинности. Бог не является следствием, чтоб Он мог почувствовать необходимость причины; Он не есть явление, чтоб Он мог нуждаться в создателе. Наоборот, все условия и предпосылки возникновения происходят от него, вечного источника бытия. Закон причинности применяется только в сфере тех вещей, несуществование которых предшествовало их существованию. Точно также значение первопричины не в том, что Бог создал Себя, что Он был собственной причиной. Необходимость следствия причины находится в типе существования, которым îáëàäает первый; она существует не потому, что она в сущности реальная, а как ðåçóëüòат производного и зависимого существования, которое она обретает от причины, но сущность, природа которой не подчиняется никакому условию и проявляет полное отсутствие зависимости и связи, оно в конечном счете удаляется из сферы, в которой действует закон причинности. Если существо в силу совершенства и независимости от своей сущности не имеет потребности в причине, следует, что не причина установила его на данной степени существования, и что никакая причина не может вмешаться в нее. Цель причинности не может безгранично уходить в прошлое, отсутствие связи свойственно самой концепции первопричины. Вопрос: "Когда возникла первопричина?", следовательно, не ставится; вопросы вроде этого возникают только в отношении происхождения явлений и их зависимости. Существование первопричины тождественно ее сущности, возникновение первопричины также, на деле, сходно с ее сущностью. Оба эти свойства означают свободу от потребности, в то время вещи, существование которых заимствовано, нуждаются в причине, потому что они характеризуются преобразованием и изменением, возникновением из небытия и вступлением в жизнь. Как это можно предположить, что вера в существование Бога — это допущение противоречия, в то время как беспричинная природа следствия вроде материи не противоречива? Мы живем в мире, где все вещи подвержены изменению и разрушению; на каждой из его частиц запечатлелись следы непостоянства, подчинения и задолженности. Потребность и зависимость твердо óêîðåíèëèñü в глубинах нашего существа и всего на земле и в небесах. Наше существование не вечное и не возникло из нашей собственной сущности, нас не было, потом мы были оáëачены в одеяние жизни и появились на свет. Чтоб стать реальностью, такие существа, как мы, должны, умоляя, достичь дарителя жизни. Но Он, Кто вечен и бессмертен, жизнь которого возникает из Его собственной сущности, и появление которого вне времени, не нуждается, как это очевидно, в причине. Значение причины в философии в том, что она выводит следствие из небытия в бытие и наделяет его жизнью. Эта созидательность не может быть использована в основе доводов в отношении материальных причин, и единственная роль материи заключается в том, чтобы оставить одну форму и стать принятой в другой. Верно то, что каждое мгновение всякое материальное вещество в ðåçóëüòате внутреннего развития приобретает новый иной характер. Однако, врожденное движение мира и процессы порождения и разрушения свидетельствуют об устойчивой потребности в приложении руки Того, кто создает движение, руки, которая взращивает скорую череду бытия и подталкивает ее дальше. |