Одиннадцатый урок НАЧАЛО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ Атмосфера давления и различного преследования мусульман в Мекке, постоянно угрожающая заключением в тюрьму, пытками и смертью, и понимание того, что мусульманские воины еще не готовы к сражению, вызвали необходимость переселения. Пророк дал распоряжение мусульманам покинуть город и переехать в Ясриб. êóðàéøи хорошо поняли, какую опасность представляет это переселение, и опустились до всех незаконных средств, включая даже взятие их в заложники, чтобы воспрепятствовать спутникам Пророка уйти. Но, следуя своему первоначальному решению, мусульмане, покидая центр язычества, невежества и угнетения, оставляли свои привязанности и семьи и переселялись. Народ Ясриба принял их под свою опеку. Большинство мусульман ушли, и Мекка осталась почти пустой. Такая необычная ситуация и тревожные вести, приходившие из Медины, сильно взволновали êóðàéøов. Так как предыдущие попытки руководителей неверующих и отрицающих не принесли ðåçóëüòатов, они решили убить Пророка. Было решено, что как только опустится ночь, назначенные убийцы отправятся на свое дело. Ночью они окружили дом Пророка, ожидая, что Пророк выйдет на рассвете. Они держали его комнату под наблюдением всю ночь и были убеждены, что сын Абдуллы, у которого не было ни одного защитника в городе, не сумеет спастись от окружившей его дом засады и его судьба будет решена на рассвете. Однако, Посланник Бога повелел Али, мир ему, спать в его кровати. Али, чей дух воспитывался и окреп на Исламе, совершенно не боялся смерти во имя Бога и жизни Пророка. Тем временем Пророк тайно покинул дом в сопровождении Абу Бакра. В этот момент человек, случайно проходивший мимо дома, спросил жаждущих крови Посланника Бога, кого они ждут, когда они ответили, "Мухаммада",- он сказал им :"Он ускользнул из вашей засады". Когда рассвет озарил горизонт, они с удивлением увидели Али, мир ему, поднимающегося с кровати Пророка. Не совсем ясно, как Пророку удалось прорваться сквозь окружение вокруг его дома, не привлекая внимания. Но абсолютно ясно то, что именно Господь пожелал вывести своего избранного посланника из ловушки подлых и низких людей. Пророк покинул Мекку глубокой ночью и укрылся в пещере, а затем продолжил свой путь в Медину по обходным дорогам. Как только он добрался до города, стало ясно, что предательский план êóðàéøа не повредил им, а пошел на пользу Исламу и мусульманам. Могущественная рука, защищающая горящий факел Ислама на протяжении 13 лет, сумела с легкостью свести на нет и заговор. До переселения Пророка ряд граждан Медины пришла в Мекку в поисках поддержки êóðàéøа в своих племенных войнах, которые годами вели против Хазрадж. Несмотря на предостережение êóðàéøа, они прислушались к словам Пророка, мир ему, и испытали сильное их воздействие, и даже переменились благодаря им. В следующий раз, когда они прибыли в Мекку, чтобы совершить паломничество, все практически восприняли призыв Посланника Бога и обратились в Ислам. После ухода из Мекки и возвращения в свой родной город они приложили огромные усилия для просвещения людей в Ясрибе и для донесения Божьего послания всем классам населения. Это в свою очередь явилось сильным ударом самим основам идолопоклонничества. Люди Медины были истощены долгими племенными войнами, и они увидели в призывах Посланника надежду и средства избавления от всепожирающего огня гражданской войны. Для того, чтобы осознать степень необходимости Ислама тогдашнему обществу как силы, способной положить конец разложению и неверию, мы должны знать ситуацию, сложившуюся тогда на Арабском полуострове. Али, мир ему, говорил: "Господь послал Мухаммада, мир ему и благословения, чтобы предостеречь людей от того пути, в который они были вовлечены, и сделал доверенным лицом своих указов. К тому времени, о арабы, вы уже знали самые худшие верования и обычаи, и вы жили в самой худшей из всех земель. Вы пали среди грубых камней и ядовитых змей, пили загрязненную воду, ели плохую пищу, разрывали друг друга до крови, пренебрегали узами родства. Среди вас были идолы, и грех представлял ваше бессилие". Переселение самого Великого Пророка в Медину, ознаменовавшее начало Исламской эры, стало началом новой главы в истории Ислама. Поэтому удары бесконечно сыпались на силы растления и лжи. Дело Пророка пускало свои корни в Медине. Его призыв шел из дома в дом, и выкристаллизовывалось новое общество. Сила логики и сознательности идей, изложенных Мухаммадом, мир ему и благословение, были таковы, что предыдущие культурные, нравственные и общественные устройства людей в Медине разрушились полностью, вместе со всеми обычаями, имеющими место в их жизни. Были разорваны цепи рабства и разрушены основы жестокости и угнетения, сброшены с высоких тронов властители. Бессмертный шариат, новые нормы справедливости и возвышенной культуры как дар, принесенные человечеству Пророком, вскоре превратили Медину в духовную, социальную и военную столицу Ислама. Испытания, через которые верующие прошли в Мекке, - страдания и мучения, разрушение старых связей и создание новых привязанностей и дальнейшее углубление духовной зрелости - способствовали развитию переселенцев до такой степени, что Медина стала центром духовной и политической жизни для всех арабов и базой для окончательного распространения Ислама по всему миру. Именно оттуда Пророк Ислама представил свое послание народам. Он призывал всех людей объединиться под знаменем монотеизма и его жизнеутверждающих учений так, что меньше чем через полвека религия, которую он основал, взяла под свое влияние великие и процветающие нации того времени. Она лилась, как дождь милосердия и благословения, на души и сердца тех, кто стремился принять ее. Те, кто не сумел уловить глубинные причины событий, быстрый прогресс и распространение Ислама приписывают просто случаю. Практически ни одно из важных событий в мире не может быть приписано случаю, и это является непреложным законом для основателя этической, философской и законодательной системы. Может ли быть чистой случайностью, чтобы искра такого явления сверкнула только один раз в истории арабов и никогда бы больше не произошло что-нибудь подобное. Если какие-то определенные социологические факторы обусловили появление у арабов такого же значительного явления, то почему же другие условия не вызовут появление сходного с Пророком героя? Почему одно это событие должно выделиться среди других, как уникальный и единственный пример? Если такое значительное движение происходит в данном обществе в ðåçóëüòате определенных общественных условий, то оно не бывает внезапным без подготовленного этапа, связанного с предшествующими явлениями. Но это, наоборот, подобно волне, которая увеличивается постепенно и до тех пор, пока полностью не созреют условия для появления лидера. Распространяя свое послание, Пророк не представлял последнее в цепи идеологических движений, что происходит в каждом обществе. Для возвышенных представлений, ценностей и идей, которые он несет, не существовало основы, на которой бы он создавался. Революционная волна Ислама черпала свои силы от самого Пророка, это дело происходило без всякой предварительной подготовки. Дело было не в революционном движении, охватывающем спутников Пророка, а в самом Пророке, служащем ядром, вокруг которого послание существовало, и само движение являлось лишь продолжением личности Пророка. Движение это было частью его личности, но его личность не была частью этого движения. С этой точки зрения, революционное движение Пророка Ислама полностью отличается от всех других исторических движений. Ислам - исчерпывающее, всеобъемлющее движение, затрагивающее все области жизни, приводящее к глубокому изменению человеческие представления и ценности. Учение Ислама расшатало самые основы племенного общества, и идеалы Ислама были настолько обширны и возвышенны, что заключали в себе идею мирового общества, объединения всех людей под знаменем монотеизма. Полезно было бы услышать эти факты в изложении других. Неру, например, широко известный государственный деятель Индии, пишет следующее: "Странно, что арабская раса, которая долгое время вела сонное существование и порвала со всем, что происходило вокруг, внезапно очнулась и продемонстрировала такую невероятную энергию, которая удивила и перевернула мир. История арабов и то, как они быстро продвигались по Азии, Европе и Африке, история высокой культуры и цивилизации, которую они развили, является одним из чудес в истории". Ислам является новой силой и идеей, которая разбудила арабов и наполнила их самосознанием и энергией. Через семь лет своего переселения Мухаммад возвратился в Мекку как учитель. Даже до этого он из Медины призывал королей и правителей мира признать единственного Бога и его Пророка. Геракл, император Константинополя, принял его во время похода против персиан в Сирии. Персидский король принял его, и говорят, что даже Тай-Цунг принял его в Китае. Их интересовала личность неизвестного, который осмеливался командовать ими. Переданные послания убеждают в том, что Мухаммад был в высшей степени уверен в себе и в своей миссии., Более того, он сумел передать эту уверенность и веру людям и тем самым вдохновить и утешить народ пустыни, поднять его на ту высоту, когда незначительный народ сумел завоевать полмира. Уверенность и вера в себя имеют большое значение, Ислам также дал людям братство и равенство среди всех мусульман, раскрыв перед ними понятие о демократии. В сравнении с уже разлагающимся Христианством того времени это послание братства должно было стать великим призывом не только к арабам, но и ко всем людям, населяющим многие страны. Эта глубокая и удивительная перемена в истории человечества произошла от человека, избранного Богом. Он не имел никаких материальных источников в своем распоряжении, никогда не использовал научные или технические учения, и даже никогда ничего не брал из познания других. Это нельзя рассматривать как естественное или нормальное явление, наоборот, оно красноречиво свидетельствует о сверхчеловеческих способностях той выдающейся личности. Не вовлеки враги в арабском мире его во внутренние войны, он бы сумел приобщить других людей к Исламу быстрее и энергичнее. Но беспощадные нападки врагов вынуждали его отдавать основную часть своего времени защите Ислама. ОТВЕТ ПРОТИВНИКАМ ИСЛАМА Противники Ислама критикуют его за то, что он будто полагается на силу оружия для защиты своего учения. Однако мы видим, что Пророк никогда не был зачинщиком враждебных действий кого бы то ни было; будь это еврей, или êóðàéøи, или византийцы. История доказывает, что все войны, которые велись Благороднейшим Посланником, мир ему и благословение, были оборонительными и преследовали цель ответить на нападение врага, за исключением тех случаев, когда мусульмане, будучи убежденными в том, что враг упорствует в своей агрессивности и предательстве, соответственно брали на себя инициативу самозащиты. В следующих строках из Корана объявляется и узаконивается первичная причина газавата - ответ на агрессивные нападения врага: "Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине, Аллах может помочь им, тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: "Господь наш — Аллах" (22; 39-40); "Сражайтесь на пути Аллах с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, — поистине, Аллах не любит преступающих" (2:190); ''А если они нарушили свои клятвы после договора и поносили вашу религию, то сражайтесь с имамами неверя, — ведь нет клятв для них, — может быть, они удержатся" (9; 12), Имели ли мусульмане оружие в самом начале Ислама, когда политеисты начали широким потоком обращаться к Исламу? Начинали ли мусульмане войну для того, чтобы распространять и пропагандировать религию Бога. Каждый знает, что в самом начале, еще будучи далеки от нападков на группы людей и народов, мусульмане сами являлись жертвами нападения. Более того, если предположить, что первые мусульмане приняли Ислам, не понимая его правдивости, то последующие поколения совсем не обязаны были следовать им, именно глубина Божественного учения выделила их веру, в соответствии с любовью, волей и свободным выбором. Если мы примем тот факт, что Ислам насаждался среди людей принудительно и угрозами, то отсюда следует вывод: обращение в Ислам было насильственным и принудительным там, где не был силен Ислам. Мы видим, однако, что Ислам давал людям выбор: либо принять Ислам, либо просто согласиться с его главенствующими постулатами, сохраняя при этом свою собственную религию. Если бы Ислам не уважал свободу мнения, он никогда не мог бы иметь второй возможности. Ислам никогда не пользовался своим преимущественным положением, с позиций силы для того, чтобы заставлять людей принять религию Бога. Ислам обратился к военной помощи и начал вооруженную борьбу в то время, когда люди, лишенные свободы мышления, отрицали возможность выбора правильного пути, Ислам объявил войну, чтобы уничтожить притеснения тиранов, препятствующих призыву Ислама и ограничивающих мысль человеческую. Только тогда массы людей в атмосфере свободы могли бы выбрать абсолютно свободно истинный путь в жизни. Если бы Ислам не поступил так, правда была бы задушена в колыбели. Для того, чтобы религия, считающая своей главной целью счастье человека и желающая направить все, связанное с человеком, для достижения его возвышенной цели, и для того, чтобы люди, способные понять и принять религиозное учение, могли войти с ним в контакт, не сталкиваясь при этом с препятствиями, должна обладать доминирующим положением. Очевидно, что сила может быть побеждена только силой. Упрямые правители êóðàéøа желали использовать незнание и слабость людей, чтобы продолжать управлять их судьбами, их собственностью и честью и навсегда сохранить невежественные обычаи, которые лежат в основе их наследственного правления. Они не могли вынести того влияния все еще не сильно распространенной религии, которая сжимала их за горло и изгоняла с их тронов высокомерие и самопоклонение. Они хорошо понимали, что распространение Ислама полностью разрушит их устаревшие и уже вредные обычаи и всю их напыщенность и величие. Следовательно, они подняли всех своих людей для сражения против этой религии и законов, которые она принесла. Возможно ли было, чтобы Ислам отвечал на подобные идеи и подстрекательства только логикой и доказательством? Если какая-то группа людей пытается создать правительству трудности, поднимая мечи и разжигая повсюду огонь, может ли в данном случае правительство спасти себя, не прибегая к военной силе? Как еще может оно уничтожить негодяев? Поэтому Коран говорит: "Сражайтесь с ними, пока не будет более искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху. А если они удержатся, то нет вражды кроме как к неправедным" (2;193). Никто не станет отрицать, что в подобных случаях в конечном счете необходимо прибегнуть к оружию, так как беспорядок, испорченность и нарушения прекратятся только тогда, когда сверкающий меч и руки негодяев, держащие его, будут разъединены. Таким образом, Ислам не является религией нарушений и войны, и Пророк Господа не является тем, кто стремится уничтожить врагов в сражении, если имеются другие средства. В то время, когда мусульмане страдали и мучились от политеистов, Божье распоряжение поручило им освободить все угнетенные массы от хватки жестоких тиранов и очистить окружающий их мир от всех форм рабства и господства, обращаясь за помощью к военной силе. Только так могло вновь появляющееся Исламское общество продолжать расти и развиваться в свободе. Коран говорит: "Почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых мужчин, и женщин, и детей, которые говорят: "Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от тебя покровителя и дай нам от тебя помощника?" (4;75). Сражение, упоминавшееся здесь, было войной, которая велась против угнетателей, борющихся против Бога, о чем свидетельствует притеснение человечества и лишение его доли справедливости и света, содержащихся в религии Бога. Это противостоит тем войнам, которые велись завоевателями, известными нам из истории, о ком нельзя сказать, что они боролись ради правосудия, равных человеческих прав и счастья для всего человечества. Разве цель Мухаммада, да будет ему мир и благословение, была такой же? Вовлекал ли он людей в кровопролитие, чтобы удовлетворить свои капризы и чтобы люди почтительно склонились только перед его величием и могуществом и чтобы он мог завладеть их собственностью в своих личных целях? Разве завоевания не преувеличивают надменности и самопоклонения, и разве не присваивают трофеи войны для приумножения богатства правители? Однако человек может быть невежественным и несправедливым, но никто не может приписать это Пророку Ислама. Существовать в каждом носителе Божественного послания — это значит существовать и проявляться в Пророке Ислама. |